Этика бизнеса в России в мире — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Этика бизнеса в России в мире

2020-04-01 110
Этика бизнеса в России в мире 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этика бизнеса (предпринимательства) занимает основное место в этике деловых отношений.

Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса: 1) правила обычной морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы; 2) этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. Теоретически более правильной считается вторая точка зрения.

Важной особенностью является соотношение религиозной этики и этики бизнеса. Многие западные предприниматели считают, что их бизнес может рассматриваться как конкретизация принципов христианского учения и христианских заповедей. Однако бурное развитие стран Юго-Восточной Азии ясно показало, что, хотя в основе жизни людей на Востоке лежат совсем иные религиозные учения, моральные ценности рыночной экономики в целом оказываются общими для всех капиталистических стран, независимо от вероисповедания предпринимателей. Общепризнанными (хотя и не общепринятыми) этическими нормами во всем мире считаются соблюдение права неприкосновенности частной собственности; уважение к закону; верность данному слову; культ честной конкуренции; участие в благотворительных акциях; предоставление кредита, основанного на доверии; щепетильность и забота о своей собственной репутации и репутации фирмы и т.п.

Этические нормы бизнеса в России имеет свои особенности. Это связано со сложившимся своеобразным отношением к закону и к роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства. Система партнерства бизнеса и государства в современной России жизнеспособна лишь в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии. Трудно говорить об этичности поведения государства в условиях невыплаты заработанных денег работникам финансируемых непосредственно из бюджета организаций и предприятий, неоплаты государственных заказов и других нарушений действующих законов, правил, обещаний.

Разрешить этический парадокс российского предпринимательства возможно лишь в том случае, если государство выполнит свои функции и создаст цивилизованные условия для бизнеса, для его устойчивости в России.

Одно из направлений, вызывающее значительное сопротивление в российской бизнес -практике и принятых в зарубежных компаниях -информирование о нарушениях. "При разработке системы исполнения этического кодекса менеджеры и консультанты сталкиваются с существенным напряжением, возникающим в результате неоднозначной, противоречивой оценки необходимости информирования/доносительства об этических нарушениях. С одной стороны, нужно найти какое-то объяснение необходимости информирования, с другой - у сотрудников существует убеждение в безнравственности самого факта доносительства, независимо от того, по каким основаниям и в какой ситуации оно было совершено" [2. c. 26].

Базовым ограничением внедрения этических норм в российские организации является невозможность их прямого административного регулирования. Область индивидуальных нравственных установок является слишком деликатной для непосредственного вмешательства с помощью директивных рычагов. Поэтому, как правило, кодекс не предусматривает юридической ответственности за его неисполнение.

Тренинги по бизнес-этике пока слабо распространены в российских компаниях. Они имеют очень сложную структуру, подбираются под конкретную страну или регион. Например, тренинги в американских компаниях существенным образом отличаются от тех, которые данная компания проводит в филиалах, расположенных в других странах. Бизнес-этика в США более глубоко укоренена в правовой системе, поэтому большее значение придается соблюдению законов, чем собственно этике и системе корпоративных ценностей. Для США в высшей степени характерна склонность к судебным разбирательствам, и если суждение работника окажется неправильным, компания и работник могут подвергнуться штрафу или наказанию на основании закона, что может обойтись компании в десятки миллионов долларов.

Но, несмотря на хорошую подготовку сценария, эти тренинги зачастую не пользуются среди сотрудников популярностью, воспринимаясь как "промывка мозгов" и "обязаловка".

В Европе общий подход к тренингам более неформальный и гибкий: имеется лишь рамочная структура тренинга, поэтому в большей степени учитываются реакция аудитории и специфика групповой динамики на каждой конкретной сессии. Тренинги по этике ориентированы на конкретные цели и, как правило, проводятся для таких групп "высокого риска", как продавцы, персонал или сотрудники, взаимодействующие с государственными чиновниками и инспекторами. В Европе используются более пространные учебные ситуации, которые могут включать элементы корпоративной социальной ответственности, например управление природоохранной деятельностью. Европейская модель тренинга чаще обращается к открытым (сквозным) вопросам, для которых не существует окончательной установки на ожидание правильных ответов участников [12. p. 6].

Таким образом, этика становится неотъемлемым элементом практики ведения бизнеса. При этом единый "шаблон" морального стандарта отсутствует: у каждого человека есть свое понимание этических норм, а компании "конструируют" концепции собственной этичности, которые необходимо согласовывать как с внешними, так и с внутренними заинтересованными группами.

Ещё одной немаловажной проблемой этического плана, характерной для внутренней жизни Российского бизнеса является воровство, взяточничество и коррупция. Сотрудники, случается, воруют. Решить эту проблему, первым делом, можно через кадровый отбор. Интуиции лидера компании обычно хватает, чтобы отсечь сомнительные кандидатуры. Второй мерой против воровства является систематический контроль и учет. Хозяева бизнеса воспринимают контрольные функции как одну из основных своих обязанностей.

Во время одного из недавних исследований были обнаружены интересные факты относительно этических аспектов предпринимательства в разных странах. В процессе этого исследования основное внимание было уделено вопросу приемлемости подкупа должностных лиц в процессе ведения бизнеса в зарубежных странах. По результатам исследования было определено, что в компаниях России, Китая и Южной Кореи взяточничество считается вполне приемлемым. В числе стран, в которых подкуп должностных лиц считается неприемлемым, оказались такие страны, как Австралия, Швеция, Швейцария, Австрия и Канада. Италия, Япония и Соединённые Штаты Америки находятся между этими двумя крайними случаями.

Кения принадлежит к числу стран, в которых взяточничество - это почти образ жизни. Согласно данным одного из исследований, почти две трети случаев взаимодействия физических лиц и компаний с кенийскими государственными чиновниками влекут за собой необходимость уплатить взятку. В Китае взяточничество и коррупция достигли такого масштаба, что, по некоторым оценкам, расходы на подкуп должностных лиц составляют от 13 до 16% ВВП страны. Многие бывшие советские республики также сталкиваются с аналогичными проблемами. (Рисунок 2 Приложения).

Этика в бизнесе затрагивает поведение и решения каждого руководителя и работника компании в отдельности. Этика как понятие неприменима к самим компаниям, однако стиль поведения отдельных сотрудников в процессе принятия решений и урегулирования этических дилемм формирует стиль ведения бизнеса, свойственный данной компании. Проблемы этики ведения бизнеса решаются главным образом в контексте социальной ответственности компании. Если говорить более точно, социальная ответственность - это совокупность обязательств, которые берёт на себя организация в плане защиты интересов общества и его дальнейшего совершенствования. Трудности, возникающие перед менеджерами в международном бизнесе, прежде всего связаны с обеспечением равновесия между теоретическим представлением о глобальных аспектах социальной ответственности и реальными местными условиями, которые могут потребовать дифференцированного подхода к решению проблем в тех странах, где компания ведёт свой бизнес.

 


Заключение

 

Разобрав историю этики, я сделала вывод о том, что всё многообразие этических учений сведено к трём периодам: античности, средневековью, и новому времени. В античной этики человека рассматривали, как существо разумное и общественное. В средневековье отрицали нравственную свободу человеческой личности, а в этике нового времени реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели.

Я сравнила два исторических периода этики, классический и новый. Вершиной античной этики классического периода является этика Аристотеля. Аристотель полагал, что счастье есть жизнь в соответствии с добродетелью. Добродетельный человек, участвуя в общественных делах, стремится совершенно выполнять свою функцию и чувствовать себя счастливым. Он полагал, что человек должен контролировать свою чувственность, стремиться избегать сильных страстей, однако без определённого рода эмоций также нельзя быть нравственным. Фейербах же аргументировал необходимость нравственного отношения к другому, исходя из стремления к обеспечению высшего качества своих собственных чувств.

Этика бизнеса, в свою очередь, занимает основное место в этике деловых отношений. Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и многое другое. Под управленческой этикой понимают цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела. В этике поведения многое зависит от личностных качеств человека, а также соблюдения этических кодексов и правил. Немаловажным является умение общаться с самыми разными людьми, строить свои взаимоотношения с ними. От этого зависит успех фирмы или предпринимателя.

В мифе об аморальности бизнеса есть доля правды. Бизнес заинтересован, главным образом, в извлечении прибыли. Чтобы получить прибыль, он производит товары или предоставляет услуги, занимается куплей и продажей. В конце концов, бизнес - это бизнес. Его не заботит ни сохранность окружающей среды, ни население в целом. Но не смотря на это, большинство участников бизнеса считают себя людьми нравственными. Они полагают, что не дело бизнеса заботиться о морали.

Я же считаю, что этика и бизнес в нашей стране принципиально несовместимы, потому, что этический поступок не должен преследовать никакой личной выгоды, в то время как весь бизнес, напротив, замешан на извлечении максимальной личной выгоды.

 


Список литературы

 

1. Айвазян С. А. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. / Под ред. Г. Б. Клейнера. - М.: «КОНСЭКО», 1998. - 273 с.

2. Балакирев В. Стукачество или информирование? // PR-Диалог. 30 июня. <http://www.ethicsinbusiness.ru/?section=16> 2004. - 26 с.

.   Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. 4-е изд. / Пер. с англ. Под ред. А. Г. Медведева. - СПб.: «Питер», 2006. - 1088 с.

.   Дорошенко В. Ю., Зотова Л. И. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Культура и спорт, «ЮНИТИ», 1997. - 279 с.

.   Журнал «Неприкосновенный запас» № 4, 2006. - 48-49 с.

.   Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса: Учеб. пособие. - М.: «Дело», 2000. - 280 с.

.   Разин А. В. Этика: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. - М.: «Академический Проект», 2006. - 624 с.

.   Ричард Т. Де Джордж. Деловая этика. - М.: ИД «РИПОЛ КЛАССИК», «ПРОГРЕСС», 2003. - 736 с.

.   Солоницина А. А. Профессиональная этика и этикет. Учебник. - Владивосток. - Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 200 с.

10. James В. Stewart. Scenes from a Scandal: The Secret World of Michael Milken and Ivan Boesky//Wall Street Journal, October 2, 1991, p. 61; Karen W. Arenson. How Wall Street Bred Ivan Boesky//New York Times, November 26, 1986, p. 86.

.   Martens Lori. Transatlantic Perspectives on Business Ethics Training // International Business Ethics Review. № 1. 2003. - p. 6.

.   http://libsib.ru

.   http://orags. narod.ru

14. http://proza.ru


Приложение

 

Схема 1.

Рисунок 1. Этика бизнеса: предмет и специфика

 

 

Рисунок 2. Коррупция в республиках бывшего Советского Союза


 

 

 
 
 
 
 
 
 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.