Языковые особенности функциональных стилей. Общая характеристика текстов ОДС — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Языковые особенности функциональных стилей. Общая характеристика текстов ОДС

2020-04-01 850
Языковые особенности функциональных стилей. Общая характеристика текстов ОДС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие № 1.

Языковые особенности функциональных стилей. Общая характеристика текстов ОДС

 

Цель: учить характеризовать языковые особенности функциональных стилей и выделять их в тексте; учить давать общую характеристику текстам ОДС (принадлежность подстилю, жанру), учить сравнивать языковые особенности текстов ОДС с языковыми особенностями текстов других стилей.

Основные понятия: функциональный стиль речи, область применения,  языковые особенности (лексические, фразеологические, морфологические и синтаксические), жанровые разновидности.

Оборудование рабочего места: доска, тетрадь, тексты, учебник.

Контрольные вопросы:

1.  От чего зависит выбор стиля речи?

2. Какие стили речи вам известны?

3. Когда употребляется каждый из известных вам стилей?

4. Охарактеризуйте языковые особенности:

а) ОДС;

б) научного стиля;

 в) публицистического стиля;

г) художественного стиля.

Литература:

1. Горбацевич О.Е., Ратько Т.В., Гормаш И.В. Русский язык. Стилистика. Культура речи. Правила, упражнения, тесты. – Мн., 2009.

2. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Практические занятия. - Мн., 1999.

3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1982

4. Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование.- М., 1980.

5. Стилистика и литературное редактирование под ред. Максимова В.И. – М., 2004.

6. Чечет Р.Г., Софронова И.Н.. Тесты по стилистике и культуре речи. –Мн., 2006.

 

Справочные материалы

Функциональный стиль – разновидность литературного языка, которая представляет собой относительно замкнутую систему языковых средств, регулярно употребляющихся в определенной сфере человеческой деятельности (наука; право и политика; массовая информация; повседневный быт; искусство).

     Научный стиль

Цель применения: сообщение сведений из той или иной области знаний, их объяснение и доказательство.

Характерные средства языка:

- насыщенность терминами какой-либо области знаний, научной фразеологией (демографический взрыв, прямой угол, точка пересечения);

- употребление книжной лексики; преобладание абстрактной лексики над конкретной(понимание, мышление, деятельность);

- употребление формы единственного числа имен в значении множественного;

- использование абстрактных и вещественных существительных в форме множественного числа (масла, сопротивления);

- употребление отглагольных существительных, числительных;

- объективный порядок слов в предложении(подлежащее предшествует сказуемому);

- наличие пассивных конструкций (нами проанализировано, изучается явление);

- употребление распространенных предложений;

- употребление безличных, неопределенно-личных предложений;

- употребление причастных и деепричастных оборотов;

- употребление вводных, вставных, уточняющих конструкций

- распространение сложноподчиненных предложений.

Используемые жанры речи: монография, статья, диссертация, учебник, энциклопедия, отзыв, аннотация, реферат, конспект, лекция, доклад, сообщение.

 

Публицистический стиль

Цель применения: убеждение, агитация, сообщение о важнейших фактах жизни общества, формирование к ним определенного отношения и оказание влияния на общественное сознание.

Характерные средства языка:

- общественно - политическая лексика и фразеология;

- заимствованные слова;

- неологизмы;

- эмоциональная, экспрессивная лексика;

- крылатые слова, пословицы;

- превосходная степень прилагательных;

- повелительное наклонение глаголов;

- формы настоящего и прошедшего времени;

- вопросительные и побудительные предложения;

- восклицания;

- обращения;

- параллельное построение предложений.

Используемые жанры речи: заметка, репортаж, статья, отзыв, очерк, путевые заметки, фельетон, обозрение, интервью.

Художественный стиль

Цель применения: воплощение творческого замысла, создание своего мира и воздействие на ум и чувства читателя.

Характерные средства языка:

- употребление всех стилистических ресурсов языка;

- изменение, приращение смысла слова в тексте;

- языковые единицы используются как средство образного представления действительности.

Используемые жанры речи: повесть, рассказ, сказка, роман и др.

Разговорный стиль

Цель применения: сообщение адресату информации и воздействие на него.

Сфера применения: сфера общения.

Характерные средства языка:

- широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии, эмоционально-экспрессивной лексики, разных разрядов вводных слов, обращений, глаголов, местоимений, частиц;

- преобладание простых предложений над сложными;

- употребление неполных предложений;

- расчленение высказываний;

- высказывания с повторами;

- применение вставных и присоединительных конструкций.

Официально-деловой стиль

Цель применения: общение между учреждениями, между странами, между гражданами и государством.

Сфера применения: в области официально-деловых отношений. В официальных документах.

Основные стилевые черты:

- точность, верная передача смысловых оттенков;

- отсутствие эмоциональной окраски, официальность;

- краткость при информативной насыщенности содержания;

- стандартное расположение информации в документе.

       Языковые особенности ОДС:

- использование специальных терминов (приказ, справка, адвокат и др.);

- употребление отглагольных существительных (несоблюдение законов)4

- употребление существительных, которые называют людей по специальности, профессии, должности или званию только в форме мужского рода (директор, редактор);

- употребление имен собственных;

- употребление числительных;

- использование стандартных конструкций (ставим вам в известность; доводим до Вашего сведения; принимая во внимание) и моделей с производными предлогами (в целях, в связи, во избежание);

- применение клише (проживает, занимает площадь, зачисляют на работу);

- использование номинативных предложений;

- преобладание сложноподчиненных предложений;

- написание с прописной буквы местоимений Вы, Ваш;

- прямой порядок слов;

- использование повествовательных предложений.

Используемые жанры речи: закон, договор, указ, распоряжение, объявление, заявление, доверенность, расписка, автобиография, характеристика, протокол, справка, отчет, доклад, письмо.

Подстили ОДС:

1. законодательный подстиль включает язык законодательных документов (лексику и фразеологию государственного права, гражданского права, уголовного права, Кодекса законов о браке и семье и т.д. К ней примыкает лексика и фразеология, связанная с работой административных органов, служебной деятельностью граждан и т. д.: законодательство, конституция, судопроизводство, приговор, прокурор и др.);

2. дипломатический  подстиль включает язык дипломатических документов, относящихся к области международных отношений (международный контроль, неприкосновенность государственных границ, укрепление мира и безопасности и др.);

3. канцелярский подстиль включает служебную переписку между учреждениями и организациями (деловое письмо, коммерческая корреспонденция), официальные бумаги (справка, удостоверение, акт, протокол), а также частные деловые бумаги(заявление, доверенность, расписка, автобиография и др.).

 

УПРАЖНЕНИЯ

 

Упражнение 1. Приведенные ниже тексты относятся к стилю:

а) публицистическому;

б)официально-деловому;

в) художественному;

г) разговорному;

д)научному

1. Город - крупное поселение, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, обычно административный и культурный центр окружающего района. Город возникает на том уровне развития общества, когда общественное разделение труда приводит к отделению ремесла от сельского хозяйства и к возникновению регулярного товарообмена. В древности город строили чаще на холме, месте слияния двух рек, вследствие того, что это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. ()

2. Мы живем в нашем городе, учимся, работаем, отдыхаем. Мы мчимся в вихре своих дел, проблем, надежд. Мы крутимся в кругу своих знакомых, друзей, коллег. Каждый день транспортные артерии города наполняют больше чем 830 тысяч рабочих и служащих, заня­тых во всех сферах деятельности. Наш город - это настоящий мега­полис, человеческий муравейник, центр политической, экономической и культурной жизни республики. ()

3. Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома.... Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами.()

4. В целях обеспечения расширенного обновления экономики города необходимо развивать производство строительных материалов. В период с 1998 по 2000гг. коэффициент опережающего развития материально-технической базы в части прироста объемов продукции производства строительных конструкций и материалов в народном хозяйстве Минска составил 1.1, тогда как эффективность функционирования строительного комплекса определяется коэффициентом 1,3-1.4.(.) 

5. Привет! Был сегодня в городе? Что гам творится! Все готовятся к празднику, кругом народу! Ярмарки там разные, продают всякую всячину. Я себе кой-чего прикупил даже. Артисты понаехали, сцены всюду сооружают. Говорят, вечером фейерверк будет. Коро­че, день Города, чувствую, пройдет как надо. ()

6. Большой пестрый дятел широко распространен в лесной зоне России. Дятел имеет пеструю окраску. Оперение включает сочетание белых и черных тонов. Дятел хорошо лазает по деревьям, имея для этого удобное строение. Ноги у него короткие, с цепкими когтя­ми. Два пальца направлены вперед, два назад. Хвост клиновидной формы с жесткими и упругими перьями, служащий опорой на стволе дерева. Дятел передвигается короткими скачками вверх и вниз по стволу. При этом он долбит кору дерева в поисках насекомых, личинок и куколок.

7. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют равные с гражданами Республики Беларусь права на образование, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь (…).

 

Упражнение 2. Прочитайте отрывки, определите их стилистическую принадлежность. Аргументируйте.

I.     Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жильё и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закреплённые в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

II.   Речевая характеристика — это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения
персонажей. В одних случаях для этих целей используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная
лексика и необработанный синтаксис и т. д., а также обороты речи, пристрастие к которым характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).

III. В поле было безветренно и нестерпимо душно, как будто природа истомилась и с нетерпением ожидала дождя. В лесу парило, и шёл душистый тяжёлый запах от сосен и по­лусгнившей листвы. Пётр Михайлович по временам останавливался и вытирал вымокший лоб. Он осмотрел свои озимые и яровые, обошёл клеверное поле и раза два согнал на опушке куропатку с цыплятами; и всё время он размышлял о том, что это совершенно невыносимое состояние не может продолжаться беспрерывно и что оно во что бы то ни стало должно поскорее закончиться. «Что же делать?» — расспрашивал он себя и умоляюще поглядывал на небо и на деревья, как бы прося у них помощи. Однако деревья и небо безмолвствовали и словно не желали участвовать в решении проблем Петра Михайловича.

Упражнение 3. Разбейте приведённые слова и словосочетания по группам: 1) межстилевая лексика (слова, которые могут употребляться в любом стиле); 2) лексика научного стиля; 3) лексика официально-делового стиля; 4) лексика разговорного стиля; 5) слова и сочетания, характерные для публицистического стиля; 6) слова и сочетания, характерные для художественной речи.

Вышеизложенное, работа, степь, кушать, абстракционизм, страна Восходящего Солнца, демократический, дело,  небесный шатёр, книжки, изумрудные листочки, эффектив­ное воздействие, Антон Палыч, идейная убеждённость, аг­рессия, новые веяния, определить угол наклона, инструкция, лингвистический анализ, воздушные облака, всплеснуть руками, биссектриса, бархатная зелень холмов, утёс-великан, всё в ажуре, договаривающиеся стороны, лес, встреча на выс­шем уровне, происхождение видов, дождь, права и обязанности граждан, портрет, снег, военный переворот, Соеди­нённое королевство, зачётка, эскалация, антиобщественный, любовь, власть народа, радость, на седьмом небе от счастья.

 

Упражнение 4. Прочитайте отрывок, определите его стилистическую принадлежность, охарактеризуйте языковые особенности, характерные для данного стиля.

Основной, элементарной и реально существующей единицей органического мира, или иначе — универсальной формой существования жизни, является вид. Вид — исторически сложившаяся совокупность популяций, особи которых обладают наследственным сходством морфологических, физио­логических и биохимических особенностей, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, приспособлены к определённым условиям жизни и занимают определённую область — ареал.

Особи, принадлежащие к одному виду, не скрещиваются с особями другого вида, характеризуются генетической общностью, единством происхождения. Вид существует во времени: он возникает, распространяется (в период расцвета), может сохраняться неопределённо долгое время в устойчи­вом, почти неизменном состоянии (реликтовые виды) или непрерывно изменяться. Одни виды со временем исчезают, не оставляя новых ветвей. Другие дают начало новым видам.

 

Упражнение 5. Замените приведённые слова и словосочетания официально-делового стиля нейтральными синонимами.

Осуществлять руководство, предоставить отчёт, настоящим уведомляем, проживать, уроки согласно расписанию, предоставить жилплощадь, постановили на собрании, недовыполнение плана, по причине отсутствия в городе, выразить благодарность, оказали помощь, обязанность, поставить в известность, проживать, в целях экономии средств, о последующем уведомьте, по поводу вашей просьбы, приобщить к делу, выписка прилагается, предъявитель сего, считаем возможным ходатайствовать, ходатайство, досконально, всемерное содействие, изложенное.

 

Упражнение 6. Ниже приводятся фрагменты вступительной части Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Проведите стилистический анализ  данного текста. Отметьте характерные особенности официально-делового стиля (на лексическом, фразеологическом уровне).

Практическое занятие №2

Нормы словоупотребления в текстах документов. Ошибки, связанные с незнанием значения слов, употреблением слов без учета их стилистической и эмоциональной окраски. Нарушение лексической сочетаемости в текстах ОДС.

Цели: формировать умение употреблять в текстах документов слова с учетом их значения, стилистической и эмоциональной окраски; учить находить и исправлять в текстах документов ошибки, связанные с незнанием значения слов, употреблением слов без учета их стилистической и эмоциональной окраски, нарушением лексической сочетаемости; формировать умение составлять тексты документов с учетом норм словоупотребления и лексической сочетаемости.

Основные понятия: значение слова и его лексическая сочетаемость, полисемия, омонимия, плеоназм, тавтология.

Оборудование рабочего места: доска, тетрадь, тексты, учебник.

Контрольные вопросы:

1. Назовите нормы словоупотребления.

2. Как разграничить омонимы и многозначные слова?

3. Назовите ошибки, связанные с незнанием значения слова.

4. Что называется лексической сочетаемостью?

5. Какую стилистическую окраску имеют слова?

Литература:

 1. Горбацевич О.Е., Ратько Т.В., Гормаш И.В. Русский язык. Стилистика. Культура речи. Правила, упражнения, тесты. – Мн., 2009.

2. Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование.- М., 1980.

3. Стилистика и литературное редактирование под ред. Максимова В.И. – М., 2004.

4. Справочник-практикум. Культура устной и письменной речи делового человека. – М.. 1998.

5. Чечет Р.Г., Софронова И.Н.. Тесты по стилистике и культуре речи. –Мн., 2006.

 

 

Справочные материалы

Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи (понятийная и предметная точность), со знанием значения слов, возмож­ностей лексической системы языка. Точность речи обусловлена в первую очередь выбором слова. Неправильно выбранное сло­во может исказить смысл сообщения, создать возможность дво­якого толкования либо может придать нежелательную сти­листическую окрашенность.

Полисемия - многозначность. Большая часть слов в русском языке — слова многозначные. Значения многозначного слова реализуются в разных контекстах и поэтому разгра­ничиваются на основе их различной сочетаемости.

Сочетаемость (лексическая) — способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости в значительной степени определяются смысловыми особенностями слова, его значением.

Омонимы - слова, которые совпадают по звучанию (написанию), но имеют разный смысл. Возможность употребления омонимов в одном и том же контексте создает двусмысленность (напр.: Вы прослушали объявление - т.е. получили переданную информацию или же. напротив, ее пропустили).

Примеры омонимов: заходить (в магазин) - заходить (взад и вперед); бот (небольшое судно), бот (вид обуви).

Омонимию часто трудно отграничить от явления много­значности,  например: налет (авиации), налет (плесени); бородка (ключа) - (седенькая) бородка.

Плеоназм (лексический) - смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части зна­чат одно и то же или содержат один и тот же смысловой ком­понент; например: *памятный сувенир (сувенир - "подарок на память").

С точки зрения языковой нормы лексический плеоназм, как правило, недопустим. Некоторые, плеонастические сочетания, однако, закрепились в языке, например, экспонат выставки (экспонат - "выставленный").

Тавтология - это неоправданная избыточность вы­ражения. К тавтологии относят стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, нарисовать рисунок и т.п. Тавтологичны неправильные грамматические формы: *более красивее (можно: красивее или более красивый)', *самый наилучший (можно: самый лучший или наилучший).

Паронимы - близкие, но не тождественные по зву­чанию однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одной грамматической категории.

Примеры паронимов:

запасный - запасливый;    представить - предоставить;

тактичный - тактический; поступок - проступок;

осудить - обсудить.

 

УПРАЖНЕНИЯ

 Упражнение 1. Укажите номера предложений, в которых оценочное значение эмоционально-экспрессивных единиц не соответствует замыслу пишущего:

 

1. Начинается рассказ с описания мирной жизни семьи Соколова. Это была дружная и веселая семейка.

2. Эти сооружения строились из камня на века.

3. А химия? Какие она только не вытворяет чудеса!

4. Теперь  они не только зрители на этом мероприятии, но и соучастники его.

5. Его поведение не нарушало прекрасных, установленных дав­ным-давно традиций.

6.  Прямо пред храмом был разбит сад диковинных деревьев и
кустарников, привезенных из далекой загадочной страны.

7. На космодроме высилось чудище человеческого разума -ракета.

8. Метелица, герой романа А.Фадеева, встретил пастушонка и быстро залез ему в душу.

9. Недаром декабристы отбывали свои сроки за наше будущее еще в XIX веке.

10. Шумиха вокруг нового законопроекта показала, что ряд статей требует существенной переделки.

Упражнение 2. Укажите номера предложений, в которых стилистически окрашенные единицы употреблены правильно и уместно, исправьте и запишите предложения, требующие правки.

1. Ребята возвели два шалаша.

2. Необходимо пролонгировать договор на топоры и лопаты.

3. При наступлении утра погода изменилась.

4. После дождя на ветках деревьев и на траве блестели капли атмосферных осадков.

5. Древние люди верили, что деревья имеют душу и внутри каждого дерева циркулирует кровь.

6. Многие физические явления сопровождаются теми или иными механическими перемещениями.

7. Кузнецова по-хозяйски, с исключительной любовью относится к своей нелегкой работе технички и всегда преисполнена чувства большой ответственности за каждый уголок вверенного ей участка.

8. Базаров выводит Кирсанова из себя тем, что иронизирует над его речью.

9. Давая характеристику Собакевичу, нельзя не отметить, что он питался очень большими дозами.

10. Большую роль в жизни индусов играют религиозные обычаи и традиции.

11. В первую очередь банк покроет свои расходы, чтобы не залазить в карман вкладчиков.

12. Университет всегда был рассадником передовых идей.

13. Факт засоляривания костюма у него случился при отступлении в яму с соляркой на расстоянии около 100 м от гаража.

 

Упражнения 3. В  следующих высказываниях определите значение и стилистическую окраску выделенных форм: а) общеупотребительное; б) научное;

в) разговорное; г) официально-деловое

1. В свободное время я люблю выезжать за город. (…) -Во время данной химической реакции выделяется свободный кислород. (…)

2. Ночью прошел сильный дождь. (…) - Данная группа глаголов характеризуется сильным управлением. (…)

3. Все эти приборы надо отнести в кабинет физики. (…) - Рассмотренные явления следует отнести к классу морфологических. (…)

4. Маленькие глазки посмотрели на меня живо и с интересом. (…) -Живо сбегай домой и оденься потеплее. (…)

5. Я слышал, что на пороге кто-то топает и отряхивается. (…)

-      Володька! Топай сюда, разговор есть. (…)

6.    Мы всегда доверяли житейскому опыту старого учителя. (…)

-      Я, Иванова Маргарита Петровна, доверяю получить мою сти­пендию за сентябрь 2001 года Юревич Светлане Сергеевне. (…)

7.    На этой территории распространены ядовитые змеи. (…) - Ты не человек, а самая настоящая  змея! (…) - И тогда из пустой черепной коробки прошлого выползет змея тоталитарного режима. (…)

 

Упражнение 4. Выберите из скобок слова, которые, по вашему мнению, наиболее точно выражают мысль. Подчеркните их

Человек (изобрел, нашел, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь (воспроизводит, опреде­ляет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, (проис­ходящие, совершающиеся, существующие) в мире: Он (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутству­ет жизни, (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искус­ства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, ука­ зать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий. (По С.Маршаку)

Упражнение  5.   Определите характер ошибок:

1)  употребление слова без учета его семантики

2)  подмена понятия

3)  алогизм

4)  неоправданное расширение или сужение понятия

5)  искажение смысла

6)  неточное словоупотребление

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября.

2. Каждый участник собрания высказал свое кредо.

3. Лихачей неизменно встречает авария.

4. Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.

5. Сергею поручили очистить котел от пыли и загрязненности.

6. Отгремели последние звуки Великой Отечественной войны.

7. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям.

8. Применение березового гриба рассматривается как общеукреп­ляющее средство.

9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа.

10. Наш папа по происхождению одессит.

11. Жизнь хороша, по Тагору, во всех ее проявлениях, - для света необходима тень как непременное условие его существования. Мир весь в антимониях, в противоречиях.

12. Вспомните сотрудника апостола Павла, которому он написал послание.

13. Приведем только два факта из бездеятельности руководства мо­лодежного объединения.

14. За стеклянными витражами магазина были видны первые посе­тители.

 

Упражнение 6.   Какие из приведенных ниже словосочетаний за­крепились в языке и стали допустимыми (1), а ка­кие воспринимаются как избыточные и не соот­ветствующие языковой норме (2)?

Информационное сообщение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинисти­ческая книга, свободная вакансия, автобиография жизни, монумен­тальный памятник, мизерные мелочи, коллега по работе, ведущий лидер, внутренний интерьер, реальная действительность, период времени, огромная махина, прогрессировать вперед, демобилизация из армии, специфическая особенность, прейскурант цен, габаритные размеры, необычный феномен.

  Упражнение  7. Определите характер речевой ошибки:

1)  повторение слов

2)  плеоназм

3)  тавтология

1. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.

2. Сегодня у нас в гостях гость из Акмолинска.

3. Он был настолько болезненный, что постоянно простужался и болел.

4. Его поэзия имеет в своей основе живые переживания жизнелю­бивого поэта.

5. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бу­меранг.

6. Правительство в это трудное время должно представлять единый монолит.

7. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отве­дать посетители нашего ресторана.

8. Толпа людей ворвалась в здание.

9. Он рассказал нам о своих планах на будущее.

10. Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

11. Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллю­зию, что якобы можно решить все проблемы, переключив спра­ведливое недовольство людей на ненависть к другим народам.

12. Близнецы были так похожи, что родители с трудом различали их одного от другого.

13. Художник согласно договору обязан предоставить пробные ри­сунки в трех различных вариантах.

14. Успешно проводится обмен имеющимся опытом.

15. Госпиталь милосердия разместился в третьей горбольнице, зано­во переоборудованной и обновленной.

Упражнение 8.     Исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов.

 

В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.

Упражнение 9.    Прокомментируйте и исправьте ошибки в официально-деловых письмах, связанных с неточным выбором слова.

Фирма "Книжный дом" проводит 20-25 мая 1997 г. в г. Минске традиционную международную выставку-продажу книг научного, учеб­ного, методического, производственно-практического и справочного характера. На выставке будут представлены ведущие отечественные изда­тельства, а также издательства России, Украины, Казахстана, Польши. Великобритании, Германии и других стран.

Так как Ваша фирма осуществляет выпуск литературы соответст­вующего профиля, приглашаем Вас принять участие в нашей выставке.

Для этого необходимо до 01.05.1997 прислать в наш адрес заявку на участие в выставке (форма заявки прилагается), а также два экземп­ляра каталога (перечня) изданий, которые Вы бы хотели представить на выставке, с указанием стоимости каждого издания. В случае положи­тельного решения об условиях и порядке проведения выставки будет со­общено ещё раз. Приложение: на 1 л. в 1 экз.

С уважением,

Директор НПО                                                           Г.М. Брегер

 

Упражнение 10. Прокомментируйте и исправьте ошибки в официально-деловых письмах, связанных с неточным  выбором слова.

Об участии в международной книжной выставке

Многоуважаемый Герман Максимович!

Спасибо Вам за то, что Вы пригласили нас поучаствовать в международной книжной выставке, проводимой Вашей фирмой. Наша фирма, ООО "Публицист",  готова представить на выставку ряд публикаций, получивших высокую оценку экспертов некоторых белорусских и российских научных предприятий и вузов.

Мы ждем Ваших предложений об условиях и порядке проведения выставки.

Приложение: 1. Заявка на участие в выставке на 1 л. в 1, экз.

2. Перечень изданий ООО "Публицист" для экспонирования на выставке на 3 л. в 2 экз.

С уважением,

Директор ООО                                                         А.Н.Петров

Упражнение 11. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда "Стрела". 2. Он приехал на стройку два года тому назад. 3. Наши спортсменки не были в состоянии составить конкуренцию китаянкам и оспаривали лишь места, начиная с третьего. 4. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 5. Для предотвращения трав­матизма лаборантов от выбрасывания патрона при открытии дверцы приемной камеры предусмотрено открытие крана Матросова исполнительным механизмом в случае открытия дверцы. 6. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 7. Участ­ники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 8. Эти успехи - результат улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственной культуры. 9. После пер­вого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. 10. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 11. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 12. Ини­циатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 13. На строительные объекты бесперебойно до­ставляются строительные материалы. 14. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем "сурового стиля".

Упражнение 12.    Объясните разницу в значении словосочетаний. Составьте с ними предложения, свойственные официально-деловому стилю речи.

опасный человек - опасливый человек;

освоить прочитанное - усвоить прочитанное;

осудить действия - обсудить действия;

представить возможность - предоставить возможность;

демократический метод - демократичный метод; тактичные шаги - тактические шаги; техническое исполнение - техничное исполнение; фактический материал - фактичный материал; хозяйские дела - хозяйственные дела.

 

Упражнение 13/домашнее/. Выполните по учебнику Сенкевича М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. - № 56, с. 16.

Упражнение 14/домашнее/. Выполните по учебнику Сенкевича М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. -№ 62, с.18.

Упражнение 15/домашнее/. Выполните по учебнику Сенкевича М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. -№ 64, с. 19.

 

Практическое  занятие № 3

Нормы употребления синонимов (функция пояснения), антонимов (указание на противоположность административного статуса субъектов), паронимов (точность словоупотребления) в текстах документов.

Цель: формировать умение употреблять синонимы, антонимы, паронимы в текстах документов с учетом их функциональных особенностей

Основные понятия: синонимы, антонимы, паронимы, их функции

Оборудование рабочего места: доска, тетрадь, тексты, учебник.

Контрольные вопросы:

1. Какие слова называются синонимами?

2. Назовите функции синонимов в ОДС.

3. Что называется антонимами?

4. Какова стилистическая функция антонимов в ОДС?

5. Какие слова называется паронимами?

Литература:

1. Горбацевич О.Е., Ратько Т.В., Гормаш И.В. Русский язык. Стилистика. Культура речи. Правила, упражнения, тесты. – Мн., 2009.

2. Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование.- М., 1980.

3. Стилистика и литературное редактирование под ред. Максимова В.И. – М., 2004.

4. Справочник-практикум. Культура устной и письменной речи делового человека. – М.. 1998.

5. Чечет Р.Г., Софронова И.Н.. Тесты по стилистике и культуре речи. –Мн., 2006.

 

 

Справочные материалы

 

Синонимы – это слова с одинаковым или очень близким значением: будущий – грядущий.

Важнейшая стилистическая функция синонимов - быть средством наиболее точного выражения мысли. Окружающие явления и предметы, их свойства, качества, действия, состояния познаются нами со всеми их особенностями, понятие называется словом, наиболее подходящим для выражения нужного значения.

Функции синонимов:

1. Синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения.

2. Синонимы используются и в функции разъяснения.

3. Синонимы могут быть использованы для сопоставления обозначаемых ими понятий; в этом случае автор обращает внимание на различия в их семантике.

4. В особых случаях синонимы выполняют функцию противопоставления

5. Важнейшая стилистическая


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.208 с.