Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-04-01 | 256 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема урока: Тема маленького человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Цель урока: содействовать осознанию многогранности творчества Ф.М. Достоевского, его романа «Преступление и наказание», осознанию основ нравственной позиции автора (боль за человека).
Задачи урока:
1. образовательная: раскрыть традиции и новаторство Ф.М. Достоевского в изображении маленького человека, способствовать развитию информационной компетенции;
2. развивающая: развивать коммуникативную компетенцию (умение работать в группе, распределять роли, сотрудничать, договариваться), речеведческую компетенцию (излагать свои мысли, логически последовательно; выражать мысли правильным литературным языком);
3. воспитательная: воспитывать гражданскую позицию - личную ответственность человека за свою судьбу; воспитывать чувство сострадания к человеку; отвращение к пьянству.
Оборудование: презентация «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского»; выставка книг с произведениями Ф.М. Достоевского; иллюстрации к рассказам и оформление их в виде презентаций; музыкальное сопровождение к презентациям.
Использованная литература:
. Литература. 10 класс. / Под редакцией Ю.В. Лебедева в II частях. Часть II. - М., 2012. - 383 с.
. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». - М., 2012. - 608 с.
План урока:
I. Разминка «Эпиграф».. Контрольно - подготовительный этап.. Вопросы-ответы.. Заполнение таблицы.. Осмысление результатов работы. Сочинение-миниатюра.
Ход урока
I. Слово учителя: Мы продолжаем изучать роман Достоевского «Преступление и наказание».
В начале урока проведем минутку красноречия: предлагаю рассказать о теории Раскольникова. Какова эта теория по отношению к человечеству (по материалам прошлого урока).
|
Вопросы учащихся к выступающему:
Итак, что здесь не «клеилось» у Раскольникова?
Куда же отнести любимых и дорогих людей?
Учитель: Получается, что к «тварям дрожащим» попали сестра Дуня, мать, Соня, семья Мармеладовых, т.е. те, ради которых он пошел на преступление (слайды).
- Как их можно объединить?
Посмотрите на доску: Самсон Вырин
Акакий Акакиевич Башмачкин.
- Кто это такие?
Ученик 1. Самсон Вырин - отец Дуни из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», Акакий Акакиевич Башмачкин - титулярный советник в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Кто из писателей вводит в русскую литературу образ «маленького человека»?
Ученик 2. Образ «маленького человека» в русскую литературу первым вводит А.С. Пушкин.
Какой он у А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского?
Ученик 3. Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель» - одинок, так как его покинула родная дочь, вышла замуж и уехала. И он ничего не может с этим поделать. Так и умирает с горя.
Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель» - титулярный советник, который вцепился в свою шинель - и ничего вокруг не видел, не хотел слышать, ничем не интересовался.
У Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» «маленький человек» - это Мармеладов. Он бедный чиновник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Он потерял работу, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, причиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармеладова, который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает, тащит за собой своих близких.
Вспомните таких героев произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Ученик 4. Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Учитель: Начало XIX века ознаменовалось утверждением критического реализма в русской культуре. Появляется новый герой: маленький человек. Ф.М. Достоевский, классик русской литературы, продолжает традиции своих предшественников.
|
Сегодня мы постараемся поговорить об определенной группе героев романа «Преступление и наказание» и попытаемся объединить их по какой-либо общей черте или общности.
Как бы вы сформулировали тему нашего урока?
Посмотрите на экран, на таблицу.
А.С. Пушкин | Н.В. Гоголь | Ф.М. Достоевский |
«Станционный смотритель» Самсон Вырин | Повесть «Шинель» А.А. Башмачкин | ? |
А какой персонаж, по-вашему, является «маленьким человеком»?
Ученик: Акакий Акакиевич Башмачкин.
Учитель: Что нового внес Ф.М. в изображение «маленького человека» Ф.М. Достоевский? На этот вопрос можно ответить, когда прослушаем ответы других групп.
Ученик. Ф.М. Достоевский стремился привлечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых обиженных, «униженных и оскорбленных». Ведь их ужасное положение - страшный упрек тем, кто загнал их в состояние «тупика».
У нас класс поделен на 3 группы. Эта таблица - задание для одной из групп.
Как вы думаете, какие эпизоды необходимо рассмотреть для того, чтобы полно раскрыть тему маленького человека?
Ученик: это эпизод «Разговор Раскольникова с Мармеладовым в трактире».
Ученик: эпизод «Письмо матери к Раскольникову».
Возможные ответы учащихся.
План ответа:
. Внешность Мармеладова (окончательно не утраченное благородство).
. Речь Семена Захарыча (витиеватая, напыщенная, речь - исповедь).
Работа со словарем: исповедь* 1) обряд покаяния в грехах перед священником и получения отпущения грехов; 2) (перен.) откровенное признание в чем-либо, чистосердечное изложение чего-либо.
3. Отношение к себе («скот», самобичевание, пьянство - несчастная, слабость).
. Огромная любовь к семье, детям (чувствует обязанность, переживает за Соню).
. Угол, где проживает семья (пересказ).
. Смерть Мармеладова. (Бесконечное страдание изобразилось в лице его: «Соня! Дочь! Прости!»).
Учитель: Итак, рисуя жизнь «маленького человека», Ф.М. Достоевский раскрывает одну из главных тем - тему нищеты и унижения. А какое преступление совершает Мармеладов?
Ученик: Преступление против своей семьи, которую он любит, но обрекает на голодное и нищенское сосуществование. А самое главное, родную дочь обрекает на позор, унижение и одиночество.
Учитель: В чём сходны Мармеладов и Раскольников?
|
Ученик: Оба преступники. Раскольников - идейный, Мармеладов - стихийный. Наказание Мармеладова - вина перед женой, детьми, дочерью Соней - в нем самом. В его раскаянии - очищение.
Учитель: Кто виноват? Среда или человек? А Соня? Преступница?
Ученик: Раскольников переступил через других для себя, то Соня переступила через себя для других.
Учитель: А выбор был?
Ученик: Выбор есть всегда.
Учитель: Расскажите кратко о содержании письма матери к своему сыну.
Ученик: Раскольников получает письмо от своей матери. Вид этого письма действует на него очень сильно: «Письмо, - говорит Ф.М. Достоевский,- дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней (при Настасье); ему хотелось остаться наедине с этим письмом. Когда Настасья вышла, он быстро поднес его к губам и поцеловал, потом долго еще вглядывался в почерк адреса, в знакомый и милый ему мелкий почерк его матери, учившей его когда-то читать и писать. Он медлил; он даже как будто боялся чего-то». Если человек таким образом принимает и держит нераспечатанное письмо, то вы можете себе представить, как он будет читать его и по строкам и между строками, как он будет всматриваться в каждый оттенок и поворот мысли, как он в словах и под словами будет отыскивать затаенную мысль, отыскивать то, что лежало, быть может, тяжелым камнем на душе писавшей особы, и что скрывалось самым тщательным образом от пытливых глаз любимого сына. Чтение письма доставляет Родиону невыносимую пытку.
Письмо начинается самыми горячими выражениями любви: «Ты знаешь, как я люблю тебя, ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, ты надежда, упование наше». Затем следуют известия о сестре: «Слава тебе господи, кончились ее истязания, но расскажу тебе все по порядку, чтобы ты узнал, как все было и что мы от тебя до сих пор скрывали». Так как Раскольникову пишут об окончившихся истязаниях и при этом признаются, что от него до сих пор скрывали многое или даже все, то он может думать, что и в дальнейшем от него будут много скрывать. Касательно окончившихся истязаний в письме сообщаются следующие подробности. Дуня поступила гувернанткой в дом господ Свидригайловых и забрала вперед целых сто рублей, «более для того, чтобы выслать тебе шестьдесят рублей, в которых ты тогда так нуждался и которые ты и получил от нас в прошлом году». Закабалив себя таким образом на несколько месяцев, Дуня принуждена была переносить грубости Свидригайлова, старого кутилы. От грубостей и насмешек Свидригайлов перешел к ухаживанию и усиленно стал приглашать Дуню к побегу за границу. Супруга Свидригайлова, подслушала своего мужа, умолявшего Дунечку в саду, «собственноручно отколотила Дуню», не хотела ничего слушать, а сама целый час кричала и, наконец, приказала тотчас же отвезти Дуню в город на простой крестьянской телеге, в которую сбросили все ее вещи, белье, платья, все как случилось, неувязанное и неуложенное. А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге». Этим мщением не удовлетворилась разгневанная Юнона. Она опозорила Дуню на весь город. Все знакомые от них отстранились, все перестали им кланяться; шайка негодяев из купеческих приказчиков и канцелярских писцов, всегда готовых бить и оплевывать всякого лежачего, стремилась даже принять на себя роль мстителей и собиралась вымазать дегтем ворота того дома, в котором жила коварная соблазнительница целомудренного Свидригайлова. Хозяева дома, пылая тем же добродетельным негодованием и преклоняясь перед непогрешимым приговором общественного мнения, коноводом которого являлась постоянно бешеная дура Марфа Петровна, потребовали даже, чтобы госпожи Раскольниковы очистили квартиру от своего тлетворного и компрометирующего присутствия.
|
Наконец, дело разъяснилось. Свидригайлов предъявил своей супруге письмо Дуни; написанное задолго до трагической сцены в саду и доказывавшее очевидно, что во всем был виноват только один старый селадон. Но новый оборот дела только еще больше усугубил положение Дуни. Дунечка сделалась героиней дня, то есть все пошляки и негодяи города, все сплетники и сплетницы присвоили себе право и вменили себе в священную обязанность заглядывать своими глупыми глазами в душу оскорбленной девушки.
Единственный выход для Дуни - принять предложение Лужина, который является дальним родственником Марфы Свидригайловой. Но лучший ли это выход?
Письмо от матери выводит Раскольникова из состояния «нерешительности» и подталкивает к принятию «ужасного, дикого и фантастического вопроса», который замучил его сердце и ум.
Учитель: Что мы узнаем из него о жизни сестры и матери Раскольникова?
Ученик: Сестра Дуня вынужденно пошла работать гувернанткой в дом Свидригайловых, и молча переносила грубости и насмешки Свидригайлова, старого кутилы. Супруга Свидригайлова, подслушав разговор мужа с Дуней, где он просил ее сбежать с ним за границу, отдубасила ее, и выгнала с позором на весь город. Наконец, дело разъяснилось. Свидригайлов предъявил своей супруге письмо Дуни; написанное задолго до трагической сцены в саду и доказывавшее очевидно, что во всем был виноват только один старый селадон. Мать же ходила потом с письмом по всем домам, и доказывала честолюбие Дуни. Позже решили выдать замуж Дуню за Лужина.
|
Учитель: Ф.М. Достоевский показывает жизнь униженных и оскорбленных, но очень благородных, скромных и душевных простых людях.
Давайте вернемся к таблице, которую 1 группа заполнила.
Анализ и дополнение таблицы.
А.С. Пушкин | Н.В. Гоголь | Ф.М. Достоевский |
«Станционный смотритель» Самсон Вырин Добрый, скромный труженик, чиновник 14 класса. Смиряется, не протестует, т.к. может быть дочь не воспротивилась тому, что с ней произошло. Как быть? А.С. Пушкин не дает ответа. | Повесть «Шинель» А.А. Башмачкин Униженный забитый человек, но появляется цель - низкая мелочная, но цель (купить шинель). Стремиться к справедливости. | Роман «Преступление и наказание» Семён Захарыч Мармеладов. Звучит голос самого «маленького человека», он начинает судить себя и окружающих. |
Учитель: Тема «маленького человека» нашла воплощение не только в художественной литературе, но и в живописи.
Начало XIX века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Для творчества Павла Андреевича Федотова характерно критическое отношение к тогдашней действительности - родоначальник критического реализма. На его полотнах отражались скорбные размышления о судьбе «маленького человека», задавленного бюрократическим произволом «власть имущих».
Художники стали изображать на своих полотнах простых людей. Давайте посмотрим на репродукции картин В.Г. Перова (слайды).
Картина В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Никому не хочется смеяться, глядя на эту картину. Это уже трагедия. Нет сомнения, что образованная бедная девушка будет одинока, несчастна среди этих сытых, недалеких людей. И ее смиренная поза, опущенная голова свидетельствует о том, что перед нами существо робкое, тихое и доброе.
На какую героиню похожа эта девушка?
Ученик: Эта девушка похожа на героиню романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», сестру Родиона Раскольникова - Дуню.
Учитель: Какой вывод вы сделали?
Ученик: Гордая и благородная девушка. «Замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей».
Учитель: Как многогранно творчество великих художников! Насколько тесно взаимосвязаны живопись и литература! Можно предположить, проблема «маленького человека» очень актуальная проблема, потому как она нашла отражение в произведениях разных творцов, но каждый из них, разумеется, видел эту проблему, по-своему.
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Мои мысли по поводу проблемы «маленького человека» в литературе (живописи)».
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!