Изучение видов печатной графики, их художественных особенностей — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Изучение видов печатной графики, их художественных особенностей

2020-03-31 193
Изучение видов печатной графики, их художественных особенностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целью данного раздела является изучение видов печатной станковой графики. Это необходимо, что бы определиться с техникой выполнения серии графических листов на тему данной дипломной работы. Основная задача достижения этой цели - это изучение художественных особенностей разных техник печатной графики.

Современное графическое искусство можно условно разделить на три основные группы: станковая графика, книжная графика, прикладная графика.

Именно к станковой графике относятся произведения графического искусства, имеющие самостоятельное значение. Они не связаны с литературным текстом (как, например, книжная графика) и не имеют узкого практического назначения (как, например, произведения прикладной графики). Станковой эта группа графики называется по аналогии со станковой живописью, произведения которой создаются на специальном станке - мольберте. Для станковой графики характерны широта тематики и разнообразие изобразительных средств. Чтобы разносторонне раскрыть избранную тему, графики нередко создают целые серии станковых произведений. Все листы таких серий объединены не только общей темой, но и приемами исполнения.

Станковая графика условно делится на рисунок и эстамп. Эстампом (от фр. estamper - штамповать, оттискивать) называется художественное произведение графики, отпечатанное с авторской печатной формы.

Звонцов В.Н. пишет: «Искусство эстампа достаточно молодое. Если зарождение живописи, скульптуры, рисунка, архитектуры теряется в доисторических эпохах, то время появления эстампа нам более или менее точно известно - это рубеж XIV-XV веков (на востоке, в Китае, гравюра возникла значительно раньше, но там она осталась локальным явлением, не вышедшим за пределы этой страны). И хотя основные разновидности эстампа имеют свои технологические прототипы, существовавшие в более ранние времена (для ксилографии это штампы, печати и набойка, для резцовой гравюры это ремесло золотых дел мастеров, для офорта - мастерские оружейников), эстамп в истинном смысле слова, как отпечаток на бумаге вырезанного на специальной доске изображения, появляется только в это время».

Эстамп обладает особым свойством, в наибольшей степени отличающим его от всех других видов художественного творчества. Это свойство - тиражность. По самому своему определению - отпечаток, сделанный с особым образом обработанной деревянной, металлической или каменной доски, - эстамп всегда существует в нескольких, а часто во многих экземплярах.

Художественная печать, или так называемый эстамп, четко разделяется на три вида:

. Высокая, или выпуклая, печать. Изображение оттискивается на бумагу с возвышающихся, выступающих мест печатной формы (как, например, в линогравюре, ксилографии, в гравюре на гипсе или в гравюре на картоне (принцип линогравюры, метод аппликации и если для создания рельефа используются различные материалы: клей, рельефная паста, песок)).

. Глубокая печать. Изображение оттискивается из углубленных мест печатной формы (как, например, в офорте или резцовой гравюре, гравюра на картоне (если используется метод прорезания, при котором пропечатывается глубокий слой)).

. Плоская печать. Оттиск производится с плоской, ровной поверхности печатной формы (как, например, в литографии, монотипии).

Для выбора техники печати графических листов на определенную тему, следует рассмотреть основные виды и их художественные особенности.

Рассмотрим техники высокой печати, среди которых ксилография (продольная и торцовая), линогравюра, гипсография.

Ксилографией называется гравюра на дереве (греч. «ксюлон» - дерево, «графо» - пишу, рисую). Существует два вида гравюры на дереве: обрезная (продольная) и торцовая (поперечная). Ксилография, в свою очередь, подразделяется на продольную и торцовые гравюры.

«Продольная, или обрезная, гравюра наибольшее распространение получила в Европе в XV - XVI веках и постепенно почти прекратила свое существование после изобретения в конце XVIII века Т. Бьюиком поперечной гравюры. Особую сложность представляет неоднородность древесины - выступы поперек волокон часто деформируются как при резьбе, так и при печати. В качестве материала используются как мягкие, так и твердые породы дерева, главное требование к которым - однородность древесины. Для продольной гравюры характерна некоторая жесткость, скованность линии. Однако если использовать особенности фактуры дерева и дать ему пропечататься, могут возникнуть совершенно неповторимые эффекты. В продольной гравюре всегда сохраняется характер материала - дерева»,- данное описание дает Зорин Л. Н в своей книге «Эстамп».

Так же Леонид Николаевич описывает и поперечную, или торцовую, гравюру, которая появилась в конце XVIII века в Англии и широко применялась весь следующий век. «Наиболее известные мастера гравюры XIX века Доре и Менцель были не граверами, а рисовальщиками. Интересным явлением была советская гравюра 20 - 30-х годов ХХ века. Фаворский, Павлинов и многие другие мастера счастливо совмещали в себе художника и прекрасного гравера. Технологически торцовая гравюра, в отличие от продольной, позволяет передать тончайшие детали, прекрасно держит штриховку и не скалывается. Гравюра режется штихелями сплошного сечения на поперечном срезе плотного дерева (груша, буе, самшит). Процесс гравировки не требует больших усилий. Поверхность среза великолепно поддается обработке, а если нужна пластина большого размера, то ее просто набирают и склеивают из нескольких прямоугольных кусочков. Основным приемом в торцовой гравюре является использование параллельных рядов штрихов прямой или клинообразной формы, идущих в самых разных направлениях. Прием этот тесно связан с самой техникой резьбы штихелем - линии фиксированной толщины при равномерном нажиме дает либо штихель прямоугольного сечения, либо клинообразного, а при изменении силы нажима штихель плавно зарывается в дерево, оставляя клинообразный след».

Далее рассмотрим линогравюру, она, так же как и ксилография, является разновидностью выпуклой гравюры. Сравнительно с другими видами гравюры линогравюра молода - она возникла, видимо, в конце XIX или в самом начале ХХ века, после того как вошел в широкий хозяйственный обиход линолеум, один из первых пластических материалов. Многие граверы по дереву сменили род печати при появлении нового материала. Среди них такие русские мастера как Н.А. Шевердяев, И.Н. Павлов, мастер цветной гравюры В.Д. Фалилеев и другие. Основным художественным преимуществом графики по линолеуму является контрастные отношения черного и белого. Изобразительные средства здесь лаконичны: черное и белое пятно, очень ограниченная штриховка, воспринимаемая тоже как цвет, черная и белая контурная линия.

К высокой печати так же относятся такие техники как гипсография, или гравюра на гипсе, и цинкография. Гравюра на гипсе является самой простой в технологическом отношении, но оттиски с гипсовых форм выглядят несколько грубовато, потому что края штриха часто скалываются, и тиражность их ограничена мягкостью материала. Цинкография так же является разновидностью гравюры, но она не очень отличается от офорта (только способом печати), и ее используют только в небольших типографиях как репродукционную технику.

Далее рассмотрим некоторые техники глубокой печати.

Офорт как самостоятельная техника гравирования возник в начале XVI века в Германии. Первые датированные оттиски офорта с травленых железных досок относятся к 1501 - 1507 годам и связаны с именем Д.Хопфера из Аугсбурга.

Клише для глубокой печати, и в частности для видов офорта, представляет огромную палитру технических приемов. И в зависимости от приема изготовления может называться сухой иглой, резцовой гравюрой, акватинтой, лависом и т.д.

По словам Зорина Л.Н., все это многообразие техник чаще всего называют «офортом», объединяя их по способу печати, хотя на самом деле офортом является лишь часть из них. Строго говоря, офорт (по-французски «о»- вода, «форте»- крепкая, т.е. кислота) - техника изготовления металлического клеше с помощью кислоты и вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Так что ни резцовая гравюра, ни сухая игла, ни меццо-тинто офортами не являются - в этих техниках кислота не применяется. Все эти техники объединяет только способ печати. Рассматривать способ печати каждой техники мы считаем не целесообразным, так как нас интересует художественная сторона вопроса.

Еще одной группой является плоская печать. Наиболее известной техникой плоской печати является литография, т.е. гравюра на камне. Графические листы в этой технике отличаются зернистой фактурой, слой краски не прощупывается, местами виден рыхлый штрих, границы пятен слегка расплывчаты.

Монотипия - еще одна графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Монотипией принято называть также произведение искусства, полученное путем перенесения изображения с не гравированной доски на бумагу при помощи пресса, вала офортного станка или путем прижатия бумаги к доске пластиной, линейкой или другими предметами. Слово монотипия произошло от греческого «monos» - один и «typos» - отпечаток.

Сегодня известно много самых различных манер монотипии: диотипия, акватипия, акваграфия, негативная монотипия, кляксография, флоротипия (термин предложен Л. Антимоновым), декалькомания.

По характеру изображения и способу печати монотипия близка к графическим техникам, по возможности получения оттенков цвета и колористическому богатству она не уступает живописи, а в получении фактур может превзойти графику и живопись.

Гравюра на картоне занимает смежное положение по отношению к высокой и глубокой печати. При глубоком прорезании материала формы ее можно отнести к высокой (принцип линогравюры, метод аппликации). Если же картон процарапывается или прорезается незначительно, тогда данный вид гравюры относят к глубокой печати.

Гравюра на картоне - особая графическая техника. Изобрел гравюру на картоне в 1924 году советский художник К.В.Кузнецов. Использование дешевого материала, получение с одной печатной формы абсолютно разных оттисков, богатство и разнообразие изобразительных средств, способствовали распространению этой графической техники. Гравюра на картоне по технике исполнения доступна для широкого круга любителей графики, позволяет художнику получать переходы от белого до глубокого черного цвета. При удачном выборе приемов гравирования получают мягкий, живописный оттиск.

Рельеф в гравюре на картоне создается различными способами: поверхность картона может процарапываться иглой, прорезаться резаком, кусочки картона могут наклеиваться, а могут и выбираться слоями из фона. Так же фон может проклеиваться разными клеями, что при печати может давать разнообразные фактуры, или просто светлые пятна. Эта техника печати художественна, образна, декоративна, непредсказуема, интересна в работе.

В итоге данного параграфа, следует отметить, что количество техник печати очень велико. Но в тоже время, исследуя их художественные особенности, всегда можно подобрать технику, подходящую замыслу предстоящей творческой работе.

В первой главе данной пояснительной записки автором работы была проведена исследовательская деятельность, были изучены материалы, дающие в дальнейшем представление о создаваемой серии графических листов. В первом параграфе рассматриваются эстетические представления о красоте и формирование образа роковой красавицы в эпоху модерна, а так же изучается особенности женского образа в плакатном творчестве Альфонса Мухи и орнамент Арт - Нову.

Во втором параграфе автором исследуются техники и технологии печатной графики, рассматриваются их художественные особенности. Результатом этого исследования является выбор одной из техник печати, обоснованный как ее техническими, так и ее художественно-образными характеристиками.


Глава 2. Практическая работа над проектом (создание графических листов)

 

Целью данной главы является решение ряда задач для выполнения творческого дипломного проекта по созданию серии графических листов на тему «Ты женщина, ты вечность, ты мгновение…» и рассмотрение итогов методического проекта занятий на тему «Женский аллегорический портрет», проводимого в детской художественной школе.

Приоритетными задачами для решения поставленной цели являются:

выявление основных аспектов выбора данной темы для дипломной работы, а так же выбор техники ее выполнения;

выполнение ряда поисков композиции графических листов, и разработка тонового решения в контексте выбранной техники печати;

выполнение картонов графических листов (в натуральную величину);

подготовка и выполнение форм для печати;

выполнение печати (пробная и итоговая);

подготовка работы к экспозиции, оформление;

проведение анализа методического проекта занятий на тему «Аллегорический женский портрет» в технике граттажа.

 

Художественная часть


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.