Анализ результатов исследования влияния особенности развития личности на компетентность в общении в зрелом возрасте — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Анализ результатов исследования влияния особенности развития личности на компетентность в общении в зрелом возрасте

2020-04-01 262
Анализ результатов исследования влияния особенности развития личности на компетентность в общении в зрелом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Произведя обработку бланков ответов по методике «Изучение потребности в общении» Ю.М. Орлова было выяснено, что больше половины испытуемых, а именно 18 человек, испытывают высокую степень выраженности потребности в общении (72%). Возраст педагогов испытывающих высокую степень потребности в общении от 25 до 43 лет.

Среднюю степень выраженности потребности в общении показали 7 человек, что составило 28%. Их возраст - от 45 лет и старше.

В ходе проведения теста «Оценка уровня общительности» получены следующие результаты:

педагога в возрасте от 50 лет и старше - замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, круг друзей ограничен;

педагогов в возрасте от 43 до 47 лет - общительны, и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. Но с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно.

педагогов в возрасте от 35 до 43 лет обладают нормальной коммуникабельность. Достаточно терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.

Трое испытуемых от 25 до 30 лет весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить.

Произведя обработку бланков ответов по тесту « Умеете ли Вы слушать» (методика М. Снайдера) выявлено, что 55% испытуемых в возрасте от 25 до 43 лет являются хорошими собеседниками, но не всегда внимательны к его проблемам.

% испытуемых - в возрасте от 43 до 53 лет отличные собеседники и неконфликтные люди. Умеют слушать, их стиль общения может стать примером для окружающих.

В ходе проведения теста «Оценка самоконтроля в общении» получены следующие результаты:

Испытуемые в возрасте 25-30 лет обладают низким коммуникативным контролем. Они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций, способны к искреннему самораскрытию в общении.

Испытуемые в возрасте 30 - 43 лет обладают высоким коммуникативным контролем. Легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации.

Испытуемые старше 47 лет обладают средним коммуникативным контролем, они искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях.

В данной главе мы постарались экспериментально доказать, что развитие личности и компетентность в общении в зрелом возрасте взаимосвязаны.

Для этого мы использовали следующие методики:

- Методика «Потребность в общении» (Ю.М. Орлов),

- Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский)

- Оценка умения слушать (методика М. Снайдер),

Тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер).

В результате можно отметить, что

испытуемые в возрасте от 25 до 30 лет весьма общительны, испытывают высокую степень потребности в общении, являются хорошими собеседниками, но не всегда внимательны, обладают низким коммуникативным контролем.

у испытуемых в возрасте 30-43 лет обладают высоким коммуникативным контролем, люди этого возраста коммуникабельны и терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Испытывают высокую степень потребности в общении. Отличные собеседники и неконфликтные люди.

испытуемым в возрасте от 43 до 50 лет, испытывают среднюю степень потребности в общении. Обладают средним коммуникативным контролем, они искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Возможно, это объясняется преобладанием мотива собственного благополучия и спокойствия. Умеют слушать, их стиль общения может стать примером для окружающих.

Итак, чем старше человек, тем потребность в общении менее выражена. Люди старшего возраста обладают средним коммуникативным контролем, но они отличные собеседники и неконфликтные люди. Умеют слушать, их стиль общения может стать примером для окружающих.

Таким образом, люди зрелого возраста обладают коммуникативными свойствами личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, умело выбирают способы общения, владеют инициативой в общении, эмоционально откликаются на состояние партнеров по общению, умело реализуют собственную индивидуальную программу общения.


Заключение

 

В период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности.

Период взрослости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения.

Поскольку общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субъектов общения.

В зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, общение по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование личности в зрелом возрасте и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые происходят в людях под влиянием развертывающегося общения, в свою очередь, более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.

Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.

С возрастом происходит значительное изменение характера причин, заставляющих человека вступать в непосредственное общение с другими людьми.

Чем старше человек становиться, тем круг общения его уменьшается, т.е. уменьшается количество субъективно значимых и входивших в круг непосредственного общения людей.

Изменения в субъективной значимости других людей для личности, как правило, обуславливаются, с одной стороны, ее позицией по отношению к себе в системе потребностей, с другой - отношением к ней со стороны лиц, составляющих ее круг общения.

Можно охарактеризовать многообразие индивидуальных вариантов содержания потребности в общении, а также отразить сложность и многогранность этого личностного образования.

Таким образом, по проделанному исследованию пришли к выводу, что общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.

Развитие компетентности в общении в зрелом возрасте предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект - субъектных сторон общения и субъект - объектных составляющих этого процесса.

В самом широком смысле компетентность в общении в зрелом возрасте можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

Люди зрелого возраста обладают коммуникативными свойствами личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, умело выбирают способы общения, владеют инициативой в общении, эмоционально откликаются на состояние партнеров по общению, умело реализуют собственную индивидуальную программу общения.

Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой социальной психологии.

 


Список литературы

1. Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти. Учеб. Пособие под ред. А.А. Реана. 1999. С. 180

.   Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Просвещение, 1982. С. 335

.   Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л: Лань, 1969 с. 336

.   Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1999. С. 376

.   Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

.   Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы

.   Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Просвещение, 1983. С. 96

.   Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. - М.: «Флинта»; «Наука», 1998

.   Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. - СПб.: Издательство НИИ им. Бехтерева, 2007.С. 115

.   Гамезо М.В. Возрастная психология / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. - М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999

.   Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения». Практикум. - Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 2007. С. 98

.   Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, 2003

.   Журнал «Прикладная психология» №6, 2001 г. ст. «Стили общения», 9 с.

.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 365-366

.   Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

.   Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. С. 21-22, 28-31

.   Крайг Г. Психология развития. - СПб.: «Питер», 2000

.   Кондратьева О.В., Кондратьев С.В. Социальная психология. - Волгоград, 2003.

.   Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. С. 464

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

.   Мерлин В.С. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. - 1982. - Т 3. С. 24

22. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. Высш.учеб. заведение/В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп.-М.:Издательский центр «Академия» 2007. С. 608

23. Немов Р.С. Психология, 3 кн. - М., 2001, - Кн. 1. С. 688

.   Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. - 1999. - №2. С. 29-32

.   Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216с

.   Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990

27. Психология личности. Учебное пособие. / под. Ред.проф. П.Е. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. - М.: Эмско, 2007. С. 653

28. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. С. 115-116

.   Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996.С. 283-295

.   Семенов И.Н. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых / И.Н. Семенов, Ю.А. Репецкий // Мир психологии. - 1999. - №2. С. 32-38

.   Холл К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. - М.: «КСП+», 1997.

32. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость, учебное пособие для студентов высш. уч заведений. М. Издательский центр Академия, 2006

33. Шкуратова И.П. Структура социально - перцептивных оценок // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. - Ростов н/Д, 1990

.   Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения - М. 000 Издательство АСТ. 2007. 584

.   Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: «Питер», 1996

.   Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996

.   http://gendocs.ru/v11932/


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.