Сущность неценовых факторов, оказывающих влияние на совокупный спрос. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сущность неценовых факторов, оказывающих влияние на совокупный спрос.

2020-04-01 100
Сущность неценовых факторов, оказывающих влияние на совокупный спрос. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванные изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса, чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска,

 

Рисунок 2 - Изменения совокупного спроса.

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Как показано на рисунке 2, увеличение совокупного спроса представлено отклонением кривой вправо - от AD1 к AD2 . Этот сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет. И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево - от AD1 к AD3. Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.

Другими словами, показанные на рисунке изменения в объеме совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые раньше считались постоянными. Эти неценовые факторы, или рычаги, сдвигающие совокупный спрос, перечислены в таблице 1. Рассмотрим эти элементы по порядку [9, c.171].

Таблица 1 - Неценовые факторы совокупного спроса

1.Изменения в потребительских расходах а) Благосостояние потребителя б) Ожидания потребителя в) Задолженность потребителя
2. Изменения в инвестиционных расходах а) Процентные ставки б) Ожидаемые прибыли от инвестиций в) Налоги с предприятий г) Технология д) Избыточные мощности
3. Изменения в государственных расходах  
4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта а) Национальный доход в зарубежных странах б) Валютные курсы

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Потребительские расходы. Белорусские потребители могут изменять характер закупок отечественных товаров независимо от изменений в уровне цен. В таком случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево от AD1 к AD3 как показано на рисунке 2, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо от AD1 к AD2, когда потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен.

Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как указано в таблице 1, такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.

Благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. В обратном случае, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы на данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако заметим, что в данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменения в уровне цен. В противоположность этому изменения в реальной стоимости материальных ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменения уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного спроса. Примером может послужить резкое повышение курса акций, которое приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне цен. А резкое уменьшение реальной стоимости домов и земли приведет к уменьшению благосостояния потребителя, не зависимо от изменения в уровне цен.

Ожидания потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы, а, следовательно, и совокупный спрос сократятся.

Точно так же массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос. Это произойдет, потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цен. В обратной ситуации, когда ожидание снижения цен в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшнего потребления, то есть люди откажутся от части покупок, чтобы извлечь выгоду из будущего снижения цен.

Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно велика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.

Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С дугой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево [11, c.342].

Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые могут изменять характер инвестиционных расходов,перечислены в таблице 1. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым увеличению капиталовложений. С другой стороны, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.

Ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.

Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. При обратной ситуации, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

Технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.

Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются, и кривая совокупного спроса смещается вправо.

Государственные расходы. Таблица 1 напоминает нам, что стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. В обратном же случае уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса [11, c.354].

Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Кривая белорусского совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках белорусских товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в нашей стране. Мы снова подчеркиваем - «независимо от изменений уровня цен в нашей стране», чтобы провести четкую грань между этими изменениями и теми, которые связаны с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти «другие» факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень белорусского экспорта создает более высокий спрос на белорусские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

Неценовыми факторами, изменяющими объем чистого экспорта, являются национальный доход стран и валютные курсы.

Национальный доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на белорусские товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в РБ. Это происходит за счет того что, когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и белорусского производства. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.

Валютные курсы. Изменение курса белорусского рубля по отношению к другим валютам является вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а, следовательно, на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в белорусских рублях возрастет. Это значит, что белорусский рубль обесценится по отношению к иене. То есть, если цена белорусского рубля в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения белорусского рубля и иены японские потребители смогут получить больше белорусских рублей за определенную сумму иен. А потребители в РБ получат меньше иен за каждый белорусский рубль. Следовательно, для японских потребителей белорусские товары станут дешевле, чем японские. Между тем потребители в РБ смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму белорусских рублей. С точки зрения нашего экспорта, например, пара белорусских джинсов за 160000белорусских рублей теперь будет стоить, скажем, 530 иен, а не 640 иен. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в РБ [1, c.114].


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.