Униженные и оскорбленные в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Униженные и оскорбленные в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

2020-04-01 276
Униженные и оскорбленные в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

маленький человек достоевский преступление

Тема «маленького человека» является у Ф.М. Достоевского сквозной во всем его творчестве. Так, уже первый роман выдающегося мастера, который называется «Бедные люди», затронул эту тему, и она стала основной в его творчестве. Практически в каждом романе Ф.М. Достоевского читатель сталкивается с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире, и никто не в силах помочь им. В романе «Преступление и наказание» тема «маленького человека» раскрыта с особой страстью, с особой любовью к этим людям.

У Ф.М. Достоевского наличествовал принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Н.В. Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Ф.М. Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же «униженные и оскорбленные», как он.

Много ужасных картин жизни, много невыносимых человеческих переживаний развертывается перед читателем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Но есть нечто, может быть, еще более ужасное, что относится уже не к картинам действительности, не к переживаниям людей, развертывающимся перед читателем, а к самому роману.

«Осудив «бунт» Раскольникова, Ф.М. Достоевский хотел тем самым осудить и всякий социальный протест».

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это психологический анализ преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако речь идет о необычном уголовном деле. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его - преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким - матери и сестре. Это злодеяние явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе и судьбе всех «униженных и оскорбленных», о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество.

В романе «Преступление и наказание» перед глазами читателя проходят судьбы многих «маленьких людей», вынужденных жить по жестоким законам холодного, враждебного Петербурга. Вместе с главным героем Родионом Раскольниковым читатель встречает на страницах романа «униженных и оскорбленных», вместе с ним переживает их душевные трагедии. Среди них и обесчещенная девочка, за которой охотится жирный франт, и бросившаяся с моста несчастная женщина, и Мармеладов, и его жена Екатерина Ивановна, и дочь Сонечка. Да и сам Раскольников также относится к «маленьким людям», хоть и пытается возвысить себя над окружающими его людьми. Ф.М. Достоевский не только изображает бедствия «маленького человека», не только вызывает жалость к «униженным и оскорбленным», но также показывает противоречия их душ, соединение в них добра и зла. С этой точки зрения особенно характерен образ Мармеладова. Читатель, безусловно, испытывает сочувствие к бедному, измученному человеку, который в жизни потерял все, поэтому опустился на самое дно. Но Достоевский не ограничивается одним только сочувствием. Он показывает, что пьянство Мармеладова навредило не только ему самому (его выгоняют с работы), но также принесло много несчастий его семье. Из-за него голодают маленькие дети, а старшая дочь вынуждена пойти на улицу, чтобы хоть как-то помочь обнищавшему семейству. Вместе с сочувствием Мармеладов вызывает к себе также презрение, его невольно обвиняешь в бедах, свалившихся на семью.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. С одной стороны, она всячески пытается не допустить окончательного падения, вспоминает свое счастливое детство и беззаботную молодость, когда она танцевала на балу. Но на самом деле она просто утешается своими воспоминаниями, разрешает приемной дочери заниматься проституцией и даже принимает от нее деньги.

В результате всех несчастий Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни, спивается и кончает с собой. Погибает от чахотки его жена, вконец измученная нищетой. Они не вынесли давления общества, бездушного Петербурга, не нашли в себе сил противостоять гнету окружающей действительности.

Совершенно другой предстает перед читателями Сонечка Мармеладова. Она тоже «маленький человек», более того, хуже ее судьбы ничего нельзя придумать. Но, несмотря на это, она находит выход из абсолютного тупика. Она привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от нее зависят жизни ее братьев и сестер, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, в ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому. Именно образ Сони Мармеладовой становится самым очевидным разоблачением идеи крови по совести Раскольникова. Не случайно вместе со старухой-процентщицей Родион убивает и ни в чем не повинную ее сестру Лизавету, которая так похожа на Сонечку.

Беды и несчастья преследуют и семью Раскольникова. Его сестра Дуня готова выйти замуж за противного ей человека, чтобы материально помочь своему брату. Сам Раскольников живет в нищете, не может даже прокормить себя, поэтому даже вынужден заложить кольцо, подарок сестры.

В романе много описаний судеб «маленьких людей». Ф.М. Достоевский с глубокой психологической точностью описал противоречия, царящие в их душах, сумел показать не только забитость и униженность таких людей, но и доказал, что именно среди них встречаются глубоко страдающие, сильные и противоречивые личности.

Жизнь предстает перед ним как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась и судьба его сестры.

В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность ее и Сони. При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Перед нами человек, оскорбленный безжалостными законами общества, и пусть глубоко сознающий свое падение, но сохранивший чувство собственного достоинства.

Катерина Ивановна больна чахоткой, о чем говорят красные пятна на ее лице, которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаем, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была пойти за Мармеладова. «Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая - пошла! Ибо некуда было идти!» (XII; 116). Но облегчения не наступило и после второго замужества: муж выгнан со службы и пьет, грозит вышвырнуть квартирная хозяйка, бьет Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню на панель, а отчаяние и безысходность. Катерина Ивановна понимает, что падчерица принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда та вернулась с деньгами, она «весь вечер в ногах у нее на коленках простояла, ноги ей целовала» (XII; 117). Мармеладов дает жене точную характеристику, говоря, что она «горячая, гордая и непреклонная» (XII; 89). Но человеческая гордость ее попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии ее заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, «некуда идти» Катерине Ивановне, везде тупик.

Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову на бульваре девочке, писатель не случайно останавливает внимание на их портретах: чистота и беззащитность, показанные в портретах Сони и девочки, не соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову «странно и дико было смотреть на такое явление» (XII; 78). Их будущее безрадостно, оно укладывается в формулу: «больница... вино... кабаки и еще больница... года через два-три - калека, итого житья ей девятнадцать аль восемнадцать лет от роду» (XII; 193). Ф.М. Достоевский убедительно показывает, что безразличие, злорадная насмешка и враждебность царят в этом мире. Все, кроме Раскольникова, слушают «забавника» Мармеладова «фыркая», «улыбаясь» или «зевая». Так же равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова. В первом сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением», «хохотом и остротами».

Таким образом, роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Ф.М. Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что так, как сейчас живут «униженные и оскорбленные», жить дальше нельзя. С другой стороны, писатель не приемлет и того пути, по которому пошел ради счастья мира Раскольников.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - не только одна из самых скорбных книг мировой литературы. Это книга безвыходной скорби.

И все же решающее при оценке ее значения - глубокая правда о невыносимости жизни в насильническом обществе, где царствуют господа Лужины с их злобой, тупостью, эгоизмом. В сердце нашем остается не идеализация страдания, не безвыходность и безнадежность, а непримиримая ненависть ко всему миру угнетения человека.

Присущее Ф.М. Достоевскому мстительное наслаждение сознанием безвыходного положения «маленьких людей» в романе «Преступление и наказание» обращено против законов общества, поставившего героев романа перед «выбором» таких путей, которые по-разному ведут к убийству человечности. Бесчеловечное общество предъявляет к человеку требование отказа от человечности - вот истина, открывшаяся Раскольникову. «Преступление и наказание» раскрывает положение человека, вынужденного выбирать между разными видами бесчеловечности.

В полном противоречии со всеми своими теориями о том, что преступления нельзя объяснять социальными причинами, автор, кажется, постарался собрать все социальные причины, толкающие людей на преступления в капиталистическом мире. Безвыходность - лейтмотив романа. В сущности, весь ход, все движение романа заключается в смене картин разнообразных форм безвыходности.

Миропонимание Ф.М. Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, высоком гуманизме. Писатель опровергает социальные теории, в которых говорилось о необходимости и возможности пожертвовать жизнью нескольких людей ради счастья остальных.

По мнению Ф.М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек - высшая ценность. «Маленький человек» - это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу.

«Маленькие люди» по Ф.М. Достоевскому малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире. Ф.М. Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного «маленького человека».

Ф.М. Достоевский повествует о жизни людей мелких чинов, которые постоянно голодают, мерзнут и болеют, им приходиться жить в жалких квартирах отдаленных районов и часто занимать в долг.

Тема отдельной человеческой личности, крутящейся в водовороте определенных обстоятельств и условий, которыми была ограничена их жизнь в России, раскрыта в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с таким умением и талантом, что сам факт того, что этот роман писателя мгновенно сделал его признанным мастером слова.

Эта тема всегда звучит в произведениях Ф.М. Достоевского: история «маленьких людей» представляет собой самый яркий образец одного из направлений направления в творчестве Ф.М. Достоевского.

Таким образом, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» с глубокой психологической точностью описал противоречия, царящие в душах «маленьких людей», сумел показать не только их забитость и униженность, но и доказал, что именно среди них встречаются глубоко страдающие, сильные и противоречивые личности.

Созданные автором образы «маленьких людей», проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Души «бедных людей» могут быть прекрасны, полны душевной щедрости и красоты, не сломлены тяжелейшими условиями жизни. Разве можно сравнить красоту Дуни с тупым самодовольством Лужина или бросить камень в Сонечку, которая становится воплощением того нравственного идеала, который утратил Раскольников?

Миропонимание Ф. М. Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, высоком гуманизме. Писатель опровергает социальные теории, в которых говорилось о необходимости и возможности пожертвовать жизнью нескольких людей ради счастья остальных. По мнению Ф.М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек - высшая ценность.

Итак, тема «униженных и оскорбленных» с особой силой прозвучала в романе «Преступление и наказание». Картины беспросветной нищеты одна мрачнее другой раскрываются перед читателем. Действие разворачивается в убогих кварталах, в жалких петербургских трущобах, в зловонных распивочных, на грязных площадях. На таком фоне рисуется жизнь Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой Родиона Раскольникова. В романе создано обширное полотно безмерных человеческих мук, страданий и горя. Пристально и пронзительно вглядывается писатель в душу «маленького человека» и открывает в нем огромное духовное богатство, душевную щедрость и внутреннюю красоту, неистребленные невыносимыми условиями жизни. Красота души «маленького человека» раскрывается, прежде всего, через способность любить и сострадать. В образе Сонечки Мармеладовой Достоевский раскрывает такую великую душу, такое «вместительное сердце», что читатель преклоняется перед ней.

В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевский с особенной силой развивает мысль об ответственности конкретной личности за судьбы обездоленных. Общество должно быть устроено на таких началах, чтобы исключить подобные явления, но и каждый человек обязан сострадать, помогать тому, кто оказался в трагических обстоятельствах. Убийца Родион Раскольников, сам задавленный бедностью, не может пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых и отдает им свои жалкие гроши. Закоренелый циник и злодей Свидригайлов устраивает судьбу осиротевших детей Мармеладовых. Это по-христиански, так должен действовать человек. В этой дорогой для Ф.М. Достоевского мысли заключен истинный гуманизм великого писателя, утверждавшего, что естественное состояние человека и человечества - единение и братство и любовь.

Обобщая анализ проблемы «Отношение к образу “маленького человека” Ф.М. Достоевского», можно сделать следующие выводы.

1. Тема «маленького человека» является у Ф.М. Достоевского сквозной во всем его творчестве. Практически в каждом романе Ф.М. Достоевского читатель сталкивается с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире, и никто не в силах помочь им.

2. В романе «Преступление и наказание» тема «маленького человека» раскрыта с особой страстью, с особой любовью к этим людям. Это обусловлено тем, что они, в отличие от типичных «маленьких людей», всеми силами пытаются вырваться из неблагополучных обстоятельств, и не желают, чтобы это мешало им полноценно жить и чувствовать.

3. У Ф.М. Достоевского наличествовал принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Н.В. Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же «униженные и оскорбленные», как он.

 


Заключение

 

Образ «маленького человека» появился в мировой литературе в XIX веке и стал очень популярным. Этот тип литературного героя представлял собой личность из низких социальных слоев, со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями, мечтами и чаяниями. Во время расцвета реалистического направления в литературе внутренний мир, психология «маленького человека» занимала многих писателей. Особенно часто к теме «маленького человека» обращались русские классики. Первыми из них были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов.

А.С. Пушкин - один из первых классиков, описавший образ «маленького человека». Для всех произведений А.С. Пушкина было характерно глубокое проникновение в характер каждого героя - «маленького человека»: это мастерское написание портрета такого персонажа, и его поведения, и речевой манеры.

Прямым продолжателем тематики «маленького человека» после А.С. Пушкина стал Н.В. Гоголь, а затем и А.П. Чехов.

Нельзя не отметить, активность образ «маленького человека» характерна и для творчества Ф.М. Достоевского.

Писатель в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Ф.М. Достоевский сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов и его супруга, Катерина Ивановна.

Ф.М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») - он лишает человека его человеческой натуры.

Писатель показал огромные человеческие муки, страдания и горести «маленьких людей». И среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», велик в нравственном плане, в своей натуре.

«Маленький человек» в изображении Ф.М. Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Ф.М. Достоевского - человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу - это основные качества, по которым надо судить о человеке.

Ф.М. Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».

 


Библиография

 

1.    Алексеева Н.А. Сценарий уроков по литературе (6 класс). Урок № 4. Изображение «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». // Современный урок. - 2010. - №7. - С.50-51.

2. Архангельский А. А.П. Чехов: Художественный мир писателя // Литература. - 2001. - №37. - С. 5-12.

.   Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. - Т.6. Статьи о Державине. Статьи о Пушкине. / В.Г. Белинский. - М., 1982. - 678 с.

.   Белов C.B. Ф.М. Достоевский. - М., 1990. - 206 с.

.   Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Книга для учителя / Под ред. Д.С. Лихачева. - М., 1985. - 240 с.

.   Беловинский Л. Чиновничий карман // Былое. - 1996. - №7. - С. 14-15.

.   Бельчиков Н.Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. - М., 1971. - 294 с.

.   Бем А.Л. Достоевский гениальный читатель // О Достоевском. - М., 1973. - 148 с.

.   Бердников Г. Над страницами русской классики. - М., 1985. - 414 с.

.   Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. - М., 2007. - 540 с.

.   Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 2010. - 224 с.

.   Богданова О.А. Проблемы красоты и женские характеры в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Русская словесность. - 2008. - №4. - С.22-25.

.   Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М., 1998. - 104 с.

.   Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. - Л., 1977. - 175 с.

.   Гоголь Н.В. Петербургские повести. - М., 2012. - 232 с.

.   Гуминский В.М. Гоголь и эпоха 1812 года. // Литература в школе. - 2012. - №4. - С.6-13.

.   Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М., 1962. -512 с.

.   Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М., 2012. - 608 с.

.   Ермилов В.В. Ф.М. Достоевский. - М., 1956. - 280 с.

.   Красухин К. Чины и награды персонажей в русской литературе // Литература (ПС). - 2004. - №11. - С. 9-14.

.   Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова: Очерк. - М., 1982. - 175 с.

.   Кулешов В.И. «Отечественные записки» и литература 40-х годов XIX века. - М., 1958. - 402 с.

.   Лаури Н.М. Петербург и судьба «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего»: IX класс // Литература в школе. - 2009. - №11. - С.36-37.

.   Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / Сост. и послесловие В.М. Толмачева; Примеч. К.А. Александровой. - М., 1995. - С. 1-60, 574-576.

.   Набати Ш. Тема «маленький человек» в повести «Шинель» Н.В. Гоголя и в рассказе «Корова» Г. Саэди // Вестник развития науки и образования. - 2011. - №3. - С.102-105.

.   Н.В. Гоголь и русская литература XIX века. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Г.А. Чемоданова. - Л., 1989. - 132 с.

.   Петишева В.А. Под защитой 108 псалма («Маленький человек» в романах Л. Леонова) / В.А. Петишева // Проблемы изучения и преподавания литературы. - Бирск, 2006. - С.122-128.

.   Пушкин А.С.

.   Соловей Т.Г. Из гоголевской шинели: изучение повести Н.В. Гоголя «Шинель»// Уроки литературы. - 2011. - №10. - С.6-11.

.   Соловьева Ф.Е. Изучение повести Н.В. Гоголя «Шинель» в 7 классе // Русская словесность. - 2010. - №4. - С.23-29.

.   Такиуллина И.Ф. Маленький человек в русской культуре // Вестник БирГСПА. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2005. - №5. - С.129-135.

.   Толстогузов П.Н. «Смерть чиновника» Чехова и «Шинель» Гоголя (о пародийном подтексте чеховского рассказа) // Н.В. Гоголь и русская литература XIX века. Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. Г.А. Чемоданова. - Л., 1989. - С. 92.

.   Трунцева Т.Н. Сквозные темы в русской литературе XIX века. Тема «маленького человека» в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» // Литература в школе. - 2010. - №2. - С.30-32.

.   Фараджев К.В. Инфантильные страхи и бегство в бюрократию: «Конфуз» персонажей Чехова // Культурология: Дайджест. - М., 2001. - С. 138-141.

.   Хапилин К.И. В поисках гармонии // Природа и человек. XXI в. - 2009. - №10. - С.48-50.

.   Чехов А.П. Избранные сочинения: В 2-х т. - Т. 1. - М., 1979. - 482 с.

.   Шепелев Л. Феномен чина в России // Родина. - 1992. - №3. - С. 41-46.

.   Юрьева Т.А. Ведь я червяк в сравненьи с ним: Анализ рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» // Литература в школе. - 2009. - №2. - С.41-43.

 


Методическое приложение


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.