Цели и задачи организации детской адаптации к ДОУ — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Цели и задачи организации детской адаптации к ДОУ

2020-04-01 357
Цели и задачи организации детской адаптации к ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ошибочно рассматривать адаптацию как односторонний процесс, то есть привыкание малыша к детскому саду. Целесообразнее учитывать три стороны: родители, воспитатели, дети, так как адаптируется каждая из этих сторон.

Сотрудничество педагогов и родителей поможет ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Однако на этом пути возникают различные трудности:

·   Отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т. д.

·   В образовании родителей детский сад должен выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Но одной из распространенных трудностей является то, что воспитатель может быть профессионалом в своей области, но не уметь передать свои знания.

·   Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.

·   Воспитатель невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей. Свою помощь родителям персонал видит в следующем: советы, собрания, рекомендация литературы и т. д.Таким образом, взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.

·   Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребенком и взрослым в детском саду и дома.

·   Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи и отодвигают их на вторые и третьи места.

Целью успешной организации адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению будет - создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в ДОУ путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

- помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению;

использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом;

обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период;

познакомить семьи воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада;

оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

Успешность реализации организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ также подразумевает последовательность этапов.

Этап 1. Прогноз адаптации.

Этап 2. Взаимодействие педагога-психолога, методиста с воспитателями групп раннего возраста.

Этап 3. Кратковременное пребывание в адаптационной группе детей вместе с родителями.

Этап 4. Посещение детьми группы с обычным режимом, проведение занятий по адаптации с детским коллективом.

Вывод: Организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель. Выстраивая ее, необходимо включать всех участников этого процесса: и педагогов, и родителей, и детей.

 

2.2 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

 

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей воспитанников.

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты (Приложение 1), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы о прогнозе адаптации каждого ребенка, об особенностях его поведения, сформированности навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей - дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье), сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста (Приложение 2).

До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности. При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

А так же для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей:

Рекомендации для воспитателей:

) Сотрудничество и координация усилий психолога, воспитателей и педагогов.

) Обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в условиях новой среды.

) Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу и, оказывая помощь.

) Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребенком.

) В процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений.

) Систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности, уверенность в себе, самостоятельность, инициативность.

) Разработать индивидуальный режим адаптации ребенка к условиям детского сада (индивидуальные наблюдения за степенью адаптации).

) Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду.

) Создание для ребенка фона уверенности, обеспечивающего психологический комфорт: радость, забота, внимание, доброжелательность, чуткость.

) Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

) Формировать у ребенка адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками.

В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

Рекомендации для родителей:

любите своего ребенка таким, какой он есть;

радуйтесь своему ребенку;

разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

слушайте ребенка не перебивая;

установите четкие и определенные требования к ребенку;

не устраивайте для ребенка множество правил;

будьте терпеливы;

каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;

поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

чаще хвалите ребенка;

поощряйте игры с другими детьми;

интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;

посещайте групповые собрания.

Вывод: Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

 

2.3 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ «детского сада №117» первой младшей группы

 

Цель: анализ особенности привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; определить группу адаптации.

Работа проводилась на базе МДОУ “Детский сад № 117” в 1 мл.гр. Педагогический процесс организуется в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой.

В 1-ой мл.гр. 18 детей, набор в группе начался 01.08.08г. Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Для этой цели в нашем детском саду разработаны психолого-педагогические параметры, которые дают возможность прогнозировать течение адаптации и предполагают индивидуальные подходы к детям в дошкольном учреждении и семье в период адаптации.

Подходы состоят из трех блоков:

-   поведение детей связанное с удовлетворением органических потребностей (заполнение листов адаптации);

-   черты личности и особенности поведения ребенка (анкета для родителей);

    уровень нервно-психического развития (Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста. Автор Печора К.Л.)

В нашем детском саду еще до поступления ребенка в группу родителям предлагалось прийти на консультацию к педагогу-психологу. Проводилась первая встреча с семьей, задачи которой:

провести предварительную диагностику ребенка;

выявить особенности семейного воспитания;

дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с оформлением ребенка в детский сад;

дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения. Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.

У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим.

Родители приглашаются посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомят малыша с детьми, дается ему возможность познакомиться с помещениями группы, показываются игрушки, место для прогулок, занятий физкультурой и т.д. При этом воспитатель старается, как можно больше внимания уделять новому ребенку, старается “влюбить” в себя малыша, чтобы он понял, что если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная и добрая “тетя”. Даются советы мамам, чтобы они приучали малыша самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. Напоминается родителям, что в играх с другими детьми необходимо учить его делиться игрушками, ждать своей очереди на качелях или чтобы поездить на велосипеде и т.п.

Для облегчения адаптационного периода также проводилось анкетирование родителей детей, поступающих в МДОУ д/с № 117 и анкетирование о поведенческих и личностных особенностях у детей, которое выявило:

I. Особенности поведения:

1. Преобладающее настроение вашего ребенка:

бодрое - 10 чел. -62.5%;

уравновешенное - 5 чел. - 31%;

раздражительное - 1 чел. - 6.5%.

2. Характер засыпания:

в течение 10 мин. - 13 чел. - 81%;

медленно - 3 чел. -19%.

3. Характер сна:

спокойный - 15 чел. - 93.5%;

по-разному - 1 чел. - 6.5%.

4. Аппетит вашего ребенка:

хороший - 9 чел. - 56.5%;

избирательный - 6 чел. - 37%;

неустойчивый - 1 чел. - 6.5%.

5. Отношение ребенка к высаживанию на горшок:

положительное - 15 чел. - 93.5%;

отрицательное - 1 чел. - 6.5%.

6. Навыки опрятности:

просится на горшок - 13 чел. - 81%;

не просится на горшок - 3 чел. -19%.

7. Нежелательные привычки для этого возраста:

сосет палец - 5 чел. - 31%.

II. Личностные особенности проявления познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении:

1. Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке?

Да - 16 чел. - 100%.

2. Интересуется ли действиями взрослых?

Да - 14 чел. - 87.5%;

По-разному - 12.5%.

3. Внимателен ли оно при этом, активен, усидчив?

Да - 9 чел. - 56%;

Не всегда - 7 чел. - 44%.

4. Может или не может найти без посторонней помощи себе занятие?

Да - 11 чел. - 68%;

Не всегда - 5 чел. - 32%.

5. Инициативен ли в общении со взрослыми?

Да - 12 чел. - 75%;

Избирателен - 4 чел. - 25%.

6. Вступает ли в контакт с детьми?

Да - 11 чел. - 68%;

Не всегда - 5 чел. - 32%.

7. Самостоятельность в игре:

Умеет играть самостоятельно - 12 чел. - 75%;

Не умеет играть самостоятельно - 4 чел. - 25%.

Беседа с родителями, результаты анкеты помогли сделать вывод о том, что 80-90 % детей успешно пройдут период адаптации.

Далее в МДОУ д/с № 117 проводится общее собрание для всех родителей будущих воспитанников нашего детского сада. На нем старший воспитатель и педагог-психолог знакомят мам и пап с правилами, требованиями нашего учреждения, образовательной программой. Также семьям даются конкретные рекомендации, как подготовить малыша к детскому саду. Кроме того, мы знакомим их с разными вариантами адаптации детей к ДОУ и в соответствии с этим с различными вариантами введения ребенка в группу.

Так дети, адаптация которых согласно прогнозу будут протекать легко, достаточно быстро переводятся на пребывание в детском саду на целый день. Они легко осваиваются, остаются на тихий час, у них быстро восстанавливается аппетит. Родителям, у чьих детей спрогнозирована адаптация средней тяжести, рекомендуется некоторое время находиться в группе детского сада вместе с ребенком: сначала небольшой промежуток времени (час или чуть больше), который потом увеличивается. Когда он уже освоится, станет доверять педагогам, мама может постепенно сокращать время пребывания в непосредственной близости от малыша. Если первые дни она играла вместе с ним, то через некоторое время она просто находится в группе, в поле зрения ребенка, но не рядом с ним - например, сидит в сторонке, наблюдает за ним, беседует с педагогом-психологом. Потом мама может на некоторое время удаляться из группы, увеличивая этот промежуток времени. И, наконец, наступает день, когда она приводит ребенка в группу и оставляет его там.

Труднее всего мамам малышей с тяжелой степенью адаптации. Дети отказываются от еды, плачут. Поэтому период родительского присутствия удлиняется, а ежедневный промежуток времени нахождения в детском саду укорачивается. В таком случае необходима помощь воспитателей группы, педагога-психолога.

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Совместно с воспитателями группы отслеживается уровень нервно-психического развития (Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста. Автор Печора К.Л.) (Приложение 3, Приложение 4).

Результаты:

октябрь 2009 г., обследовано 22 ребенка

апрель 2010 г. обследовано 24 ребенка

 

 

год полное развитие неполное развитие недоразвитие
2009 27% - 6 чел. 73% - 16 чел.  -
2010 83% - 20 чел. 17% - 4 чел.  -

 

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

В группе раннего возраста в период адаптации в уголке для родителей вывешивается информация с рекомендациями, как научиться расставаться с малышом, общаться с ним в этот период (например, чего не стоит ему говорить).

С октября 2009 г. проводятся занятия по адаптации с детским коллективом по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М., 2004). Основные задачи этих занятий:

-   Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду.

Создать положительный эмоциональный настрой в группе.

-   Снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию.

    Развивать игровые навыки, стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Чтобы успешно прошла адаптация воспитатели используют стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же дети лучше засыпают с любимой игрушкой, принесенной его родителями.

Вывод: доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.

 

Вывод по второй главе

 

Основные задачи родителей при подготовке ребенка к поступлению в детское учреждение - научить его вступать в общение со взрослыми и детьми;

привить культурно-гигиенические навыки; приучать к самообслуживанию.

Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к дошкольному учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение. Характер периода адаптации будет зависеть от того, насколько правильно сумеет воспитатель понять нужды ребенка, его интересы, наклонности и не усугубить его состояние; организовать деятельность, способствующую не только удовлетворению нужд, но и формированию потребностей более высокого уровня; организовать режимные моменты и согласовать их с семьей; выбрать приемы и методы педагогического воздействия.

 


Заключение

 

Семья - социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.

Рассмотренные аспекты в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Таким образом, можно сказать, что цель исследования: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

 



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.