Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-04-01 | 131 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Здоровый образ жизни - это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей.
Аспекты здорового образа жизни:
1. Режим труда и отдыха.
2. Физическая активность и закаливание.
. Основы рационального питания.
. Психогигиена и психопрофилактика.
. Половое воспитание и сексуальное здоровье.
. Профилактика СПИДа.
. Правильное экологическое воспитание.
. Самолечение.
. Алкоголь, его влияние на организм.
. Курение. Вред для здоровья.
. Наркомания, токсикомания.
. Личная и общественная гигиена.
. Основы рациональных знаний.
14. Своевременное обращение за медицинской помощью и умение оказать первую доврачебную помощь.
Пути формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно считать медицинскую активность, т.е. деятельность людей. Связанную со своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинскую активностью.
Существует два направления формирования здорового образа жизни:
создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;
преодоление, уменьшение факторов риска.
Ниже сгруппированы в основном большие факторы риска, о которых говорилось ранее.
Формирование здорового образа жизни
Создание и развитие Преодоление факторов риска:
факторов здоровья:
высокой трудовой активности, - низкой трудовой активности,
|
удовлетворенности трудом; неудовлетворенности трудом;
высокой медицинской активности; - низкой медицинской активности;
физического и душевного комфорта, - пассивности, дискомфорта,
гармонического развития физических нейроэмоциональной и психической
и интеллектуальных способностей; напряженности;
активной жизненной позиции, - низкой социальной активности,
социальной активности, невысокого культурного уровня;
социального оптимизма, высокого
культурного уровня;
экологической активности, - загрязнения внешней среды,
экологически грамотного поведения, низкой экологической активности;
деятельности по оздоровлению
внешней среды;
высокой физической активности; - низкой физической активности,
гиподинамии;
- рационального, сбалансированного - нерационального,
питания; несбалансированного питания;
дружных семейных отношений, - потребления алкоголя, курения,
устроенности быта; наркотических и других
токсических веществ;
- других факторов здорового образа - напряженных семейных
жизни отношений, нездорового быта;
- других факторов нездорового
образа жизни.
Оба эти аспекта (направления) взаимно связаны, но на практике дело нередко ограничивается лишь борьбой с факторами риска, которые лежат на поверхности, достаточно хорошо известны и измеряемы (обычно это большие факторы риска). Гораздо сложнее создавать факторы здорового образа жизни. Однако не в разграничении аспектов заключается проблема, а в конкретных планах, программах формирования здорового образа жизни, в их реализации, в частности, через получившие широкое распространение так называемые программы здоровья.
Государственные программы:
Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010гг.;
|
Государственная программа развития специализированной медицинской помощи на 2004-2007гг.;
Программа развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Беларусь на 2003-2007гг. Пост. СМ РБ от 16.12.2002г.№1749;
Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2002-2006гг.Пост. СМ РБ от 26.10.2001 №1553;
Государственная программа «Здоровье народа» на 1999-2005гг. Пост.СМ РБ от 23.03.1999г. «393;
Государственная программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту на 2001-2005гг.;
Государственная программа национальный действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма;
Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2001-2005гг.;
Государственная программа ВИЧ-инфекции на 2001-2005гг. Пост.СМ РБ от 29.12.2000г. №2041;
Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005гг. и на период до 2010г.;
Государственная программа «Сахарный диабет» на 2004-2008гг.;
Государственная программа профилактики и снижения травматизма;
Государственная программа развития специализированной медицинской помощи на 2004-2007гг, утв. Пост.СМ РБ от 08.01.2004г. №2;
Государственная программа социально-экономического развития и возрождения села. Раздел «Здравоохранение»;
Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью;
Государственная программа «Туберкулез»;
Государственная программа «Онкология»;
Национальная программа иммунопрофилактики на 2001-2005гг.
Коль скоро формирование здорового образа жизни становится основой, универсальным средством первичной профилактики и, следовательно, базой стратегии охраны и укрепления здоровья, оно должно стать стержнем всех программ здоровья, всех профилактических территориальных и отраслевых программ. Осуществление мер первичной профилактики должно быть важнейшей обязанностью всей сети лечебно-профилактических учреждений и особенно служб первичной медико-социальной помощи. Учреждения здравоохранения должны рассматриваться как форпосты формирования здорового образа жизни, и это относится, прежде всего, к центрам здоровья, центрам профилактики.
|
Важнейшая функция и задача всех органов и учреждений, всех организаций, которые должны заниматься формированием здорового образа жизни и, прежде всего, учреждений первичной медико-санитарной помощи - эффективная пропаганда здорового образа жизни.
Пропаганда должна основываться не столько на санитарном просвещении, сколько на средствах гигиенического воспитания, т.е. не на пассивном восприятии медицинских и гигиенических знаний, а на обучении гигиеническим навыкам, соблюдению правил и норм поведения и активном их проведении в жизнь в конкретных условиях.
Существенным препятствием для успешного формирования здорового образа жизни остается низкая гигиеническая культура значительной части населения. Это свидетельствует о невысокой общей культуре, так как гигиеническая грамотность и культура - часть общей культуры и образованности людей.
Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек должен, прежде всего, стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета.
Следующим этапом должно стать формирование определенной организации самосознания человека, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов и форм здорового образа жизни и на умение применить их в своей жизнедеятельности. Под валеологической культурой следует понимать осознание человеком ценности здоровья в ряду жизненных приоритетов и определяющее его бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих людей.
|
Формирование здорового образа жизни осуществляется через информацию, получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствия и динамики объективных морфофункциональных показателей, их соотношения с имеющимися у него валеологическими знаниями.
Формирование здорового образа жизни представляет собой длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отложен на годы. Вот почему, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, - постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т.п.
Путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями, но это не имеет принципиального значения - важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду следующих критериев:
1. Оценка морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности.
2. Оценка состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода; при наличии хронического заболевания - динамику его течения.
. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни: эффективность профессиональной деятельности; активность исполнения семейно-бытовых обязанностей; широта и степень проявления социальных и личностных интересов.
. Оценка уровня валеологических показателей: степень сформированной установки на здоровый образ жизни; уровень валеологических знаний; уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья; умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.
3.
Программа и модели обучения здоровому образу жизни
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!