О двуперстном и троеперстном крестном знамении — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

О двуперстном и троеперстном крестном знамении

2020-06-05 150
О двуперстном и троеперстном крестном знамении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под маской старых обрядов

Сегодня врагом нашего спасения вновь поднята давно забытая тема старообрядчества. Мы, считая своим долгом не оказаться среди тех, кто молчанием предает Бога, провели небольшую беседу с двумя сведущими, на наш взгляд, в данном вопросе людьми. Это председатель Миссионерского отдела при реабилитационном Центре священник Иоанн Корниенко и преподаватель истории Валентин Степанович Проскурин.

Но здесь ведь содержится явное противоречие?

Историк В.С. Проскурин: Вы заметили совершенно точно. Старообрядцы допускают троеперстное сложение и в то же время считают что двуперстие - это догмат. Противоречий, лукавых изворотов и вообще явной лжи в этих поморских ответах предостаточно. Об этом писал еще в свое время митрополит Макарий Булгаков.

Когда спрашиваешь старообрядцев, почему о догматах Троицы, Христа, Божией Матери и прочих много писали Святые Отцы, но о двуперстии - не находим ни у одного, даже ссылка 31 правила Стоглавого Собора на блаж. Феодорита и Мелетия не подтверждается их писаниями, то обычно раскольники отвечают, что, мол, все писания о двуперстии утрачены. Но и само правило Стоглавого Собора не объясняет, что речь в нем идет о двуперстии, как осенении себя.

Это правило озаглавлено «О крестном знамении: како подобает архиереом и иереом рукою благословляти, и знаменатися прочим православным християном и поклонятися». Как видите, речь в нем идет не только об осенении себя, но и о том, как должны благословлять имеющие сан. Вначале правило говорит как раз об именословом благословении: «большой палец да два нижних перста в один совокупив, а верхний перст с средним совокупив, простер мало нагнув, тако благословити Святителем и иереом». Далее говорится, что «на себя крестное знамение рукою возлагати, двемя персты», но не говорится каким образом. Но в самом конце правила поясняется: «Два перста имети наклонна, а не простерта (т.е. прижата к ладони – ред.), а тех указ тако вообразует, две естестве – Божество и человечество, Бог по Божеству, а человек по человечению, а во обоем совершен, вышний перст образует Божество, а нижний человечество, понеже сошед от вышнии спасения нашего, тоже гбение протолкуется: преклон бо небеса сниде нашего ради спасения…».

О. Иоанн: Кстати, постановления Стоглавого Собора мы сейчас читаем в редакции старообрядцев, поэтому относиться к тому, что ими издано, надо с великой осторожностью.
В то время Русскую Церковь атаковали латиняне, которые крестились ладошкой, которую сначала полагали на левое плечо, а затем на правое. Это и послужило причиной возникновения на Соборе вопроса о благословении и осенении себя крестным знамением, и на нем было вынесено постановление, что вопреки латинским маханиям: «Аще кто двемя персты не благословляет, яко же и Христос, или не воображает двемя персты крестнаго знамения; да будет проклят, яко же Святии Отцы рекоша». Отцы четко пояснили, что если кто не благословляет именословным перстосложением (у латинян было в употреблении благословлять ладошкой), или же просто подает руку, как это делали латиняне, не изображая крестного знамения, да будет анафема.

О том, что для осенения себя крестным знамением надо складывать пальцы троеперстно, написано в книге «Скрижаль» Дамаскина, иподиакона Студита. Эта книга впервые была издана в 1568 г. в Венеции православными греками.

Неубедительным для старообрядцев оказалось даже троеперстное сложение святой десницы святого Апостола Андрея, которую Константинопольский Патриарх Парфений прислал в Россию в 1644 г.

О двуперстном и троеперстном крестном знамении

Дорогие братья и сестры!

Мы опубликовали этот материал, т.к. знаем, что в наше время нередко можно встретить наших же православных братьев и сестер, которые ходят в наши храмы и в то же самое время крестятся двуперстием, считая, что так правильнее.Так поступают даже те, кто считает себя монархистом, царским человеком и даже верноподданным. Но тогда, братья и сестры, ответьте только на один вопрос: "А как крестился наш Царь-искупитель Николай и его святая семья, взошедшая на Голгофу за весь русский народ?" Правильно. Троеперстием. Так неужели наши святые царственные мученники, удостоенные от Господа такой неизреченной славы, крестились неправильно? Нет и еще раз нет! Поэтому, если наш святой Государь Николай, как и все его предки из рода Романовых, крестился троеперстием, то и мы его подданные должны креститься как наш Царь - троеперстием. А если не так, то мы цареборцы и нарушители верноподданнической клятвы.

Ведь гонения царской власти на старообрядцев происходило не потому, что они не подчинялись Церкви и придерживались своих взглядов, а потому что они встали на путь борьбы, а подчас и физической, с царской властью и монархией как таковой. Поэтому старообрядческий раскол и дальнейшая борьба староверов с царской властью уже тогда (как и позже) являлась клятвопреступлением, т.е. попранием 1613 года Соборного Обета русского народа в верности роду Романовых до Второго пришествия Спасителя. Прочитайте еще раз Обет и посмотрите какие кары навлекают на себя цареборцы.                Неудивительно, что практически во всех староверческих ветвях и до ныне сохраняется крайне неприязненное отношение к царскому роду Романовых. А это есть страшный и тяжкий грех пред Богом!Поэтому, казалось бы внешнее (через двуперстное крещение) сопричисление себя к "правильным староверским христианам", делает нас ослушниками русских царей, а значит и Бога.

Вразуми нас Господи!

Старообрядцы укоряют нас за то, что мы слагаем три перста для крестного знамения, а не два, как они. Проще, за то, что мы молимся триперстно, а не двуперстно. Укоряя нас за это, они ошибаются, ибо триперстное сложение есть древнее и благодатную силу имеющее.

Что оно есть древнее, это видно из того, что православные христиане (кроме русских): греки, аравитяне, египтяне, грузины, сербы, валахи, молдаване, болгары, далматы, черногорцы и другие, часто отдаленные друг от друга местом жительства, различающиеся языком и образом правления, с незапамятных времен молятся крестом, слагающимся в знамение Святой Троицы из трех первых перстов правой руки, который они полагают сперва на чело, потом на перси, а затем на правое и левое плечо.

   И точно таким крестом молятся и все иноки святой Афонскойгоры, а также иноки, живущие по разным греческим островам, монастырям и скитам, иноки, спасающиеся в пустынях Палестины, Египта и Аравии. А что оно, триперстное сложение, есть сложение, благодатную силу имеющее, мы докажем старообрядцам следующими двумя случаями из жизни преподобного Серафима Саровского.

    Однажды привезли больную женщину к монастырской келий отца Серафима, внесли в жилище старца и положили на пол. Старец спросил: “Давно ли ты больна?” – “Три года с половиной”, – отвечала она. “Какая же причина твоей болезни?” – “Я была прежде, – сказала больная, – православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я долго не склонялась к их вере и все была здорова.
Наконец, они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала. После того вечером пошла я по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, даже опалило меня; я в испуге упала, меня начало ломать и корчить.
    Прошло немало времени. Домашние хватились, искали меня, вышли во двор и нашли – я лежала. Они внесли меня в комнату. С тех пор я хвораю”.”А веруешь ли ты опять в Святую Православную Церковь?” – “Верую теперь опять”, –отвечала больная.
Тогда отец Серафим сложил по-православному персты, положил на себе крест и сказал: “Перекрестись вот так, во имя Святой Троицы”. – “Рада бы, – отвечала больная,– да руками не владею”. Отец Серафим взял из лампады у Божией Матери “Умиление” елея ипомазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же она получила полное выздоровление.

В тот же день отец Серафим одну пришедшую к нему инокиню между прочим спросил:”Были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?” Инокиня отвечала утвердительно. Тогда он сказал ей: “Сходи на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности”. Инокиня так и сделала. Сказала и живым, чтобы они приняли православное перстосложение, и они точно послушались голоса отца Серафима, ибо знали, что он угодник Божий и разумеет тайны Святой Христовой веры.

 

                                                                     Другой случай

    Раз один поселянин, собираясь в Саров на богомолье, перед самым выездом получил такой жестокий удар, что потерял совершенно память, и его без сознания привезли в Саровскую пустынь.Здесь один послушник привел его к отцу Серафиму. Едва только они подошли к келии старца, больной уже почувствовал в себе облегчение: память и понимание понемногу снова начали возвращаться к нему, и он стал помнить все, что отец Серафим говорил и делал с ним вто время.
Он сначала благословил его и начертил на челе его крест маслом из лампады, потом дал ему несколько сухарей, а в заключение показал ему трехперстное сложение креста и сказал:”Милостив Бог! Молись Ему так, и со временем все это пройдет”. И действительно, немного спустя по возвращении больного домой он сделался совершенно здоров молитвами угодника Божия Серафима.

Из всего сказанного ясно, что триперстное сложение доя крестного знамения есть и древнее и благодатную силу имеющее. А ввиду сего, как говорится в предисловии к Псалтири:

“Твердо и неизменно да держимся древнейшего обдержательного всецерковного предания, во славу Пресвятой Троицы, треми первыми соединенными персты крестное знамение на себе полагающе, еже содержит Православная, Кафолическая, Восточная Церковь”.

Слагая же так персты, будем для спасения нашего, по совету святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, изображать крестное знамение на челе и на всем: “Да изображаем оное, говорит святитель, – на хлебе, который вкушаем, и на чашах, из которых пием; да изображаем его при входах, при выходах; когда ложимся спать и встаем; когда находимся в пути и отдыхаем. Оно есть знамение для верных и страх для злых духов. Аминь”.

Под маской старых обрядов

Сегодня врагом нашего спасения вновь поднята давно забытая тема старообрядчества. Мы, считая своим долгом не оказаться среди тех, кто молчанием предает Бога, провели небольшую беседу с двумя сведущими, на наш взгляд, в данном вопросе людьми. Это председатель Миссионерского отдела при реабилитационном Центре священник Иоанн Корниенко и преподаватель истории Валентин Степанович Проскурин.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.