Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса

2020-04-01 134
Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики - сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.

Изучение совокупного спроса в целом и на рынке отдельных товаров и услуг в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой развитой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно для изучения макроэкономического равновесия рынка товаров и услуг, условий его установления и нарушения.

Совокупный спрос является одним из исходных понятий макроэкономики. Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. потребность, обеспеченная какими-то платежными средствами (прежде всего деньгами), на которые согласен продавец. У любого объекта, удовлетворяющего определенные потребности, есть спрос в условиях товарных отношений. При этом следует разграничивать:

1) индивидуальный спрос - как спрос отдельного субъекта на конкретный товар;

2) совокупный спрос на конкретный объект - как спрос всех субъектов на данный товар;

)   совокупный спрос общества на все товары - как спрос всех субъектов на все объекты купли-продажи.

В микроэкономике речь идет о конкретном спросе на отдельных рынках отдельных товаров, который определяется в зависимости от цены и количества товара. Макроэкономика рассматривает понятие совокупного спроса, который определяется как реальный объем национального производства, который потребители (физические лица, юридические лица, государство) готовы купить при различных возможных уровнях цен. Очевидно, что чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта захотят купить потребители как внутри страны, так и за ее пределами. Таким образом, с формальной точки зрения здесь прослеживается явная аналогия с индивидуальным спросом отдельных товаров на отдельных рынках. Однако по содержанию, как само понятие совокупного спроса, так и зависимость между совокупным спросом и уровнем цен существенно отличаются от микроэкономического понятия спроса. Совокупный спрос в макроэкономике определяет зависимость между уровнем цен и объемом национального производства.

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги.

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос[10, c.46].

Цель данной курсовой работы - раскрыть значение совокупного спроса в рамках одной страны - Республики Беларусь через задачи курсовой работы. К основным задачам относятся:

определение сути понятия «совокупный спрос»;

построение кривой совокупного спроса;

выявление основных ценовых и неценовых факторов, влияющих на его изменение;

определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;

Данная курсовая работа состоит из двух разделов, списка литературы, введения, содержания курсовой работы, титульного листа и заключения.

В качестве основных источников информации были выбраны работы Гальперина В.М., Луссе, А.В., Макконнелла К., Фишера С.


 

Заключение

В макроэкономике совокупный спрос является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений. С его помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

) спрос на потребительские товары и услуги;

) спрос на инвестиционные товары;

) спрос на товары и услуги со стороны государства;

) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса).

К детерминантам совокупного спроса относятся: эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок - ценовые; потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. - следовательно, неценовые детерминанты.

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, другие - более динамичны.

Непосредственное воздействие какого-либо фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов оказала государственная политика стимулирования совокупного спроса в США.

Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

Экономисты считают, что для достижения высокого уровня занятости и устойчивых цен необходимо контролировать совокупный спрос. Но, с точки зрения кейнсианцев, имеет место хронический недостаток совокупного спроса, не позволяющий поддерживать высокий уровень производства и занятости. В этих условиях сбережения сокращают совокупный спрос и, таким образом, замедляют экономический рост. Такие взгляды прямо противоречат традиционной точке зрения, согласно которой совокупный спрос всегда находится на достаточном уровне, и сбережения ускоряют экономический рост, способствуя дальнейшим инвестициям во все более высокопроизводительные капитальные блага.


 

Список литературы

1. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин [и др.]; под общ.ред. Л.С. Тарасевича. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. - 719 с.

2. Долан, Э. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э. Долан, К. Кемпбелл, Р. Кемпбел; пер. с англ. В.Лукашевича и др.; под общ.ред. В.Лукашевича, М.Б. Ярцева. - СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. - 493 с.

3. Киреев, А. П. Международная экономика: учеб.пособие для вузов. В 2-х ч. Ч. II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование: учебное пособие для вузов / А.П. Киреев. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 488 с.

4. Курс переходной экономики: учеб.для вузов / под ред. Л.И.Абалкина. - М.: Финстатинформ, 1997. - 640 с.

.   Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. - Мн.: БГЭУ, 2000. - 70 с.

6. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб.пособие. / А.В. Луссе. - СПб: Питер, 2001. - 240 с.

7. Макконнелл, К., Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник для экон. вузов / К. Макконнелл, С. Брю; пер. с англ. - 14-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2003. -970 с.

.   Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / [И. В. Новикова и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 304 с.

.   Макроэкономика: Учеб.пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. - 380 с.

.   Макроэкономика: учеб.пособие для студентов-заочников высших учебных заведений / [Т. С. Алексеенко и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. - 3-е изд., стереотипное. - Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2004. - 220 с.

.   Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Мэнкью; пер. с англ. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 573 с.

.   Сакс, Дж. Д. Макроэкономика. Глобальный подход / Дж. Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен; пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 848 с.

13. Селищев, А.С. Макроэкономика / Селищев А.С. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с.

.  Фишер, С. Макроэкономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи; пер. с англ. со 2-го изд. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 864 с.

15. Экономическая теория: Системный курс: учеб.пособие / [Лобкович Э.И. и др.]; под ред. Э.И. Лобковича. - Мн.: Новое знание, 2000. - 664 с.


Приложение А

 

В таблице представлены данные, характеризующие совокупный спрос.

 

Таблица 1А - Данные, характеризующие совокупный спрос

Уровень цен Объемы спроса AD1 Объемы спроса AD2 Объемы спроса AD3
100 200 500 950
70 300 600 1000
45 400 700 1150
30 500 800 1300
20 600 900 1400
20 600 900 1400
20 600 900 1400

 


Рисунок 1А - Кривые совокупного спроса

Примечание. Источник: собственная разработка

Введение

Экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики - сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.

Изучение совокупного спроса в целом и на рынке отдельных товаров и услуг в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой развитой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно для изучения макроэкономического равновесия рынка товаров и услуг, условий его установления и нарушения.

Совокупный спрос является одним из исходных понятий макроэкономики. Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. потребность, обеспеченная какими-то платежными средствами (прежде всего деньгами), на которые согласен продавец. У любого объекта, удовлетворяющего определенные потребности, есть спрос в условиях товарных отношений. При этом следует разграничивать:

1) индивидуальный спрос - как спрос отдельного субъекта на конкретный товар;

2) совокупный спрос на конкретный объект - как спрос всех субъектов на данный товар;

)   совокупный спрос общества на все товары - как спрос всех субъектов на все объекты купли-продажи.

В микроэкономике речь идет о конкретном спросе на отдельных рынках отдельных товаров, который определяется в зависимости от цены и количества товара. Макроэкономика рассматривает понятие совокупного спроса, который определяется как реальный объем национального производства, который потребители (физические лица, юридические лица, государство) готовы купить при различных возможных уровнях цен. Очевидно, что чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта захотят купить потребители как внутри страны, так и за ее пределами. Таким образом, с формальной точки зрения здесь прослеживается явная аналогия с индивидуальным спросом отдельных товаров на отдельных рынках. Однако по содержанию, как само понятие совокупного спроса, так и зависимость между совокупным спросом и уровнем цен существенно отличаются от микроэкономического понятия спроса. Совокупный спрос в макроэкономике определяет зависимость между уровнем цен и объемом национального производства.

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги.

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос[10, c.46].

Цель данной курсовой работы - раскрыть значение совокупного спроса в рамках одной страны - Республики Беларусь через задачи курсовой работы. К основным задачам относятся:

определение сути понятия «совокупный спрос»;

построение кривой совокупного спроса;

выявление основных ценовых и неценовых факторов, влияющих на его изменение;

определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;

Данная курсовая работа состоит из двух разделов, списка литературы, введения, содержания курсовой работы, титульного листа и заключения.

В качестве основных источников информации были выбраны работы Гальперина В.М., Луссе, А.В., Макконнелла К., Фишера С.


 

Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса

Издавна замечено, что количество благ, которое покупатели запрашивают у продавцов для приобретения (назовем это количество благ «величина спроса»), прямо зависит от уровня цены, по которой такую покупку возможно осуществить. Величина спроса - это то количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос - сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих - экономическую логику поведения покупателей. Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение «цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).

Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного спроса.

Совокупный спрос - это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран, то есть реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен [13, c.189].

Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

) совокупный спрос домохозяйств - потребительский спрос (C);

) спрос фирм на инвестиции (I);

) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

) чистый экспорт (NE) - разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или расходы изменяются медленно, относительно стабильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Из структуры совокупного спроса выделяют формулу: AD =C + I + G + NE, где AD - величина совокупного спроса.

В правой части она содержит те же слагаемые, что и формула основного макроэкономического тождества (ВВП по расходам). Их отличие заключается в том, что AD - это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.

Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Кривая совокупного спроса

Примечание. Источник: собственная разработка


 

Заметим, что кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, то есть также как кривая спроса на отдельный товар. Причины такого отклонения различны. На уровне микроэкономики это объясняется тем что, когда цена на отдельный товар падает, то (постоянный) денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект дохода). Более того, когда цена падает, потребитель готов приобрести большее количество данного товара, поэтому он становится относительно дешевле, чем другие товары (эффект замещения).

Но эти объяснения не годятся, когда мы имеем дело с совокупностями. На рисунке 1, если мы двигаемся вниз по кривой совокупного спроса, цены в целом падают. Поэтому логическое обоснование эффекта замещения (один товар становится дешевле по сравнению со всеми другими товарами) в данном случае неприменимо. Соответственно, если кривая спроса индивида на отдельный товар предполагает постоянный доход потребителя, то кривая совокупного спроса - изменяющиеся совокупные доходы. Следовательно, когда мы двигаемся вверх по кривой совокупного спроса, то приближаемся к более высокому уровню цен. Основная модель кругооборота дохода утверждает, что более высокие цены, уплаченные за товары и услуги, вернуться к поставщикам ресурсов в виде возросших доходов - зарплаты, ренты, процентов и прибыли. Поэтому увеличение уровня цен не обязательно означает уменьшение общего номинального дохода страны [1, c.164].

Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.Характер кривой совокупного спроса определяется, прежде всего, тремя ценовыми факторами: 1) эффектом процентной ставки 2) эффектом материальных ценностей, или реальных кассовых остатков; 3) эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестициями. Точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиции.

Следует уточнить. Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денег на выплату зарплаты и на другие необходимые расходы. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами, то есть процентную ставку. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируют на изменения процентной ставки. Фирма, которая рассчитывает получить 10% прибыли на приобретенные инвестиционные товары, будет считать эту покупку выгодной, если процентная ставка составит, например, 7%. Но покупка не принесет выгоды и поэтому не состоится, если процентная ставка возрастет, скажем, до 12%. Из-за повышения процентной ставки потребители тоже примут решение не покупать данный продукт. Итак, повышение процентной ставки приводит к сокращению некоторых расходов предприятий и потребителей. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта [8, c.203].

Эффект богатства. Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов - в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, - находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. Семья может чувствовать себя спокойно, покупая новый автомобиль, если покупательная способность ее финансовых активов составляет, например, 50 тыс. долларов. Но если инфляция сведет покупательную способность этих активов, скажем, до 30 тыс. долларов, то семья может принять решение отложить свою покупку. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость или покупательная способность материальных ценностей возрастет, и расходы увеличатся. совокупный спрос потребитель расход

Эффект импортных закупок. Импорт (покупки товара за рубежом) и экспорт (покупки отечественных товаров другими странами) являются важным компонентом совокупных расходов. Достаточно отметить, что объемы нашего импорта и экспорта зависят, кроме всего прочего, от соотношения цен у нас и за границей. Так, если уровень цен в РБ поднимется по сравнению с ценами за рубежом, белорусские покупатели будут приобретать больше импортных товаров вместо отечественных. А иностранцы будут покупать меньше белорусских товаров, что приведет к уменьшению белорусского экспорта. Таким образом, при прочих равных условиях,повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта. Тем самым сократится чистый объем экспорта (экспорт минус импорт) в совокупном спросе РБ [1, c.87].

Отсюда следует вывод, что при повышении уровня цен в РБ эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в нашей стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе Республики Беларусь.


 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.