Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости

2020-04-01 149
Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости

 

 


Введение

зрелый компетентный общение личность

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия 20 века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско - литературный, клинический и собственно экспериментальный.

В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости.

Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость может быть оценена в широких пределах - от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет. Но конец периода зрелости колеблется в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой многогранный процесс, которой выступает и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания.

В настоящее время в России в условиях развития новой экономики основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность.

Особую роль занимает способность успешно выстраивать коммуникацию с другими людьми. Человеческое общество вообще немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование уровня компетентности в общении человека, отвечающего требованиям общества, является актуальной проблемой психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Актуальность этого вопроса и определили выбор темы работы: Компетентность в общении и развитие личности в зрелом возрасте.

Объект исследования: люди зрелого возраста.

Предмет исследования: влияние особенностей развития личности на компетентность в общение в зрелом возрасте.

Цель исследования: исследовать уровень развития компетентности в общении в зрелом возрасте.

Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

. Изучить теоретические подходы к исследованию проблем компетентности в общении и развития личности в зрелом возрасте

. Исследовать влияние особенностей развития личности на компетентность в общение в зрелом возрасте.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

- Методика Ю.М. Орлова «Потребность в общении»,

Заключение

 

В период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности.

Период взрослости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения.

Поскольку общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субъектов общения.

В зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, общение по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование личности в зрелом возрасте и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые происходят в людях под влиянием развертывающегося общения, в свою очередь, более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.

Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.

С возрастом происходит значительное изменение характера причин, заставляющих человека вступать в непосредственное общение с другими людьми.

Чем старше человек становиться, тем круг общения его уменьшается, т.е. уменьшается количество субъективно значимых и входивших в круг непосредственного общения людей.

Изменения в субъективной значимости других людей для личности, как правило, обуславливаются, с одной стороны, ее позицией по отношению к себе в системе потребностей, с другой - отношением к ней со стороны лиц, составляющих ее круг общения.

Можно охарактеризовать многообразие индивидуальных вариантов содержания потребности в общении, а также отразить сложность и многогранность этого личностного образования.

Таким образом, по проделанному исследованию пришли к выводу, что общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.

Развитие компетентности в общении в зрелом возрасте предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект - субъектных сторон общения и субъект - объектных составляющих этого процесса.

В самом широком смысле компетентность в общении в зрелом возрасте можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

Люди зрелого возраста обладают коммуникативными свойствами личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, умело выбирают способы общения, владеют инициативой в общении, эмоционально откликаются на состояние партнеров по общению, умело реализуют собственную индивидуальную программу общения.

Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой социальной психологии.

 


Список литературы

1. Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти. Учеб. Пособие под ред. А.А. Реана. 1999. С. 180

.   Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Просвещение, 1982. С. 335

.   Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л: Лань, 1969 с. 336

.   Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1999. С. 376

.   Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

.   Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы

.   Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Просвещение, 1983. С. 96

.   Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. - М.: «Флинта»; «Наука», 1998

.   Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. - СПб.: Издательство НИИ им. Бехтерева, 2007.С. 115

.   Гамезо М.В. Возрастная психология / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. - М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999

.   Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения». Практикум. - Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 2007. С. 98

.   Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, 2003

.   Журнал «Прикладная психология» №6, 2001 г. ст. «Стили общения», 9 с.

.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 365-366

.   Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

.   Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. С. 21-22, 28-31

.   Крайг Г. Психология развития. - СПб.: «Питер», 2000

.   Кондратьева О.В., Кондратьев С.В. Социальная психология. - Волгоград, 2003.

.   Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. С. 464

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

.   Мерлин В.С. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. - 1982. - Т 3. С. 24

22. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. Высш.учеб. заведение/В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп.-М.:Издательский центр «Академия» 2007. С. 608

23. Немов Р.С. Психология, 3 кн. - М., 2001, - Кн. 1. С. 688

.   Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. - 1999. - №2. С. 29-32

.   Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216с

.   Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990

27. Психология личности. Учебное пособие. / под. Ред.проф. П.Е. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. - М.: Эмско, 2007. С. 653

28. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. С. 115-116

.   Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996.С. 283-295

.   Семенов И.Н. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых / И.Н. Семенов, Ю.А. Репецкий // Мир психологии. - 1999. - №2. С. 32-38

.   Холл К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. - М.: «КСП+», 1997.

32. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость, учебное пособие для студентов высш. уч заведений. М. Издательский центр Академия, 2006

33. Шкуратова И.П. Структура социально - перцептивных оценок // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. - Ростов н/Д, 1990

.   Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения - М. 000 Издательство АСТ. 2007. 584

.   Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: «Питер», 1996

.   Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996

.   http://gendocs.ru/v11932/

Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости

 

 


Введение

зрелый компетентный общение личность

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия 20 века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско - литературный, клинический и собственно экспериментальный.

В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости.

Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость может быть оценена в широких пределах - от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет. Но конец периода зрелости колеблется в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой многогранный процесс, которой выступает и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания.

В настоящее время в России в условиях развития новой экономики основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность.

Особую роль занимает способность успешно выстраивать коммуникацию с другими людьми. Человеческое общество вообще немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование уровня компетентности в общении человека, отвечающего требованиям общества, является актуальной проблемой психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Актуальность этого вопроса и определили выбор темы работы: Компетентность в общении и развитие личности в зрелом возрасте.

Объект исследования: люди зрелого возраста.

Предмет исследования: влияние особенностей развития личности на компетентность в общение в зрелом возрасте.

Цель исследования: исследовать уровень развития компетентности в общении в зрелом возрасте.

Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

. Изучить теоретические подходы к исследованию проблем компетентности в общении и развития личности в зрелом возрасте

. Исследовать влияние особенностей развития личности на компетентность в общение в зрелом возрасте.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

- Методика Ю.М. Орлова «Потребность в общении»,


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.