Речь как средство характеристики литературного героя — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Речь как средство характеристики литературного героя

2020-04-01 440
Речь как средство характеристики литературного героя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

дарси языковой речь

Джейн Остен (1775-1817), писательница, выросшая на традициях Ричардсона и Филдинга, Томсона и Грея, Голдсмита и Крабба, Каупера и Стерна, Фанни Берни и Марии Эджворт, была непревзойденным мастером изображения провинциальной Англии. Ее произведения являют собой вершинные образцы английского романа, выступают уникальным явлением в художественной литературе и обладают особым лингвистическим потенциалом, который раскрывается в речевых характеристиках персонажей романов, созданных творческим воображением этого автора. Речевая характеристика персонажа или его речевой портрет является одним из главных средств художественного изображения героя, представляющее собой картину индивидуального речевого поведения для каждого действующего лица романов.

С целью выявить особенностей речевых характеристик героев романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение» мы обратимся к анализу данного произведения.

Актуальность настоящего исследования определяется своеобразным художественным разрешением в творчестве Дж. Остен способов и методик создания образом героев.

Степень исследованности проблемы. В отечественном литературоведении Дж. Остен всегда уделялось много внимания, а её романы пользовались большой популярностью у простого читателя. Среди научных публикаций, посвященных творчеству и анализу отдельных произведений писательницы, следует выделить, прежде всего, работы, благодаря которым отечественный читатель не только познакомился, но и «открыл» свою Джейн Остен. В 1967 году в серии «Литературные памятники» вышел роман «Гордость и предубеждение». Здесь же опубликованы статьи ведущих литературоведов - И.С. Маршака, Н.М. Демуровой, Е.Ю. Гениевой, а также статью Е.Ю. Гениевой «Джейн Остен (1775-1817)» в работе «Писатели зарубежных стран. Джейн Остен: Биобиблиографический указатель» (1986). Статья исследовательницы «Чудо Джейн Остен» повторена в издании романов английской писательницы в 2004 году.

Говоря о творчестве английской писательницы в статье «От переводчика на русский язык романа «Гордость и предубеждение», И.С. Маршак соотносит его с творчеством М.Ю. Лермонтова.

Высокую оценку творческому наследию Дж. Остен даёт Н.М. Демурова, подробно описывая жизненный путь писательницы [].

Е. Гениева отмечала особенности мира Дж. Остен: лишённый таинственности мир обычных мужчин и женщин, но мир далеко не безоблачный, полный страстей, ошибок. Отсюда, по мнению исследовательницы, ироничность Дж. Остен [Гениева 1986:6].

Среди современных работ о творчестве Дж. Остен следует особо выделить монографию А. Палий «Основные черты поэтики Джейн Остин и проблемы эстетической ценности ее произведений» [Палий 2003]. В книге делается попытка с точки зрения языка осмыслить художественное новаторство писательницы.

В 1970-2000-е годы было написано несколько диссертаций, анализирующих творчество писательницы в разных аспектах. Так, одним из основательных трудов, посвященных творчеству писательницы стала диссертация М.В. Чечетко «Реалистический роман Джейн Остен» (1979), о Дж. Остен писала Е.А. Соколова в связи с анализом традиций романтизма в творчестве Шарлотты Бронте (1995), на материале произведений Дж. Остен изучались виды стилизации в диссертации Л.А. Барановой (1998). Семантика лексических интерпретаций в языке романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение» и их переводов на русский язык анализировалась в работе О.Э. Артёменко (2003). Н.В. Шамина творчество Дж. Остен анализирует в контексте женской проблематики в викторианском романе 1840-1870-х годов(2006). Одним словом, творчество Джейн Остен по-прежнему интересно филологам, оно остается современным и актуальным для исследователей истории английского романа.

Нельзя не упомянуть и о новом направлении в исследовании творчества Дж. Остен - публицистическом и электронном. На страницах многих современных «гламурных» журналов, типа «Космополитен», Дж. Остен предстает как одна из интересных женщин своего столетия. А в Интернет размещен сайт, посвященный творчеству английской писательницы. На нем можно познакомиться не только с классическими текстами отечественных литературоведов, но и современных, например А. Кульба.

Вместе с тем, анализ источников на сегодняшний день показал, что остаётся еще много лакун, которые необходимо заполнить. Одна из них - особенности речевых характеристик героев Дж. Остен - на сегодняшний день лишь отчасти освещена на страницах предисловий кизданиям романов, в монографии А. Палий, в диссертации О.Н. Щениной, рассматривающей особенности языка и стиля писательницы и др.

Поэтому в данной курсовой работе представляется актуальным изучение речевых характеристик героев романа Дж. Остен «Гордость и предубеждение».

Целью работы является изучение особенностей речевых характеристик героев в романе Дж. Остен «Гордость и предубеждение».

Объект исследования - роман Джейн Остен «Гордость и предубеждение».

Предмет исследования - речевые характеристики главных героев романа.

Задачи работы:

1) рассмотреть речь как средство характеристики литературного героя;

2) выявить языковые особенности речевых характеристик героев;

)   осуществить анализ особенностей речи героев произведения.

Материалом исследования являются текст романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение» на языке оригинала и в переводе на русский язык, выполненном И. Маршаком.

В работе использованы такие методы как концептуальный, описательный, сопоставительный анализ.

Практическая значимость работы состоит в том, что представленные материалы могут быть использованы в практике вузовского преподавания при разработке курсов по истории английской литературы XIX века.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Основная часть

 

Заключение

 

Данная работа была посвящена изучению речевых характеристик героев романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение». В ходе написания были сделаны следующие выводы.

Изучение языковой личности персонажа невозможно без учёта всей парадигмы его речевых характеристик, так как они базируются на дискурсивных характеристиках коммуниканта и являются основным средством выражения прагматического потенциала художественного литературного произведения. Наличие речевых характеристик персонажей является ключевым в создании художественных образов как самим автором, так и в дальнейшем интерпретирующим дискурс читателем. Языковые средства, выбранные и использованные автором для вербального поведения персонажа художественного произведения, являются важнейшими для описания языковой личности литературного героя.

Значительную роль в организации и продуцировании высказывания играет и индивидуальный компонент личности, который обусловлен неповторимостью каждой языковой личности. Речевой портрет персонажа включает отражённые в речи основные концепты картины мира, маркирующие время и пространство бытия героя, социальные аспекты, его индивидуальную манеру выражать свои мысли посредством определённых коммуникативных стратегий и их лексического оформления и т.д. Языковые особенности речи персонажа и эмоционально-экспрессивная окраска, содержащаяся в речевых партиях, репрезентируют отношение персонажа к миру, его душевное состояние, дают представление о его установках и ценностях, целях общества, в котором он живёт.

Индивидуализация языка персонажей осуществляется писательницей не только с помощью передачи характерного для каждого говорящего содержания, идейного смысла высказываний. Она создается не всегда заметными для читателя средствами: тут играет роль лексический, словарный состав речи, ее синтаксическая и стилистическая структура, ее интонация. Введением в речь действующего лица специфических для него особенностей, тех или иных излюбленных им словечек, манеры построения фразы, слов, связанных с его занятием или любимым времяпрепровождением, Остен достигает отчетливого звучания голосов героев, большой художественной конкретности.

Персонажи Остен в большой степени раскрывают свою натуру, в первую очередь, в присущих их речи лексических особенностях. В языке многих действующих лиц нередко даже одно слово, которое они неоднократно употребляют, обнаруживает их духовную сущность.

Для создания образа Джейн Беннет - старшей сестры и подруги главной героини Элизабет - автор использует не только речь самой Джейн, но и ее размышления, описание ее переживаний, рисуя с их помощью образ впечатлительной, мечтательной, заботливой и чуткой юной женщины.

Элизабет Беннет представлена автором яркой и непохожей на других девушкой. Ее стремления не ограничиваются замужеством, несмотря на то, что являясь бесприданницей, с замужеством она могла бы получить определенный общественный статус. Для описания ее образа Остен использует речь героини, в которой имеют место различные восклицательные конструкции, риторические вопросы, междометия, размышления, самохарактеристика и пр.

При создании речевого портрета мистера Бингли Джейн Остен использует преимущественно прием несобственно-прямой речи, раскрывая с ее помощью внутренний мир героя. Органично вплетенная в ткань повествования несобственно-прямая речь высвечивает самые заветные мысли, чувства, надежды и помыслы героя, выполняя характерологическую, эмотивную и оценочную функции. Мастерское использование несобственно-прямой речи - свидетельство новаторства писательникцы в области стиля, ее выдающегося писательского дарования и высокой эстетической ценности произведения описываются автором посредством отображения поступков и мыслей героя.

В произведении отсутствуют прямые описания и авторские комментарии, поэтому герои романа остаются как бы вне поля критики, они предоставлены сами себе. Это самовыражение персонажей через речь становится главным достоинством произведения: оно дает нам представление о том, как говорили и вообще жили люди почти два столетия назад. Выразительные, наполненные различными стилистическими фигурами фразы мистера Дарси характеризуют его аристократическую личность, позволяют продемонстрировать его ум и описать его чувства.

 


Введение

дарси языковой речь

Джейн Остен (1775-1817), писательница, выросшая на традициях Ричардсона и Филдинга, Томсона и Грея, Голдсмита и Крабба, Каупера и Стерна, Фанни Берни и Марии Эджворт, была непревзойденным мастером изображения провинциальной Англии. Ее произведения являют собой вершинные образцы английского романа, выступают уникальным явлением в художественной литературе и обладают особым лингвистическим потенциалом, который раскрывается в речевых характеристиках персонажей романов, созданных творческим воображением этого автора. Речевая характеристика персонажа или его речевой портрет является одним из главных средств художественного изображения героя, представляющее собой картину индивидуального речевого поведения для каждого действующего лица романов.

С целью выявить особенностей речевых характеристик героев романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение» мы обратимся к анализу данного произведения.

Актуальность настоящего исследования определяется своеобразным художественным разрешением в творчестве Дж. Остен способов и методик создания образом героев.

Степень исследованности проблемы. В отечественном литературоведении Дж. Остен всегда уделялось много внимания, а её романы пользовались большой популярностью у простого читателя. Среди научных публикаций, посвященных творчеству и анализу отдельных произведений писательницы, следует выделить, прежде всего, работы, благодаря которым отечественный читатель не только познакомился, но и «открыл» свою Джейн Остен. В 1967 году в серии «Литературные памятники» вышел роман «Гордость и предубеждение». Здесь же опубликованы статьи ведущих литературоведов - И.С. Маршака, Н.М. Демуровой, Е.Ю. Гениевой, а также статью Е.Ю. Гениевой «Джейн Остен (1775-1817)» в работе «Писатели зарубежных стран. Джейн Остен: Биобиблиографический указатель» (1986). Статья исследовательницы «Чудо Джейн Остен» повторена в издании романов английской писательницы в 2004 году.

Говоря о творчестве английской писательницы в статье «От переводчика на русский язык романа «Гордость и предубеждение», И.С. Маршак соотносит его с творчеством М.Ю. Лермонтова.

Высокую оценку творческому наследию Дж. Остен даёт Н.М. Демурова, подробно описывая жизненный путь писательницы [].

Е. Гениева отмечала особенности мира Дж. Остен: лишённый таинственности мир обычных мужчин и женщин, но мир далеко не безоблачный, полный страстей, ошибок. Отсюда, по мнению исследовательницы, ироничность Дж. Остен [Гениева 1986:6].

Среди современных работ о творчестве Дж. Остен следует особо выделить монографию А. Палий «Основные черты поэтики Джейн Остин и проблемы эстетической ценности ее произведений» [Палий 2003]. В книге делается попытка с точки зрения языка осмыслить художественное новаторство писательницы.

В 1970-2000-е годы было написано несколько диссертаций, анализирующих творчество писательницы в разных аспектах. Так, одним из основательных трудов, посвященных творчеству писательницы стала диссертация М.В. Чечетко «Реалистический роман Джейн Остен» (1979), о Дж. Остен писала Е.А. Соколова в связи с анализом традиций романтизма в творчестве Шарлотты Бронте (1995), на материале произведений Дж. Остен изучались виды стилизации в диссертации Л.А. Барановой (1998). Семантика лексических интерпретаций в языке романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение» и их переводов на русский язык анализировалась в работе О.Э. Артёменко (2003). Н.В. Шамина творчество Дж. Остен анализирует в контексте женской проблематики в викторианском романе 1840-1870-х годов(2006). Одним словом, творчество Джейн Остен по-прежнему интересно филологам, оно остается современным и актуальным для исследователей истории английского романа.

Нельзя не упомянуть и о новом направлении в исследовании творчества Дж. Остен - публицистическом и электронном. На страницах многих современных «гламурных» журналов, типа «Космополитен», Дж. Остен предстает как одна из интересных женщин своего столетия. А в Интернет размещен сайт, посвященный творчеству английской писательницы. На нем можно познакомиться не только с классическими текстами отечественных литературоведов, но и современных, например А. Кульба.

Вместе с тем, анализ источников на сегодняшний день показал, что остаётся еще много лакун, которые необходимо заполнить. Одна из них - особенности речевых характеристик героев Дж. Остен - на сегодняшний день лишь отчасти освещена на страницах предисловий кизданиям романов, в монографии А. Палий, в диссертации О.Н. Щениной, рассматривающей особенности языка и стиля писательницы и др.

Поэтому в данной курсовой работе представляется актуальным изучение речевых характеристик героев романа Дж. Остен «Гордость и предубеждение».

Целью работы является изучение особенностей речевых характеристик героев в романе Дж. Остен «Гордость и предубеждение».

Объект исследования - роман Джейн Остен «Гордость и предубеждение».

Предмет исследования - речевые характеристики главных героев романа.

Задачи работы:

1) рассмотреть речь как средство характеристики литературного героя;

2) выявить языковые особенности речевых характеристик героев;

)   осуществить анализ особенностей речи героев произведения.

Материалом исследования являются текст романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение» на языке оригинала и в переводе на русский язык, выполненном И. Маршаком.

В работе использованы такие методы как концептуальный, описательный, сопоставительный анализ.

Практическая значимость работы состоит в том, что представленные материалы могут быть использованы в практике вузовского преподавания при разработке курсов по истории английской литературы XIX века.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Речь как средство характеристики литературного героя

 

В последние годы появляется всё больше исследований, в которых языковая личность в художественном дискурсе изучается через художественный образ персонажа, его индивидуальную речевую структуру, а дискурс получает название персонажного. Одним из первых исследований, выполненных под влиянием такого подхода к персонажу художественного произведения, можно считать работу Е.Н. Байбулатовой [Байбулатова 1998].

Несмотря на то, что каждый подход имеет своё обоснование и своих сторонников, следует заметить, что автор и персонаж художественного произведения не могут быть исследованы изолированно друг от друга.

Языковые личности персонажей художественного произведения изучаются для более глубокого понимания художественной составляющей и для исследования языковой личности автора в том числе. Именно в системе персонажей автор развивает свой взгляд на мир, на сущность человеческих характеров и закономерности их взаимоотношений между собой.

Исследование языковой личности автора через призму персонажного сегмента получает всё большее распространение. Прямая речь персонажа изучается как способ выражения образа автора [Скибина 1999], расслоение и противопоставление «я» автора и «я» персонажа трактуется как жанрообразующий маркер [Локтионова 1998], языковая личность писателя изучается как источник речевых характеристик персонажей [Менькова 2005] и т.п.

Появление понятия «речевая личность» обусловлено тем, что доступным материалом исследования выступает речевая деятельность человека в ситуации реального общения. Речевая личность - это языковая личность в момент реальной коммуникации [Красных 2002:22; Маслова 2004:119; Прохоров 2004:106]. При изучении речевой личности принимается во внимание большое количество лингвистических и экстралингвистических параметров: коммуникативная ситуация, её цели, тема общения, её аксиологическая значимость для участников коммуникации, социальные и возрастные статусы участников, их психологическое состояние. Таким образом, в понятие речевой личности включается социальный образ, который человек принимает на себя во время общения с окружающими в зависимости от ситуации.

Традиционно языковая личность персонажа изучается на основе совокупности высказываний героя на всём пространстве текста. Однако некоторые исследователи принимают во внимание только прямую речь персонажа [Трещалина 1998], другие считают необходимым учитывать и несобственно-прямую речь [Салмина 2005].

Психологический анализ в художественном произведении предполагает различные средства изображения: прямые авторские размышления, самоанализ героя, высказывания о нем других, а также поступки, жесты, мимику, т.е. косвенные характеристики. Особое место принадлежит речи героя и его внутренним монологам: «Слово персонажа может стать до предела сжатым отражением его характера, переживаний, побуждений, своего рода фокусом художественной трактовки образа. Но потребовалось длительное развитие, работа многих великих художников для того, чтобы эти возможности слова могли осуществиться» [Гинзбург 2009:97].

Характер персонажа, его внутренние мотивы, внешние обстоятельства, ситуация текущего момента чаще всего проявляются в диалогическом слове; оно дает представление о свойствах героя, анализирует, дополняет, а нередко и обнажает его натуру.

Такие качества, как самолюбование, гордость, страсть, лицемерие, холодность души, неумение и нежелание понять другого человека, часто соединяются в жизни и в художественном тексте. В романной прозе каждое слово, реплика, монолог, диалог выполняют сложную художественную задачу: характеризуют героя, его время, среду, его мысли и переживания, содержат в себе информацию о событиях, касающихся персонажа, развивают сюжет произведения, привнося в него дополнительную динамику, а иногда неожиданный поворот. Но нередко слово выходит за пределы характера героя и сюжета произведения, и тогда оно несет в себе философские обобщения о жизни и месте человека на земле.

При изображении переживаний героя в драматической ситуации (глубокое волнение, особое душевное или физическое состояние - болезнь, ранение, близость смерти) в его речи могут использоваться иррациональные элементы. Подобный прием для наиболее тонкого показа внутренней жизни героев нередко употреблял Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», а также его повести и рассказы).

Внутренняя речь героя открывает широкие возможности для анализа его психологического состояния: человек «раскрывает» себя, мечтает, признается в своих слабостях и ошибках и т.д. По мнению Л. Выготского, внутренняя речь - «не есть речь минус звук», это особая структура, которая характеризуется своим содержанием и целенаправленностью [Выготский 2009:178].

Изучение языковой личности персонажа невозможно без учёта всей парадигмы его речевых характеристик, так как они базируются на дискурсивных характеристиках коммуниканта и являются основным средством выражения прагматического потенциала художественного литературного произведения. Наличие речевых характеристик персонажей является ключевым в создании художественных образов как самим автором, так и в дальнейшем интерпретирующим дискурс читателем. Языковые средства, выбранные и использованные автором для вербального поведения персонажа художественного произведения, являются важнейшими для описания языковой личности литературного героя.

Значительную роль в организации и продуцировании высказывания играет и индивидуальный компонент личности, который обусловлен неповторимостью каждой языковой личности. Речевой портрет персонажа включает отражённые в речи основные концепты картины мира, маркирующие время и пространство бытия героя, социальные аспекты, его индивидуальную манеру выражать свои мысли посредством определённых коммуникативных стратегий и их лексического оформления и т.д. Языковые особенности речи персонажа и эмоционально-экспрессивная окраска, содержащаяся в речевых партиях, репрезентируют отношение персонажа к миру, его душевное состояние, дают представление о его установках и ценностях, целях общества, в котором он живёт.

 


Основная часть

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.