Мое первое паломничество в Пюхтицы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Мое первое паломничество в Пюхтицы

2020-04-01 162
Мое первое паломничество в Пюхтицы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мое первое паломничество в Пюхтицы

Протоиерей Олег Врона

Сколько иногда возникает недоумений, как часто мы, паломники-христиане, можем раздражаться, а то и гневаться, путешествуя по святым местам с благими вообще-то целями! То там косо взглянут, то из другого угла кто пробормочет что-то досадное, то мелкие какие неприятности случатся, которые поначалу кажутся чуть ли не судьбоносными. И как же быстро мы можем потерять тот добрый молитвенный светлый настрой, с которым и хотели приехать к святому! Слаб человек. Хоть и православный, но – слаб. И хорошо, если он это осознает и просит помощи у Христа в преодолении всевозможных искушений извне и собственных слабостей. И потом, спустя годы, вспоминая свои первые паломничества, можно только улыбнуться: «Господи, неужели вот это меня останавливало? Благодарю, что помог. Благодарю, что дал мне за этой надоедливой мелочью начать видеть главное, ради чего я сюда, оказывается, и ехал, и что сопровождает меня теперь ежедневно – Твою любовь, Твое снисхождение к нам».

Протоиерей Олег Врона, настоятель Свято-Никольского храма в Таллине, вспоминает свое первое паломничество в Пюхтицкий Успенский монастырь.

Пюхтицкий Успенский монастырь

Из Питера на Журавлиную гору

Случилось так, что мы с женой впервые приехали в Пюхтицкую обитель в конце зимы 1978 года, прямо на первой седмице Великого поста. Незадолго до этой поездки мы начали, как нам казалось, активно воцерковляться: освоили утренние и вечерние молитвы, стали регулярно исповедоваться и причащаться, к тому же я начал петь в приходском церковном хоре. Все это происходило в Питере, и было нам тогда по 23 года. Мало-помалу мы втягивались в ритм приходской жизни. И тут от кого-то из церковного окружения мы услышали о Пюхтицком монастыре, о том, как там здорово, и стали вынашивать мечту хоть пару дней пожить в монастыре, чтобы составить свое собственное представление о монастырской жизни, поскольку прежде мы не были ни в одной обители. Но пока мы собирались, незаметно подошел Великий пост, и оказалось, что время для паломничества в монастырь мы выбрали самое что ни на есть подходящее для желающих «всласть» попоститься и помолиться.

Из Питера добраться до Пюхтицы довольно легко. В небольшом городке Йыхви поезд делал остановку на пару минут ранним утром. От железнодорожного вокзала надо было немного пройти, чтобы попасть на автобусную станцию, откуда, опять же немного подождав, можно было за каких-то полчаса доехать и до Куремяэ («Журавлиная гора» по-эстонски) – небольшой деревушки, приобретшей некогда всемирную, без преувеличения, известность благодаря Пюхтицкой обители. Именно в этой выше описанной последовательности паломничества из Питера в Пюхтицу всё и произошло с нами в тот день, включая невнятное предвкушение чего-то приятного, когда основательно промерзший старенький рейсовый автобус доставил нас в Куремяэ.

Старушки-командующие

Любуясь открывшимся видом, мы пошли к монастырским воротам, где нас поджидало… первое «искушение»

Выйдя из автобуса почти напротив монастыря, у монастырского кладбища, мы не могли не залюбоваться открывшимся видом: надвратная монастырская башня была слегка подсвечена и выглядела необыкновенно красиво и загадочно; за ней угадывались мощные купола собора и сам монастырь. Было видно по всему, что зима здесь еще пользовалась вовсю своим монопольным правом украшать снежным кружевом деревья, дома, ограды… – словом, всё, что попадало ей под руку. Любуясь на ходу открывшимся видом, мы пошли по направлению к монастырским воротам, где нас поджидало первое «искушение», в которых, как всякий паломник знает, в монастырях нет недостатка. Этим первым искушением оказались две бойкие старушки-паломницы, выпорхнувшие нам навстречу из монастырских ворот и заспешившие по каким-то своим делам. Однако, поравнявшись с нами, они неожиданно проявили к нам интерес, как будто мы попались им кстати. «В монастырь? – спросила одна из них, как будто через монастырские ворота можно было попасть куда-то еще, кроме монастыря, и, не дожидаясь ответа, властно скомандовала: – Тогда вам надо сначала на источник. Идемте с нами».

Мы беспрекословно повиновались старушкам и пошли вслед за ними, не получив при этом от них ни малейшего разъяснения, что это за источник, откуда он там и что нас, наконец, ждет на этом таинственном источнике. По едва угадываемой тропинке, то и дело скользя и утопая в снегу, мы пошли куда-то в сторону от жилья, к лесу, перекладывая с женой на ходу из руки в руку свои дорожные сумки. То ли мы шли всю дорогу молча, то ли разговор между нами по пути к источнику был не таким содержательным – ничего не осталось в памяти, о чем стоило бы рассказать.

Протоиерей Олег Врона

Наконец, когда мы, ощутив холод в ногах, уже вполне созрели, чтобы, распрощавшись с милыми старушками, повернуть назад, оказалось, что мы пришли на место. Перед нами чернело небольшое дощатое строение непонятного назначения, хотя можно было догадаться, что источник находился именно там, за стенами этого слабенького в архитектурном отношении сооружения. Как бы угадав наше настроение в любой момент повернуть назад, одна из старушек поспешила скомандовать: «Мы, женщины, идем первые, окунаемся, выходим, затем окунаетесь вы, мужчина», – при этом ткнула в мою сторону пальцем. Тут уже нас с женой пронял настоящий озноб. Представьте: в темень, без всякой моральной (да и физическая немного отставала) подготовки лезть куда-то в ледяную воду – к этому мы готовы не были! Наконец, сообразив, что власть этих старушек не может над нами распространяться вечно, мы, овладев собой, заявили напористым спутницам, что последовать их благочестивому примеру пока не готовы и что мы возвращаемся в монастырь.

Оценив обстановку и убедившись, что они нас попросту «теряют», старушки прибегли к на редкость действенному средству: они стали нас стыдить, упрекая нас за наше маловерие… Правда, мы уже в это время бодро шагали в сторону монастыря и до нас доносились только обрывки фраз, но все же испортить нам настроение им таки удалось!

Свобода христианина

Какая свобода в этих в словах: «Возьми ножницы и подаждь ми я»!

Все поражало нас новизной ощущений в этом таинственном событии вступления на путь иночества, но особенно меня впечатлила одна вещь: когда митрополит взял в руки ножницы, я, не имея ни малейшего представления, с чего начинается и чем оканчивается монашеский постриг, приготовился, что сейчас произойдет наконец само пострижение и тем дело и кончится. Но произошло нечто совсем неожиданное: взяв в руки ножницы, митрополит тут же бросил их на пол со словами: «Возьми ножницы и подаждь ми я!» Все замерли! В голове мелькнуло: а вдруг не возьмет и не подаст? Передумает, испугается, скажет: нет, я еще не готова… И, опять же, если и так, то кто посмеет осудить?! Но тут же эти мысли были вытеснены другими: «Какая свобода дается еще не состоявшимся монахиням в словах: “Возьми ножницы и подаждь ми я!” Если хочешь стать монахиней, если ты действительно возлюбила эту иноческую жизнь, то подними ножницы и подай мне их, выразив тем самым твою бесповоротную решимость стать инокиней».

Тем временем сестры одна за другой без тени колебания поднимали брошенные митрополитом ножницы и смиренно, как овцы, веденные на заклание, подставляли свои головы с распущенными длинными волосами для пострижения. Два клироса сестер при этом, стараясь не пропустить ничего из происходящего, пели умилительными голосами: «Объятия Отча отверзти ми потщися…», отчего у меня незамедлительно явилось пощипывание в носу – всем известный предвестник слез. Наверняка то же самое в эти минуты испытывали и все другие свидетели пострига.

Не буду преувеличивать: далеко не все слова мне удавалось уловить – но удивительным образом ничто не давало мне повода сомневаться, что слова этих песнопений поверяли всем тайну о душе, ищущей Небесного Отечества. Когда сестер облачили в монашеские одеяния, наименования которых по большей части тогда для меня, как, думаю, и для многих присутствовавших при постриге мирян, были неведомы, их оставили стоять в храме лицом к востоку с горящими свечами. Все же миряне последовали примеру остальных монастырских сестер, то есть вышли из храма и поспешили в свои гостиницы, на ходу переживая внутренний конфликт между возвышенными чувствами от только что увиденного в храме и насквозь земными помыслами о еде и отдыхе.

Ужин состоял из дымящейся вареной картошки в мундирах, крупных ломтей ржаного монастырского хлеба, нарезанных из огромных буханок, и монастырских солений, и казалось, что нет ничего вкуснее этой нехитрой снеди. Может быть, дело в секретной монастырской «приправке»: коротенькой общей молитве перед едой. Искренней, открытой и доброй молитве.

Протоиерей Олег Врона
Подготовил Петр Давыдов

Книги Давыдова Петра в интернет-магазине "Сретение"

2 октября 2018 г.

 

Мое первое паломничество в Пюхтицы

Протоиерей Олег Врона

Сколько иногда возникает недоумений, как часто мы, паломники-христиане, можем раздражаться, а то и гневаться, путешествуя по святым местам с благими вообще-то целями! То там косо взглянут, то из другого угла кто пробормочет что-то досадное, то мелкие какие неприятности случатся, которые поначалу кажутся чуть ли не судьбоносными. И как же быстро мы можем потерять тот добрый молитвенный светлый настрой, с которым и хотели приехать к святому! Слаб человек. Хоть и православный, но – слаб. И хорошо, если он это осознает и просит помощи у Христа в преодолении всевозможных искушений извне и собственных слабостей. И потом, спустя годы, вспоминая свои первые паломничества, можно только улыбнуться: «Господи, неужели вот это меня останавливало? Благодарю, что помог. Благодарю, что дал мне за этой надоедливой мелочью начать видеть главное, ради чего я сюда, оказывается, и ехал, и что сопровождает меня теперь ежедневно – Твою любовь, Твое снисхождение к нам».

Протоиерей Олег Врона, настоятель Свято-Никольского храма в Таллине, вспоминает свое первое паломничество в Пюхтицкий Успенский монастырь.

Пюхтицкий Успенский монастырь


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.