Ударные инструменты с определенным звуком. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Ударные инструменты с определенным звуком.

2020-05-07 120
Ударные инструменты с определенным звуком. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Колокольчики (ит. Campanelli, нем. GlocKenspiel).

Колокольчики состоят из ряда настроенных по хроматической гамме металлических пластинок, заключенных в деревянный ящик. Звук извлекается двумя деревянными молоточками. Тембр колокольчиков нежный, звенящий.

Ксилофон (ит. Silofono, нем. Xylophon)

Ксилофон состоит из ряда деревянных брусочков, подобранных по хроматической гамме; бруски соединены шнурком и расположены на столе, на соломенных жгутах. Играют на ксилофоне двумя деревянными молоточками, выточенными в форме ложечек. Тембр

ксилофона сухой, потрескивающий.

  Челеста (Celesta).

В челесте молоточки клавишного механизма, обтянутые фильцем, ударяют по металлическим пластинкам. Для продолжительности звука под пластинками помещены деревянные резонансы в виде ящичков. Внешне челеста похожа на маленькое пианино

    

19. Клавишно-щипковые инструменты.

  «Звучащим телом» в щипковых инструментах являются струны. Звук извлекается щипком пальцев или плектром (медиатором). Из этого семейства инструментов наибольшее применение в симфоническом оркестре имеет арфа. По своей конструкции арфа — наиболее сложный из музыкальных инструментов.

   Арфа имеет форму большого треугольника, внутри которого натянуты струны различной длины. Объем арфы (Агра) от контр «до» до фа 4-й октавы по диатоническому звукоряду гаммы до-бемоль-мажор. До второй половины прошлого столетия арфа была столь несовершенна, имея в своем звукоряде только диатонические гаммы, что се применение сводилось в основном к арпеджированному аккомпанементу или к исполнению простеньких мелодий с аккомпанементом. Изобретенный в последние годы прошлого столетия механиком Эраром (Франция) педальный механизм дал возможность производить на арфе различные модуляции и исполнять весьма сложные произведения. Механизм арфы вкратце сводится к следующему.

В нижней части инструмента, в особых вырезах, находятся семь педалей, по количеству семи основных звуков. Строй арфы до-бемоль-мажор. Исполнитель изменяет

настройку арфы движением педалей, действуя нажимом обеих ног. Каждая педаль может повышать один звук во всех октавах на полутон и на целый тон. Это достигается нажимом педали на одну зарубку (на ½ тона) и на две зарубки (для повышения на 1 тон). Педаль, при ее нажиме на одну зарубку, приводит в движение особый механизм, вилку, находящуюся на верхней части арфы и зажимающую струну, заставляя ее звучать выше. Педали носят название тех звуков, которые они повышают или понижают. Следовательно, если все педали нажать по одному разу (на одну зарубку), строй арфы повысится на ½ тона, и мы получим гамму до-мажор. При дальнейшем нажиме на все педали и на вторую зарубку мы получим строй арфы до-диез-мажор. При использовании различных комбинаций педалей можно получить любые мажорные и минорные тональности. Помимо различной гаммообразной и арпеджированной техники, на арфе весьма часто употребляется особый эффектный прием — глиссандо по звукам септаккордов (всех уменьшенных, некоторых доминант и малых вводных). Этот прием достигается путем сведения к энгармоническому равенству некоторых струн арфы. Например, требуется

получить глиссандо по звукам следующего септаккорда:

Арфист приводит педали в следующее положение:

Педаль до-бемоль остается на месте (так как до-бемоль энгармонически равен си).

Педаль ре-бемоль опускается на одну зарубку (получается ре).

Педаль ми-бемоль опускается на две зарубки (полученный ми-диез энгармонически равен

фа).

Педаль фа-бемоль опускается на одну зарубку (получается фа).

Педаль соль-бемоль опускается на две зарубки (получается соль-диез, энгармонически

равный ля-бемоль).

Педаль ля-бемоль остается на месте.

Педаль си-бемоль опускается на одну зарубку (получается си-бекар).

Итак, некоторые из соседних струн имеют, по сути дела, одинаковую настройку, и исполнитель может скользить пальцем на протяжении всего звукоряда, не боясь встретить

звуки, чуждые названному септаккорду. Для такой перестройки требуется некоторое время (один— два такта в медленном темпе). Повышения же одного-двух звуков не требуют, обычно, каких-либо пауз, и исполнитель действует педалями во время исполнения без труда. На арфе возможно применение флажолетов, получаемых особым щипком, с одновременным прикосновением тыльной части руки к струне. Полученный флажолет звучит октавой выше основного звука. Обычно применяются однозвучные, двухзвучные флажолеты для каждой из рук. Партия арфы пишется на двух нотоносцах в скрипичном и басовом ключах. Исполнитель применяет при игре лишь четыре пальца каждой из рук (без мизинца).

  Из других щипковых инструментов изредка встречаются в симфоническом оркестре гитара, мандолина, балалайка и др.

      

Из клавишных инструментов, помимо описанной выше челесты, в оркестре иногда применяется фортепиано (рояль или пианино). В партитурах русских композиторов фортепиано часто применяется для изображения звуков древнерусского инструмента — гуслей.

Орган — духовой инструмент, в котором клавишный механизм открывает доступ воздуху в органные трубы, имеющие различный тембр. Орган имеет некоторое применение в партитурах западных и русских композиторов, особенно в тех сочинениях, в которых требуется изображение религиозных эпизодов протестантско-католической службы. Иногда орган применяют для усиления и поддержки звучности большого симфонического оркестра.

Программы некоторых сюжетов оперной и симфонической музыки требуют применения редких инструментов: старинных народных (свирелей, некоторых щипковых, ударных и т. п.) или исторических инструментов (виоль д'амур, клавесин и проч.), но их рассмотрение не входит в программу нашего курса.

 

20. Назвать строй и диапазон известного вам духового инструмента.

Флейта – строй до, диапазон Си малой окт. – До 3 окт.

Пикколо – на октаву выше записи. Диапазон по звучанию от d 2 октавы до h 4-й октавы.

Альтовая флейта – строй Фа, Соль (in G- более употребительная), диапазон от f до d 3 окт.

Гобой – строй До, диапазон h-Фа 3 окт..

Альтовый – строй Фа (английский рожок). e – h 2 окт.

Гобой д`амур строй Фа (встр. У Баха).

Гекельфон – басово-баритоновый гобой, звучин на октаву ниже.

Фагот – строй До, диапазон Си-бемоль контр. – ре 2 окт.

Контрфагот звучит на октаву ниже записи. Диапазон от С большой окт. – g 1 окт. по письму

Кларнеты:

In B и in A – от e до g 3 окт. (по письму)

Малый - строй Ми-бемоль зв. выше написанного. Диапазон как у кларнета in B

Альтовый – строй Фа

Бас-кларнет in B – на окт. ниже малого. Диапазон по письму от c - d 3-й октавы. По звучанию от B контроктавы до C 2-й октавы. Транспонирует в скрипичном ключе на большую нону ниже написанного, при записи в басовом ключе – на б.2 ниже написанного.

Саксофоны: диапазон у всех Си-бемоль малой – Фа 3

альтино - строй Ми-бемоль

сопрано – строй Си-бемоль

альт – строй Ми-бемоль

тенор - строй Си-бемоль на окт. Ниже

баритон – строй Ми-бемоль на окт ниже.

 

«Изучение родственных инструментов»

1 курс, 1-2 семестр

РАССМОТРЕНО: Председатель П(Ц)К __________   Требования  к текущему контролю по разделу МДК 01.05: «Изучение родственных инструментов»   УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УМР: _____________ Л.К. Соловьева «»____________
Цель: Оценка знаний и умений в соответствии с рабочей программой

Инструкция: Исполнить 1-2 произведения с учетом возрастающей трудности

Критерии оценки: «5» (отлично) Исполнено ярко, интонационно устойчиво, в целом соблюдены динамика, темп, ритм. Продемонстрировано хорошее освоение родственного инструмента, умение читать в разных ключах.  
  «4» (хорошо) Исполнено хорошо в целом, хорошим звуком, ощущение позиции устойчивое, с небольшими погрешностями в тексте и интонации.
  «3» (удовлетворительно) Исполнено неубедительно: значительные погрешности в тексте, интонировании, неуверенное ощущение позиций и тесситуры инструмента, звуковедение неряшливое
  «2» (неудовлетворительно) Полное незнание ключа, тесситуры инструмента, особенностей звукоизвлечения, текста изучаемых произведений, нюансировки.

 

 

Примерная программа 1 курс 1 семестр:

 

Альт:

1. Ф. Мендельсон. «Песня без слов»;

2. Б. Асафьев. «Гавот»

Скрипка:

А.Комаровский.Тарантелла;

Р.Глиэр. Анданте;

Контрабас:

1. А.Гедике Песня;

2. Н.Бакланова Хоровод.

 

Примерная программа 1 курс 2 семестр:

Альт:

1. Г. Гендель Соната до-мажор, 3 и 4 части;

2. К. Сен-Санс. «Лебедь».

Скрипка:

1. Ф.Крейслер. «Андантино в стиле Мартини»;

2. Н.Раков. «Тарантелла»;

 

Контрабас:  

1. Л.Бетховен Контрданс;

2. Дж.Перголези Ария.

 

«Аранжировка и переложение. Инструментовка».

3 курс. 6 семестр

Программный минимум:

Сделать аранжировку 4-6 произведений для различных составов.

РАССМОТРЕНО: Председатель П(Ц)К __________   Требования  к текущему контролю по разделу МДК 01.05: «Аранжировка и переложение. Инструментовка»   УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УМР: _____________ Л.К. Соловьева «»____________
Цель: Оценка знаний и умений в соответствии с рабочей программой

Инструкция: Сделать переложение для различных инструментальных составов и оркестра.

Критерии оценки: «5» (отлично) Соблюдены правила написания партий инструментов, партитур различных составов. Демонстрация глубоких знаний и умений, владение профессиональными навыками написания аранжировки. Способность к анализу, креативный подход к решению задач инструментовки.
  «4» (хорошо) Соблюдены правила написания партий инструментов, партитур различных составов. Демонстрируется умение  анализировать материал, однако, допускаются отдельные неточности и погрешности.
  «3» (удовлетворительно) Нарушение норм написания партитуры или партий отдельных инструментов, присутствуют неточности.
  «2» (неудовлетворительно) Нарушен порядок расположения инструментов, студент не показывает системных знаний. не разбирается в сути материала, Обнаруживает значительные пробелы в знаниях основных вопросов программного материала, допускает принципиальные ошибки.

 

   

               Примерный материал для инструментовки 6 семестр

 

 

- В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада, КV 525;

- В.А. Моцарт. Квартеты, сонаты.

- П.И. Чайковский. Детский альбом: Утренняя молитва; Зимнее утро; Камаринская.

- П.И. Чайковский. Серенада для струнного оркестра. Соч. 48

- Р. Шуман «Грёзы».

- В. Зиринг «Сказание».

- Дж. Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс».

- Н. Раков «Рассказ».

- С. Прокофьев «Прогулка».

- А. Эшпай «Перепёлочка».

- Р. Яхин «На ёлке у Гюзель».

- Форе Г. «Пробуждение»;

- Хиндемит П. «Размышление».

- Шостакович. Симфония №5  III ч.

- Б. Барток «Вечер у секеев»;

- Л. Бетховен. Соната №14 для фортепиано, ч.2;

- Л.Бетховен. Сонаты: №19, ч.1; №6, финал;

- И. Брамс. Симфонии № 3,4 (медленные части) Концерт для скрипки с оркестром (ч. 2);

- И. Гесслер Скерцо g-moll;

- Э. Григ. Соч.№43; «Птичка»;

- Э. Григ. Романсы: соч. 59 №2 Сосна, соч.39 №2 Тайная любовь;

- К. Дебюсси. Девушка с волосами цвета льна.

- Ф. Мендельсон.“Сон в летнюю ночь”: Ноктюрн

- В.А. Моцарт. Серенады для духовых (№№ 10, 11, 12)

- Н. Римский-Корсаков. Антар (начало 1 ч.)

- П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома»;

- П.И.Чайковский. Романсы: “Средь шумного бала”, “Мы сидели с тобой”;

- Ф. Шуберт. Соч.78 Соната Соль мажор: Менуэт:

- Р.Шуман пьесы из «Альбома для юношества».

- Бизе Ж.: Антракты из оперы “Кармен”, “Арлезианка”, Детские игры

- Глинка М.: Вальс-фантазия, “Князь Холмский”

- Прокофьев С.: Классическая симфония

- Чайковский П.: Сюиты №№ 1,3, Симфония № 3 (ч.ч. II и IV)

- Берлиоз Г.: Танец сильфов, Скерцо феи Маб (из “Ромео и Джульетты”)

- Бородин А.: Симфония № 1 (Анданте и Скерцо)

- Брамс Й.: Серенада ор. 16 для малого оркестра (ч. 1), Симфония № 3 (ч.ч. II и III)

- Лядов А.: 8 русских народных песен, 5 песен для голоса и оркестра, Скорбная песня (ор. 67), Волшебное озеро

- Мусоргский М.: Вступление к опере “Хованщина” (в редакции Н. Римского-Корсакова).

- Р. Вагнер.Траурный марш из оперы “Гибель богов”, увертюра к опере “Тангейзер”, увертюра “Риенци”                                                                                                                     - Р. Шуман Листок из альбома ор.99 №4.                                                                                                        - Э. Григ «Народная мелодия».                                                                                                - Н. Мясковский «Напев» ор.29                                                                                                   - Г. Свиридов «Зима».                                                                                                                


[1] См. 11 ключ ответа

[2] Образцы партитур малого и большого симфонического оркестра разных составов см. в учебнике Зряковского «Общий курс инструментоведения» - с. 18-20.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.