Этапы развития менеджмента: эволюционный аспект — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Этапы развития менеджмента: эволюционный аспект

2020-04-01 133
Этапы развития менеджмента: эволюционный аспект 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эпохи экономического развития. Очевидно и целесообразно рассматривать этапы развития менеджмента соотнося их со значительными вехами становления экономик развитых стран западной Европы и северной Америки и прежде всего США.

С 80-х годов XIX века по наше время принято выделять три эпохи: эпоху массового производства, эпоху массового сбыта и постиндустриальную эпоху.

Началом бурного промышленного производства считаются 80-е годы XIX века, которое продолжалось вплоть до 30-х годов XX века. Именно этот период в литературе принято называть «эпохой массового производства» [9].

Эпоха массового производства характеризуется четким разделением отраслей и предсказуемыми перспективами роста. У компаний в то время отсутствовала необходимость входить в другие отрасли. Предпринимательский сектор функционировал практически автономно, без вмешательства со стороны государства и общества.

Скорости и величины материальных, финансовых и информационных потоков носили постоянный или слабо изменяющийся характер, т.е. были стационарными. И как отмечено в [5], «выживание и развитие фирмы в стабильной и хорошо предсказуемой бизнес-среде эпохи массового производства не требовало анализа внешней среды - фирму можно было рассматривать как закрытую систему, имеющую некоторую технологию со стандартным выходом».

В первые три десятилетия прошлого века успех был гарантирован фирме, предлагавшей самую низкую цену. Продукция была практически лишена внутривидовых различий, и секрет успеха состоял в умении добиться самой низкой себестоимости единицы продукции. Но к началу 30-х годов спрос на основные потребительские товары стал близок к насыщению [9].

Настало время «эпохи массового сбыта». В это время усилия менеджеров компаний были направлены на расширение ассортимента выпускаемой продукции, совершенствование сетей сбыта и обслуживания.

Эпоха массового сбыта характеризовалась уже другим уровнем организационных сложностей - фирму уже нельзя было рассматривать как закрытую систему ввиду того, что основные факторы успеха переместились во внешнюю среду. Возникла необходимость принимать решения не только "как производить" (технология), но и "что производить" и "для кого производить". Маркетинговые исследования, исследование конкурентных позиций, сегментация, периодическая разработка новых целей и стратегий, стали необходимым инструментом развития. Рыночные, продуктовые и проектные варианты организационных структур обеспечивали приемлемую степень координации [5].

С середины 50-х годов началось ускоренное развитие событий, которые, нарастая, стали менять границы, структуру и динамику предпринимательства. Перед фирмами всё чаще вставали новые и нехарактерные задачи. П. Друкер определил наступившие времена как «эпоху без закономерностей». Эта эпоха со слов Д. Белла названа «постиндустриальной эпохой».

Постиндустриальная эпоха потребовала от системы управления фирмой еще большей открытости, гибкости, динамичности и интеллектуальности. Практически все ключевые факторы успеха переместились во внешнюю среду. «Глобальная конкуренция, быстрая передача информации по всему миру, стремительный рост современных технологий, устаревание, консьюмеризм, социальный и государственный контроль привели к феномену гипертурбулентной среды без закономерностей» [5].

Производственная эффективность и соотношение "цена/качество" уже не обеспечивали успех. Для выживания в новых условиях стало необходимо не просто сегментировать рынок и дифференцировать предложение, а предлагать уникальный продукт для каждого конкретного потребителя в каждый момент времени; перестраивать предложение, организационную структуру и бизнес-процессы в реальном времени. Для выживания потребовалась реакция в реальном времени на изменение потребительских предпочтений, заключающаяся в том, чтобы с прибылью для себя предоставить широкий выбор товаров, которые смогут изменяться также быстро, как и предпочтения покупателей.

Перемены продолжаются по сей день, причём таким темпом, что можно с уверенностью утверждать о неизбежности дальнейшего нарастания неустойчивости. Характерными чертами постиндустриальной эпохи явились ускорение темпов роста научно-технического прогресса, новый уровень благосостояния, достигнутый обществом. Рост доли услуг в ВВП, высокая степень дифференцированности продукции, усиление внимания к негативным формам прогресса, таким как загрязнение окружающей среды, инфляции, монополизму, манипуляции потребителями, росту фактора удовлетворенности индивидуумов от совершаемой работы, а также увеличение темпов протекания экономических процессов породили изменение структуры экономики и ее идеологии.

Этапы развития менеджмента. Параллельно с развитием экономики развивалась и управленческая мысль. Экономическая ситуация усложнялась и в связи с этим требовались новые и новые подходы к управлению организацией.

В зависимости от приоритета используемых подходов и реакции на внешние изменения в развитии управленческой мысли выделяют следующие этапы [8]:

·        бюджетно-финансовый контроль;

·        управление на основе экстраполяции;

·        предвидение изменений;

·        управление на основе гибких экстренных решений;

Первый этап, 1900-1950 гг., - управление на основе бюджетно-финансового контроля, для которого характерны: внутренняя направленность отчетности и плановой информации и отсутствие системной информации о внешних условиях деятельности предприятия.

Бюджетный контроль осуществляется путем внесения поправок в объем и структуру доходов/расходов, производства и сбыта по мере изменения текущей ситуации на рынке при условии сохранения основных направлений деятельности предприятия. Такая реакция на изменения наиболее естественна для предприятия, но требует много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы. В условиях нарастания темпов изменений такой тип управления неприемлем.

Второй этап, 1951-1960 гг., - управление на основе экстраполяции. Бюджетно-финансовый контроль дополняется прогнозными оценками, экстраполирующими объемы продаж на несколько лет вперед. На основе контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определяются все функциональные планы: производства, маркетинга, снабжения и др., которые затем объединяются в единый финансовый план. Главная задача менеджера состоит в выявлении экономических проблем, лимитирующих рост организации.

Третий этап, 1961-1980 гг., - управление на основе предвидения изменений и определения реакции на них путем выработки соответствующей стратегии. Для данной системы управления характерны:

·        отход от экстраполяции оценок;

·        учет изменчивости факторов деятельности;

·        анализ внутренних возможностей предприятия и внешних факторов;

·        поиск путей наилучшего использования внутренних возможностей с учетом внешних ограничений и соответствия имеющихся резервов требованиям внешней среды;

·        альтернативность решений;

Четвертый этап, с начала 1980-х гг. по настоящее время, - управление на основе гибких экстренных решений (стратегическое управление), когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно сразу предусмотреть. Отличительные черты такой системы управления:

·        акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий;

·        децентрализация и демократизация управления;

·        рост значимости интуиции и усиление качественного подхода в оценках;

·        рассмотрение предприятия как субъекта активного воздействия на среду;

·        использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием предприятия.

Третий этап развития управления иначе называют стратегическим планированием, а четвертый - стратегическим управлением в реальном масштабе времени. Отличие стратегического планирования от долгосрочного планирования заключается в разной трактовке будущего. Исходя из долгосрочного планирования будущее определяется на основе экстраполяции прошлых тенденций. В системе стратегического планирования не считается, что будущее можно изучить с помощью экстраполяции.

Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений о внешней и внутренней среде фирмы. Отличием стратегического планирования от долгосрочного также является его вариативность, т.е. разработка альтернативных версий развития будущего фирмы.

Управление на основе гибких экстренных решений преимущественно требуется тогда, когда перед компанией стоят реальные угрозы со стороны внешней среды, которые предположительно могут проявится гораздо в более короткие, чем период планирования, сроки. В данной ситуации руководству компании приходится решать проблемы по мере их поступления, подготавливать стратегические решения на основе слабых сигналов, а в отдельных случаях вести свой бизнес в труднопредсказуемой окружающей среде (в условиях стратегических неожиданностей).

Сочетание последних двух видов управления все чаще используется на предприятиях. Стратегическое планирование заменяет собой долгосрочное планирование и является периодическим управлением. Управление в реальном масштабе времени призвано помочь руководителям предприятий грамотно реагировать на неожиданные безотлагательные изменения во внешней и внутренней среде организации.

Термин "стратегическое управление" был введен на стыке 1960-79 гг., для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде.

Предпосылками, определяющие актуальность разработки концепции стратегического управления, стали такие факторы, как:

·        Интеграционные процессы, которые привели к образованию финансово-промышленных групп.

·        Глобализация бизнеса. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, и происходит стандартизация потребления. Противостоять натиску глобальных фирм можно только аналогичными методами, т.е. разрабатывая стратегию в конкурентной среде.

·        Возросла роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач.

·        Усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность внезапных изменений, их непредсказуемость.

В данной ситуации, исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечило бы адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде. Своевременное реагирование на возникавшие изменения достигалось посредством стратегического управления предприятия.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.