Компетентность в общении в зрелом возрасте. Этапы, виды и составляющие компетентного общения в зрелом возрасте — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Компетентность в общении в зрелом возрасте. Этапы, виды и составляющие компетентного общения в зрелом возрасте

2020-04-01 120
Компетентность в общении в зрелом возрасте. Этапы, виды и составляющие компетентного общения в зрелом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Роль общения в нашей жизни - в общественной, в профессиональной и в частной - огромна.

Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга». B этих словах подчеркивается взаимность влияния людей друг на друга и необходимость для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Именно поэтому в общении так важна компетентность.

«Компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в себе самом - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче» с целью «устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми» [25. - С. 69].

Компетентное общение представляет собой сложное интегральное образование, и подход к его проблемам возможен с разных позиций.

В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие структурные компоненты, как партнеры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих - партнеры, какова ситуация или задача, - и своеобразием связей между ними.

Сложность общения и соответственно компетентности в общении тесно связаны с многообразием его видов. Для зрелого возраста характерны следующие виды общения: служебно-деловое общение, интимно-личностное, ритуальное общение, общение манипулятивное, диалогическое и т.д.

Практика показывает, что далеко не всегда компетентность в одном виде общения означает одновременно мастерство в иных его видах. Весьма часто это могут быть автономные образования, поскольку различна сама реальность разных видов общения.

В данном контексте уместно специально оговорить содержание термина «компетентный». В словаре иностранных слов этот термин переводится как «узнающий, сведущий в определенной области». Конечно, знание об общении - необходимый компонент компетентности, но лишь в случае, когда они становятся социальной установкой - готовностью действовать определенным образом по отношению к себе, к другим, к ситуации. Можно быть очень осведомленным, информированным по проблемам общения с человеком, но это отнюдь не гарантия компетентности. Основной критерий здесь это реальное решение возникающих в общении задач и одновременно личностное развитие, самореализация участников.

Важным показателем компетентности в общении в зрелом возрасте является отношение к собственным ценностям - насколько он их рефлектирует, насколько сам себе отдает в них отчет. Известно, что совсем непросто ответить себе на вопрос «чего я больше всего хочу в этой жизни, к чему стремлюсь, зачем живу». По сути, заведена речь о рефлексивной культуре как составляющей компетентности. Именно рефлексивно-эмпатийное развитие человека обеспечивает позицию децентрации в отношении с партнером, умение смотреть на ситуации общения не только «с собственной колокольни». Рефлексивная культура предполагает, что участник общения способен стать как бы посредником самому себе в этом процессе, анализируя его процесс, ситуацию, цели, последствия и т.п. Именно в рефлексивной позиции человека по отношению к самому себе и партнерам по общению в большой мере проявляется субъектность общающихся сторон, что выступает предпосылкой построения общения как диалога. Именно в зрелом возрасте развитие компетентности - это развитие умений обратиться к исследованию собственно психологического потенциала, а также умений реконструировать компоненты психологического облика своих партнеров, ситуаций, задач.

К развитию компетентного общения в зрелом возрасте можно подходить с разных точек зрения. Можно ориентироваться на обогащение, полноту, полифоничность, и в таком случае основной оказывается направленность на обретение многообразной палитры психологических позиций и средств, которые помогают полноте самовыражения партнеров, всем граням их точности.

Г.М. Андреевой [13. - С. 9] в общении выделено три взаимосвязанных стороны:

коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

интерактивная сторона - в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивная сторона общения - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В зрелом возрасте в процедуре компетентного общения можно выделить следующие этапы:

потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;

ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

ориентировка в личности собеседника;

планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет;

бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;

восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то общение окажется неэффективным.

Компетентность в общении в зрелом возрасте связана не с овладением какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с приобщением к их комплексу. Умение вовлекать, использовать всю палитру личностных возможностей, как бы играя на всех психологических инструментах - один из показателей психологической зрелости и компетентности.

Можно сказать, что развитие компетентности в общении в зрелом возрасте предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект - субъектных сторон общения и субъект - объектных составляющих этого процесса.

В самом широком смысле компетентность в общении в зрелом возрасте можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

Наряду с компетентностью в общении и характеристикой возможностей людей зрелого возраста, которые и определяют качество их общения, можно выделить следующие составляющие:

коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении,

отношение к способу общения и коммуникативные способности,

способность владеть инициативой в общении,

способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров по общению,

сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения,

способность к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении.

Умение внимать словам других имеет первостепенное значение в человеческом общежитии. Социологи подсчитали: из всего времени, необходимого нам для общения с другими на работе и дома, 9% у нас уходит на писание, 16% - на чтение, 30% - на разговор, 45% - на то, чтобы выслушать других.

Одним из показателей компетентности общения в зрелом возрасте выступает умение говорить и слушать. Известно, что многие из нас не умеют слушать (и слышать) то, что говорят нам другие. Это ведет к неприятностям, а подчас к катастрофическим последствиям. Разрушаются приятельские отношения и даже семьи. Когда выясняются причины такого положения, то оказывается, что мы не умеем внимательно слушать, понимать проблемы других, обсуждать их трудности.

В период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности.

Период взрослости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности как индивидуальности.

Характеристикой зрелой личности, являются - развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации.

В зрелом возрасте наблюдается некоторое сужение круга общения, поскольку много времени и энергии тратится на воспитание детей, упрочение карьеры. Однако оно остается необходимым аспектом развития, как для мужчин, так и для женщин.

Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека.

Развитие компетентности в общении в зрелом возрасте предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект - субъектных сторон общения и субъект - объектных составляющих этого процесса.

В самом широком смысле компетентность в общении в зрелом возрасте можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

 



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.