Управленческая этика: понятие, принципы и значение — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Управленческая этика: понятие, принципы и значение

2020-04-01 436
Управленческая этика: понятие, принципы и значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Управленческая этика - это цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела.

Решения и действия руководителей должны быть проникнуты уважением к людям, заботой об их здоровье, духовном и физическом развитии. Управление призвано выступать как надежная система сохранения неприкосновенности личного достоинства людей, как гарант их прав и обязанностей.

Управленческая деятельность направлена на совершенствование отношений, на развитие коллективных форм организации и стимулирования труда. Посредством управления должны разумно сочетаться общественные (государственные), коллективные и личные интересы.Обязательным условием выполнения профессиональных обязанностей руководителя является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, служебным ожиданиям-притязаниям, профессиональному мнению подчиненных. Особое место имеет справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого работника, трудового коллектива в общее дело развития производственной экономики. Руководитель постоянно находится перед моральным выбором, в результате которого его нравственное реноме не должно быть поколеблено ни в глазах людей, ни перед своей совестью.

В производственном коллективе существует сложная система механизмов регулирования поведения людей. Механизмы регулирования поведения срабатывают тогда, когда наилучшим образом проявляются такие качества людей, как совесть, профессиональная честь, долг, нравственная ответственность за свои поступки и дела других.

Значительное место в управленческой этике занимает разработка нормативных положений нравственного характера. Одним из таких положений являются моральные кодексы. В них конкретизированы подходы, осуществляемые в управленческой этике при изучении нравственных качеств личности, сформулированы основные нравственные требования к управленческой деятельности, представлены правила управленческого общения и внеслужебного поведения руководителя. Знание управленческой этики руководителем - обязательное требование к их научно-профессиональной компетенции.

Этика поведения

 

Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство.

Совесть - моральное осознание человеком своих действий. Совесть является фактором, предостерегающим личность от неблаговидных поступков и побуждающим к нравственной деятельности.

Совесть тесно связана с такой моральной категорией, как долг. Долг - это осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей, это нравственная обязанность индивида перед обществом, коллективом, семьёй, друзьями. Благодаря совести при нарушении долга человек несёт ответственность перед другими людьми и перед самим собой.

Честь - обязывает человека добросовестно выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обязанности, быть правдивым, требовательным к себе и другим.

Достоинство - выражается в самоуважение, в осознании значимости своей личности. Достоинство не позволяет человеку унижаться, льстить, угодничать ради своей выгоды, терпеть оскорбления со стороны других индивидов.

Благородство - это способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать бескорыстные поступки. Это нравственное поведение высшего качества. Благородство предполагает тайное самопожертвование и помощь, которые не требуют огласки и благодарности.

Какие же правила поведения надо знать предпринимателю? В первую очередь глубокое уважение к человеческой личности. Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера. Культурный предприниматель будет в равной степени уважительно относиться и к министру, и к рядовому техническому работнику министерства, президенту компании, фирмы и уборщице офиса, т.е. всем показывать искреннее уважение. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры бизнесмена. Ему надо научиться верить в порядочность людей. Нельзя при первой встрече обнаружить даже признак того, что вы представляете кого-то как "темную лошадку", стремящуюся вас обязательно обойти на прямой или вираже, а говоря проще - обмануть. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер - хороший человек! Если, конечно, он не доказал своими поступками обратного.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

 

Этика делового общения

этика нравственное самосознание бизнес

Умение правильно общаться предполагает прежде всего способность разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними. Для руководителя любого ранга, большая часть рабочего времени которого состоит в общении с самыми разными людьми, необходимо знание не только психологии, но и этики делового общения, которую можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Во многих случаях успех или неудача делового общения определяется способностью вступающих в контакт партнеров успешно преодолевать барьеры общения, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

1. Эстетические барьеры - первое впечатление о человеке складывается по его внешнему виду, манере поведения, одежде.

2. Интеллектуальные барьеры - интеллект - сложное психологическое явление, различные стороны которого у каждого человека развиты не равномерно. Американский психолог Н.Толлант - выделяет три типа интеллекта:

·   вербальный - способность оперировать словами, числами, идеями, символами;

·         механический - способность воспринимать и понимать связи физических сил и элементов механизмов в практических ситуациях;

·         социальный - способность понимать состояние других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций.

Общение обладателей различных типов интеллекта может привести к возникновению барьеров между ними.

Все средства общения делятся на две группы - вербальные (словесные) и невербальные. По вербальному каналу обычно передается словесная информация, по невербальному - отношение к партнеру по общению.

Невербальные средства общения подразделяются на:

1. кинессику - мимика, жест, поза, походка, взгляд и т.д.

2. просодику - ритмико-интонациональные стороны речи - высота, громкость голоса, его тембр, ударение.

.   экстралингвистику - использование пауз в разговоре, плача, вздохов, смеха и пр.

.   токесические средства общения - динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний, объятий, поцелуев.

.   проксемические характеристики - ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Здесь очень важно учитывать культурные и национальные факторы, поскольку нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Успешность делового общения зависит как от умения говорить, так и от умения слушать. Неумение слушать чаще всего является главной причиной неэффективного общения, приводит к ошибкам, недоразумениям и проблемам.

Руководитель, умеющий убеждать и уговаривать партнера или партнеров по деловому общению, достигает высокого уровня исполнительской деятельности не столько силовым давлением, сколько знанием психологии, использованием моральных приемов воздействия на них.

Люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение. Если проанализировать поведение людей, которые живут и работают, практически не имея врагов и недоброжелателей, то можно заметить, что в деловом и личном общении они используют ряд морально-психологических приемов, направленных на формирование у партнеров по общению аттракции - возникновения при восприятии человека человеком эмоционально положительного отношения, привлекательности одного для другого. Для управленца владение этими приемами является служебной необходимостью.

Приемы аттракции предназначены только для того, чтобы расположить к вам собеседника, а не убедить его в чем-то или что-то доказать.

Прием "Имя собственное" - обращение к партнеру по имени означает для него внимание к нему как к личности, утверждение его претензии на то, что он личность.

Прием "Зеркало отношения" - то, что изображено на лице: улыбка, мимика, гораздо в большей степени соответствуют мыслям, нежели слова, которые произносятся.

Прием "Терпеливый слушатель" - терпеливо и внимательно выслушивая партнера по общению, можно удовлетворить одну из высших потребностей человека - потребность в самовыражении.

Прием "Личная жизнь" - большинство людей имеют свои личные интересы, увлечения, склонности. Если с человеком вести разговор в русле его личных интересов, он начинает считать вас чутким и внимательным человеком.

Прием "Золотые слова" - способность и умение говорить людям комплименты.

Использовать приемы аттракции следует комплексно и постоянно. Следует знать, что эффект от их применения наступает не сразу, а через определенный промежуток времени. Применяя эти приемы, руководитель ясно понимает, на что он воздействует, что происходит с подчиненными и чего он добивается.


Миф об аморальности бизнеса

 

Миф об аморальности бизнеса отражает популярный, широко распространенный взгляд на бизнес. Подобно большинству мифов, он выступает в нескольких вариантах. Многие люди верят в него или отчасти верят. Он отражает лишь долю истины и в то же время значительную долю реальной действительности скрывает.

Этот миф показывает, как многие предприятия и многие бизнесмены воспринимают сами себя и как они воспринимаются другими. Бизнес заинтересован главным образом в извлечении прибыли. Чтобы получать прибыль, он производит товары или предоставляет услуги, занимается куплей и продажей. Однако, согласно названному мифу, предприятия и люди в мире бизнеса не демонстрируют явной приверженности проблемам морали. Они не являются неэтичными или безнравственными; они, скорее, аморальны в той мере, в какой считают, что моральные соображения в бизнесе неуместны. В конце концов, бизнес - это бизнес. Они против морализирования. Они не хотят, чтобы моралисты читали им проповеди, и они изо всех сил избегают осуждать даже своих самых лютых конкурентов. Язык этики просто не является языком бизнеса.

Большинство участников бизнеса не поступают безнравственно или злонамеренно. И в своей частной жизни, и в деловой они считают себя людьми нравственными. Они просто полагают, что не дело бизнеса заботиться о морали. Даже в тех случаях, когда фирма руководствуется в своей деятельности нравственными принципами, она редко хвастает своей приверженностью моральным ценностям или публично изображает свою деятельность как нравственную.

Один из интересных вариантов названного мифа заключается в том, что, поскольку многие фирмы не демонстрируют явной приверженности нравственным принципам, некоторые из них действуют безнравственно. К примеру многие грязные скандалы, о которых кричат газетные заголовки, - репортажи о подкупе, о предоставлении ложных сведений, о незаконной практике выплаты «благодарностей», о не гарантирующих безопасность изделиях, о практикуемых «инсайдерами», располагающими внутрифирменной информацией, манипуляциях рынками. 80-е годы изобилуют подобными примерами, как, например, с фирмами Майкла Милкена и Айвена Боски [11. p. 61], которые продемонстрировали, как не следует действовать, в отличие от «Джонсон энд Джонсон», наглядно доказавшей, как надо правильно поступать. Бизнес не заботится о сохранности окружающей среды, о расположенных на принадлежащей предприятиям территории поселках, когда местный завод закрывается, и вообще о благе населения в целом. Согласно указанному мифу, фирмы действуют безнравственно не из желания совершать зло, а просто в силу того, что они стремятся извлекать прибыль и поэтому игнорируют какие-то последствия своей деятельности.

О крушении мифа об аморальности бизнеса свидетельствуют три очевидных явления: репортажи о скандалах и реакция публики на эти сообщения; формирование массовых движений вроде движений защитников окружающей среды и интересов потребителей; тревога самого бизнеса, проявившаяся на конференциях его представителей, в журнальных и газетных статьях, в возникновении множества кодексов этического поведения и учебных программ по этике.

Если верно, что бизнес считают аморальным, что никто не требует от него поведения, основанного на нравственных принципах, что все полагают, будто он может делать все, что угодно, для увеличения своей прибыли, то в таком случае не было бы никакого переполоха, никакого шока или бурного возмущения по поводу того, что бизнес действует безнравственно. Раскрытие подкупа и взяточничества не представляло бы собой сенсации. Разоблачения, касающиеся выпуска в продажу опасных для потребителей изделий и злоупотреблений «белых воротничков», выглядели бы рутинным делом - ожидаемым и безобидным. Тот факт, что такие явления действительно становятся сенсацией, что они действительно вызывают общественную реакцию, что они действительно наносят ущерб имиджу компании и что они действительно порождают скандалы, служит свидетельством того, что миф об аморальности бизнеса отнюдь не признается всеми беспрекословно.

Предание гласности скрывавшихся прежде фактов говорит о том, что неправда, будто ничего не меняется. В наше время все больше людей требует от компаний, чтобы они в своей деятельности придерживались правил морали, по крайней мере в определенных случаях и в определенных пределах. Современные реакции людей на поведение бизнеса дают основания полагать, что хотя миф о его аморальности отражает действительное положение вещей, но многие все же считают, что практика бизнеса должна быть иной, т. е. что поведение бизнеса должно быть нравственным. По меньшей мере две группы людей - защитники окружающей среды и консьюмеристы - четко излагают свои требования и пытаются заставить предприятия признать существование иных ценностей, помимо тех, которые сводятся к объему продаж и к статьям балансового отчета. Эти требования содержат совершенно новые нравственные основания, которые заставляют фирмы, даже отрицательно реагирующие на движения защитников окружающей среды и интересов потребителей, внимательно относиться к требованиям, выдвигаемым этими и другими группами. Если бы все дело сводилось к мифу об аморальности бизнеса, движения «зеленых» и консьюмеристов не имели бы смысла, и бизнес не стал бы на них реагировать. Именно потому, что эти движения имеют значение, и потому, что бизнес на них реагирует, рассматриваемый нами миф представляет собой лишь часть проблемы.

Реакция бизнеса на указанные массовые движения была весьма энергичной. В одних случаях она принимала форму выражения недовольства и растерянности. Некоторые фирмы пытались игнорировать требования, выдвигавшиеся от имени сторонников защиты окружающей среды и защитников интересов потребителей, от имени поборников нравственных принципов в бизнесе, и действовали в соответствии с мифом об аморальности бизнеса. Другие фирмы сочли, что игнорирование этих требований ни к чему не приведет. Еще одна форма реакции заключалась в том, чтобы организовать совет представителей бизнеса, обменяться мнениями относительно необычайных трудностей, связанных с тем, как реагировать на все возрастающие требования публики. Результатом явилось поразительное множество конференций, собраний, которые организовывались самими бизнесменами или в которых они участвовали. Темой этих встреч чаще всего служили проблемы ценностей, проблемы этики бизнеса, способов осуществления того, что получило название социальное аудиторство, под которым понимается инспектирование социального поведения фирм. Структуры бизнеса не приспособлены к тому, чтобы иметь дело с проблемами ценностей и нравственности, а менеджеров этому обычно не учили в школах бизнеса. Опыт хозяйствования еще меньше настраивал их заниматься такими проблемами. Вот почему многие фирмы столкнулись с новой дилеммой. Они теперь начинают понимать, что необходимо реагировать на требования, связанные с социальными ценностями, что необходимо в своих расчетах учитывать также и нравственные принципы, но они не знают, как это делать. Тем не менее все эти конференции, собрания, новые кодексы этики бизнеса и появление так называемых уполномоченных по корпоративной этике свидетельствуют о том, что миф об аморальности бизнеса медленно рассеивается.



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.