Лизинг в сельском хозяйстве: перспективы развития — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Лизинг в сельском хозяйстве: перспективы развития

2020-03-31 202
Лизинг в сельском хозяйстве: перспективы развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Поскольку лизинг в Республике Казахстан находится еще на стадии развития в структуре коммерческих лизинговых компаний преобладает высоколиквидное имущество, в первую очередь транспорт, сельхозтехника (рис.5).

Рис.5. - Структура имущества, передаваемого в лизинг в 2004 году.

Доля сельскохозяйственной техники составляет порядка 47%, половина которой финансируется за счет средств республиканского бюджета, другая половина за счет средств коммерческих лизинговых компаний. Положительные сдвиги в развитии сельского хозяйства, накопленный положительный опыт работы сельчан с лизингом при активной государственной поддержке, вызывают интерес в настоящее время и для лизинговых компаний, не финансируемых из бюджета.

В Казахстане в 2004 году структура передаваемого в лизинг имущества имеет тенденцию к увеличению доли производственного оборудования, как результат предоставления льготы по НДС при импорте оборудования по лизингу. Однако это увеличение незначительное и составляет всего лишь 6% против 5% в 2003 году.

По мнению руководителей лизинговых компаний, список включает не все позиции, востребованные в Казахстане, и является ограниченным. В структуре имущества, передаваемого в лизинг европейскими лизинговыми компаниями, по данным ассоциации Leaseurope, доля производственного оборудования составляет около 23%.

Рис.6. - Структура имущества, передаваемого в лизинг в Европе.

Огромной проблемой является вопрос привлечения инвестиций лизинговыми компаниями. Норматив Национального банка Республики Казахстан, устанавливающий максимальный размер риска на одного заемщика (так называемый К 3), препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство лизинговых компаний создано при банках и кредитуется в банках. Решение данного вопроса будет способствовать росту предложения лизинговых услуг на рынке и соответственно снижению ставок для лизингополучателя.

Следующей немаловажной проблемой, особенно для мелких крестьянских хозяйств является вопрос развития сублизинга. Необходимо отметить, что изменения в Закон о финансовом лизинге, четко определили сублизинг как разновидность финансового лизинга, однако применение норм налогового законодательства, предусмотренного для финансового лизинга не в полной мере распространяется на отношения сублизинга и сдерживают его развитие.

Немаловажным в вопросе привлечения инвестиций в страну является вопрос развития международного лизинга. Надеемся что, внесенные предложения МФК и АФК в законопроект по внесению изменений в НК, а именно освобождение международного лизинга от налога у источника выплаты, будут способствовать развитию данного вида лизинга.

Одним из отличительных признаков финансового лизинга является то, что право собственности на имущество, передаваемое в лизинг остается у лизингодателя (лизинговой компании), а лизингополучателю до момента выполнения им всех предусмотренных договором финансового лизинга обязательств передается только право владения и пользования. Сложность разделения составляющих права собственности вызывает неоднозначные подходы при регистрации транспортных средств, являющихся предметами лизинга.

На практике регистрация транспортных средств, являющихся предметами договора лизинга производится и на лизингополучателя и на лизингодателя. При этом оба варианта имеют недостатки, связанные с наличием риска снятия с учета автотранспорта лизингополучателем или сложностью процедур регистрации.

И последнее, необходимо чтобы лизинг был привлекателен в первую очередь для лизингополучателя, создание новых производств и обновление старых должно стимулироваться. Решение этой задачи возможно только при соответствующей амортизационной политике, а именно через внедрение механизма ускоренной амортизации для лизингополучателя. В качестве примера можно привести РФ, где по основным средствам, приобретенным через лизинг можно применять тройные нормы амортизации.

Исходя из указанных ранее проблем, предложения способствующие дальнейшему развитию лизинга выглядят следующим образом:

- Расширение Перечня оборудования, импорт которого освобождается от НДС при импорте и дальнейшей передаче в лизинг;

- Пересмотр пруденциального норматива К 3 для банков при кредитовании лизинговых компаний;

- Снятие ограничений по применению налоговых льгот в отношении сделок сублизинга;

- Внесение изменений в "Правила государственной регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Республике Казахстан", утвержденных приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 12 октября 1998 г. N 343 с учетом появления нового механизма приобретения автотранспорта, как финансовый лизинг.

- Предоставление права ускоренной амортизации для лизингополучателей на весь срок эксплуатации основных средств.

Решение указанных ранее проблем, особенно вопросов привлечения инвестиций в лизинг, будет способствовать ускоренному обновлению фондов в стране через механизм финансового лизинга.

По прогнозам лизинговых компаний исходя из данных 2004 г. уровень лизинга в нашей стране составит порядка 257 млн. Долларов США (см. график выше). В ближайшие 2-3 года объем лизинга в год достигнет уровня 600 млн. долларов США. Это примерно 5% в общем объеме инвестиций в основной капитал в стране. Т.е. мы достигнем уровня России. Как уже отмечалось выше, в развитых странах этот показатель составляет порядка 15 - 30%.

Предварительные расчеты показали, что если до 2010 г. будет выведено из эксплуатации до 80% морально устаревшей и физически изношенной техники, то в общей сложности на обновление машинно-тракторного парка сельского хозяйства потребуется инвестиций в объеме свыше 10 млрд. долл. США.

Недостаток финансовых средств не позволяет сельским товаропроизводителям осуществлять своевременную замену выбывшей техники и оборудования, а их низкая платежеспособность не позволяет приобретать необходимые технические средства, тем более современную зарубежную технику. Одним из выходов из создавшегося положения является лизинг сельскохозяйственной техники, который и предлагается осуществлять посредством банка-заемщика.

Основной целью программы лизинга является постепенное обновление парка сельхозтехники, внедрение передовых технологий в производство и повышение на этой основе эффективности возделывания сельскохозяйственных культур. В ходе выполнения этих целей решаются и другие задачи: восстанавливаются технологии производства путем обновления и пополнения технического парка машин и оборудования; создаются сервисные центры; организуется обучение механизаторов правилам эксплуатации новой техники; оказывается содействие местному уполномоченному персоналу в повышении уровня организации труда и управления финансами. Таким образом, лизинг выгоден всем его участникам, потому что является одним из эффективных и надежных инструментов инвестирования в средства производства. Он выступает связующим организационно-правовым звеном между финансовым и промышленным капиталом, изготовителями и потребителями промышленной продукции.

В связи с дефицитом необходимых объемов собственных средств сельхозтоваропроизводителей в ближайшей перспективе обеспечение сельскохозяйственной техникой на лизинговой основе остается одним из самых эффективных механизмов финансирования аграрного сектора.

Практика показывает, что в современных условиях из-за несовершенства действующего механизма лизинговых отношений финансовый лизинг больше привлекателен и доступен крупным зерновым компаниям и агроформированиям. это в свою очередь обусловливает необходимость введения дифференцированной шкалы ставок вознаграждения, взимаемых лизингодателями, исходя из финансовой состоятельности сельских товаропроизводителей.

Расчеты показывают, что средства, выделяемые сейчас из бюджетных средств на лизинговую программу (5-7млрд. тенге), крайне недостаточны для решения проблемы износа сельскохозяйственной техники и форсированного их обновления. Они не только не обеспечивают потребности села в технике, но не восполняют выбытие ее в результате физического изнашивания. Для решения данной проблемы целесообразно увеличение доли субсидируемой лизинговой техники в общем объеме ее поставок до 50-60% против 20-30% в настоящее время.

Одним из приоритетных направлений Агропродовольственной программы является развитие сельхозмашиностроения и масштабное обновление машинно-тракторного парка в аграрном секторе республики. В целях реализации поставленных задач Министерством сельского хозяйства был проведен детальный анализ состояния существующих предприятий сельхозмашиностроения. На основе этого анализа и была создана база данных по заводам и ремонтно-восстановительным предприятиям республики, ориентированным на выпуск сельскохозяйственной техники и запасных частей к ним, а также создана база данных расчетной потребности по запасным частям в разрезе областей.

На сегодняшний день данными предприятиями выпускается более 400 наименований машиностроительной продукции сельскохозяйственного назначения. И предприятия машиностроения имеют сегодня реальную возможность получить информацию о производстве или потребности сельхозмашин или запасных частей.

С 2000г. по 2004г. объем производства сельхозмашин, узлов и агрегатов и запасных частей составил около 12,0 млрд. тенге. из них внутреннее производство – 9,9 и внешнее – 2,1 млрд. тенге.

Основными приоритетными направлениями развития сельскохозяйственного машиностроения, которые вошли в Программу индустриально-инновационного развития, являются:

- Тракторостроение

- Моторостроение

- Уборочная техника (широкозахватные жатки);

- Посевная и почвообрабатывающая техника для возделывания зерновых культур;

- Семяочистительное оборудование;

- Машины для заготовки кормов;

-Развитие предприятий ремонтно-восстановительной системы.

Об этом говорит выделение 40,0 млн. долл. США из Банка Развития Казахстана на развитие моторостроения ("Костанайдизель") сроком на 15 лет. Приход инвесторов на бывшие заводы "Казахсельмаш", "Кормашзавод" (г. Астана) и организация на их базе производства посевной и кормозаготовительной техники. Налаживание на 6 заводах республики производства широкозахватных жаток, в частности:

- Петропавловский завод ТОО "Завод малолитражных двигателей" освоил сборку прицепной широкозахватной валковой жатки ЖВП-9,1 со 100% -м участием казахстанских предприятий;

- ТОО Корпорация "Казахсельмаш" (г. Астана) – сеялок СЗС-2,1, культиваторов КТС-7,4, погрузчиков ПФН-1, запасных частей к сеялкам и комбайнам;

- ТОО "Астана-Агропромтехника" возобновило производство сеялок типа СЗТ-2,1 и противоэрозионных почвообрабатывающих орудий: культиватора КПН-3,5, борон БТП-3,7, плугов – ПНС-4-35; 5-35; 8-35, освоено производство прицепных широкозахватных валковых жаток ЖВП-9;

- АО "Iсмер" (г. Астана) наладило производство комплекса машин для заготовки грубых кормов: косилки однобрусной КН-2,1, косилки двухбрусной КДФ-4,0, граблей ГПФ-6, ГПФ-12, пресс-подборщиков рулонных ПРФ-705, ПРП-1,6, погрузчиков ПФН-0,8, сеялок СЗ-3,6А, борон дисковых БДТ-7, лущильников ЛДГ-10, ЛДГ-15;

- АО "Тыныс" (г. Кокшетау) производит опрыскиватели ПСО-2000 и запасные части к жаткам; пневмогидроаккумуляторы к прицепным жаткам;

- ТОО "Агротехмаш" (г. Костанай) освоено освоено производство высокопроизводительных прицепных валковых жаток ЖВП-9,1 и ЖВПР-9,1. подборщиков ППТ-3А, сеноподборщиков "Тайфун", измельчителей соломы для комбайнов "Енисей" и "Джон Дир".

На сегодняшний день лизинг является одним из наиболее эффективных финансовых инструментов, позволяющим отечественным предприятиям приобретать и обновлять свои основные фонды, повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, снижать налоговые и оперативные издержки. Лизинг становится очень востребованным финансовым инструментом для развития экономики страны, так как имеет ряд преимуществ перед арендой, куплей-продажей и кредитом.

Одной из важной проблем в системе лизинговых отношений остается гарантийное и послегарантийное обслуживание переданной в лизинг сельскохозяйственной техники. Оно осуществляется в настоящее время дилерами заводов-изготовителей, в качестве которых выступают ряд казахстанских компаний и сами заводы - поставщики.

Вместе с тем из-за слабой ремонтно-обслуживающей базы лизинговых компаний техника зачастую поставляется без предпродажной подготовки машин и с серьезными техническими неполадками. Низкое качество сельхозмашин, частые поломки и отсутствие необходимых запасных частей приводят к недопустимым простоям, слабому размещению техники в лизинг среди товаропроизводителей, отказу от лизинговых услуг и расторжению договора по инициативе последних.

Проблему повышения эффективности оказываемых производственно-технологических услуг пытаются решить путем создания в стране сети машинно-технологических станций (сервисных центров) с привлечением средств инвесторов и последующей передачей им государственной доли. Такой подход не исключает опасность того, что создаваемые по бюджетной программе МТС в дальнейшем могут преобразовываться в чисто коммерческую структуру, преследующую собственную выгоду в ущерб экономическим интересам сельхозтоваропроизводителей.

Негативным фактором, создающим крестьянским хозяйствам массу неудобств при оформлении лизингового договора, является сбор и предоставление лизингодателю многочисленных обязательных документов с кредитной историей лизингополучателя. В связи с этим необходима выработка экономических мер по упрощению процедуры оформления лизингового договора. Одним из перспективных направлений при этом может стать распространение начатого в стране опыта передачи техники через перерабатывающие предприятия и их управляющие компании.

В связи с сохраняющимся высоким риском инвестирования средств в сельское хозяйство в стране слабо реализуется коммерческий лизинг, осуществляемый банками и другими финансовыми институтами за счет собственных и заемных средств. В целях исключения финансового риска коммерческий лизинг финансируется под 15-23% и минимальные сроки - до трех лет, что становится серьезным препятствием на пути получения техники на условиях лизинга.

Проблемы смягчения негативного влияния на цену лизинговых договоров высоких банковских ставок обусловливают необходимость также совершенствования механизма коммерческого лизинга в направлении предоставления (на конкурсной основе) государственных гарантий возврата средств коммерческим лизинговым компаниям или их кредиторам, компенсации части банковских процентов по кредитам, выданным лизинговым компаниям на осуществление лизинговых операций в АПК, страхования финансовых рисков по лизинговым сделкам и т.д.

С целью развития в сфере лизинга конкурентной среды бюджетные средства, предусмотренные для лизинговых проектов, целесообразно распределять между субъектами рынка лизинговых услуг на конкурсной основе. В настоящее время действующим законодательством предусмотрено проведение тендера только среди банков и компаний, имеющих лицензии на проведение некоторых видов банковских операций, что ограничивает доступ многих лизинговых компаний к бюджетным финансовым ресурсам.

Активизация лизинговой деятельности в стране позволит в определенной мере смягчить проблемы ограниченности финансовых средств, равномерно распределять затраты сельских товаропроизводителей на приобретение техники и оборудования, осуществлять лизинговые платежи по фиксированному графику и упрощенным договорным условиям и схемам, сблизить интересы государства и коммерческих лизинговых фирм, создать экономические и правовые условия, позволяющие снижение рисков и повышение привлекательности инвестиционных вложений в сельское хозяйство.

Таким образом, потенциал роста лизинга далеко не исчерпан, и нужно использовать все средства и возможности. Кроме того, переход компаний с 2005 года на МСФО означает то, что отчетность компаний будет более транспарентной, что опять таки немаловажно для инвесторов при выборе инвестируемой компании. Общая экономическая ситуация в Казахстане, переход на МСФО, совершенная законодательная база по лизингу делают Казахстан привлекательной страной для инвестирования.

Рост объемов лизинга будет способствовать развитию конкуренции между лизинговыми компаниями, а это является ключевым моментом в повышении качества услуг, снижении ставок по лизингу.

 

Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы в Республике Казахстан

 

Эффективность применения лизинга определяется в немалой степени уровнем разработки нормативно-правовой базы, регламентирующей лизинговый механизм, существующей системой бухгалтерского учета, уровнем налогового льготирования лизинга.

Нормативно-правовая база, регулирующая лизинговые отношения в Республике Казахстан, включает в себя:

Гражданско-правовое регулирование:

- Гражданский кодекс Республики Казахстан;

- Закон Республики Казахстан "О финансовом лизинге";

- Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Финансового лизинга".

2) Налоговое регулирование:

- Налоговый кодекс Республики Казахстан;

- Постановление Правительства Республики Казахстан "Об утверждении перечня основных средств, ввезенных лизингодателем в целях передачи в финансовый лизинг по договорам финансового лизинга, импорт которых освобождается от НДС".

3) Таможенное регулирование.

4) Принципы бухгалтерского учета лизинговых операций.

2004 год стал поворотным в развитии правовой базы, регулирующей лизинговые отношения. В Республике Казахстан законодательство, регулирующее вопросы лизинга, претерпело существенные изменения. В первую очередь это коснулось Налогового кодекса РК, а также Закона РК "О финансовом лизинге, изменения и дополнения к которому были подписаны Президентом Республики Казахстан 10 марта 2004 года.

Принятые поправки действительно улучшили климат для лизинговых операций. По прогнозам института Всемирного банка International в2005 году объем лизинговых инвестиций составит 170 млн. долларов, а к 2006 году – порядка 550 млн. долларов. Этот рост целиком связывают с изменениями, внесенными в лизинговое законодательство.

Наиболее значимыми поправками, внесенными в законодательство о лизинге, являются:

- определение лизинга, отвечающее МСФО;

- защита от налоговых потерь в случае истребования предмета лизинга в течение 36 месяцев финансовой аренды;

- возможность повторной передачи оборудования от одного клиента другому;

- уточнение определения сублизинга и возвратного лизинга;

- упрощенный внесудебный порядок истребования оборудования у лизингополучателя.

Существенным моментом, который сразу значительно расширит границы использования этого инструмента, стало изменение самого определения финансового лизинга (статья 2 Закона РК "О финансовом лизинге"). Новая редакция статьи приближает определение финансового лизинга к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и системе стандартов и принципов финансового учета, используемых в США (US GAAP). Аренда признавалась как финансовый лизинг только в случае соответствия одновременно двум условиям, важнейшим из которых является срок финансового лизинга. Он обязательно должен превышать 80% срока полезной службы предмета лизинга. Ограничение минимального срока лизинга в старой редакции статьи являлось основным из сдерживающих факторов развития лизинга в республике.

Теперь финансовым лизингом является "вид инвестиционной деятельности, при которой лизингодатель обязуется передать приобретенный предмет лизинга лизингополучателю за определенную плату и на определенных условиях во временное владение и пользование на срок не менее трех лет для предпринимательских целей.

Согласно Закона РК "О финансовых инвестициях" участниками лизинговой сделки являются физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, и юридические лица, выступающие в качестве лизингодателя и лизингополучателя, а также физические и юридические лица, выступающие в качестве продавца предмета лизинга. Лизингодатель – это участник лизинговой сделки, который за счет привлеченных и (или) собственных денег приобретает в собственность предмет лизинга и передает его лизингополучателю на условиях договора лизинга. В рамках одной лизинговой сделки, лизингодатель не вправе одновременно выступать в качестве другого его участника. Продавец – участник лизинговой сделки у которого лизингодатель приобретает предмет лизинга на основании договора купли-продажи или договора лизинга. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя предмета лизинга (возвратный лизинг). Лизингополучатель – участник лизинговой сделки, который принимает на условиях договора лизинга предмет лизинга для предпринимательских целей.

Старая редакция статьи предусматривала следующую классификацию:

- возвратный лизинг – разновидность лизинга, при котором продавец продает предмет лизинга лизингодателю с условием получения данного предмета лизинга в лизинг в качестве лизингополучателя;

- банковский лизинг – разновидность лизинга, в котором в качестве лизингодателя выступает банк;

- полный лизинг – разновидность лизинга, при котором техническое обслуживание предмета лизинга и его текущий ремонт осуществляются лизингополучателем;

- чистый лизинг – разновидность лизинга, при котором техническое обслуживание предмета лизинга и его текущий ремонт осуществляются лизингополучателем.

Данная классификация была дополнена следующими видами лизинга:

- вторичный лизинг – разновидность лизинга, при котором предмет лизинга, оставшийся в собственности лизингодателя в случае прекращения и расторжения договора лизинга;

- сублизинг – разновидность лизинга, при котором лизингополучатель (сублизингодатель) передает третьим лицам (сублизингополучателям) во временное владение и пользование для предпринимательских целей за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

Предмет лизинга, оставшийся в собственности лизингодателя, в случае прекращения или расторжения договора лизинга может быть использован лизингодателем для последующей передачи в лизинг другому лизингополучателю. При последующей передаче в лизинг такого предмета лизинга считается, что выбор продавца и предмета лизинга осуществлен лизингодателем.

При ликвидации или банкротстве лизингополучателя предмет лизинга подлежит возврату лизингодателю. При банкротстве лизингополучателя предмет лизинга не включается в конкурсную масс. Не допускается наложение ареста на предмет лизинга и его конфискация.

Таким образом, поправки, внесенные в закон о лизинге, четко регламентируют процедуры возвратного лизинга, вторичного лизинга и другие юридические вопросы лизингового процесса.

Коснулись изменения и вопросов налогообложения в сфере международного финансового лизинга. С 1 января 2004 года доходы нерезидентов из источника выплат в Республике Казахстан по договорам международного финансового лизинга не подлежат налогообложению, за исключением вознаграждения.

Кроме того, изменения в статью 94 Налогового кодекса РК позволяют лизингополучателям отнести суммы вознаграждения по лизингу в полном объеме на вычеты при определении налогооблагаемого дохода.

Порядок налогообложения корпоративным подоходным налогом суммы вознаграждения у лизингодателя сохранился. И в отличие от процентов по кредитам, полностью подлежит исключению из налогооблагаемого дохода, что потенциально дает возможность лизингодателям устанавливать более низкие процентные ставки по лизингу, чем по кредиту.

Сохранилось также право лизингополучателя по впервые введенным в эксплуатацию на территории республики основным средствам в первый год исчислять налоговые амортизационные отчисления по двойным нормам амортизации и таким образом уменьшить размер налогооблагаемого дохода.

Поскольку лизинг является видом инвестиционной деятельности, сохранилась возможность получения лизингополучателями инвестиционных налоговых преференций по корпоративному подоходному налогу и налогу на имущество согласно ст.138-140 Налогового кодекса и Закона "Об инвестициях".

Наиболее существенным изменением является освобождение от НДС импорта основных средств для последующей передачи в финансовый лизинг. Перечень таких основных средств утверждается Правительством РК. Более того, передача в финансовый лизинг основных средств, ввезенных лизингодателем в режиме импорта, согласно вышеуказанному перечню, а также освобождена от НДС.

Изменения и дополнения в статьи 216,217, 235 Налогового кодекса касаются вопросов уплаты НДС при возвратном лизинге. С 1 января 2004 года лизингополучатель (продавец) имеет право зачета всей суммы НДС по имуществу полученному в лизинг. До введения этой нормы зачет НДС по полученному в лизинг имуществу производился лизингополучателем частями по мере наступления срока лизинговых платежей.

Порядок налогообложения НДС суммы вознаграждения по договорам финансового лизинга остался прежним, предусматривающим освобождение от НДС указанных сумм.

В целом, сохранение прежних льгот по налогообложению лизинга, а также внесение вышеуказанных изменений создают благоприятную почву для развития лизинга в Казахстане, способствуют развитию здоровой конкуренции. И как следствие, - повышению качества лизинговых услуг, снижению ставок вознаграждений.

Международные эксперты подчеркивают тот факт, что Республике Казахстан первой в регионе удалось преодолеть барьер, препятствующий развитию лизинга. Однако несмотря на положительные изменения законодательства о лизинге, заинтересованные стороны (лизинговые компании, банки, инвесторы) планируют продолжать работу с законодательными органами с целью устранения прочих сдерживающих факторов. В первую очередь, это касается необходимости введения ускоренных норм амортизации. Кроме того, у нынешних лизинговых компаний возникла еще одна проблема, требующая разрешения. Суть ее в том, что свои дочерние лизинговые компании головные банки сегодня вынуждены рассматривать даже строже, чем обычных клиентов-заемщиков. Национальный банк Республики Казахстан мог учесть, что будучи дочерней структурой банка, лизинговая компания существенно снижает риски, что должно отражаться на определяемых процентных ставках. По сути, в этой разнице как раз могла бы "сидеть" маржа лизинговой компании, что помогло бы сделать лизинг более доступным инструментом для лизингополучателя.

В заключение следует отметить, что последние изменения законодательства о лизинге направлены на защиту интересов всех сторон. Создание благоприятной законодательной базы для развития лизинга в стране послужит импульсом для развития всего производственного сектора, что, кроме создания дополнительных рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в бюджет, позволит значительно снизить зависимость республики от сырьевого экспорта и будет способствовать дальнейшему росту производства.


Выводы и предложения

 

В системе мер, принимаемых государством по стабилизации и дальнейшему развитию агропродовольственного комплекса важнейшим направлением является организация лизинговой деятельности.

Преимущество лизинга в сфере агропродовольственного комплекса состоит в том, что он не исключает, а даже предполагает другие формы государственного регулирования, например налоговые и кредитные льготы. С помощью лизинга можно преодолеть дефицит сельскохозяйственных машин, приобретение новой техники, восстановления изношенных. Лизинг расширяет доступ к дорогостоящим машинам. Развитие системы агролизинга способствует:

- преодолению разброса цен сельхозтехнику и продукцию сельского хозяйства;

- расширению сбыта сельскохозяйственных машин и оборудования;

- повышению спроса на сельхозтехнику не только со стороны корпоративных аграрных коммерческих организаций и фермерских хозяйств, но и личных приусадебных хозяйств, садово-огородных товариществ, подсобных хозяйств промышленных предприятий;

- рациональному сочетанию интересов изготовителей машин, пользователей и лизингодателей.

В результате этого при лизинге возникает синтетический (умноженный) эффект, который обусловливается комплексом факторов:

- льготами, предоставляемыми сельскому хозяйству;

- включением лизинговой платы в себестоимость производимой продукции;

- использованием фьючерсных сделок на сельскохозяйственную продукцию;

- ускоренной амортизацией техники;

- снижением простоев техники и потерь при выполнении сельскохозяйственных работ.

Существенными особенностями развития агролизинга является возможность и потребность оплаты оказываемых по лизингу услуг в натуральной форме, т.е. путем встречной поставки производимой пользователем машин сельскохозяйственной продукции. Такая форма взаиморасчетов отвечает интересам как крестьян, так и государства или другого кредитора. Фьючерсные сделки позволяют организовывать сельскохозяйственное производство в условиях острого недостатка денежных средств, а расчеты за аренду техники произвести после уборки урожая. В связи с ростом цен на продовольствие агролизинг при фьючерсных сделках служит надежной защитой инвестиций в АПК и стабилизации продовольственного рынка.

Итак, агролизинг - это передача машин и оборудования потребителям с отсрочкой платежа. Являясь как бы дальнейшим развитием и разновидностью проката технических средств, в то же время он сходен с арендой материальных ценностей. По существу же агролизинг представляет собой передачу потребителю техники в долговременную аренду с оплатой ее стоимости по частям в течение двух и более лет. Пользователь (арендатор) выплачивает владельцу машин (лизингодателю) определенный процент за кредит, восполняет нормативную прибыль, а также стоимость оказанных услуг.

Таким образом, для сельского товаропроизводителя лизинг одновременно решает две важные проблемы: приобретение техники и ее финансирование. В результате обеспечивается конкурентоспособность крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях.

В общем случае в системе агролизинга участвуют изготовители (поставщики) машин, лизингодатели, пользователи (арендаторы – сельскохозяйственные товаропроизводители), инвесторы и финансово – кредитные учреждения, организации оптовой и розничной торговли, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, посредники, предоставляющие консультационные, сервисные, учебные и другие услуги.

Предложения способствующие дальнейшему развитию лизинга выглядят следующим образом:

- расширение Перечня оборудования, импорт которого освобождается от НДС при импорте и дальнейшей передаче в лизинг;

- пересмотр пруденциального норматива К 3 для банков при кредитовании лизинговых компаний;

- снятие ограничений по применению налоговых льгот в отношении сделок сублизинга;

- внесение изменений в "Правила государственной регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Республике Казахстан", утвержденных приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 12 октября 1998 г. N 343 с учетом появления нового механизма приобретения автотранспорта, как финансовый лизинг.

- предоставление права ускоренной амортизации для лизингополучателей на весь срок эксплуатации основных средств.

Решение указанных ранее проблем, особенно вопросов привлечения инвестиций в лизинг, будет способствовать ускоренному обновлению фондов в стране через механизм финансового лизинга.


Список источников

 

1) Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г № 269 - ⅩⅡ (с изменениями и дополнениями на 13 октября 2003 г).

2) Закон Республики Казахстан от 5 июля 2000 г. № 78-II "О финансовом лизинге" (с изменениями, внесенными Законами РК от 10.07.03г. №483-II; от 10.03.04г. №532-II)

3) Горемыкин В.А. Лизинг: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. – 944с.

4) Сагадиев К.А. Лизинг в Казахстане: теория и практика – Алматы: Балауса, 2000. – 225с.

5) Смагулов А. Лизинг: Учебное пособие. – Алматы: Балауса, 1996. – 176с.

6) Мэнсон Т, Цыганов А. Страхование лизинговых сделок в сфере малого бизнеса // Финансы - 2001. - №5 – с.118

7) Иссык Т. Проблемные аспекты развития лизинга в РК. // Экономика и статистика, 2003. - №1 – с.93

8) Данные "БТА-Лизинг". Почему лизинг стал выгодным. // Мир финансов. 2004-№8-с.7

9) Клисенко Д.В. Проблемы развития лизинга в РФ. // Финансы. 2004. - №1 - с.23

10) Рахимова С.А. Лизинг: проблемы и перспективы развития. // Банки Казахстана. 2004. - №1 – с.23

11) Комментируют международные эксперты. Лизинг: прогрессивный шаг законодателей. // Казахстанская правда, 31.12. 2003г.

12) Сокольский А. Это сладкое слово "лизинг". // Известия Казахстан 02.03. 2004г.

13) Дачко В. Лизинговая деятельность в отрасли хлебопродуктов. // Хлебопродукты, 1997. - №7 – с.28.

14) Сигарев М.И., Сартанова Н.Т., Байгабулова К.К. Лизинг – выгодная форма предпринимательской и коммерческой деятельности сельхозтоваропроизводителей // Вестник сельскохозяйственных наук Казахстана, 1996. - №4. – с.6-15.

15) Калиев Г.А., Ковалев А.Е., Шевчик П.П. Зернопродуктовый подкомплекс в различных странах мира. Алматы: КазСХА, 1994г. -116с.

16) Пягай А.А. Лизинг – особая форма зернового производства // Экономика и статистика 2004. - №3 – с.77-79.

17) Нурманов Б. Совершенствование механизма лизинговых поставок техники сельхозтоваропроизводителям республики. // АгроИнформ. 2004. – №8 - с.14.

18) Доскенов М.Ж. Техническое обеспечение АПК // АгроИнформ, 2, 2005. - с.18-20.

19) Коскин К. Эффективная форма обновления машинно-тракторного парка. // АгроИнформ.. 2004. - №9 - с.14-15.

20) Умбетов С.А. Ход выполнения Государственной Агропродовольственной программы Республики Казахстан на 2003-2005 годы. // АгроИнформ, №10 – 2005. - с.10-11.

21) Мусина Л.С. Новые механизмы финансирования развития агропромышленного комплекса в рамках Государственной агропродовольственной программы на 2003-2005 годы. // АгроИнформ-2-2005. - №3 - с.8-10.

22) Отчетный доклад Акима Северо-Казахстанской области, // Северный Казахстан, №21 от 18 февраля 2005года.

23) Коренное перевооружение АПК. // Северный Казахстан, №10-11 от 26 января 2005г.

24) Павлова Л.Н. Лизинговые операции. // Мир финансов 2003 - №8 - с.34.

25) Колчина Л.И. Роль лизинга в финансировании капитальных вложений. // Мир финансов-2004-№2-с.17.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.