Глава 3. Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений в детской группе — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений в детской группе

2020-04-01 241
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений в детской группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 131 в период с января по апрель 2009 года. В нем принимали участие педагоги старшей и подготовительной групп, а также узкие специалисты, работающие с детьми этих групп – музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию, и дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек.

Подробная характеристика выборки представлена ниже в таблицах № 1 а и 1 б.

 

Таблица № 1 а

№ п/п Ф. И. О. педагога Возраст Стаж Должность Дополнительные сведения
1 Иванова Наталья Николаевна 35 лет 15 лет Воспитатель Не замужем, детей нет, все свободное время посвящает работе, образование – средне-специальное
2 Петрова Анна Ильинична 29 лет 8 лет Воспитатель Не замужем, детей нет, образование -высшее
3 Ветрова Ольга Петровна 42 года 23 года Воспитатель Образование средне-специальное, замужем, много читает, стремится к саморазвитию
4 Коршунова Ольга Александровна 27 лет 6 лет Музыкальный руководитель Образование высшее, замужем, один ребенок
5 Сомова Зоя Владимировна 25 лет 5 лет Воспитатель Не замужем, детей нет, образование – неполное высшее
6 Мамонтова Антонина Васильевна 34 года 14 лет Инструктор по физическому воспитанию Не замужем, двое детей, образование средне-специальное

 

Таблица № 1 б

№ п/п Имя ребенка Возраст Дополнительные сведения

Старшая группа

1   2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12   13 14 15   16 17 18 19 Багдинов Влад   Бахтинов Ваня Бобровник Полина Будряшов Миша Глущенко Надя Журавлев Андрей Кабина Надя Калачева Лиза Красилов Степа Кузнецов Витя Кухтенко Маша Лазарева Арина   Носков Эдик Нощенко Инесса Радужная Маша   Савельев Алеша Удавченко Алеша Шестаков Алеша Яковлева Надя 5 лет   5 лет 5,5 лет 5 лет 5,5 лет 5,5 лет 5,5 лет 5 лет 5,5 лет 5 лет 5 лет 5,5 лет   5,5 лет 5 лет 5 лет   5 лет 5,5 лет 5,5 лет 5 лет Занимается в военно-спортивном клубе     Играет на фортепиано   Занимается художественной гимнастикой     Занимается художественной гимнастикой

Подготовительная группа

1 2 3 4 5   6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Атабек Уулу Эмирлан Баранмаа Милана Белюсова Вера Будряшов Равшан Добряков Влад   Заворин Сергей Зубцова Марина Калашников Ваня Кириллова Даша Килин Илья Крылов Вадим Колеватова Ира Липухин Максим Микушина Оля Налогин Дима Пономарев Дима Разиков Руслан Турнаева Женя Чагасова Илона Чагасов Никита Шималина Даша 7 лет 6 лет 6 лет 6 лет 5 лет   6 лет 6 лет 6 лет 6 лет 7 лет 6 лет 7 лет 6 лет 6 лет 6 лет 7 лет 7 лет 6 лет 6 лет 6 лет 6 лет По национальности киргиз   Перешел из старшей группы по просьбе родителей  

 

При выборе возраста детей мы исходили изсоциально-психологических данных, полученных в работах Я. Л. Коломинского и Т. А. Репиной, свидетельствующих о том, что к старшему дошкольному возрасту (по сравнению с младшим и средним) взаимоотношения детей приобретают относительную устойчивость, дифференцированность и все большую роль в формировании личности ребенка начинает играть эмоциональное благополучие в системе отношений социального окружения. В этом возрасте можно также наблюдать определенную стабильность статусных отношений и объединений детей.

В процессе нашего исследования, которое состояло из обширного констатирующего эксперимента, нами была поставлена следующая цель: выявить влияние ценностных ориентаций педагогов старшей и подготовительной групп на развитие межличностных отношений в данных возрастных группах.

Наш эксперимент состоял из трех этапов:

Этап. Цель: Изучение ценностных ориентаций педагогов старшей и подготовительной групп, а также узких специалистов, работающих с детьми этих групп – музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию.

В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных целей и ценностных ориентаций педагогов нами были взяты:

· «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина (ОТеЦ).

Цель данной методики: определить иерархию ценностных ориентаций педагогов и выявить преобладающие сферы их жизнедеятельности.

Результаты проведенных исследований мы представили в таблице № 5, 6 (См. приложение 1).

Параметры для диагностики:

Ценностные ориентации: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, личные достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности.

Жизненные сферы: сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни, сфера увлечений.

· Метод наблюдения за педагогами в течение дня.

Цель данных наблюдений: Выявить особенности общения педагога с детьми, определить мотивы поведения педагога.

Параметры для наблюдений: частота обращений педагога к детям той или иной подгруппы, выделение определенных категорий детей, эмоциональность в общении с детьми, проявление интереса к деятельности детей различных объединений и т. д.

Этап. Цель: Изучение особенностей межличностных отношений детей в старшей и подготовительной группах – проявление просоциальности, эмоциональной причастности к сверстнику, наличие популярных и непопулярных детей в группе и выявление устойчивых стабильных отношений между детьми.

На данном этапе мы использовали следующие методики:

· Метод социометрии «У кого больше», разработанный Я.Л. Коломинским.

Цель: Определить статусные категории детей в старшей и подготовительной группах.

Параметры для диагностики:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

в) индекс изолированности (ИИ).

· Одномоментные срезы наблюдений за детьми.

Автор: Т. А. Репина

Цель: определение состава и устойчивости образующихся микрообъединений детей в период свободного общения и на прогулках.

Срезы проводились трижды, с интервалом в 1-2 мин., через 5-7 мин. в одних и тех же условиях, количество проведенных нами срезов – 30, что является наиболее оптимальным.

Параметры для диагностики: частота объедений детей, длительность или устойчивость, состав объедеинений.

· Рисуночный тест «Мой друг».

Автор: Е.А. Панько.

Цель: Изучение выражения в рисунке отношения к сверстнику.

· Метод проблемных ситуаций («Открытки», «Палочки», «Строители», «Лото»).

Цель: выявление эмоционально-практического аспекта отношений детей (просоциальность действий, эмоциональная причастность к сверстнику).

Параметры для диагностики: наличие колебаний при выборе, вовлеченность в действия сверстника, реакция на замечания сверстнику взрослым, просоциальные действия.

· Рисуночный тест «Дом-дерево-человек».

Автор: Дж. Бака

Цель: Выявление наличия проблем у ребенка, влияющие на отношения с другими детьми.

Данная методика позволит нам определить проблемные формы межличностных отношений, так как представленная в теоретической части динамика развития этих отношений далеко не всегда реализуется.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.