Сравнительные характеристики моделей КСО в национальных культурах — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Сравнительные характеристики моделей КСО в национальных культурах

2020-04-01 293
Сравнительные характеристики моделей КСО в национальных культурах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модели КСО 1 2 3
Форма КСО      
Экономическая ответственность      
Юридическая ответственность      
Этическая ответственность      
Благотворительность (филантропия)      
Основные стейкхолдеры по степени важности      
Государственное регулирование      
Формы реализации      
Стимулирующие / движущие силы КСО      
Роль неправительственных /некоммерческих организаций      
Тенденции социальной отчетности (СО)      
Аспекты, не получившие или получившие слабое развитие      
Подход к управлению      
Барьеры      
Тенденции развития      

Варианты:


1. Американская

2. Британская

3. Южно-европейская

4. Европейская континентальная

5. Российская

6. Японская

7. Китайская

8. Исламская

9. Канадская

10. Латиноамериканская


 

Тема 2. Планирование, организация и реализация КСО.

Теоретический материал

Планирование является начальной функцией управления любой деятельностью, связанной с определением целей и разработкой показателей деятельности предприятия в будущем.

Этапы планирования КСО:

1. Постановка целей КСО.

2. Формирование основных направлений КСО.

3. Разработка процедур планирования, регламентов и стандартов КСО, системы индикаторов КСО.

Цели в области КСО формируются в рамках стратегического планирования предприятия. Они должны учитывать интересы стейкхолдеров, возможности предприятия, потребности внутренних и внешних объектов КСО.

Основные направления КСО определяются на основе хартий, меморандумов, кодексов, стандартов и других документов, разработанных организациями, регламентирующими общие правила социальной ответственности предприятий.

Международные документы в области КСО:

– руководящие принципы и кодексы поведения;

– системы управления и схемы сертификации.

 

Таблица 1

Краткая характеристика основных международных нормативных документов, регулирующих КСО*

Норматив Год  принятия Разработчик Особенности  
Документы МОТ*   Международная организация труда Отражают базовые общие принципы в области трудовых отношений
ISO 14001 1996 Международная организация по стандартизации Касается системы менеджмента организации в области охраны окружающей среды
SA 8000** 1997 Международная организация по социальной отчетности Содержит показатели и методику аудита и сертификации фирмы в области трудовых отношений  
Рекомендации ОЭСР для ТНК 2000 Организация экономического сотрудничества и развития Является международным всеобъемлющим кодексом корпоративного поведения  
Глобальный Дого- вор ООН 2000 ООН Охватывает универсальные принципы в сфере прав человека, труда, окружающей среды и борьбы с коррупцией  
Руководство по отчетности устойчивого развития 2000 Глобальная инициатива по отчетности Предлагает методику составления отчетности, включающую набор индикаторов для комплексной оценки устойчивости развития фирмы с учетом экономической, социальной и экологической составляющих  
Нормы ООН относительно обязанностей компаний в области прав человека 2003 ООН Как сводный документ в области прав человека содержит ряд соответствующих требований к фирме
АА1000*** 2003 Британский Институт социальной и этической отчетности Содержит серию базовых стандартов по интегрированному управлению социальными практиками фирмы. Предъявляет жесткие требования к социальной отчетности и описывает основы для ее комплексной верификации и аудита. Предлагает методику учета интересов стейкхолдеров  

* Среди документов МОТ: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), различного рода Конвенции, а также Декларация о принципах ведения социальной политики в ТНК (1977 г.). ** Social Accountability 8000. *** AccountAbility 1000.

Источник: Вередюк Олеся Васильевна Нормативное регулирование корпоративной социальной ответственности // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. 2009. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/normativnoe-regulirovanie-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti

Корпоративный уровень нормативного регулирования отношений КСО предполагает учет как базовых международных принципов, так и конкретных требований, предъявляемых к бизнесу в той или иной стране. В России примерами нормативных документов данного уровня разработки, распространяемые на бизнес сообщество в целом, являются:

1.Кодекс корпоративного поведения (2002 г.). Рекомендован Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Его основу формируют принципы корпоративного управления, разработанные ОЭСР. Является базой для создания корпоративных кодексов управления.

2. Социальная хартия российского бизнеса. Принята на XIV съезде РСПП (2004 г., дополнена в 2007 г.). Представляет собой свод основополагающих принципов деловой практики. Во многом повторяет международные принципы социально ответственного поведения компаний.

3. Стандарт Торгово-промышленной палаты РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации» (2006 г.). В стандарте учтены принципы, заложенные в документах АА1000 и Руководстве по отчетности устойчивого развития.

На внутрикорпоративном уровне, таким образом, регулирующие документы достигают максимальной степени спецификации.

Примерами нормативных документов этого уровня являются: устав, этический кодекс, положение о миссии, стандарты социально ответственного поведения, программы по деловой этике, коллективный договор, тарифные соглашения и др. Несмотря на то, что большинство данных нормативных документов незначительны по объему и имеют в основном общий характер, специфика и конкретные цели развития компании находят в них свое отражение*.

Центральное место в системе планирования КСО занимает разработка системы индикаторов – перечня качественных и количественных плановых показателей деятельности предприятия в области КСО с указанием допустимых диапазонов их значений.

В РФ разработаны «Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и ­корпоративной нефинансовой отчетности» (2008 г., РСПП)**.

В документе говорится: «представленные базовые индикаторы рекомендуются для использования при подготовке корпоративных нефинансовых отчетов (социальных, в области устойчивого развития, экологических), а также в системах управления компаниями для организации мониторинга, контроля и оценки ключевых результатов деятельности. Базовые индикаторы разработаны с учетом международных стандартов, российского законодательства, практики российских и международных компаний по отражению результатов деятельности и специфики развития бизнеса в России в целом. За основу выбран ряд основополагающих документов, разработанных структурами ООН, международной организацией Глобальная инициатива по отчетности, а также методологические и методические рекомендации Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, методические разработки РСПП – Социальная хартия российского бизнеса, Рекомендации по подготовке нефинансовых отчетов «Пять шагов на пути к социальной устойчивости компаний» и пр.

В «Рекомендациях» содержится 48 индикаторов, в том числе 29 основных и 19 дополнительных. Основные индикаторы представляют интерес для большинства заинтересованных сторон и считаются существенными.

 


* - Вередюк Олеся Васильевна Нормативное регулирование корпоративной социальной ответственности // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. 2009. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/normativnoe-regulirovanie-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti

** - Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и ­корпоративной нефинансовой отчетности / Ф.Прокопов, Е. Феоктистова и др.; Под общей редакцией А. Шохина. — М.: РСПП, 2008. — 68 с.

Дополнительные индикаторы отражают формирующиеся подходы, которые могут быть существенными для некоторых организаций, но не являются такими для большинства. По основным направлениям результативности деятельности индикаторы делятся на: экономические экологические социальные.

Организация КСО в системе корпоративного управления включает в себя три направления:

 – деятельность по обеспечению прав акционеров, в сфере управления и контроля социально-экономических процессов;

– деятельность институтов и органов корпоративного управления;

– деятельность институтов согласования интересов.

Предприятие может выбрать один из вариантов организации КСО:

1. централизованное выполнение работ в области КСО специализированным подразделением или отдельным менеджером.

2. децентрализованное выполнение работ в области КСО силами существующих подразделений (PR-отдел, отдел маркетинг, служба управления персоналом и др.).

3. аутсорсинг (использование услуг внешних специализированных организаций).

4. комбинированный (сочетание 2 или 3 вариантов).

Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

 

Задания для практических занятий и самостоятельной работы по теме 2 «Планирование, организация и реализация КСО».

 

Задание 1.

1. Изучите содержание одного из стандартов в области социальной ответственности (задание выполняется по вариантам).

2. Дайте одному из них характеристику по параметрам, представленным в таблице 1. Заполните таблицу.

3. Проведите сравнительный анализ с другими стандартами, характеристику которым дали другие студенты группы.

Таблица 1

Характеристика стандарта ________________________________ в области социальной ответственности

Параметры Характеристика
История создания    
Разработчик документа    
Отрасли применения    
Специализация (сфера)    
Назначение    
Основные темы    
Опыт использования    

 

Варианты:


1. АА1000 AS CSR-2008.

2. Серия стандартов ISO 9000.

3. Серия стандартов ISO 1400.

4. OHSAS 18000.

5. BOK-КСО-2007.


6. Руководство по социальной ответственности ISO 26000.

7. Стандарты SA 8000, GRI (The Global Reporting Initiative).

8. Схема эко-менеджмента и аудита Европейского сообщества.

 

Задание 2.

1. Изучив социальные (нефинансовые) отчеты предприятий, публикации в СМИ, приведите примеры программ, мероприятий, деятельности предприятий в сфере КСО. Заполните таблицы 2 и 3.

2. Сделайте выводы о том, каким программам в компаниях уделяется наибольшее внимание, а каким наименьшее и почему. Каковы отличия и сходства программ (направлений КСО) в разных компаниях.

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.