Минеральные вещества и их роль в клетке. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Минеральные вещества и их роль в клетке.

2020-05-06 134
Минеральные вещества и их роль в клетке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самостоятельная работа № 1

«Неорганические вещества клетки»

1.Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

Заполните кластер

По отношению к воде вещества бывают

 

 

Заполните таблицу  №1 «Вода»

Физико – химические свойства воды Биологическое значение
1.Растворитель для полярных веществ    
2. Обладает высокой теплоёмкостью    
3. Вода практически не сжимается    

Минеральные вещества и их роль в клетке.

Заполните таблицу  №2 «Минеральные соли»

Минеральные вещества клетки Примеры Биологическое значение
1.Важнейшие катионы клетки    
2. Важнейшие анионы клетки    
3. Минеральные вещества, находящиеся в клетке в неионизированной форме    

 

 

 

 

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

      

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

 

 Тема 1.1. Введение. Химическая организация клетки.

Самостоятельная работа № 2

«Органические вещества клетки»

 

Углеводы

· Какая особенность строения углеводов способствовала возникновению их названия?

· С какими особенностями строения связана энергетическая функция углеводов?

Заполните таблицу №3 «Углеводы»

Углеводы Состав Растворимость в воде Биологическая функция
Моносахариды: а) глюкоза б) фруктоза        
Дисахариды а) сахароза      
Полисахариды: а) крахмал; б) гликоген; в) целлюлоза        

 

Липиды

· Что такое липиды?

· Какая часть молекулы липида обладает гидрофильными, а какая гидрофобными свойствам?

  Заполните таблицу №4 «Липиды»

Липиды Состав Биологическая функция
Нейтральные жиры    
Жироподобные вещества: а) фосфолипиды;    
Воски: а) пчелиный; б) растительный    

Белки

Важнейшими биологическими полимерами являются белки, они являются необходимыми компонентами любой живой клетки. Белки состоят из остатков аминокислот, соединенных пептидной связью. Последовательность аминокислотных остатков называется первичной структурой белка.

Обычно полипептидная цепочка сворачивается с образованием более сложных структур: вторичной, образующейся благодаря водородным связям, и третичной, в образовании которой участвуют ионные, водородные, гидрофобные и дисульфидные связи. Несколько полипептидных цепочек могут образовывать четвертичную структуру. Пространственная конфигурация белка (т. е. его третичная и четвертичная структура) называется конформацией. Первичная структура определяет дальнейшую укладку белка.

Изучите материалы учебника, дополнительные информационные ресурсы.

Заполните таблицу №5   «Классификация белков по выполняемым функциям».

№ п/п Типы белков Функции белков Примеры
1. Структурные    
2. Ферменты    
3. Гормоны    
4. Двигательные    
5. Транспортные    
6. Защитные    
7. Запасные    
8. Токсины    

Заполните таблицу №6 «Уровни организации молекул белка».

Структуры белка Характеристика структуры белковой молекулы Химические связи, поддерживающие данную структуру
1.Первичная      
2.Вторичная    
3.Третичная    
4.Четвертичная    
 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

 

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

 

Тема 1.2. Строение и функции клетки.

Самостоятельная работа № 3

«Неклеточная форма жизни: вирусы»

Подготовьте реферат «Неклеточная форма жизни: вирусы» используя методические рекомендации по написанию реферата.  В содержание обязательно включите следующие пункты плана.

План

1. Кем и когда были открыты вирусы

- растений,

- животных,

- бактерий.

2. Дайте определение «бактериофаг».

3. Опишите строение вируса и выполните рисунок.

4. Опишите механизм проникновения вируса в клетку.

5. Заболевания, вызываемые вирусами

 

ДНК-содержащими РНК-содержащими
   

 

6. Какие системы у человека поражаются вирусами, и как организм может бороться с ними.

7. Гипотезы возникновения вирусов.

 

 

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

 

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

 

Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Самостоятельная работа № 4

«Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение».

Решите задачи.

Задача 1. Кодирующая цепочка молекулы ДНК имеет следующий порядок нуклеотидов:

А – Ц – Ц – А – Т – А – Г - Т – Ц – Ц – А – А - Г – Г – А …

Определите:

А) первичную структуру белка, закодированного в этой цепи.

Б) количество (в %) различных видов нуклеотидов в этом гене.

В) первичную структуру белка, синтезируемого после выпадения четвёртого нуклеотида в этой цепи.

Г) Какова длина (в нм) этого фрагмента ДНК?

Задача 2. Кодирующая цепочка молекулы ДНК имеет следующий порядок нуклеотидов:

 Ц – Т – А – Т – А – Г – Т – А – А –Ц – Ц – А - А …

Определите:

А) первичную структуру белка, закодированного в этой цепи.

Б) количество (в %) различных видов нуклеотидов в этом гене.

В) первичную структуру белка, синтезируемого после выпадения четвёртого нуклеотида в этой цепи.

Г) Какова длина (в нм) этого фрагмента ДНК?

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

Самостоятельная работа № 5

«Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние».

   Подготовьте реферат «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние» используя методические рекомендации по написанию реферата. В содержание обязательно включите следующие пункты плана.

 

План

1. Открытие клетки (кем и когда).

Захарий Янсен

Роберт Гук

Антони ван Левенгук

2. Создание клеточной теории (какой внесли вклад).

Карл Бэр

Роберт Броун

Матиас Шлейдейн

Теодор Шванн

Рудольф Вирхов

Эрнст Геккель

3. Основные положения клеточной теории.

4. Современное состояние клеточной теории.

    

 

  Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись    

 

 

 

 

  Проверила: Закутаева Н.В.  

Тема 2.1. Размножение организмов.

Самостоятельная работа № 6

«Образование половых клеток и оплодотворение».  

 

Заполните таблицу.

Фазы мейоза События фазы
   
   
   
   
     
     
   
     

2. Укажите черты сходства и различия митоза и мейоза.

3. Какова биологическая роль мейоза?

 

    Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

   

 

 

 

 

  Проверила: Закутаева Н.В.  

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма.

Самостоятельная работа № 7

«Влияние окружающей среды и её загрязнения на развитие организмов».

 

       Подготовьте реферат на тему «Влияние окружающей среды и её загрязнения на развитие организмов»  используя методические рекомендации по написанию реферата. 

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

Тема 2.3. Индивидуальное развитие человека

Самостоятельная работа № 8

«Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребёнка».

Напишите эссе: «Почему алкоголь, наркотики особенно вредны для эмбриона?»

 

 

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

                                     

 

Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости.

Самостоятельная работа № 9

«Хромосомная теория наследственности».

 

1. Дайте определение понятия.

Группа сцепления –

 

· Что представляют собой группы сцепления генов?

· Что является причиной нарушения сцепления генов?

· Запишите основные положения хромосомной теории наследственности.

2. Решите задачу на взаимодействие аллельных генов, используя рекомендации по решению задачи.

 

ГРУППА КРОВИ ГЕНОТИПЫ
I(0) I0I0
II(A) IAIA, IAI0
III(B) IBIB, IBI0
IV(AB) IAIB

 

     Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача: выяснить, является ли мальчик, имеющийся в семье супругов Р., родным или приёмным. Исследования крови мужа, жены и ребёнка показало: жена – АВ(4) группа крови, муж – 00(1) группа крови, ребёнок – 00(1) группа крови. Какое заключение должен дать эксперт и на чём оно будет основано?

 

 

 

 
Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 
 

 

 

 

 

 
Проверила: Закутаева Н.В.  

Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости.

Самостоятельная работа № 10

«Современные представления о гене и геноме»

Дайте определение понятий.

Ген –

 

Генотип –

 

Геном –

 

· Чем определяется существующая специализация клеток?

· Какие обязательные элементы входят в состав гена эукариотической клетки?

· Приведите примеры взаимодействия генов.

 

Самостоятельная работа № 11

«Изменчивость: наследственная и ненаследственная»

Решите задачу.

У четырех разных эмбрионов в начале одного и того же гена про­изошли разные мутации.

Нормальная иРНК               Мутантная иРНК

АУГГГАУЦГ                         1.АУГГАУЦГ

                                                 2. АУГГГАЦЦГ

                                                 3. АУГГГАУУГ

                                                 4. АУГГГАУГГ

Используя таблицу генетического кода (Приложение №23), оп­ределите, какая мутация принесет наибольший вред, а какая —наименьший.

 

Выберите правильный ответ.

1. Модификационная изменчивость связана с изменением:

1) генотипа                               3) фенотипа

2) генофонда                             4) кариотипа

2. Мутации, приводящие к изменению числа хромосом:

1) генные                                  3) хромосомные

2) геномные                             4) соматические

3. Различные удои молока у коров одной породы в разных условиях ее держания — это проявление:

1) генных мутаций                  3) комбинативной изменчивости

2) хромосомных мутаций       4) модификационной изменчивости

4. Мутации, вызывающие изменения в отдельных генах:

1) генные                                 3) хромосомные

2) геномные                              4) соматические

5. Мутации отличаются от модификаций тем, что они:

1) сохраняются у потомков при исчезновении вызвавшего их фактора;

2) возникают одновременно у многих особей в популяции;

3) всегда имеют адаптивный характер;

4) обусловливают изменчивость.

6. Мутации в ДНК митохондрии — это пример мутации:

1) генной                                   3) внеядерной

2) хромосомной                       4) соматической.

 

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

Тема 3.2. Закономерности изменчивости.

Самостоятельная работа № 12

 «Генетика и здоровье человека»

Дайте определение понятий.

Генные болезни –

Хромосомные болезни –

2. Заполните таблицу.

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Название заболевания Генетические нарушения Проявление заболевания
       
       
       

 

Самостоятельная работа № 13

«Селекция: основные методы и достижения».

Самостоятельная работа № 15

«Развитие жизни на Земле»

 

    Составьте кроссворд по теме: «Развитие жизни на Земле» используя методические рекомендации по подготовке кроссворда.

 

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

      

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

 

Тема 4.2. История развития эволюционных идей.

Самостоятельная работа № 16

«Естественный отбор – главная движущая сила эволюции».

1. Дайте определение понятия.

Естественный отбор –

 

2. Заполните таблицу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

Форма отбора Характеристика Примеры
Стабилизирующий      
Движущий    
Дизруптивный (разрывающий)      

 

3. В каких условиях внешней среды действует каждая форма естественного отбора?

 

4. Правильно ли утверждение, что насекомые и грызуны – вредители сельского хозяйства – со временем привыкают к ядохимикатам? Какой процесс на самом деле имеет здесь место? Свой ответ обоснуйте.

 

5. Какая форма отбора привела к существованию в Австралии сумчатых и яйцекладущих млекопитающих?

 

 

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

 

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

 

Тема 4.2. История развития эволюционных идей.

Самостоятельная работа № 17

«Факторы эволюции».

 

1. Дайте определение понятий.

Популяционные волны –

 

Изоляция –

 

2. Какова эволюционная роль мутаций?

3. Что формирует скрытый резерв изменчивости?

4. Объясните, почему групповая изменчивость, обусловленная влиянием внешней среды, не имеет значения для эволюции?

5. На небольшом вулканическом острове Оаху, входящим в Гавайский архипелаг, имеет 25 долин, образовавшихся в результате извержений и землетрясений. В каждой из долин обитает свой вид улиток. Поскольку условия обитания на острове, расположенном вблизи экватора, стабильные, говорить о разности условий обитания в соседних долинах нельзя. Какие же факторы обеспечили столь большое видовое разнообразие?

 

6. Выполните тест.

А. Дрейф генов отражает:

1) проявление модификационной изменчивости

2) пространственную изоляцию вида

3) случайное изменение частот аллелей

4) экологическую изоляцию вида

Б. Элементарная единица эволюции – это:

1) вид

2) особь

3) популяция

4) подвид

В. Значение изоляций в процессе эволюции состоит в том, что они:

1) увеличивают численность особей популяций

2) создают генетическое разнообразие в популяциях

3) закрепляют и усиливают различия в генотипическом составе между популяциями одного вида

4) снижают генетическое разнообразие в популяциях.

 

 

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

 

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

 

Тема 4.3. Микроэволюция и макроэволюция.

Самостоятельная работа № 18

«Доказательства эволюции органического мира»

1. Что такое гомологичные органы? Приведите примеры.

2. Что такое рудименты и атавизмы? Приведите примеры.

3. Каковы причины появления в процессе эволюции у разных видов организмов аналогичных органов?

4. Заполните таблицу.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

Естественные науки Доказательства
Цитология и молекулярная биология  
Сравнительная морфология    
Палеонтология    
Эмбриология    
Биогеография    

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

Тема 4.3. Микроэволюция и макроэволюция.

Самостоятельная работа № 19

«Видообразование как результат эволюции».

Дайте определение понятия.

Видообразование –

2. Опишите три основных способа видообразования.

1-й способ……….

 

2-й способ……….

 

3-й способ……….

 

Заполните таблицу.

ПУТИ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

Видообразование Характеристика Примеры
Географическое      
Экологическое      

 

Познавательные задачи.

   Некоторые лососёвые рыбы нерестятся через год: в чётный – одна популяция, в нечётный год – другая. Популяции оказываются изолированными. Какая изоляция – географическая или экологическая – существуют в данном примере?

 

  Почему на Мадагаскаре нет типичных для Африки крупных копытных животных, высших приматов, но много видов лемуров, которые нигде больше не встречаются

 

 

 

    

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

 

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Тема 5.2. Человеческие расы.

Самостоятельная работа №20

Подготовка к итоговой контрольной работе

Рекомендации к выполнению работы.

Повторите материал по разделам:

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.

Раздел 2. Учение о клетке.

Раздел 3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма.

Раздел 4. Основы генетики и селекции.

Раздел 5. Эволюционное учение.

Раздел 6. История развития жизни на Земле.

Раздел 7. Основы экологии.

         На выполнение итоговой контрольной работы по биологии даётся 45 минут. Работа состоит из 2 частей и включает 20 заданий.

Часть 1-я содержит 16 заданий (А1-А16). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа из которых только один верный. За верное выполнение заданий выставляется 1 балл.

Часть 2-я включает 3 задания (В1-ВЗ): В1 - с выбором трёх верных ответов из шести, В2 - на определение последовательности биологических процессов, В3- на установление соответствия. За верное выполнение заданий выставляется по 2 балла. Для задания В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Для заданий В2, В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 балов во всех других случаях.

По результатам проверки подсчитывается суммарный тестовый балл, который переводится в оценку:

отлично – 22 – 20 баллов;

хорошо – 19 – 16 баллов;

удовлетворительно – 15 – 12 баллов;

неудовлетворительно – 11 – 0 баллов.

Контрольная работа хранится у преподавателя в течение 1 года.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ

Часть В.

В1. Распределите события в соответствии с фазами клеточного цикла.

СОБЫТИЯ ФАЗЫ МИТОЗА
1. Синтез белков и удвоение хромосом А) Профаза
2. Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления Б) Метафаза  
3. Образование новых ядер В) Анафаза
4. Расхождение хромосом к полюсам Г) Телофаза
5. Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны Д) Интерфаза  
1 2 3 4 5
         

В2. Соотнесите процессы, происходящие в клетке, с этапами энергетического обмена.

 

 

ПРОЦЕССЫ

ЭТАПЫ

 

1) Начинается с расщепления глюкозы

А) Бескислородный этап

 

2) Образуются 2 молекулы С3Н4О3

Б) Кислородный этап

 

3) Происходит в мембранах крист

 

 

4) Синтезируется 36 молекул АТФ

 

 

5) Одним из результатов является спиртовое брожение

 

1

2 3

4

5  

 

   

 

   
               

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

Тема 6.1. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.  

Самостоятельная работа №21

«Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах»

Самостоятельная работа № 22

«Роль живых организмов в биосфере»

  1. Изучите таблицу и заполните левый столбец, используя термины, приведённые ниже.

ФУНКЦИИ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА

Функции Характеристика
  Выделение и поглощение газов живыми организмами. В фотосинтезе поглощается СО2 и выделяется О2. В процессах дыхания поглощается О2 и выделяется СО2.Прии гниении органических веществ в атмосферу выделяются NH3 и H2S.
  Превращение вещества и энергии в живых организмах. Разложение органических веществ при автотрофном питании, расщепление готовых органических веществ и синтез новых гетеротрофов.
  Живые организмы способны накапливать различные химические элементы в виде органических и неорганических веществ. Например, моллюски аккумулируют кальций, губки - йод, радиолярии и хвощи – кремний.

Код (и - РНК) Приложение№23

 

 

Первое

Второе основание

Третье

 

Основание

Основание

 

 

У

Ц

А

Г

 

 

 

Фен

Сер

Тир

Цис

У

 

У

Фен

Сер

Тир

Цис

Ц

 

 

Лей

Сер

-

-

А

 

 

Лей

Сер

-

Три

Г

 

 

Лей

Про

Гис

Apг

У

 

Ц

Лей

Про

Гис

Apг

Ц

 

 

Лей

Про

Глн

Apг

А

 

 

Лей

Про

Глн

Apг

Г

 

 

Иле

Тре

Асн

Сер

У

 

А

Иле

Тре

Асн

Сер

Ц

 

 

Иле

Тре

Лиз

Apг

А

 

 

Мет

Тре

Лиз

Apг

Г

 

 

Вал

Ала

Асп

Гли

У

 

Г

Вал

Ала

Асп

Гли

Ц

 

 

Вал

Ала

Глу

Гли

А

 

 

   Вал

Ала

Глу

Гли

Г

                                                         

Самостоятельная работа № 1

«Неорганические вещества клетки»

1.Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

Заполните кластер

По отношению к воде вещества бывают

 

 

Заполните таблицу  №1 «Вода»

Физико – химические свойства воды Биологическое значение
1.Растворитель для полярных веществ    
2. Обладает высокой теплоёмкостью    
3. Вода практически не сжимается    

Минеральные вещества и их роль в клетке.

Заполните таблицу  №2 «Минеральные соли»

Минеральные вещества клетки Примеры Биологическое значение
1.Важнейшие катионы клетки    
2. Важнейшие анионы клетки    
3. Минеральные вещества, находящиеся в клетке в неионизированной форме    

 

 

 

 

 

Выполнил

Группа

Дата

Оценка

Роспись

 

 

 

 

      

 

 

Проверила: Закутаева Н.В.

 

 Тема 1.1. Введение. Химическая организация клетки.

Самостоятельная работа № 2

«Органические вещества клетки»

 

Углеводы

· Какая особенность строения углеводов способствовала возникновению их названия?

· С какими особенностями строения связана энергетическая функция углеводов?


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.409 с.