Глава I . Образ «маленького человека» в русской литературе XIX в. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава I . Образ «маленького человека» в русской литературе XIX в.

2020-04-01 287
Глава I . Образ «маленького человека» в русской литературе XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

Глава I. Образ «маленького человека» в русской литературе XIX в.

§ 1.1 Проблема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина

§ 1.2 «Маленький человек» в произведениях Н.В. Гоголя

§ 1.3 Освещение проблемы «маленького человека» в прозе А.П. Чехова

Глава II. Отношение к образу «маленького человека» Ф.М. Достоевского

§ 2.1 Боль о человеке в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

§ 2.2 Униженные и оскорбленные в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Заключение

Библиография

Методическое приложение

 


Введение

 

Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» и в поэме «Медный всадник». Продолжателями этой темы явились Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича, М.Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье, на свой взгляд на жизнь. Ф.М. Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет ее, так как открывает новый аспект этой темы. Ф.М. Достоевский становится певцом «бедных людей», «униженных и оскорбленных». Поэтому творчество Ф.М. Достоевского так цельно тематически. Своим творчеством писатель пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

«Маленький человек» - образ литературного героя <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B9>, который возник в русской литературе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0> с появлением реализма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)>, то есть в 20 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1820-%D0%B5>-30 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1830-%D0%B5> годы XIX века <http://ru.wikipedia.org/wiki/XIX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>.

Образ «маленького человека» - это образ человека невысокого социального положения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и происхождения, не одаренного выдающимися способностями, не отличающегося силой характера. Создавая образ маленького человека, писатели-реалисты хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже достоин сочувствия, внимания и поддержки.

В русской литературе первой половины XIX в. проблема «маленького человека» была одной из ведущих. При этом образ «маленького человека» зародился еще в литературе XVII в. («Повесть о Фроле Скобелеве»), затем развивался в повести XVIII в. («Бедная Лиза») и приобрел особую популярность в творчестве писателей «натуральной школы» Ф.М. Достоевский, И.И. Панаев, Е.П. Гребенка, И.С. Тургенев, А.Д. Галахов, С.П. Победоносцев, Я. Бутков, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Это было связано, во-первых, с гуманизацией литературы, возросшим интересом к человеку как таковому независимо от его социального значения, во-вторых, с утверждением реалистического метода в русской литературе, изображавшего человека как социально обусловленное явление.

К теме маленького человека обращаются в конце XIX - начале XX века <http://ru.wikipedia.org/wiki/XX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>: А.П. Чехов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, А.М. Горький <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC_%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9>, Л.Н. Андреев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, Ф.К. Сологуб <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%B1,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D1%87>, А.Т. Аверченко <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, К.А. Тренев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%91%D0%B2,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, И.С. Шмелев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, С.С. Юшкевич <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> и А.А. Мещеряков и др.

Актуальность данного исследования заключается в том, что поэтика произведений Ф.М. Достоевского во многом определяется значением образа «маленького человека», который является объектом пристального изучения современных литературоведов.

Цель исследования: проанализировать освещение проблемы «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Объект исследования: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Предмет исследования: образ «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Задачи ВКР:

1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования.

2. Изучить изображение образа «маленького человека» в русской литературе XIX в.

.   Проанализировать отношение Ф.М. Достоевского к образу «маленького человека» в романе «Преступление и наказание».

Теоретической базой исследования предстали работы отечественных литературоведов-критиков С.В. Белова, В.С. Белькинда, Д.Д. Благого, Л.П. Гроссмана, М.С. Гуса, А.С. Долинина, Н.А. Добролюбова, Ф.И. Евнина, В.В. Ермилова, В.Я. Кирпотина, В.И. Кулешова, В.С. Нечаевой, П.Т. Саакян, П.Н. Сакулина, П.Н. Толстогузова, У.Р. Фохта, А.Г. Цейтлина, Д.В. Чалого и др.

Научная новизна исследования выпускной квалификационной работы определяется тем, что в исследовании скрупулезно анализируется образ «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методы исследования: в основу методологии исследования положены элементы жанрово-тематического, историко-типологического и сравнительно-типологического принципов анализа.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в школьной практике, на уроках внеклассного чтения и факультативных занятиях по изучению творчества Ф.М. Достоевского.

Структура ВКР: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографии и Методического приложения.

 


Заключение

 

Образ «маленького человека» появился в мировой литературе в XIX веке и стал очень популярным. Этот тип литературного героя представлял собой личность из низких социальных слоев, со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями, мечтами и чаяниями. Во время расцвета реалистического направления в литературе внутренний мир, психология «маленького человека» занимала многих писателей. Особенно часто к теме «маленького человека» обращались русские классики. Первыми из них были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов.

А.С. Пушкин - один из первых классиков, описавший образ «маленького человека». Для всех произведений А.С. Пушкина было характерно глубокое проникновение в характер каждого героя - «маленького человека»: это мастерское написание портрета такого персонажа, и его поведения, и речевой манеры.

Прямым продолжателем тематики «маленького человека» после А.С. Пушкина стал Н.В. Гоголь, а затем и А.П. Чехов.

Нельзя не отметить, активность образ «маленького человека» характерна и для творчества Ф.М. Достоевского.

Писатель в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Ф.М. Достоевский сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов и его супруга, Катерина Ивановна.

Ф.М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») - он лишает человека его человеческой натуры.

Писатель показал огромные человеческие муки, страдания и горести «маленьких людей». И среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», велик в нравственном плане, в своей натуре.

«Маленький человек» в изображении Ф.М. Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Ф.М. Достоевского - человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу - это основные качества, по которым надо судить о человеке.

Ф.М. Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».

 


Библиография

 

1.    Алексеева Н.А. Сценарий уроков по литературе (6 класс). Урок № 4. Изображение «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». // Современный урок. - 2010. - №7. - С.50-51.

2. Архангельский А. А.П. Чехов: Художественный мир писателя // Литература. - 2001. - №37. - С. 5-12.

.   Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. - Т.6. Статьи о Державине. Статьи о Пушкине. / В.Г. Белинский. - М., 1982. - 678 с.

.   Белов C.B. Ф.М. Достоевский. - М., 1990. - 206 с.

.   Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Книга для учителя / Под ред. Д.С. Лихачева. - М., 1985. - 240 с.

.   Беловинский Л. Чиновничий карман // Былое. - 1996. - №7. - С. 14-15.

.   Бельчиков Н.Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. - М., 1971. - 294 с.

.   Бем А.Л. Достоевский гениальный читатель // О Достоевском. - М., 1973. - 148 с.

.   Бердников Г. Над страницами русской классики. - М., 1985. - 414 с.

.   Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. - М., 2007. - 540 с.

.   Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 2010. - 224 с.

.   Богданова О.А. Проблемы красоты и женские характеры в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Русская словесность. - 2008. - №4. - С.22-25.

.   Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М., 1998. - 104 с.

.   Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. - Л., 1977. - 175 с.

.   Гоголь Н.В. Петербургские повести. - М., 2012. - 232 с.

.   Гуминский В.М. Гоголь и эпоха 1812 года. // Литература в школе. - 2012. - №4. - С.6-13.

.   Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М., 1962. -512 с.

.   Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М., 2012. - 608 с.

.   Ермилов В.В. Ф.М. Достоевский. - М., 1956. - 280 с.

.   Красухин К. Чины и награды персонажей в русской литературе // Литература (ПС). - 2004. - №11. - С. 9-14.

.   Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова: Очерк. - М., 1982. - 175 с.

.   Кулешов В.И. «Отечественные записки» и литература 40-х годов XIX века. - М., 1958. - 402 с.

.   Лаури Н.М. Петербург и судьба «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего»: IX класс // Литература в школе. - 2009. - №11. - С.36-37.

.   Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / Сост. и послесловие В.М. Толмачева; Примеч. К.А. Александровой. - М., 1995. - С. 1-60, 574-576.

.   Набати Ш. Тема «маленький человек» в повести «Шинель» Н.В. Гоголя и в рассказе «Корова» Г. Саэди // Вестник развития науки и образования. - 2011. - №3. - С.102-105.

.   Н.В. Гоголь и русская литература XIX века. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Г.А. Чемоданова. - Л., 1989. - 132 с.

.   Петишева В.А. Под защитой 108 псалма («Маленький человек» в романах Л. Леонова) / В.А. Петишева // Проблемы изучения и преподавания литературы. - Бирск, 2006. - С.122-128.

.   Пушкин А.С.

.   Соловей Т.Г. Из гоголевской шинели: изучение повести Н.В. Гоголя «Шинель»// Уроки литературы. - 2011. - №10. - С.6-11.

.   Соловьева Ф.Е. Изучение повести Н.В. Гоголя «Шинель» в 7 классе // Русская словесность. - 2010. - №4. - С.23-29.

.   Такиуллина И.Ф. Маленький человек в русской культуре // Вестник БирГСПА. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2005. - №5. - С.129-135.

.   Толстогузов П.Н. «Смерть чиновника» Чехова и «Шинель» Гоголя (о пародийном подтексте чеховского рассказа) // Н.В. Гоголь и русская литература XIX века. Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. Г.А. Чемоданова. - Л., 1989. - С. 92.

.   Трунцева Т.Н. Сквозные темы в русской литературе XIX века. Тема «маленького человека» в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» // Литература в школе. - 2010. - №2. - С.30-32.

.   Фараджев К.В. Инфантильные страхи и бегство в бюрократию: «Конфуз» персонажей Чехова // Культурология: Дайджест. - М., 2001. - С. 138-141.

.   Хапилин К.И. В поисках гармонии // Природа и человек. XXI в. - 2009. - №10. - С.48-50.

.   Чехов А.П. Избранные сочинения: В 2-х т. - Т. 1. - М., 1979. - 482 с.

.   Шепелев Л. Феномен чина в России // Родина. - 1992. - №3. - С. 41-46.

.   Юрьева Т.А. Ведь я червяк в сравненьи с ним: Анализ рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» // Литература в школе. - 2009. - №2. - С.41-43.

 


Методическое приложение

Ход урока

I. Слово учителя: Мы продолжаем изучать роман Достоевского «Преступление и наказание».

В начале урока проведем минутку красноречия: предлагаю рассказать о теории Раскольникова. Какова эта теория по отношению к человечеству (по материалам прошлого урока).

Вопросы учащихся к выступающему:   

Итак, что здесь не «клеилось» у Раскольникова?

Куда же отнести любимых и дорогих людей?

Учитель: Получается, что к «тварям дрожащим» попали сестра Дуня, мать, Соня, семья Мармеладовых, т.е. те, ради которых он пошел на преступление (слайды).

- Как их можно объединить?

Посмотрите на доску: Самсон Вырин

Акакий Акакиевич Башмачкин.

- Кто это такие?

Ученик 1. Самсон Вырин - отец Дуни из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», Акакий Акакиевич Башмачкин - титулярный советник в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Кто из писателей вводит в русскую литературу образ «маленького человека»?

Ученик 2. Образ «маленького человека» в русскую литературу первым вводит А.С. Пушкин.

Какой он у А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского?

Ученик 3. Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель» - одинок, так как его покинула родная дочь, вышла замуж и уехала. И он ничего не может с этим поделать. Так и умирает с горя.

Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель» - титулярный советник, который вцепился в свою шинель - и ничего вокруг не видел, не хотел слышать, ничем не интересовался.

У Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» «маленький человек» - это Мармеладов. Он бедный чиновник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Он потерял работу, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, причиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармеладова, который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает, тащит за собой своих близких.

Вспомните таких героев произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Ученик 4. Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Учитель: Начало XIX века ознаменовалось утверждением критического реализма в русской культуре. Появляется новый герой: маленький человек. Ф.М. Достоевский, классик русской литературы, продолжает традиции своих предшественников.

Сегодня мы постараемся поговорить об определенной группе героев романа «Преступление и наказание» и попытаемся объединить их по какой-либо общей черте или общности.

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Посмотрите на экран, на таблицу.

 

А.С. Пушкин Н.В. Гоголь Ф.М. Достоевский
«Станционный смотритель» Самсон Вырин  Повесть «Шинель» А.А. Башмачкин  ?

 

А какой персонаж, по-вашему, является «маленьким человеком»?

Ученик: Акакий Акакиевич Башмачкин.

Учитель: Что нового внес Ф.М. в изображение «маленького человека» Ф.М. Достоевский? На этот вопрос можно ответить, когда прослушаем ответы других групп.

Ученик. Ф.М. Достоевский стремился привлечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых обиженных, «униженных и оскорбленных». Ведь их ужасное положение - страшный упрек тем, кто загнал их в состояние «тупика».

У нас класс поделен на 3 группы. Эта таблица - задание для одной из групп.

Как вы думаете, какие эпизоды необходимо рассмотреть для того, чтобы полно раскрыть тему маленького человека?

Ученик: это эпизод «Разговор Раскольникова с Мармеладовым в трактире».

Ученик: эпизод «Письмо матери к Раскольникову».

Возможные ответы учащихся.

План ответа:

. Внешность Мармеладова (окончательно не утраченное благородство).

. Речь Семена Захарыча (витиеватая, напыщенная, речь - исповедь).

Работа со словарем: исповедь* 1) обряд покаяния в грехах перед священником и получения отпущения грехов; 2) (перен.) откровенное признание в чем-либо, чистосердечное изложение чего-либо.

3. Отношение к себе («скот», самобичевание, пьянство - несчастная, слабость).

. Огромная любовь к семье, детям (чувствует обязанность, переживает за Соню).

. Угол, где проживает семья (пересказ).

. Смерть Мармеладова. (Бесконечное страдание изобразилось в лице его: «Соня! Дочь! Прости!»).

Учитель: Итак, рисуя жизнь «маленького человека», Ф.М. Достоевский раскрывает одну из главных тем - тему нищеты и унижения. А какое преступление совершает Мармеладов?

Ученик: Преступление против своей семьи, которую он любит, но обрекает на голодное и нищенское сосуществование. А самое главное, родную дочь обрекает на позор, унижение и одиночество.

Учитель: В чём сходны Мармеладов и Раскольников?

Ученик: Оба преступники. Раскольников - идейный, Мармеладов - стихийный. Наказание Мармеладова - вина перед женой, детьми, дочерью Соней - в нем самом. В его раскаянии - очищение.

Учитель: Кто виноват? Среда или человек? А Соня? Преступница?

Ученик: Раскольников переступил через других для себя, то Соня переступила через себя для других.

Учитель: А выбор был?

Ученик: Выбор есть всегда.

Учитель: Расскажите кратко о содержании письма матери к своему сыну.

Ученик: Раскольников получает письмо от своей матери. Вид этого письма действует на него очень сильно: «Письмо, - говорит Ф.М. Достоевский,- дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней (при Настасье); ему хотелось остаться наедине с этим письмом. Когда Настасья вышла, он быстро поднес его к губам и поцеловал, потом долго еще вглядывался в почерк адреса, в знакомый и милый ему мелкий почерк его матери, учившей его когда-то читать и писать. Он медлил; он даже как будто боялся чего-то». Если человек таким образом принимает и держит нераспечатанное письмо, то вы можете себе представить, как он будет читать его и по строкам и между строками, как он будет всматриваться в каждый оттенок и поворот мысли, как он в словах и под словами будет отыскивать затаенную мысль, отыскивать то, что лежало, быть может, тяжелым камнем на душе писавшей особы, и что скрывалось самым тщательным образом от пытливых глаз любимого сына. Чтение письма доставляет Родиону невыносимую пытку.

Письмо начинается самыми горячими выражениями любви: «Ты знаешь, как я люблю тебя, ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, ты надежда, упование наше». Затем следуют известия о сестре: «Слава тебе господи, кончились ее истязания, но расскажу тебе все по порядку, чтобы ты узнал, как все было и что мы от тебя до сих пор скрывали». Так как Раскольникову пишут об окончившихся истязаниях и при этом признаются, что от него до сих пор скрывали многое или даже все, то он может думать, что и в дальнейшем от него будут много скрывать. Касательно окончившихся истязаний в письме сообщаются следующие подробности. Дуня поступила гувернанткой в дом господ Свидригайловых и забрала вперед целых сто рублей, «более для того, чтобы выслать тебе шестьдесят рублей, в которых ты тогда так нуждался и которые ты и получил от нас в прошлом году». Закабалив себя таким образом на несколько месяцев, Дуня принуждена была переносить грубости Свидригайлова, старого кутилы. От грубостей и насмешек Свидригайлов перешел к ухаживанию и усиленно стал приглашать Дуню к побегу за границу. Супруга Свидригайлова, подслушала своего мужа, умолявшего Дунечку в саду, «собственноручно отколотила Дуню», не хотела ничего слушать, а сама целый час кричала и, наконец, приказала тотчас же отвезти Дуню в город на простой крестьянской телеге, в которую сбросили все ее вещи, белье, платья, все как случилось, неувязанное и неуложенное. А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге». Этим мщением не удовлетворилась разгневанная Юнона. Она опозорила Дуню на весь город. Все знакомые от них отстранились, все перестали им кланяться; шайка негодяев из купеческих приказчиков и канцелярских писцов, всегда готовых бить и оплевывать всякого лежачего, стремилась даже принять на себя роль мстителей и собиралась вымазать дегтем ворота того дома, в котором жила коварная соблазнительница целомудренного Свидригайлова. Хозяева дома, пылая тем же добродетельным негодованием и преклоняясь перед непогрешимым приговором общественного мнения, коноводом которого являлась постоянно бешеная дура Марфа Петровна, потребовали даже, чтобы госпожи Раскольниковы очистили квартиру от своего тлетворного и компрометирующего присутствия.

Наконец, дело разъяснилось. Свидригайлов предъявил своей супруге письмо Дуни; написанное задолго до трагической сцены в саду и доказывавшее очевидно, что во всем был виноват только один старый селадон. Но новый оборот дела только еще больше усугубил положение Дуни. Дунечка сделалась героиней дня, то есть все пошляки и негодяи города, все сплетники и сплетницы присвоили себе право и вменили себе в священную обязанность заглядывать своими глупыми глазами в душу оскорбленной девушки.

Единственный выход для Дуни - принять предложение Лужина, который является дальним родственником Марфы Свидригайловой. Но лучший ли это выход?

Письмо от матери выводит Раскольникова из состояния «нерешительности» и подталкивает к принятию «ужасного, дикого и фантастического вопроса», который замучил его сердце и ум.

Учитель: Что мы узнаем из него о жизни сестры и матери Раскольникова?

Ученик: Сестра Дуня вынужденно пошла работать гувернанткой в дом Свидригайловых, и молча переносила грубости и насмешки Свидригайлова, старого кутилы. Супруга Свидригайлова, подслушав разговор мужа с Дуней, где он просил ее сбежать с ним за границу, отдубасила ее, и выгнала с позором на весь город. Наконец, дело разъяснилось. Свидригайлов предъявил своей супруге письмо Дуни; написанное задолго до трагической сцены в саду и доказывавшее очевидно, что во всем был виноват только один старый селадон. Мать же ходила потом с письмом по всем домам, и доказывала честолюбие Дуни. Позже решили выдать замуж Дуню за Лужина.

Учитель: Ф.М.Достоевский показывает жизнь униженных и оскорбленных, но очень благородных, скромных и душевных простых людях.

Давайте вернемся к таблице, которую 1 группа заполнила.

Анализ и дополнение таблицы.

 

А.С. Пушкин Н.В. Гоголь Ф.М. Достоевский
«Станционный смотритель» Самсон Вырин Добрый, скромный труженик, чиновник 14 класса. Смиряется, не протестует, т.к. может быть дочь не воспротивилась тому, что с ней произошло. Как быть? А.С. Пушкин не дает ответа. Повесть «Шинель» А.А. Башмачкин Униженный забитый человек, но появляется цель - низкая мелочная, но цель (купить шинель). Стремиться к справедливости. Роман «Преступление и наказание» Семён Захарыч Мармеладов. Звучит голос самого «маленького человека», он начинает судить себя и окружающих.

Учитель: Тема «маленького человека» нашла воплощение не только в художественной литературе, но и в живописи.

Начало XIX века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Для творчества Павла Андреевича Федотова характерно критическое отношение к тогдашней действительности - родоначальник критического реализма. На его полотнах отражались скорбные размышления о судьбе «маленького человека», задавленного бюрократическим произволом «власть имущих».

Художники стали изображать на своих полотнах простых людей. Давайте посмотрим на репродукции картин В.Г. Перова (слайды).

Картина В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Никому не хочется смеяться, глядя на эту картину. Это уже трагедия. Нет сомнения, что образованная бедная девушка будет одинока, несчастна среди этих сытых, недалеких людей. И ее смиренная поза, опущенная голова свидетельствует о том, что перед нами существо робкое, тихое и доброе.

На какую героиню похожа эта девушка?

Ученик: Эта девушка похожа на героиню романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», сестру Родиона Раскольникова - Дуню.

Учитель: Какой вывод вы сделали?

Ученик: Гордая и благородная девушка. «Замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей».

Учитель: Как многогранно творчество великих художников! Насколько тесно взаимосвязаны живопись и литература! Можно предположить, проблема «маленького человека» очень актуальная проблема, потому как она нашла отражение в произведениях разных творцов, но каждый из них, разумеется, видел эту проблему, по-своему.

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Мои мысли по поводу проблемы «маленького человека» в литературе (живописи)».

Оглавление

 

Введение

Глава I. Образ «маленького человека» в русской литературе XIX в.

§ 1.1 Проблема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина

§ 1.2 «Маленький человек» в произведениях Н.В. Гоголя

§ 1.3 Освещение проблемы «маленького человека» в прозе А.П. Чехова

Глава II. Отношение к образу «маленького человека» Ф.М. Достоевского

§ 2.1 Боль о человеке в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

§ 2.2 Униженные и оскорбленные в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Заключение

Библиография

Методическое приложение

 


Введение

 

Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» и в поэме «Медный всадник». Продолжателями этой темы явились Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича, М.Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье, на свой взгляд на жизнь. Ф.М. Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет ее, так как открывает новый аспект этой темы. Ф.М. Достоевский становится певцом «бедных людей», «униженных и оскорбленных». Поэтому творчество Ф.М. Достоевского так цельно тематически. Своим творчеством писатель пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

«Маленький человек» - образ литературного героя <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B9>, который возник в русской литературе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0> с появлением реализма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)>, то есть в 20 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1820-%D0%B5>-30 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1830-%D0%B5> годы XIX века <http://ru.wikipedia.org/wiki/XIX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>.

Образ «маленького человека» - это образ человека невысокого социального положения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и происхождения, не одаренного выдающимися способностями, не отличающегося силой характера. Создавая образ маленького человека, писатели-реалисты хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже достоин сочувствия, внимания и поддержки.

В русской литературе первой половины XIX в. проблема «маленького человека» была одной из ведущих. При этом образ «маленького человека» зародился еще в литературе XVII в. («Повесть о Фроле Скобелеве»), затем развивался в повести XVIII в. («Бедная Лиза») и приобрел особую популярность в творчестве писателей «натуральной школы» Ф.М. Достоевский, И.И. Панаев, Е.П. Гребенка, И.С. Тургенев, А.Д. Галахов, С.П. Победоносцев, Я. Бутков, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Это было связано, во-первых, с гуманизацией литературы, возросшим интересом к человеку как таковому независимо от его социального значения, во-вторых, с утверждением реалистического метода в русской литературе, изображавшего человека как социально обусловленное явление.

К теме маленького человека обращаются в конце XIX - начале XX века <http://ru.wikipedia.org/wiki/XX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>: А.П. Чехов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, А.М. Горький <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC_%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9>, Л.Н. Андреев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, Ф.К. Сологуб <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%B1,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D1%87>, А.Т. Аверченко <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, К.А. Тренев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%91%D0%B2,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, И.С. Шмелев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, С.С. Юшкевич <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> и А.А. Мещеряков и др.

Актуальность данного исследования заключается в том, что поэтика произведений Ф.М. Достоевского во многом определяется значением образа «маленького человека», который является объектом пристального изучения современных литературоведов.

Цель исследования: проанализировать освещение проблемы «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Объект исследования: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Предмет исследования: образ «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Задачи ВКР:

1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования.

2. Изучить изображение образа «маленького человека» в русской литературе XIX в.

.   Проанализировать отношение Ф.М. Достоевского к образу «маленького человека» в романе «Преступление и наказание».

Теоретической базой исследования предстали работы отечественных литературоведов-критиков С.В. Белова, В.С. Белькинда, Д.Д. Благого, Л.П. Гроссмана, М.С. Гуса, А.С. Долинина, Н.А. Добролюбова, Ф.И. Евнина, В.В. Ермилова, В.Я. Кирпотина, В.И. Кулешова, В.С. Нечаевой, П.Т. Саакян, П.Н. Сакулина, П.Н. Толстогузова, У.Р. Фохта, А.Г. Цейтлина, Д.В. Чалого и др.

Научная новизна исследования выпускной квалификационной работы определяется тем, что в исследовании скрупулезно анализируется образ «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методы исследования: в основу методологии исследования положены элементы жанрово-тематического, историко-типологического и сравнительно-типологического принципов анализа.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в школьной практике, на уроках внеклассного чтения и факультативных занятиях по изучению творчества Ф.М. Достоевского.

Структура ВКР: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографии и Методического приложения.

 


Глава I. Образ «маленького человека» в русской литературе XIX в.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.