Глава 1. Организация гостиничной деятельности в России — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 1. Организация гостиничной деятельности в России

2020-04-01 89
Глава 1. Организация гостиничной деятельности в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Глава 1. Организация гостиничной деятельности в России

Определение основной миссии гостинично-туристической организации

Основная управленческая концепция организации для предприятий гостиничного типа.

Глава 2. Организации рыночной деятельности гостиничного комплекса «Кропоткинский».

Краткая характеристика гостиничного комплекса.

Разработка и принятие управленческих решений при влиянии внешней среды на деятельность организации

Глава 3. Рекомендации по изменению сложившейся ситуации.

Заключение

Список литературы.


Введение

Туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на экономику многих стран и целых регионов. Туристские потоки на рубеже века достигли 630 млн. туристских прибытий. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-газодобывающей и перерабатывающей промышленностью, а также с автомобилестроением. Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности развитых стран подтверждают факт: географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы и достопримечательности становятся всеобщим благом лишь средствами туризма. Констатируя данный факт в жизни мирового сообщества, Генеральная Ассамблея Всемирной Туристской Организации дала прогноз на троекратное увеличение объемов мирового туризма на ближайшие двадцать лет. В принятом на Ассамблее «Глобальном этическом Кодексе туризма» дана справедливая рекомендация: «Туристская политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня жизни населения посещаемых районов и отвечала их потребностям».

Реформы государственного устройства постперестроечной России оказали существенное влияние на экономику страны, изменили приоритеты во многих сферах народного хозяйства, повлияли на уровень жизни населения, перераспределение рабочих мест и финансовых потоков. Введение института предпринимательства и закона о въезде и выезде дало мощный толчок к генерации масштабных туристских потоков, которые внесли значимое перераспределение капиталов и приоритетов в этой сфере. Создание в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление туристской отрасли, создание тысяч организаций гостинично-туристского комплекса (ГТК), десятков тысяч рабочих мест. В последнее десятилетие Россия активно вышла на рынок мирового туризма.

Однако анализ туристского рынка России позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее время находится лишь на начальном уровне. По сравнению с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне в связи с низкой платежеспособностью (лишь 21% населения России совершают путешествия). Таким образом, туристские организации работают в условиях жесткой конкурентной борьбы за клиента, которая в ряде случаев ведется организациями с использованием недобросовестных методов Особенно острыми проблемами у организаций ГТК являются низкий профессионализм персонала, отсутствие культуры корпоративных отношений Поэтому, жесткую конкурентную борьбу выдерживают только организации ГТК, которые уделяют вопросам формирования организационной культуры первостепенное внимание.

Обострение конкурентной борьбы между организациями ГТК приводит к тому, что объектом конкуренции становятся не только цены на туристские услуги или новые виды предложений, их качество, но и наличие опытного, квалифицированного персонала, составляющего команду организации. Это приводит к тому, что многократно возрастает значимость формирования в организации ГТК организационной культуры, которая выступает в качестве активного фактора повышения конкурентоспособности туристских организаций, эффективности производства услуг и управления.

Следовательно, перед каждой российской организацией индустрии туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить ее собственные позиции в конкурентной борьбе за клиента.

Решение данной проблемы возможно, в случае если организации ГТК будут иметь методику деятельности по формированию принципов и методов эффективного управления, построению мотивационных программ для создания организационной культуры, которая способствует формированию, поддержанию и расширению прочных связей с потребителями, созданию имиджа организации и предлагаемого ей туристского продукта.

Вопросам эффективного управления организациями ГТК посвящено немало исследований. Вместе с тем переход к рыночным отношениям потребовал решения новой еще не разработанной проблемы, связанной с тем, что организация должна чутко реагировать на все изменения, как внешней, так и внутренней среды. Это возможно реализовать прежде всего через управление человеческим фактором. Актуальность этой проблемы определила необходимость проведения теоретико-методических исследований, что явилось основанием для выбора темы курсового исследования.

Цель исследования заключается в разработке теоретико-методических положений и рекомендаций по вопросам эффективного управления организациями ГТК. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1. Разработки и уточнения понятийного аппарата сферы туризма, содержания и особенностей основных понятий.

2. Исследования тенденций развития международного туризма в России, а также выявления проблем, стоящих перед организациями ГТК, в условиях развития и неопределенности.

3. Рассмотрения составляющих организационной культуры и выделение мотивации как основного фактора повышения эффективности управления организации ГТК.

4. Формирования принципов и методов развития эффективного организационного климата в организациях ГТК.

5. Разработки методических рекомендаций по построению интеграционной мотивационной программы для развития персонала организации ГТК и соответственно всей организации в целом.

6. Формирования методического подхода к измерению и оценке эффективности управления организацией ГТК на основе современных постоянно меняющихся требований к организационной культуре.

Предмет исследования - эффективное управление организацией ГТК на основе постоянно меняющихся требований к организационной культуре.

Объект исследования - организации ГТК.

Методологическую основу исследования составляют системный, комплексный и исторический подходы к изучению проблем эффективности, логический анализ, моделирование, а также выводы и положения трудов зарубежных и отечественных ученых по проблемам эффективности управления, освещающие дискуссионные и нерешенные вопросы; концептуальные подходы к определению и хозяйствованию организации, реализованные в действующем российском законодательстве, а также материалы содержащиеся в нормативных актах (методиках, инструкциях и т.д.). Базой аналитической работы являются статистические данные, публикации, личные наблюдения и выводы автора, полученные в ходе проведения научного исследования. При разработке теоретических вопросов были использованы работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам управления, в том числе М. Портера, Ф. Котлера, М. Мескона, Б.З. Мильнера, А.Г.Поршнева, В.И. Азара, М.Б. Биржакова, В.А. Квартального, М. Маринина, Е.Г. Молл, Н.К. Моисеевой, B.C. Сенина, А.Д. Чудновского и других.


Рисунок 2. Организационная структура гостиничного комплекса «Кировский»

 

Главной задачей организационной структуры гостиничного комплекса «Кировский» является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

При разработке организационной структуры высшее руководство фирмы идет по пяти направлениям:

1. Специализация работ;

2. Определение полномочий;

3. Размер контрольных функций;

4. Методы координации.

При разработке организационной структуры специалисты отталкиваются от целевых функций и функциональных элементов организации.

В гостиничном комплексе «Кировский» к целевым функциям можно отнести:

- прием и размещение гостей;

- производство питания;

- продажу номеров;

- маркетинг;

- организацию деловых встреч и конференций.

 К функциональным элементам относятся:

- обеспечение безопасности;

- инженерное обеспечение;

- бухгалтерский учет;

- административная деятельность.

В гостиничном комплексе «Кировский» менеджеры, работающие в службе размещения, производстве питания и напитков они называются линейными менеджерами.

При разработке организационной структуры важную роль играет и количество уровней в иерархии управления, когда командные ступени выстраиваются в вертикальный ряд и строится схема взаимоотношений между руководителями и подчиненными.

По этой схеме каждый член персонала должен знать свое место в организационной структуре, а для эффективного управления необходимо четкое определение обязанностей.

Важной проблемой формирования структуры управления комплексом является создание не только структуры в целом, но и ее органов управления: руководства, функциональной структуры, вспомогательной структуры.

Руководство высшего звена также принимает решение, какую систему расчетов с клиентами использовать на предприятии. Часть этих вопросов может быть передана на рассмотрение ниже­стоящим звеньям управления, если на генерального директора возложено слишком много полномочий и обязанностей.

Служба горничных в большинстве случаев является наиболее функционально значимым подразделением, если речь идет о полу­чении услуг гостиничного размещения, так как это подразделение отвечает за уборку номеров, холлов, коридоров, внутренних помещений, в которых осуществляется прием и обслуживание клиентов

Лицо, возглавляющее службу горничных, несет ответствен­ность за работу персонала по поддержанию чистоты и порядка в жилых и служебных помещениях гостиницы. Старшая же горнич­ная получает задание и распределяет его выполнение среди под­чиненных, одновременно выполняя административные функции, возложенные на нее исполнительным директором.

Подотделом службы управления номерным департаментом является инженерная служба, которая несет ответственность за работу механической, электрической, отопительной, вентиляционной систем, водоснабжения и канализации и осуществляет профилактиче­ский и текущий ремонт не только номерного фонда и установлен­ного в нем оборудования, но и всего гостиничного предприятия.

Подразделения номерного департамента, включают в себя рестораны, кафе, бары, подразделение по обслуживанию банке­тов и конференций, а также кухню, обеспечивающую гос­тей питания.

Руководитель службы общественного питания составляет ме­ню, обеспечивает поставку необходимых исходных продуктов, распределяет по участкам обслуживающий персонал, контролиру­ет качество готовой услуг и обслуживания, соблюдая при этом разумный режим экономии.

Каждый отдел в службе имеет своего руководителя, включая менеджера по обслуживанию в номерах.

Ресторан как подразделение общественного питания обслужи­вает гостей согласно меню, которое является основой любой рес­торанной концепции, независимо, к какому типу данное предпри­ятие питания относится. Большую роль при этом играет профес­сионализм метрдотелей и официантов, находящихся в непосред­ственном контакте с клиентами.

Буфетное или барное обслуживание заключается в основном в обеспечении клиентов спиртными напитками. В барах могут также готовиться напитки для их употребления в ресторане. Такой бар носит название сервисного («servicebаг»).

Кухня является производственным центром. Заказы на произ­водство конкретной продукции поступают из ресторана от офици­антов (на основе составленного и предлагаемого клиентам меню), а также из банкетного зала, работающего по предварительному заказу. Главной обязанно­стью руководства в этом секторе является лишь контроль за ценой и качеством конечного продукта. При этом основным лицом, в ве­дении которого находится производство питания в гостинице, как правило, является шеф-повар. Это человек, который получил спе­циальное образование, квалифицирующее его как профессиональ­ного повара.

  В обязанности департамента персонала входит ведение личных дел всех сотрудников гостиницы. Обычно департамент имеет три подразделения: набора работников, подразделение заработной платы и других вознаграждений, подготовки и переподготовки.

Слабые стороны:

  Относительно высокие цены на большинство услуг, так как в их стоимость закладывается возможный рост курса доллара.

   До настоящего времени не предпринималось попыток анализа, прогнозирования и планирования деятельности. Слабая компетенция ответственных лицзаключается в том, что ответственные лица на местах не имеют должного уровня компетентности, образования и квалификации.

Возможности:

  Заключение договоров напрямую с авиационными компаниямипредполагает поиск, ведение переговоров и услугу бронирования номеров с борта самолета.

  Поддержка малого бизнеса государствомпредполагает разработку и внедрение инвестиционных проектов.

  Охват возможно большего числа клиентовпредполагает дальнейшее развитие сети представительств.

Проблемы и риски:

  Глобальный кризис экономики и связанное с ним падение курса национальной валюты и как следствие, снижение покупательской способности.

   Имеет место сильная конкуренция на рынке услуг, предлагаемых гостиничным комплексом «Кировский».

   Основными конкурентами гостиничного комплекса «Кировский» являются все государственные гостиницы, такие как Центральная, Октябрьская, Новосибирск. У гостиничного комплекса «Кировский» есть один существенный недостаток - отсутствие государственной регистрации, на данный момент решить эту проблему не представляется возможным.

   Основными партнерами и поставщиками гостиничного комплекса в основном являются предприятия находящиеся на территории г. Новосибирска и Новосибирской области. Продукты и полуфабрикаты поставляет Сибирский промышленный комплекс, спиртные напитки и безалкогольные - Сибирский бальзам, мебель и интерьер-фирма «Мебель-Дизайн». 

  По результатам SWOT – анализа гостиничного комплекса «Кировский» можно сделать вывод о несколько нестабильном текущем положении фирмы на рынке. После проведения swot-анализа, руководству гостиницы были предложены следующие рекомендации по улучшению положения на рынке.

  Во-первых, для расширения сферы деятельности, необходимо заключить договора с крупными авиационными компаниями, такими как, авиакомпания «Сибирь», Аэрофлот. Заключение данных договоров, расширит круг клиентов, потому что услуга бронирования номера с борта самолета, очень удобная.

   Во-вторых, было бы приемлемо заключить договор с таксо-парком, клиент бронирующий номер едет на такси с 20 % скидкой.

  В-третьих, необходимо проводить маркетинговый анализ рынка и вести отчетную документацию по изучению потребительского спроса.

  В-четвертых, необходимо осуществлять планирование и анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности гостиничного комплекса «Кировский».

Деятельности предприятия характеризуется такими абсолютными показателями деловой активности, как объем реализации продукции, услуг, товаров, прибыль и величина активов предприятия.

Основные показатели работы ЗАО "Кировский" за 2000-2001 годы представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Основные экономические показатели работы ЗАО "Кировский"

За 2000-2001 годов

Наименование

Показателей

        Год   

Изменение

2000 2001 +, - Тр

              1

   2   3   4    5

1.Объем реализации услуг, товаров, продукции. 

тыс. руб.

  45234,0   40375,0   -4859,0    89,3

2. Затраты на производство и реализацию, тыс. руб.

  43437,0   39151,0   -4286,0   90,1

3. Прибыль от реализации, тыс. руб.

  1797,0   1224,0   -573,0   68,2

4.Уровень затрат, %

к V реализации.

    96,0     97,0      +1,0   101,0

5. Среднесписочная численность работников, чел.

    311     313        +2,0     106,0

6. Фонд заработной платы работников, тыс.руб.

  3548,0   2925,0   -623,0   82,0

7. Производительность труда, тыс.руб/чел.

  145,4   129,0   -16,4   88,7
8. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

 

12566,5

  14314,0   +1747,5   113,3
9. Фондоотдача, руб.

      3,6

      2,8     -0,8 -22,2
10. Фондовооруженность, тыс.руб./чел

 

     40,4

       45,7       +5.3     +13,1
11. Уровень рентабельности к затратам

 

       4,1

         3,1        -1,0      -
           

Как видно из таблицы 2.2. за отчетный период выручка от реализации услуг снизилась на 10,7% и к концу периода составила 40375 тыс.руб.

В 2001 году произошло снижение затрат на реализацию на 9,9% и рост затрат 100 руб. объем реализации на 1%, которые к концу отчетного периода составила 97,0 руб.

Падение объема реализации услуг и рост уровня затрат на услуги повлекли за собой уменьшение прибыли на 31,8%.

Показатель производительности труда снизился на 11,3%, что является следствием падения объема реализации услуг на 10,7% при увеличении среднесписочной численности работников на 0,6%.

Показатель фондоотдачи снизился на 22,2% и к концу отчетного периода составил 2,8 руб.

Произошло снижение затратной рентабельности на 1,0 %, что говорит о низком уровне отдачи затрат при реализации услуг.

Немаловажным фактором деловой активности является достаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование имеют большое значение для увеличения объемов реализации и повышения эффективности работы. В гостиничном комплексе «Кировский» трудовые ресурсы делятся на два вида работников – это производственный персонал и обслуживающий персонал.

В производственный персонал входят работники кухни: повара, помощники повара, кондитеры. В обслуживающий персонал входят: официанты, горничные, охрана, уборщицы, администратор и тому подобные.

Задачами анализа являются определение и изучение текучести кадров.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитывается и анализируем динамику следующих показателей

Коэффициент оборота по приему работников (Кпр):

         количество принятых на работу работников

Кпр =                                                                                                        

                  среднесписочная численность работников

-Коэффициент оборота по выбыванию (Кв):

        количество уволившихся работников

Кв =                                                                                                      

                            среднесписочная численность работников

-Коэффициент текучести кадров (Кт):

        количество уволившихся по собственному

        желанию и за нарушение трудовой дисциплины

Кт =                                                                                                    

                 среднесписочная численность работников

Данный коэффициент имеет важное значение для эффективного функционирования предприятия, поскольку он определяет состояние работающего коллектива, как обслуживающего персонала, так и производственного, занятого на кухне. Если данный коэффициент слишком высок, то это говорит о том, что персонал работающий на предприятии не удовлетворен условиями работы или уровнем оплаты труда. Руководство предприятия не хочет или не имеет возможности улучшить эти условия, постоянные увольнения ведут к торможению производственного процесса, поскольку тратится время для найма работников, для их обучения и адаптации в коллективе и на рабочем месте, а это сказывается на качестве обслуживания и на качестве готовой продукции.

-Коэффициент постоянства кадров (Кпс):

          количество работников, проработавших весь год

Кпс =                                                                                                    

                  среднесписочная численность работников

Данный коэффициент так же имеет не маловажное значение для работы предприятия, так как он характеризует удовлетворенность работников условиям работы. Если данный коэффициент имеет тенденцию к увеличению это говорит о положительном развитии гостиничного комплекса, удовлетворенность как обслуживающего так и производственного персонала условиями работы и оплатой труда.

Данные для расчета движения рабочей силы и полученные результаты представлены в таблице 2.3.

 Таблица 2.3.

Продолжение таблицы 2.3.

1. Количество уволившихся работников: производственных работников (кухня) обслуживающий персонал (гостиница) 52 30 22 36 30 6 -16 0 16
2. Количество работников проработавших весь период В том числе: производственных работников (кухня) обслуживающий персонал (гостиница) 257 97 160 260 60 200 +3 -37 +40
5. Коэффициент оборота по приему работников в том числе: производственный персонал (кухня) обслуживающий персонал (гостиница) 0,80 0.13 0.052 0,27 0.138 0.339 -0,53 +0.008 +0.287
6. Коэффициент оборота по выбытию работников производственный персонал (кухня) обслуживающий персонал (гостиница) 0,17 0.3 0.104 0,12 0.297 0.028 -0,05 - 0.003 -0.047
7. Коэффициент текучести кадров производственный персонал (кухня) обслуживающий персонал (гостиница) 0,17 0.3 0.104 0,12 0.3 0.028 -0,05 - 0.003 -0.047
8. Коэффициент постоянства работников производственный персонал (кухня) обслуживающий персонал (гостиница) 0,89 0.97 0.75 0,90 0.59 0.94 +0,01 -0.38 0.19

Коэффициент оборота принятого персонала в 2001 году составил 0,27, что на 0,53 больше, чем за аналогичный период 2000 года, так же видно что наибольшую динамику изменений по принятому персоналу приходится на производственный персонал 0.3 в 2000 году и небольшое снижение этого коэффициента в 2001 году на 0.003. 

 

Благоприятной тенденцией является снижение коэффициента оборота по выбытию и коэффициента текучести кадров.

В результате снижения коэффициента текучести кадров увеличился коэффициент постоянства персонала, и к концу отчетного периода составил 0,9, что оценивается положительно для гостиничного комплекса, но снизился коэффициент постоянства производственных работников, а коэффициент постоянства обслуживающего персонала значительно вырос.

Рост производительности труда - важнейший показатель эффективности работы и повышения использования трудовых ресурсов.

Чем выше уровень и темпы роста производительности труда, тем меньше при заданных объемах работы потребность в рабочей силе.

В таблице 2.4. представлена динамика показателей по труду и фонда заработной платы на ЗАО”Кировский” за 2000-2001 годов.


Таблица 2.4.

Таблица 2.4.

Структура основных фондов.

Вид основных фондов

Стоимость,

тыс.руб

Структура, %

В %

2001 к

2000г

2000 2001 2000 2001
1 2 3 4 5 6
1.Здания 9547 9547 43,4 42,8 100,0
2.Сооружения 2768 3016 12,6 13,5 109,0
3.Машины, занятые в обслуживании 6756 6756 30,7 30.2 100,0
4.Транспортные средства 2059 2099 9,4 9,4 101,9
5. Хозяйственный инвентарь   179   195   0,8   0,9   111,4
Прочие основные средства 693 720 3,1 3,2 103,9
  ВСЕГО   22002   22333   100,0   100,0   101,5

За период с 2000 по 2001 год темп роста основных фондов составил 101,5%, и на конец отчетного периода первоначальная стоимость фондов равна 22333 тыс.руб. Здесь следует отметить, что данный рост основных средств обеспечен, в основном, за счет увеличения пассивной части фондов, причем, темп роста сооружений составил 109,0%, хозяйственного инвентаря - 11,4%.

Стоимость активной части фондов увеличилась незначительно - на 0,5% за счет увеличения стоимости транспортных средств на 1,9%.

Стоимость машин(т.е стиральные машины, бытовая техника,средства связи и.д)занятых в обслуживании осталась без изменений.

Положительной тенденцией в работе ЗАО является увеличение удельного веса активных фондов с 36,4 до 39,6% и снижение удельного веса зданий на 0,6%.

В таблице 2.5. представлен анализ уровня и динамики по использованию основных фондов за 2000-2001 годов.

Таблица 2.5.

ЗАО «Кировский».

Наименование показателей

      Год

Изменения

2000 2001 +, - Тр
1.Объем реализации, тыс.руб   45234,0   40375,0   -4859,0   -18
2.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.   12566,5   14314,0   +1747,5   +13,3
3.Среднесписочная численность работников,ед   311,0   313,0   +2,0   +0,6
4.Фондоотдача,руб 3,6 2,8 -0,8 -22,2
5.Фондоемкость,тыс.руб 27,8 35,5 +7,7 +24,7
6.Фондовооруженность, тыс.руб./чел   40,4   45,7   +5,3   +13,1

За отчетный период произошло увеличение среднегодовой стоимости основных фондов на 13,3%. При снижении доходов от основной деятельности на 10,7% рост основных средств привел к снижению уровня фондоотдачи на 22,2%.

Соответственно, увеличилась фондоемкость на 24,7%.

Индекс роста фондовооруженности намного превышает индекс роста фондоотдачи, что свидетельствует об отсутствии должной работы на ЗАО "Кировский" по улучшению использования основных фондов.

Важным показателем, характеризующим работу комплекса, является себестоимость услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности.

Анализ затрат с наибольшей полнотой дает возможность раскрыть эффективность использования трудовых и материальных ресурсов, выяснить тенденцию изменения данного показателя, определить влияние факторов на прирост себестоимости.

Элементы затрат, по которым производится планирование и учет себестоимости, представлены в таблице 2.6

                                                                                     Таблица 2.6.

Структура затрат по элементам ЗАО «Кировский» за 2000-2001 годы

1.Материальные затраты

Затраты, тыс.руб

Структура, %

Изменения

2000 2001 2000 2001 +, - Тр
1.Материальные затраты 35598 32292 82 82,5 -3306,0 90,7
2. Затраты на оплату труда 3548 2925 8,2 7,5 -623,0 82,0
3.Отчисления на социальные нужды   1362   1123   3,1   2,9   -239,0   82,5
4.Амортизационные отчисления   719   747   1,7   1,9   2,8   103,9
5.Прочие затраты 2230 2064 5,1 5,3 -16,6 92,6
  ИТОГО   43437   39151   100,0   100,0   -4286   90,1

 

В связи со снижением объема реализации услуг в отчетном периоде 2001 года на 10,7% снизились затраты на реализацию услуг по сравнению с базисным годом 2000 годом.

Затраты на оплату труда упали на 18,0%, и к концу периода составили 2925 тыс.руб. Соответственно, снизились и отчисления во внебюджетные фонды на 17,5%.

Материальные затраты, удельный вес которых имеет наибольшее значение 82,5%, уменьшились на 9,3%.

Размер амортизационных отчислений, незначительно увеличились на 3,9%. В результате, увеличился и их удельный вес в структуре затрат с 1,7% до 1,9%.

Прочие затраты снизились на 7,4%, их удельный вес повысился до 5,3%.

В результате обобщения данных по затратам была получена следующая аналитическая таблица:

                                                                                      Таблица 2.7.

Динамика затрат на 1 рубль реализованной продукции и услуг ЗАО «Кировский»

Наименование показателей

        Год

Изменения

2000 2001 +, - %
1. Объем реализации услуг, тыс.руб   45234   40375   -4859   -10,7
2. Затраты на производство и реализацию продукции и услуг, тыс.руб.     43437     39151     -4286     -9,9
3. затраты на 1 рубль реализованной продукции и услуг тыс. руб.   96   97   +1,0   +1,0

Данные таблицы свидетельствуют о снижении выручки от реализации в 2001 году по сравнению с выручкой в 2000 году на 10,7%.

Затраты на реализацию услуг уменьшилось на 9,9%.

Затраты, приходящиеся на 100 руб. объема реализации увеличилась на 1,0%, что оценивается отрицательно.

Рост себестоимости объясняется тем, что темп снижения объема выручки больше темпа снижения затрат.

Анализ себестоимости по каждому элементу затрат в динамике представлены в таблице 2.8.

                                                                                    Таблица 2.8

Динамика затрат по элементам на 1 рубль себестоимости  за 2000-2001 год ЗАО «Кировский»

Элементы затрат

Затраты, тыс.руб

Себестоимость 100 рублей дохода

Структура затрат

Изменения уровня затрат

2000 2001 2000 2001 2000 2001 +, - %  
1. Материальные затраты   35598   32292   78,7   80,0   82,0   82,5   1,3   1,7  
2. Затраты на оплату труда   3548   2925   7,8   7,3   8,1   7,5   -0,5   -6,4  
3. Отчисления на социальные нужды   1362   1123   3,0   2,8   3,1   2,9   -0,2   -6,7  
4. Амортизационные отчисления   719   747   1,6   1,8   1,7   1,9   +0,2   +12,5  
5. Прочие затраты 2230 2064 4,9 5,1 5,1 5,2 0,2 4,1  
  ИТОГО   43437   39151   96,0   97,0   100,0   100,0   1,0   1,0  
Объем реализации     43234     40375     -     -     -     -     -4859     -10.7  

Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы:

Себестоимость в 2001 году выросла, по сравнению с 2000 годом на 1,0%, за счет роста материальных затрат на 1,3 руб. Причиной этого послужило увеличение закупочной цены на продукты, а также рост цен на топливо и электроэнергию.

Затраты на оплату труда снизились на 6,4% в связи с уменьшением среднемесячной заработной платы работников. Соответственно, снизились и отчисления на социальные нужды.

Вследствие увеличения материальных затрат, вырос и их удельный вес на 0,5% в структуре себестоимости.

В меньшей степени увеличилась доля затрат амортизационных отчислений на 0,2%.

Удельный вес расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды на конец отчетного периода составили 7,5% и 2,9% соответственно.

Проведем подробный анализ влияния каждой статьи затрат на общее изменение расходов.

Оценка влияния затрат на общее изменение себестоимости может быть рассчитана по формуле:

                             D IЭ j = (ij - 1) × doj                                        

где ij - индекс изменения j-той статьи затрат;

doj - удельный вес j-той статьи затрат в себестоимости продукции базисного периода.

Выполняются некоторые преобразования в формуле - заменяется индекс отношением соответствующих абсолютных величин:

D IЭ j = (Э j1од1: Э j0 / Дод0 - 1) × doj = (Э j1 / Э j0: Дод1/ Дод0 - 1) × doj

          = (IЭ j / IДод - 1) × doj                                                        

где Дод0, Дод1 - доходы основной деятельности в базовом и отчетном    году соответственно;

    Э j0 , Э j1 - затраты на реализацию продукции в базовом и отчетном году соответственно;

            IДод    - индекс доходов основной деятельности;

            IЭ j    - индекс затрат j-той статьи.

На основании данного выражения получаются характеристики изменения себестоимости по каждой статье затрат:

- по оплате труда (D IЭот);

D IЭот = (IЭот / IДод - 1) × doЭот

- по амортизационным отчислениям (D IЭам);

D IЭам = (IЭам / IДод - 1) × doЭам

и так далее.

Эти формулы строятся на индексах-факторах и, таким образом, позволяют видеть причины изменения себестоимости продукции.

Проведем анализ, изменения себестоимости по каждой статье затрат.

D IЭот = (0,82 / 0,893 - 1) × 8,20» -2,2%

D IЭон = (0,825 / 0,893 - 1) × 3,1» -0,24%

D IЭмз<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.