Проблемы и перспективы присоединения Республики Беларусь к ВТО — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Проблемы и перспективы присоединения Республики Беларусь к ВТО

2020-04-01 129
Проблемы и перспективы присоединения Республики Беларусь к ВТО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Взаимоотношения Республики Беларусь с многосторонней торговой системой ГАТТ/ВТО имеют достаточно долгую историю. В конце 1992 г. 48-я сессия Договаривающихся сторон ГАТТ приняла решение о предоставлении Республике Беларусь статуса государства-наблюдателя. Беларусь, таким образом, стала первой из стран бывшего СССР, получившей такой статус, за исключением России, которая получила статус наблюдателя ГАТТ как правопреемница СССР.

27 октября 1993 г. сессия Совета представителей ГАТТ приняла решение о создании Рабочей группы по присоединению Республики Беларусь.

5 декабря 1995 г. белорусская делегация официально вручила Меморандум о торговом режиме Республики Беларусь Генеральному директору Всемирной торговой организации в штаб-квартире ВТО в Женеве.

В 1997-1999 гг. проведено несколько раундов многосторонних переговоров с государствами-членами ВТО, в ходе которых обсуждены в первом чтении основные аспекты внешнеторгового режима Республики Беларусь. Была подготовлена и определена позиция Беларуси к двухсторонним переговорам по доступу на рынок. Отработан механизм координации позиций по всему комплексу вопросов, связанных с ВТО, в рамках Таможенного союза, а также в первоочередном порядке - на двухсторонней основе с Российской Федерацией.

В мае 2000 г. состоялся первый раунд двухсторонних переговоров по доступу на внутренний рынок товаров и услуге 15 странами-членами ВТО (Европейский союз, Япония, США, Австралия, Бразилия, Венгрия, Индия, Турция, Болгария, Латвия, Швейцария, Канада, Польша, Чехия, Словакия), а в марте 2001 г. прошел третий раунд переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО, проведенный сразу в нескольких форматах - многостороннем и двустороннем. В ходе переговоров белорусской стороной были даны развернутые ответы на вопросы стран-членов ВТО по внешнеторговому режиму Беларуси, а также уточнены позиции сторон по условиям открытия белорусского рынка. [6, с. 16]

К последующим раундам переговоров Министерством иностранных дел совместно с заинтересованными в 2001-2003 гг. подготовлены:

–пересмотренные предложения к двусторонним переговорам по товарам и услугам;

–пакет документов по развитию законодательства Республики Беларусь в области внешнеэкономической деятельности.

В результате проделанной работы белорусская сторона добилась решения ВТО о начале полномасштабных переговоров по присоединению Беларуси. С 28 февраля по 7 марта 2001 г. в Женеве белорусской делегацией был проведен 3-й раунд переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО. Переговоры проводились в трех форматах:

· многостороннем (3-е заседание Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь), в ходе которого белорусской стороной были даны развернутые ответы на вопросы стран-членов ВТО по внешнеторговому режиму Беларуси;

· двустороннем (раунд двусторонних переговоров с делегациями стран-членов ВТО по условиям доступа иностранных поставщиков товаров и услуг на белорусский рынок), который был посвящен уточнению позиций сторон по условиям открытия белорусского рынка для зарубежных товаров и услуг;

· в формате специального заседания по рассмотрению вопросов государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Беларусь. [9]

В июне 2001 г. и апреле 2002 г. в Женеве проведены двусторонние консультации с представителями ведущих стран-членов ВТО, в ходе которых партнеры были проинформированы о мерах Правительства Беларуси, направленных на интенсификацию переговорного процесса по присоединению Республики Беларусь к ВТО, в т.ч. о работе по приведению белорусского законодательства в соответствие с требованиями ВТО, а также о координации присоединения к ВТО Республики Беларусь и Российской Федерации.

20-24 января 2003 г. в Женеве проведен 4-й раунд переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО. На переговорах достигнуты следующие основные результаты:

(1) по итогам 4-го заседания Рабочей группы ВТО по Беларуси (24 января 2003 г.) принято решение о подготовке Контрольного списка (checklist) по вступлению Республики Беларусь в ВТО. Данный вид документа предусмотрен процедурой ВТО для завершающего этапа присоединения и является предварительным проектом итогового протокола, устанавливающего пакет обязательств Беларуси как члена ВТО. После проведения интенсивных консультаций с ВТО Контрольный список распространен среди стран-членов ВТО в декабре 2003 г.;

(2) по результатам встречи Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Андрея Кобякова с Генеральным директором ВТО Паничпакди Супачаем достигнута договоренность о синхронизации присоединения к ВТО Республики Беларусь и Российской Федерации, с акцентом на равные обязательства двух стран в таможенно-тарифной области.

В январе, апреле, и октябре-ноябре 2003 г. в Женеве проведены двусторонние переговоры со странами-членами ВТО (США, Австралия, ЕС, Канада, Япония, Швейцария, Китай, Польша, Куба, Болгария, Венгрия, Молдова, Латвия, Турция, Индия, Панама – 16 стран), по результатам которых существенно сближены позиции сторон относительно будущих обязательств Республики Беларусь по доступу на рынок товаров и услуг. Достигнуто понимание партнеров в вопросе о жесткой координации переговоров Республики Беларусь и Российской Федерации с ВТО в области таможенного тарифа.

Очередной раунд переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО прошел в Женеве с 26 января по 3 февраля 2004 г., в том числе 30 января 2004 г. состоялось 5-е заседание Рабочей группы ВТО по вступлению Беларуси, 29 января 2004 г. – специальное заседание по сельскому хозяйству.

На протяжении всего раунда переговоров со странами-членами ВТО, в том числе с представителями ЕС, США, Швейцарии, Канады, Японии, Индии, Болгарии, Армении, Кыргызстана и Панамы белорусской делегацией была проведена серия двусторонних переговоров и консультаций по доступу к рынку товаров и услуг.

В ходе переговоров по доступу к рынку товаров продолжалось обсуждение возможных обязательств Беларуси перед ВТО по максимальным ставкам ввозных таможенных пошлин на момент присоединения к ВТО, по конечному уровню их связывания по окончании переходного периода, а также по длительности этого периода.

В ходе переговоров по доступу на рынок услуг согласовывались все ограничения, которые Республика Беларусь сможет применять после вступления в ВТО для регулирования доступа на рынок конкретных услуг.

По результатам раунда переговоров белорусской стороной ставилась основная задача согласовать с ВТО план действий по приведению законодательства в соответствие с требованиями ВТО и конкретные сроки завершения переговоров о вступлении Республики Беларусь в эту международную организацию.[10]

Беларусь сейчас находится на самом сложном и ответственном этапе присоединения к ВТО, так как от условий, на которых страна-кандитат вступит в эту организацию, будут зависеть долгосрочные выгоды её участия в системе ГАТТ/ВТО.

К основным преимуществам, которые получает страна при присоединении к ВТО, можно отнести:

— недискриминационный доступ на рынки 147 государств - членов ВТО (на сегодняшний день более 90% всего мирового торгового оборота регулируется правилами ВТО);

— обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны;

— значительное улучшение открытости торговой политики и практики торговых партнеров, обеспечивающее большую безопасность в торговых отношениях;

— создание и использование правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых государствами в торговле с Беларусью;

— международный режим торговли, регулируемый четкими и стабильными нормами, предсказуемый в торговых отношениях;

— доступ к механизму разрешения споров в рамках ВТО, обеспечивающему защиту торговых интересов в том случае, если они были ущемлены торговыми партнерами;

— участие в системе ГАТТ/ВТО будет способствовать созданию в стране предсказуемой торговой инвестиционной среды, привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы белорусской экономики;

— возможность получения от договаривающихся сторон ГАТТ определенных льгот, которые предусматриваются в ряде статей Генерального соглашения по тарифам и торговле. Приобретаемые льготы особенно важно использовать сейчас, когда республика переживает серьезные экономические трудности, а отечественная продукция не является достаточно конкурентоспособной на мировом рынке;

— использование ВТО в качестве средства продвижения своих торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах в рамках ВТО;

— уменьшение вероятности частых изменений в торговой политике Беларуси и, как следствие, более благоприятные условия для инвестиционной деятельности;

— укрепление репутации страны как стабильного и надежного торгового партнера.[11, с.87]

Хотя перечисленные выше выгоды и будут доминировать, необходимо учитывать и те потери, которые понесет страна в случае присоединения к системе ГАТТ/ВТО в качестве полноправного участника. Это, прежде всего, издержки экономического и социального характера, с которыми столкнется экономика страны в период адаптации к правилам более острой международной конкуренции в условиях либерализации внешнеэкономических связей.

Следует также учитывать сокращение помощи государства некоторым производителям-экспортерам и, соответственно, возникновение трудностей развития отдельных отраслей народного хозяйства, возможное непредоставление переходного периода для республики, расширение доступа на внутренний рынок товаров и услуг потенциальных конкурентов, необходимость тарифных уступок.

Необходимы средства для приведения в соответствие национальной законодательной базы с международными нормами и правилами, а также создания институционального механизма контроля за выполнением взятых на себя многосторонних обязательств. Участие Республики Беларусь в деятельности ГАТТ/ВТО потребует также определенных валютных затрат на выплату взносов в регулярный бюджет этой организации, оплату расходов, связанных с участием делегаций Беларуси в работе органов ВТО и проведением разного рода переговоров.

Что касается непосредственно членских взносов в ВТО, то они рассчитываются на основе доли государства в общемировом объеме торговли. (Этот показатель определяется на основании данных о внешней торговле за последние три года.) Минимальная шкала взносов составляет 0,03% и менее. Таким образом, Беларуси, чья доля в мировой торговле составляет приблизительно 0,06%, нужно будет ежегодно вносить в бюджет ВТО около 60 тыс. швейцарских франков.[12, с. 4]

При вступлении в ВТО страна получит определенные права и обязанности в качестве экспортера и импортера. В качестве экспортера у нее будет право защищать себя от «серьезного вреда» своим интересам и от «потери или уменьшения прибылей», полагающихся ей как члену. Таким образом, если субсидии других членов будут оказывать отрицательное воздействие на ее экспорт, то у нее будет право обратиться за помощью, что в результате приведет к прекращению указанных субсидий или даст ей право на принятие контрмер.

В качестве импортера у нее будет право обратиться за помощью, если субсидируемый импорт из другой страны наносит ущерб ее внутренней промышленности. В качестве члена-экспортера и члена-импортера у нее будет обязанность иметь институциональный механизм для проведения объективного расследования существования субсидий и их объемов, а также наличия ущерба, или серьезного вреда, или потери, или уменьшения прибыли.

Членство в ВТО уменьшит риск одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер дискриминационного характера, которые в последнее время вводятся в отношении некоторых белорусских товаров со стороны ряда государств и прежде всего экономически более развитых. Важно добиться, чтобы в ходе разрешения таких конфликтов на основе применяемых в ВТО механизмов и процедур и, в первую очередь, при проведении антидемпинговых расследований принимались во внимание специфические местные экономические условия (невысокая заработная плата, все еще относительно низкие цены на энергоносители и др.), следствием которых являются более низкие цены на отдельные товары, чем на рынках Европейского союза

Беларусь уже в полной мере столкнулась с этой проблемой: две основные конкурентоспособные и валютоемкие статьи белорусского экспорта - калийные удобрения и химические волокна - в настоящее время находятся под действием антидемпинговых санкций на важнейшем для Беларуси рынке Европейского союза. При этом методика самих антидемпинговых разбирательств такова, что исполнительные органы ЕС произвольно присваивают Беларуси и другим государствам с переходной экономикой статус страны с государственной системой торговли и «нерыночной» экономикой, практически игнорируется заключенный между Республикой Беларусь и Европейским союзом в 1995 году широкомасштабный договор о партнерстве и сотрудничестве, в котором переходный статус Беларуси оговорен. На этом основании производятся расчеты и принимаются решения, заведомо и полностью вытесняющие белорусские товары с рынка ЕС.[13, с.47]

В отличие от многих стран Восточной Европы и бывшего СССР, которые уже стали членами ВТО (среди них, например, Эстония, Латвия, Грузия), у РБ есть ряд особенностей, обусловленных структурой ее экономики. Прежде всего, это - высокая концентрация производства в промышленности, что предполагает достаточно длительный срок ее реформирования. Однако подобные особенности стран с переходной экономикой правилами ВТО сегодня, к сожалению, не учитываются. Страны с такой же, как у Беларуси, структурой промышленности и экономики в целом, не получают преимуществ при вступлении в эту организацию. Вот почему для многих из них процесс присоединения является достаточно болезненным.

Чтобы оградить себя от неоправданных издержек, Беларусь, пользуясь статусом наблюдателя в ВТО, ведет активную работу по введению в правила этой организации объективных критериев и условий для государств с переходной экономикой. Такой подход находит поддержку других стран, а также таких международных экономических структур и органов Организации Объединенных Наций, как Экономический и социальный совет ООН, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

Другой существенной особенностью является то, что основные параметры позиции белорусской стороны на переговорах с ВТО должны согласовыватъся с Российской Федерацией и другими партнерами РБ по Таможенному союзу. Это обусловлено интеграцией с РФ и обязательствами сторон в рамках союзного государства. А обязательства нельзя нарушать, какие бы выгоды ни сулило экономическое сотрудничество с третьей стороной. Вот почему РБ выступает за согласованный и взвешенный подход к вопросу о присоединении к ВТО. Такая ясная и взвешенная позиция находит понимание и поддержку как участников Таможенного союза, так и самой ВТО.

Еще одна особенность РБ — огромные экономические потери, которые страна понесла, особенно в сельском хозяйстве, в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.Удалось, в частности, достигнуть понимания странами-членами ВТО аргументов белорусской стороны, направленных на применение гибкого подхода к обязательствам РБ по сокращению субсидирования сельского хозяйства. Это также в известной мере облегчает процесс присоединения.

Статус наблюдателя дает возможность РБ решать не только сложные вопросы, связанные с адаптацией к правилам и соглашениям этой организации. Участвуя в форумах ВТО, Беларусь излагает свое видение дальнейшего ее функционирования как правовой системы международной торговли и проводника либеральной модели экономического развития.[14,c.45]

Процесс либерализации должен быть адекватен реалиям экономического развития страны и сопровождаться осуществлением ряда мер, связанных с:

· предотвращением падения конкурентоспособности белорусской продукции;

· снижением себестоимости товаров, предназначенных для внешнего рынка;

· повышением эффективности экспорта;

· проведением акций по расширению белорусской экспортной экспансии;

· соблюдением экономических интересов белорусских товаропроизводителей и поддержанием экономической и экологической безопасности страны;

· снижением объемов ввоза потенциально опасных товаров, технологий и технологического оборудования.

Либерализация ВЭД должна при этом органично и постепенно сочетаться не только с решением вышеперечисленных важных задач, но и необходимостью обеспечения целого ряда стратегически важных требований. В их числе:

· достижение сбалансированного экономического развития и осуществление перехода к устойчивому развитию;

· аккумулирование и эффективное использование финансовых ресурсов необходимых для развития и модернизации экологически чистых производств, в первую очередь экспортоориентированных;

· поддержание рационального уровня занятости;

· достижение внутренней финансово-экономической стабильности.[15]

Таким образом, членство РБ в ВТО дает ряд преимуществ: уменьшение риска одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер дискриминационного характера, которые в последнее время вводятся в отношении некоторых белорусских товаров со стороны ряда государств и прежде всего экономически более развитых; а также способствование созданию в стране предсказуемой торговой инвестиционной среды, привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы белорусской экономики и другие выгоды.

Следует учитывать, что сейчас Беларусь находится на самом сложном и ответственном этапе присоединения к ВТО, так как от условий, на которых страна-кандидат вступит в эту организацию, будут зависеть долгосрочные выгоды ее участия в системе ГАТТ/ВТО. Вследствие этого в процессе переговоров о присоединении к ВТО приоритет должен уделяться системной трансформации экономики, а не однобокой задаче по либерализации внешней торговли.

 


Заключение

 

В настоящее время ВТО является главной международной организацией, в рамках которой обсуждаются и разрабатываются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами, осуществляется контроль за соблюдением правовых норм ВТО странами-членами. Сфера деятельности ВТО охватывает 94% объема товарных потоков.

Основные функции данной международной организации: контроль за исполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, предшествующих созданию ВТО, проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами, разрешение торговых споров между членами, техническое содействие развивающимся государствам и странам-кандидатам на вступление в ВТО по вопросам, касающимся компетенции ВТО, сотрудничество с другими международными организациями.

Согласно принципам ВТО защита национальной экономики должна основываться в целом на таможенных тарифах, а не на иных мерах регулирования внешней торговли. Целью этого правила является четкое определение объема защиты и сведение к минимуму связанного с ней искажения торговли. При этом наиболее широко применяемым в большинстве как развитых, так и развивающихся стран методом является селективный метод защиты определенной номенклатуры товаров национального производства с помощью повышенных («пиковых») ставок импортных таможенных тарифов.

Вступление Республики Беларусь в ВТО дает ряд преимуществ: уменьшение риска одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер дискриминационного характера, которые в последнее время вводятся в отношении некоторых белорусских товаров со стороны ряда государств и прежде всего экономически более развитых; а также способствование созданию в стране предсказуемой торговой инвестиционной среды, привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы белорусской экономики и другие выгоды.

Следует учитывать, что сейчас Беларусь находится на самом сложном и ответственном этапе присоединения к ВТО, так как от условий, на которых страна-кандидат вступит в эту организацию, будут зависеть долгосрочные выгоды ее участия в системе ГАТТ/ВТО. Вследствие этого в процессе переговоров о присоединении к ВТО приоритет должен уделяться системной трансформации экономики, а не однобокой задаче по либерализации внешней торговли.

 


Список литературы

 

1. Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения.- М., 1999

2. www.wto.org

3. Михневич С.С. Многосторонняя система регулирования международных торгово-экономических отношений Мн.: Право и экономика, 2000

4. М.А. Маринич. Введение во внешнюю торговлю.- Мн.: Тэхналогия, 2000

5. www.wto.ru

6. Беларусь на пути во Всемирную Торговую Организацию// Гермес 2003 № 9, с.14-17

7. Всемирная Торговая Организация: цели и функции, процедура присоединения//Бики 2002 № 40, с.2-3, 6

8. Опыт стран-членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках// Мировая экономика и международные отношения, 2002 № 8, с.12-21

9. www.mfa.gov.by

10. www.belembassy.org

11. Чапкович Т.Р. Перспективы Беларуси на пути эффективной интеграции в систему мирового хозяйства//Веснiк Беларускага дзяржаунага унiверсiтэта Сер.3 – 2002 № 2 с. 85-90

12. Котько С. Находить и не терять. Так не бывает? Беларусь на пороге ВТО//Дело (Восток+Запад) 2004 № 2 с. 3-4

13. Ложечко В. Некоторые проблемы вступления Республики Беларусь в ВТО// Белорусский банковский бюллетень № 40 (195) с.45-53

14. Длинная дорога в ВТО постепенно сокращается//Дело (Восток+Запад) 2000 № 10 прил. с. 44-45

15. www.accord.cis.lead.org


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.