Монополия журнала «Всемирный следопыт» в советской периодике журналов путешествий — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Монополия журнала «Всемирный следопыт» в советской периодике журналов путешествий

2020-05-07 591
Монополия журнала «Всемирный следопыт» в советской периодике журналов путешествий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитию печати после революции в 1918 -1919 гг. предшествовало появление журналов разной тематики. С 1921 года журналы переживают массовое развитие. «Декрет о печати» 1917 запретил все буржуазные издания, также были запрещены многие организации и общества, такие как: «Русское общество туризма». С 1921 года советское правительство всерьез занимается туризмом, начинается активное строительство курортных баз, санаториев, лечебниц, пионерских лагерей, для детей создается «Бюро школьных экскурсий». В 1928 году на примере закрытого «Русского общество туризма» начинает свою деятельность «Общество пролетарского туризма ОПТ РСФСР», после переименованного во «Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий» его целью было создание познавательного отдыха. Поездками граждан СССР за границу занималось «Всесоюзное акционерное общество «Интурист». Путешествовать по миру теперь стало возможным для простого крестьянина.

Научная фантастика плотно вошла в жизнь советского человека. Фантастика отражала идеи о совершенстве науки. В журнале «Борьба миров» печатались приключения (романы и рассказы).

С 1925 года выходит в свет журнал «путешествий, приключений и научной фантастики» «Всемирный следопыт». «Название журнала произошло из того, что Всемирный следопыт», следует по следам революции и повествует о ее деяниях в увлекательной форме, потому что он пытливо исследует следы труда человека на земле, потому что он разгадывает загадки природы и ее феноменов вырывает у нее тайны, борясь тем самым с тьмой предрассудков, потому что пытливость и исследование является его основной задачей».

Журнал был зарегистрирован издательским обществом «Земля и Фабрика». Крупнейшее после Госиздата РСФСР, издательство художественной литературы «Земля и Фабрика», появилось в 1922 году под эгидой ЦК Союза Бумажников. Недавно пришедший в издательство писатель, Владимир Алексеевич Попов, взялся за редактирования журнала. Еще до выпущенного новым правительством декрета о запрете частных изданий, Попов служил в знаменитом издательстве Сытина, где издавал журнал «Вокруг света», толстый литературный ежемесячный «На суше и на море», детское издание Мирок», выходившее раз в месяц; а также «Журнал приключений» и «Вестник спорта и туризма». Во Всемирном следопыте Попову приходилось встречаться с авторами, править тексты, вносить корректуру, клеить макет журнала, заниматься продвижением нового издания. Новое правительство упрекало редактора в недостатке революционного материала, в том, что авторы публикуемых текстов не ругают прежнюю власть.

Окончательно облик журнала сложился к 1926 году, А4, 80 полос текста с черно- белыми иллюстрациями, в плотной красочной обложке.

В программу журнала входило: «1. Романы, повести и рассказы приключения русских и иностранных авторов, например был опубликован научно – фантастический роман «Маракотова бездна» А. Конан Дойля [Всемирный следопыт,№ 1, 1928], «Человек с Луны» приключения Н. Н. Минклухи – Маклай [Всемирный следопыт, №4, 1928]

2. Научная и социальная фантастика на крупные современные проблемы человеческой мысли, например: «Радио рассказ будущего» [Всемирный следопыт, №1, 1925], «Путешествие человеческого сердца вокруг света» [Всемирный следопыт, № 1, 1928] и т.д.

3. Революционная романтика, рассказы из истории революции, например: «Историко –революционная повесть» М.Зуева – Ордынца[ Всемирный следопыт, №1, 1928 ]

4. Трудовые приключения рабочих все возможных цехов разных стран и народов. Достижения в области производства.

5. Приключения в области борьбы человека со стихиями природы и животным миром. Будущие завоевания природы, например «Рассказ одного рабочего – металлиста» [ Всемирный следопыт,№ 1, 1925].

6. Очерки быта, нравов и труда различных народов СССР, дающие полную картину нашего союза и жизни народов, входящих в него, например: «Вершина Ленина» (географический очерк Н.Брио) [Всемирный следопыт, №1, 1925]

7. Путешествия и приключения на малоисследованным и отдаленным странам, островам. Страны и люди, их быт и т.п.

8. Приключения в воздухе. Фантастические и реалистические авиа – рассказы. Популяризация новейших достижений.

9. Очерки современных советских научных экспедиций, путешествий и географических исследований.

10. Охота на суше и на море в разных странах.

11. Морские повести и рассказы из плаваний по различным морям.

12 Обширный научно – популярный отдел, где найдут себе место статьи, очерки и заметки из области науки и технике, естествознания, географии, новейших географических открытий и т.д.

Начало XX века ознаменовалось расцветом фантастики в литературе. Интерес к жанру развивался посредством бурного предвосхищения в развитии техники и науки, в мечтах об исследовании космоса. Появлялись даже литературные кружки писателей фантастов – пробовал создать такое литературное объединение и М. А. Булгаков. Фантастика в советское время подражала таким писателем как Жюль Верн. Герберт Уэллс.

 Огромную часть публикаций фантастики можно было наблюдать на страницах «Всемирного следопыта».

С 1927 года «Всемирный следопыт» выпускает приложение - журнал «Вокруг света», десятидневный литературно - художественный журнал путешествий и приключений. Редактор журнала В. И. Нарбут, возглавлявший издательство общества «Земля и фабрика», был поэтом, прозаиком и критиком. Московский «Вокруг света» был создан в лучших традициях журнала при И. Д. Сытине. Например, оформление дизайна была очень похоже на дореволюционное издание. Журнал также публиковал статьи о достижениях Советской страны, например, рубрика «По советской земле», в ней рассказывалось об различных экспедициях. Освещались события в изучении северных полярных владений СССР, например, очерк «Наступление на Арктику» [Вокруг света, №2, 1930]. Редакция также оповещала читателя о развитии авиации, например, статья «Авиация в народном хозяйстве» [Вокруг света, №4, 1930].Страницы журнала были полны лозунгами, основанными на единстве партии. Новостям в мире науки из – за границы была посвящена рубрика «Всемирный калейдоскоп», например, заметка «Насекомые – звезды экрана» [Вокруг света, №7, 1930]. Публиковалась также научная фантастика, например, рассказы Ж. Верна. Здесь же был опубликован знаменитый роман А. Р. Беляева «Человек – амфибия». Роман произвел фурор у читателя, тиражи журнала резко возросли. Этот научно – литературный журнал был интересен массовому читателя, несмотря на преемственность Сытинскому изданию, журнал публиковал материалы по актуальным вопросам советских и зарубежных новостей в область науки и технике. В Ленинграде «Вокруг света» был журналом путешествий, открытий, революционной романтики, изобретений и приключений, выходил уже в издательстве «Красная газета». Выходил журнал два раза в месяц. Тираж составлял 60 тыс. экз., но уже в середине 1927 г. он поднялся до 75 тыс., а к сентябрю достиг 90 тыс. экземпляров.. П. И. Чагин, редактор журнала, сделал из «Вокруг света» орудие партийной пропаганды. Об этом свидетельствуют постоянные рубрики журнала: «Из революционного прошлого», «Наша переписка», «Мастера сюжетной прозы». В конце каждого номера публиковались ребусы и головоломки. В ленинградском журнале «Вокруг света» печатались материалы антирелигиозного характера, например, очерки: «Там где правят монахи» [Вокруг света, № 4, 1927]., «Министры отравители»[Вокруг света, №1, 1927], «Ворота несчастья» [Вокруг света, №1, 1930]. Также велась постоянная рубрика «Из революционного прошлого», где боевики – подпольщики печатали свои воспоминания, например, «Террористы на эшафоте» [Вокруг света, № 3, 1927]. Была опубликована трилогия, В. Тана «Старые и новые» посвящающаяся русской революции. Освящались зарубежные новости о достижениях в науки и технике.

Ленинградский «Вокруг света» стремился заинтересовать аудиторию астрономией и исследованиями о будущности развития космоса, радио и телевидения, например, «Кинотрюки» [Вокруг света, №1, 1927], «Октябрь.» [Вокруг света, №20, 1927], очерк о планете Плутон – Я. И. Перельмана: «Дирижабль Циолковский» [Вокруг света, № 35, 1930].

В 1930 году журнал вышел под лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», тираж журнала достигал 145 тыс. экземпляров.

В журнале также были опубликованы рассказы Конан Дойля о приключениях Шерлока Холмса: «История жилички под вуалью», «Приключение в усадьбе Шоском».

С 1928 года выходит еще одно приложение к журналу «Всемирный Следопыт» - журнал «Всемирный турист». Это было яркое, интересное издание о туризме и путешествиях. Редакция писала: «Теперь СССР, вместе с общим культурным подъемом трудящихся масс, туризм становиться явлением массовым. И в этом основном характерна черта советского туризма. В то время, как в других странах туризм почти не развит в рабочей среде, у нас туризм захватывает именно рабочие массы. Туризм – это самостоятельное и самодеятельное путешествие, имеющее цель – отдых и самообразование. Мы до сих пор очень мало знаем свою страну. Только великая революция, разбудившая массы к новой жизни, сдвинула изучение СССР с мертвой точки. Мы уверены, что большинство наших читателей станут туристами и совместно с нами будут, отдыхая и путешествуя, изучать СССР, его красоты, его естественное богатство, социалистическое строительство, жизнь и быт населяющих его народов. Ведь СССР занимает шестую часть всей поверхности суши земного шара, и одних только национальных групп насчитывает 52, всех же народов 190».

«Всемирный турист» видел своей целью знакомить читателя с наиболее интересными маршрутами для туристов, также получать сведения по экипировке, снаряжению. Лозунг журнала звучал так: «Хорошо сделанное путешествие стоит ряда прочитанных книг!»

Пика своей популярности журнал «Всемирный следопыт» достиг уже к 1929 году. «Всемирный следопыт» стал первым крупным капиталистическим предприятием в советской периодике путешествий. Журналом была проведена огромная работа:

- выпущены приложения к журналу – «Вокруг света», «Всемирный турист», «Библиотека Всемирного Следопыта»;

- открыты представительства для приема подписки, читательских писем и материалов к печати во много городах Советского Союза и за рубежом;

- тираж «Всемирного следопыта» достиг 170 000 экземпляров;

- регулярно проводимые литературные конкурсы открыли несколько новых талантливых авторов;

- каждые полгода устраивалось анкетирование читателей

- с 1927 года проводились читательские конференции, во время которых выступали писатели и артисты, проводились аукционы диковинок и альбомов работ художников журнала;

- организовано 12 экспедиций в разные части света – в Среднею Азию и Крым, на Урал и Кавказ, в Сибирь и Забайкалье. Сотрудники «Следопыта» посетили горный район Монче, а также Волчью, Ягодную, Медвежью и Салманскую тундры, где прежде не было ни одной экспедиции;

- на деньги, собранные по инициативе редакции журнала читателями был построен четырехместный самолет «ЗИФ».

В период НЭПа частные издания закрывались и тематика журнала изменилась под определением М. Горького: «Советской молодежи приключения не нужны». Через некоторое время Владимир Алексеевич Попов был уволен и журнал был закрыт.

Журнал «Уральский следопыт» выходит с апреля 1958 года. Создатели всегда считали его духовным преемником журнала «Всемирный следопыт», издававшегося в СССР в 1925—1930 годах. Издатель «Всемирного следопыта» Владимир Алексеевич Попов в 1935 году был приглашен в Свердловск, редактировать затеянный там журнал «Уральский следопыт», однако он был закрыт после 9-го номера. Один из сотрудников редакции, Борис Рябинин, впоследствии тесно сотрудничал и с воссозданным «Уральским следопытом».

«Уральский следопыт» посвящён путешествиям, исследованиям окружающего мира, поэзии, творчеству. В советские годы был одним из немногих изданий, всегда печатавшим фантастику. Редактором отдела фантастики был Виталий Бугров, сумевший превратить журнал в заочный центр советского фэндома. В 1963-1964 гг. проводился конкурс на научно-фантастический рассказ, а с 1975 по 1992 гг. проводились викторины для знатоков фантастики.

В период с 1920 по 1939 год, Е.Р. Пономаревым были выделены три типа советского путешествия – травелога:

1. агитационное путешествие – агитация советского строя и образа мыслей;

2. либеральное путешествие – прославление советских ценностей;

3. тоталитарное путешествие - стремление «подчинить Европу» советскими ценностями как единственно верными.

В 1940 году в СССР выходило всего 488 журналов. В период Великой Отечественной войны многие журналы были закрыты. «Вокруг света» не стал исключением, он был возобновил уже с 1946 года. В послевоенное время туризм восстанавливался и менял свою структуру. Это связанно было, прежде всего, с тем, что страна подверглась значительному разрушению. Туризм был лишен технической и материальной базы. Стали проводиться первые туристские мероприятия в рамках патриотической тематики, прославление народного подвига и героизма народа – победителя. Были приняты меры по восстановлению кадров в туристско – экскурсионной работе. Секретариат ВЦСПС постановил решение «…деятельность Туристско-экскурсионного управления ВЦСПС и его территориальных управлений с целью показа и ознакомления трудящихся с героикой Великой Отечественной войны, социалистическим строительством нашей Родины, ростом культуры народов, населяющих СССР, экономикой, географией, природными богатствами страны, популяризацией естественнонаучных знаний, а также пропагандой туризма как массового культурного отдыха трудящихся СССР».

Все путешествия разворачивались внутри страны, это повлияло и на трэвел – прессу. Снова возобновляет свою работу журнал «Вокруг света» под подзаголовком - «Географический научно – популярный и литературно – художественный журнал» под руководством писателей – фантастов В. А. Обручаева и И. А. Ефремова. Тиражи журнала растут, материалы становятся более качественными и разнообразными. Журнал открывал окно в мир своим читателям, которые жили под «железным занавесом». В журнале печатаются известные советские писатели и журналисты: И. Эренбург, К. Паустовский, В. Гроссман, Ю. М. Пришвин, С. Михалков, Л. Кассиль и др. В послевоенное время основная тема была посвящена Великой Отечественной войне и войне на Дальнем Востоке. Был опубликован материал о капитуляции Японии на американском линкоре «Миссури». Большинство текстов идеологизированы., например статья «Гавайи под гнетом американского империализма» [Вокруг света, №7,1950]. В статье автор сначала рассказывает о географическом положении островов, а затем переходит к рассказу о порабощении Гавайского народа, американскими завоевателями. После смерти И. Сталина журнал возглавил писатель В. С. Сапарин. Период оттепели влиял на содержание журнала, много нового в жизни приходилось на станицы журнала. В Хрущевский период советская страна переживала всплеск научных открытий и огромного строительства научных центров. Была открыта теория сверхтекучести В.Л. Гинзбурга, в 1954г. была открыта первая атомная электростанция, в 1961 советский летчик Ю.А. Гагарин – первым в мире совершает полет в космос. Именно этим темам были посвящены материалы журнала., например – статья «Звездными трассами» [Вокруг света, № 1, 1962], статья «Дважды встретивший зарю» [Вокруг света, № 4, 1981]. Идеологические тексты теперь печатаются под специальной рубрикой «Досье преступлений империализма». Тираж журнала с 1953 составил 130 000 экземпляров и к 1960 году достиг 180 000 экземпляров, что говорит о высокой популярности.

Ярким явлением 1966 года стало появление журнала «Турист», ежемесячного, иллюстрированного издания ВЦСПС.

Первый номер был посвящен теме Отечества. «Под знаком XXIII съезда Коммунистической партии, который наметит рубежи нашего движения вперед к коммунизму, определит основные направления дальнейшего развития народного хозяйства, повышения жизненного уровня советского народа, усиления оборонной мощи страны. Стройки новой пятилетки, красота и богатства родной природы, богатырские деяния советских людей, преобразующих страну своим трудом, богатство материальной и духовной культуры – все это входит в великое понятие Отечества, и обо всем этом пойдет речь на страницах нашего журнала. Молодые туристы, готовясь к 50 –летию Советской власти, считают своим долгом изучить героический путь первого в мире социалистического государства, чтобы свято хранить и продолжать революционные, боевые и трудовые традиции старших поколений. Журнал поведет рассказ о священных местах, овеянных славой Великого Октября, гражданской и Великой Отечественной войн. Освещение опыта развития туризма, помощь туристским организациям и общественности – тоже важная задача журнала. Специальный его раздел будет посвящен туристскому опыту наших зарубежных друзей. Разумеется, найдут свое место в журнале юмор и туристская песня, дневники и записки путешественников». [«Турист», 1966, №1]. В журнале публикуются песни, стихотворения о России. Основные рубрики: «Куда поехать в отпуск», «Руководство для начинающих туристов». «Наш объектив». Здесь был опубликован рассказ Владимира Солоухина «Кувшинка». На первых порах редакцию возглавил опытный журналист В.К. Хомуськов. В редакционную коллегию вошли председатель Центрального совета по туризму и экскурсиям А. Х. Абуков, его заместитель П. С. Пасечный, журналисты В. М. Песков и Е. Д. Симонов, писатель В.А. Солоухин. Перешла в штат журнала и любимица самодеятельных туристов Ю. М. Кирилова, уже имевшая среди туристской общественности свой авторский актив.

Журнал старался охватить весь спектр туристских проблем – и «плановые» (коммерческие) походы и экскурсии, и работа «туристических» организаций и баз, и краеведение, и спортивные путешествия. От номера к номеру журнал становился все более «своим», привычным, необходимым. Появлялись новые рубрики, расширялся авторский актив. Для «самодеятельников» любимыми стали рубрики «Сто путей – сто дорог», «Туристы – «Туристу», «Тропинка», «Техническое творчество туриста» и др. Радовали прекрасные фото, украшавшие страницы и обложки журнала. С 1973 года по настоящее время журнал возглавил авторитетный представитель самодеятельного туризма, мастер спорта Б. В. Москвин.

Первоначально журнал выходил тиражом 100 тысяч экземпляров, и постоянно тираж увеличивался. К концу 80-х годов ежемесячно издавалось более 200 тысяч экземпляров журнала. Редакция создала по всей стране широкую сеть постоянных корреспондентов. Активно публиковались в «Туристе» Анатолий Рогаткин (Ленинград), Эрнст Зеленин (Архангельск), Эдуард Якубовский из Свердловска (Екатеринбург) и другие журналисты, спортсмены, сотрудники туристских организаций. Редакция проводила конкурсы читателей, экспедиции спортивно-краеведческого характера.

В феврале 1992 года редакция получила письмо за подписью секретаря Совета ВКП (преобразованный ВЦСПС), в котором сообщалось, что ВКП не имеет более возможности выпускать журнал и готов отказаться от прав учредителя. Произошла перерегистрация журнала, его учредителями стали ОАО «ЦСТЭ» (президент В. Г. Пугиев) и АНО «Редакция журнала «Турист» (директор организации Б.В. Москвин). В состав редакционного совета, кроме В. Пугиева и Б. Москвина, вошли А.С. Вознесенский, Б.М. Бероев, В. П. Савиных, а с 2008 г. – Ю. Е. Мачкин.

В 1966 году выходит журнал «Путешествие в СССР», ежеквартальный журнал издается на русском, английском, французском, немецком языках. Издатель: Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР. Главный редактор: В. Чернов. Журнал был создан для зарубежного читателя. Материалы выполняли идеологическую функцию.

Журнал «Путешествия в Советский Союз» выходил четыре раза в год – летом и зимой, осенью и весной. В нем публиковались самые различные материалы: очерки, статьи, фоторепортажи, путевые заметки. «Читая наш журнал, вы сможете узнать о богатой природе СССР – самой большой страны мира, о достопримечательностях пятнадцати республик, входящих в Советский Союз, о фестивалях культуры народов СССР, о туристских центрах и районах, как уже известных тысячам людей за рубежом, так и совсем новых.». [«Путешествие в СССР,1966, №1]. В журнале публиковалась информация, полезная и туристским агентам и самим туристам, едущим в СССР, о новых гостиницах, мотелях, кемпингах, туристских маршрутах, курортах, искусстве, спорте и т.д. Также публиковались впечатления туристов от поездок в нашу страну.

Международный туризм стал за последние годы одной из самых массовых форм культурного обмена между странами и континентами. Свыше 105 миллионов туристов путешествовали в 1964 году по всему миру. В 1964 году число иностранных граждан, посетивших СССР, составило 1 млн. 33 тысячи человек. За десятилетие их число увеличилось вдвое. «Приглашаем в Советский Союз» Там же «Страна первых спутников и космонавтов рада посланцам доброй воли и широко открывает перед нами свои двери.

В каждом номере публикуется путевой очерк известного человека. Например, «Моя Москва» писателя, Сергея Михайлкова; «Ленинград любовь моя» Льва Успенского. Основные рубрики: достопримечательности, например, «Дорога ведет в Ярославль» [ Путешествие в СССР, №1, 1966] «Кижи Онежское чудо» [Путешествие в СССР, № 3, 1966]. Источники «живой воды» (туры на лечение); По музеям страны, например, «В гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне» [Путешествие в СССР, № 3, 1966]; Искусство и спорт: фото знаменитостей (Эдиты Пьехи, Олега Попова, Метислава Ростроповича, Майи Плисецкой); Наши гости говорят о Русской Зиме; Хроника Интуриста (Интервью с Люсей Савельевой, киноактрисы); Зимние моды.

Публикуются репродукции картин, интервью «Людмила Зыкина о песне и о себе). Для тех, кто будет путешествовать по СССР на машине, посвящена статья«На автомашине по СССР» [ Путешествие в СССР,№5, 1]. Редакция журнала видела основной целью издания – пропагандировать путешествия иностранцев в СССР, показать все самое лучшее, что есть в союзе.


Приложение 3. Список классических литературных текстов о путешествиях

1. Гомер. «Одиссея» (VIII в. до н.э.)

2. Поло Марко. «Книга о разнообразии мира» (1276 – 1291 гг.).

3. Никитин А. «Хождение за три моря» (1468-1474 гг.).

4. Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» (1719).

5. Свифт Д. «Путешествия в некоторые отдалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Ле́мюэля Гулливе́ра, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» (1726).

6. Стерн Л. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768).

7. Щербатов М.М. «Путешествие в землю Офирскую г-на С…швецкого дворянина» (1780-е гг.)

8. Левшин В.А. «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» (1784).

9. Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1784-1789 гг.).

10. Карамзин Н.М. «Письма русского путешественника» (1791-1792 гг.).

11. Батюшков К.Н. «Путешествие в замок Синей. Письмо из Франции к г. Д.» (1814-185 гг.).

12. Купер Ф. «Лоцман, или Морская история» (1823).

13. Стендаль. «Рим, Неаполь и Флоренция» (1826). «Прогулки по Риму» (1829). Записки туриста (1838).

14. Пушкин А.С. «Евгений Онегин» (глава 7-я, «Странствия Онегина», 1827) «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (1834). «Путешествие из Москвы в Петербург» (1833-1835 гг.).

15. Вельтман А.Ф. «Странник» (1830).

16. Муравьев А.Н. «Путешествие к святым местам в 1830 году» (1832).

17. Сенковский О.И. «Фантастические путешествия барона Брамбеуса» (1833).

18. Дюма А. «Записки учителя фехтования, или 18 месяцев в Санкт-Петербурге» (1840).

19. Гоголь Н.В. «Мертвые души» (1841) «Рим» (1842).

20. Анненков П.В. «Парижские письма» (1847-1848 гг.).

21. Герцен А.И. «Письма из Франции и Италии» (1847-1852 гг.).

22. Соллогуб В.А. «Тарантас» (1845)».

23. Гончаров И.А. «Фрегат «Паллада» (1852 – 1858 гг.).

24. Майн Рид Т. «В дебрях Южной Африки, или Приключения бура и его семьи» (1855). «Дикая жизнь, или Приключения на границе: Рассказ о первых днях в Техасе» (1856). «Юные охотники, или Повесть о приключениях в Южной Африке» (1856). «Охотники за растениями» (1858). «Морской волчонок» (1859). «В дебрях острова Борнео, или Приключения потерпевших кораблекрушение» (1870).

25. Тургенев И.С. «Поездка в Полесье» (1857).

26. Боткин В. П. «Письма об Испании» (1857).

27. Аксаков С.Т. «Детские годы Багрова-внука» (глава 5, 1858)

28. Достоевский Ф.М. «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863).

29. Верн Ж. «Путешествие к центру Земли» (1864). «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» (1866). «Дети капитана Гранта» (1868). «20 тысяч лье под водой» (1869-1870 гг.). «Вокруг света за 80 дней» (1872). «Таинственный остров» (1872-1873 гг.). «Михаил Строгов» (1876). «Пятнадцатилетний капитан» (1878). «Жангада» (1881).

30. Левитов А.И. «Степные очерки» (1865). «Жизнь московских закоулков» (1869). «Горе сёл, дорог и городов» (1874).

31. Готье Т. «Путешествие в Россию» (1867).

32. Твен М. «Простаки за границей, или Путь новых паломников» (1869). «Приключения Гекельберри Финна» (1884).

33. Лесков Н.С. «Очарованный странник» (1873). «Путешествие с нигилистом» (1882).

34. Мамин-Сибиряк Д.Н. «От Урала до Москвы» (1881-1882 гг.).

35. Стивенсон Р.Л. «Остров сокровищ» (1882). «Похищенный» (1886). «Потерпевшие кораблекрушение» (1892). «Катриона» (1893).

36. Чехов А.П. «Стража под стражей» (1885). «Степь (История одной поездки)» (1888). «Остров Сахалин» (Из путевых заметок). (1891-1893 гг.).

37. Станюкович К.М. «Морские рассказы» (1886 – 1902 гг.).

38. Успенский Г.И. «Письма с дороги» (1887).

39. Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки» (1889). «Трое на четырех колесах» (1898). «Русские, какими я их знаю (Люди будущего)» (1899).

40. Короленко В.Г. «В пустынных местах» (1890).

41. Елпатьевский С.Я. «Очерки Сибири» (1893).

42. Шелгунов Н.В. «Очерки русской жизни» (1895).

43. Киплинг Р. «Отважные капитаны» (1896). «От моря до моря» (1899).

44. Конрад Дж. «Сердце тьмы» (1902).

45. Лондон Д. «Морской волк» (1904). «Время-не-ждет» (1910). «Рассказы южных морей» (1911). «Сердца трех» (1916).

46. Розанов В.В. «Русский Нил» (1907).

47. Горький А.М. «Город желтого дьявола» (1907). «По Союзу Советов» (1928).

48. Шагинян М.С. «Путешествие в Веймар» (1914). «По советской Армении» (1950). «Зарубежные письма» (1964).

49. Рид Д. «10 дней, которые потрясли мир» (1919).

50. Уэллс Г. «Россия во мгле» (1920).

51. Арсеньев В.К. «По Уссурийскому краю» (1921). «Дерсу Узала» (1923).

52. Гессе Герман. «Сиддхартха» (1922).«Путешествие к земле Востока» (1932).

53. Толстой А.Н. «Аэлита» (1923).

54. Обручев В.А. «Земля Санникова» (1924).

55. Маяковский В.В. «Мое открытие Америки» (1925-1926 гг.)

56. Никулин Л.В. «Вокруг Парижа» (1929). «Письма об Испании» (1931). «Семь морей» (1936).

57. Мавр Янка. «Полесские робинзоны» (1930).

58. Паустовский К. Г. «Кара-Бугаз» (1931). «Колхида» (1933). «Бросок на юг» (1959-1960 гг.). «Книга скитаний» (1963).

59. Эренбург И.Г. «Англия» (1931). «Испания» (1932). «Мой Париж» (1933). «Испанский закал» (1938). «Кавказ» (1942). «Дорогами Европы» (1946). «В Америке» (1947). «Французские тетради» (1958). «Индия, Греция, Япония» (1960).

60. Ильф И., Петров Е. «Одноэтажная Америка» (1935-1936 гг.).

61. Жид А. «Возвращение из СССР» (1937).

62. Фейхтвангер Л. «Москва. 1937» (1937)

63. Житков Б.С. «Морские истории» (1937). «Что я видел» (1939).

64. Адамов Г.Б. «Тайна двух океанов» (1938).

65. Каверин В.А. «Два капитана» (1938-1944 гг.)

66. Симонов К.М. «Югославская тетрадь» (1945). «Письма из Чехословакии» (1945). «Славянская дружба» (сборник очерков) (1945). «Япония. 46» (путевой дневник) (1946). «Норвежский дневник» (1956). «В этом непростом мире» (1974).

67. Хейердал Тур. «Кон-Тики» (1948). «Ра» (1977).

68. Стейнбек Д. «Русский дневник» (1948). «Путешествие с Чарли в поисках Америки» (1962).

69. Боулз П. «Под покровом небес» (1949).

70. Бадигин Константин. «Путь на Грумант» (1953). «Покорители студеных морей» (1957).

71. Фоссет Перси. «Неоконченное путешествие» (1953).

72. Джек Керуак. «В дороге» (1957).

73. Смуул Ю. «Ледовая книга» (1958). «Японское море, декабрь» (1963).

74. Ферсман А.Е. «История одной тропы: из истории Кольского полуострова» (1959).

75. Ален Бомбар. За бортом по своей воле (1959).

76. Конецкий Виктор. Завтрашние заботы (1961). Путь к причалу (1962). Соленый лед (1969).

77. Гранин Д. А. «Неожиданное утро» (1962). «Примечания к путеводителю» (1967).

78. Сигунов Петр. «Сквозь пургу» (1963).

79. Хемингуэй Э. «Праздник, который всегда с тобой» (1964).

80. Песков В.М. «Край света» (1967). «Путешествие с молодым месяцем» (1969). «Земля за океаном» (1975-2007 гг.). «Таежный тупик» (1983).

81. Нагибин Юрий. «Не дай ему погибнуть» (1968).

82. Овчинников В. В. «Ветка сакуры. Рассказ о том, что за люди японцы» (1970). «Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах» (1980).

83. Карлос Кастанеда. «Путешествие в Икстлан» (1972).

84. Ауэзов М. «Моя Индия» (1973).

85. Эмин Г. «Семь песен об Армении» (1974).

86. Друцэ И.П. «Хлеб, любовь и мужество» (1974). «Моцарт в конце лета» (1974).

87. Роберт Пёрсиг. «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» (1974).

88. Окуджава Б.Ш. «Путешествие дилетантов» (1976).

89. Михайлов Н.Н. «Круг земной» (1976-1980 гг.).

90. Брюс Чатвин. «Тропы Песен» (1987).

91. Питер Мейл. «Год в Провансе» (1989).

92. Джон Кракауэр. «В диких условиях» (1996).


 

Приложение 4. Список фильмов о путешествиях и приключениях

1. «Шанхайский экспресс» (США, 1932, режиссер – Адольф Цукор)

2. «Это случилось однажды ночью» (США, 1934, режиссер – Фрэнк Капра)

3. «Искатели счастья» (СССР, 1936, режиссер – Владимир Корш-Саблин)

4. «Семеро смелых» (СССР, 1936, режиссер – Сергей Герасимов)

5. «Дети капитана Гранта» (СССР, 1936, режиссер – Владимир Вайншток)

6. «Остров сокровищ» (СССР, 1937, режиссер – Владимир Вайншток)

7. «Путешествие в Арзрум» (СССР, 1937, режиссеры – Моисей Левин, Борис Медведев)

8. «Волга-Волга» (СССР, 1938, режиссер – Григорий Александров)

9. «Дилижанс» (США, 1939, режиссер – Джон Форд)

10. «Долгий путь домой» (США, 1940, режиссер – Джон Форд)

11. «Таинственный остров» (СССР, 1941, режиссер – Эдуард Пенцлин)

12. «Пятнадцатилетний капитан» (СССР, 1945, режиссер – Василий Журавлев)

13. «Поезд идет на Восток» (СССР, 1947, режиссер – Юлий Райзман)

14. «Море студеное» (СССР, 1954, режиссер – Юрий Егоров)

15. «Римские каникулы» (США, 1954, режиссер – Уильям Уайлер)

16. «Вокруг света за 80 дней» (США, 1956, режиссер – Майкл Андерсон)

17. «Два капитана» (СССР, 1956, режиссер – Владимир Венгеров)

18. «Тайна двух океанов» (СССР, 1957, режиссер – Константин Пипинашвили)

19. «Земляничная поляна» (Швеция, 1957, режиссер – Ингмар Бергман)

20. «Хождение за три моря» (СССР, Индия, 1958, режиссеры – Ходжа Аббас, Василий Пронин)

21. «Неотправленное письмо» (СССР, 1960, режиссер – Михаил Калатозов)

22. «Как был завоеван Запад» (США, 1962, группа режиссеров)

23. «Люди и звери» (СССР, ГДР, 1962, режиссер – Сергей Герасимов)

24. «Путь к причалу» (СССР, 1962, режиссер – Георгий Данелия)

25. «Париж глазами…» (Франция, 1965, группа режиссеров)

26. «Корабль дураков» (США, 1965, режиссер – Стэнли Крамер)

27. «Воздушные приключения» (Великобритания-США, 1965, режиссер – Кен Эннакин)

28. «Большие гонки» (США, 1965, режиссер – Блэйк Эдвардс)

29. «Начальник Чукотки» (СССР, 1966, режиссер – Виталий Мельников)

30. «Журналист» (СССР, 1966, режиссер – Сергей Герасимов)

31. «Долгая счастливая жизнь» (СССР, 1966, режиссер – Геннадий Шпаликов)

32. «Вертикаль» (СССР, 1967, режиссеры – Станислав Говорухин и Борис Дуров)

33. «Двое в пути» (США, 1967, режиссер – Стэнли Донен)

34. «Попутного ветра, «Синяя птица»! (СССР-Югославия, 1967, режиссер – Михаил Ершов)

35. «Похищенный» (ГДР, 1967, режиссер – Хорст Земан)

36. «Морские рассказы» (СССР, 1967, режиссеры – Александр Светлов и Алексей Сахаров)

37. «День ангела» (СССР, 1968, режиссер – Станислав Говорухин)

38. «Всего одна жизнь» (СССР, Норвегия, 1968, режиссер – Сергей Микаэлян)

39. «Беспечный ездок» (США,1969, режиссер – Дэннис Хоппер)

40. «Полуночный ковбой» (США, 1969, режиссер – Джон Шлезингер)

41. «Красная палатка» (СССР-Италия, 1969, режиссер – Михаил Калатозов)

42. «Золото Маккены» (США, 1969, режиссер – Джей Ли Томпсон)

43. «Сирена с Миссисипи» (Франция-Италия, 1969, режиссер – Франсуа Трюффо)

44. «Пять легких пьес» (США, 1970, режиссер – Боб Рафелсон)

45. «Баллада о Беринге и его друзьях» (СССР, 1970, режиссер – Юрий Швырев).

46. «Забриски Пойнт» (США, 1970, режиссер – Микеланджело Антониони)

47. «Остров сокровищ» (СССР, 1971, режиссер – Евгений Фридман)

48. «Похищенный» (Великобритания, 1971, режиссер – Делберт Ман)

49. «Семь невест ефрейтора Збруева» (СССР, 1971, режиссер – Виталий Мельников)

50. «Визит вежливости» (СССР, 1972, режиссер – Юлий Райзман)

51. «Агирре, гнев Божий» (ФРГ, Перу, Мексика, 1972, режиссер – Вернер Херцог)

52. «Рим» (Италия-Франция, 1972, режиссер – Федерико Феллини)

53. «Смерть в Венеции» (Италия-Франция, 1972, режиссер – Лукино Висконти)

54. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (СССР, 1973, режиссер – Станислав Говорухин)

55. «Невероятные приключения итальянцев в России» (СССР-Италия, 1973, режиссер – Эльдар Рязанов)

56. «Земля Санникова» (СССР, 1973, режиссеры – Альберт Мкртчян и Леонид Попов)

57. «Совсем пропащий» (СССР, 1973, режиссер – Георгий Данелия)

58. «Дерсу Узала» (СССР-Япония, 1975, режиссер – Акира Куросава)

59. «Капитан Немо» (телефильм, 1975, режиссер – Василий Левин)

60. «Пропавшая экспедиция» (СССР, 1975, режиссер – Вениамин Дорман)

61. «На край света» (СССР, 1975, режиссер – Родион Нахапетов)

62. «Профессия: репортер» (Италия, Испания, Франция, 1975, режиссер – Микеланджело Антониони)

63. «Золотая речка» (СССР, 1976, режиссер – Вениамин Дорман)

64. «Полоса тени» (Польша, 1976, режиссер – Анджей Вайда)

65. «Два капитана» (телефильм, СССР, 1976, режиссер – Евгений Карелов)

66. «Степь» (СССР, 1977, режиссер – Сергей Бондарчук)

67. «Ветер странствий» (СССР, 1978, режиссер – Юрий Егоров)

68. «Ярославна, королева Франции» (СССР-Польша, 1978, режиссер – Игорь Масленников)

69. «Новые приключения капитана Врунгеля» (СССР, 1978, режиссер – Геннадий Васильев)

70. «Похищений «Савойи» (СССР-Болгария-Польша, 1979, режиссер – Вениамин Дорман)

71. «Переход» (США-Великобритания, 1979, режиссер – Джей Ли Томпсон)

72. «Трое в лодке, не считая собаки» (телефильм, СССР, 1979, режиссер – Наум Бирман)

73. «Таежная повесть» (ССССР, 1979, режиссер – Владимир Фетин)

74. «Индиана Джонс: В поисках утерянного ковчега» (США, 1981, режиссер – Стивен Спилберг)

75. «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна» (телефильм, 1981, режиссер – Станислав Говорухин)

76. «Красные» (США, 1982, режиссер – Уоррен Битти)

77. «Остров сокровищ» (СССР, 1982, режиссер – Владимир Воробьев)

78. «34-й скорый» (СССР, 1982, режиссер – Андрей Малюкеов)

79. «Фицкаральдо» (ФРГ, Перу, ЮАР, 1982, режиссер – Вернер Херцог)

80. «Каникулы» (США, 1983, режиссер – Харольд Ремис)

81. «Красные колокола» (СССР, Мексика, США, 1983, режиссер – Сергей Бондарчук)

82. «И корабль плывет…» (Италия, 1983, режиссер – Федерико Феллини)

83. «Семен Дежнев» (СССР, 1984, режиссер – Николай Гусаров)

84. «Поездка в Индию» (США-Великобритания, 1984, режиссер – Дэвид Лин)

85. «Время отдыха с субботы до понедельника» (СССР, 1984, режиссер – Игорь Таланкин)

86. «Роман с камнем» (США-Мексика, 1984, режиссер – Роберт Земекис)

87. «Берег его жизни» (СССР, 1984, режиссер – Юрий Соломин)

88. «Индиана Джонс и Храм судьбы» (США, 1984, режиссер – Стивен Спилберг)

89. «Парад планет» (СССР, 1984, режиссер – Вадим Абдрашитов)

90. «Челюскинцы» (СССР, 1984, режиссер – Михаил Ершов)

91. «Париж, Техас» (ФРГ, Франция, Великобритания, США, 1984, режиссер – Вим Вендерс)

92. «Большое приключение» (СССР, 1985, режиссер – Вячеслав Никифоров)

93. «Путешествие молодого композитора» (СССР, 1985, режиссер – Георгий Шенгелая)

94. «Жемчужина Нила» (США, 1985, режиссер – Льюис Тиг)

95. «В поисках капитана Гранта» (телефильм, СССР-Болгария,1985, режиссер – Станислав Говорухин)

96. «Из Африки» (США, 1985, режиссер – Сидней Поллак


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.