Основные закономерности развития детской речи — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Основные закономерности развития детской речи

2020-04-01 134
Основные закономерности развития детской речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

Детская речь (различные аспекты)


Введение

 

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский).

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту. Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г.И. Винокур, Б.Н. Головин, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев). Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь - высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1. Понятие о речи, 2. Развитие детской речи, 3. Основные закономерности развития детской речи, 4. Три основных вопроса о развитии речи, 5. Сказка как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

 

 


 

Понятие о речи

 

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

 

Описание речи

 

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык же - это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.


 

Функции речи

 

Выделяют следующие основные функции языка:

.   средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта

.   средство общения (коммуникации)

.   орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового (см. также звук речевой, фонема) строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками. При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отражает изменений, происходящих в окружающем мире и человеческой деятельности, а фонетический строй может быть лишь теоретически реконструирован на базе языков - «потомков».

 


 

Свойства речи

речь дошкольный сказка связной

Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

И.П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную и письменную (письмо и чтение).

Свойства речи:

Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Итак, речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания


 

Развитие детской речи

 

Разница между отдельными детьми в темпах и способах освоения языка так велика, что можно говорить лишь об общих тенденциях, но отнюдь не об обязательных ступенях развития. Могут быть приведены следующие усредненные статистические данные.

Первым звуковым проявлением ребенка является крик, неречевой сигнал, за которым появляются вокализации - любые другие звуки, производимые артикуляторными органами. В две-три недели от роду ребенок реагирует на звуки, в один месяц способен различать на слух два слога (типа ба - па), если на них была сформирована определенная реакция, в шесть недель - отвечает улыбкой на привлекательные вещи. В полтора месяца ребенок гулит и образует долгие гласные, в 4 месяца издает гортанные звуки, поворачивает голову, когда с ним разговаривают, в 6 месяцев начинается лепет (двух типов: повторение слогов с одним и тем же согласным типа бабабаба и сцепление разных слогов типа айтада), имитация звуков речи. В восемь месяцев говорит мама или папа, в 9 месяцев играет жестами, например в ку-ку, понимает слово нет, называет маму и папу, реагирует на однословные приказы и жесты, изображающие деятельность, употребляет первое слово.

В год ребенок образует последовательности звуков, похожие на предложения, но не выговаривает настоящие слова; появляется второе слово; в год и месяц появляется третье слово, в год и два месяца ребенок реагирует на однословные приказы, не сопровождаемые жестом, в год и 3 месяца говорит 4-6 слов; в 1,4 показывает на названную часть тела; в 1,5 произносит последовательности звуков, которые звучат как предложения с некоторыми настоящими словами; в полтора года словарь может достигать 50 слов, после чего ребенок начинает осмысленно комбинировать два слова; в 1,9 называет отдельные картинки.

В 2 года употребляет множественное число, говорит свои имя и фамилию; в 2 с половиной года адекватно употребляет местоимения (я, мой, ты); задает вопросы о названиях предметов; быстро растет словарь; в 2,9 понимает слова типа холодный, устал, голодный, называет цвета, понимает предлоги на, под, рядом… В 3 года образует предложения из трех слов (первоначально они образуются из комбинаций двусловных предложений путем их стяжения, т.е. как бы из словосочетаний), понимает противоположные свойства (называет антонимы), словарный запас составляет около 250 слов. К моменту поступления в школу словарь ребенка составляет 2,5-14 тысяч слов. Универсальность лепета состоит в том, что овладение согласными в тех языках, которые исследованы, на 95% состоит из одних и тех же 12 согласных. Глухие дети также проходят через стадию лепета, хотя несколько иного по характеру. [15]
 Как происходит рождение речи? Этот процесс не совершается в один день. Выготский выделил латентный период становления речи в первый год жизни ребенка, который длится примерно три месяца. При этом существуют разные точки зрения и теории возникновения речи. Мы рассмотрим три противоположные точки зрения,     которые описывает Выготский.
 «Первая из них - теория постепенного возникновения речи на ассоциативной основе, то есть связь между словом и его значением есть простая ассоциативная связь между двумя членами» [1]. Приведем пример: ребенок видит часы и слышит комплекс звуков (ч-а-с-ы). При этом у него устанавливается связь, достаточная для того, чтобы, когда он услышит в следующий раз эти звуки, он вспомнит предмет, связанный с этими звуками. Однако эта теория давно считается умершей, так как исключается всякая возможность дальнейшего развития детской речи. Ассоциативная связь существует и у животных, легко научить собаку смотреть на тот предмет, который вы будите называть. Ассоциативная связь сама по себе не подлежит развитию, так как развитие - это возникновение нового, чего прежде не было. С точки зрения ассоциативной теории, развитие речи сводится исключительно к развитию словаря, к его количественному увеличению, обогащению и уточнению.

Согласно второй группе теорий, типичным представителем которой является В. Штерн, «первое слово является фундаментальным шагом в развитии ребенка. Во-первых ребенок делает величайшее открытие в своей жизни: он узнает, что всякая вещь имеет свое имя, то есть открывает символизирующую функцию речи. Во-вторых происходит переход от пассивного к активному увеличению словаря. Для ребенка, говорит Штерн, характерно, что он знает несколько слов, сколько ему было дано, а потом начинает спрашивать о названии предметов, то есть ведет себя так как будто он понял: каждая вещь должна как-то называться.» [2] Эта теория была тоже подвергнута критике. Выготский замечает, что невероятно, чтобы ребенок в 1 год был настолько интеллектуально развит и сам мог бы сделать такое фундаментальное открытие о связи знака и его значении. Даже школьники еще не вполне понимают, что значит слово. Если спросить ребенка трех лет, почему корову называют коровой, он ответит, потому, что она дает молоко. То есть он воспринимает имя вещи, как ее атрибут, для объяснения названия будет искать свойства этой вещи. Поэтому, на вопрос, почему теленок называется теленком, он ответит, потому что он еще маленький и молока не дает. Да что говорить о школьниках, даже многие взрослые люди, до конца жизни так и не осознают связи между предметом и словом.

Третьей мы рассмотрим точку зрения А. Валлона. Согласно его теории, ребенок действительно делает открытие в этом возрасте. Но только он открывает для себя не то, что всякая вещь имеет свое название, а новый способ взаимодействия с вещами. Если ребенок обнаружил, что некоторые вещи можно открывать, например банка или коробку, он будет стараться открыть все вещи, даже те, у которых нет крышки. Это     как новая игра с вещами, вещь можно называть.

Элиасберг предложил понятие автономной детской речи. В младенческом возрасте социальная ситуация развития ребенка приводит к возникновению потребности в общении со взрослыми. Из-за того, что младенец не ходит, но хочет дотянуться до какого-то предмета, но вынужден действовать через посредников. Поэтому он создает ряд суррогатов речи. Элиасберг говорит, что прежде, чем ребенок начинает говорить на нашем языке, он заставляет говорить нас на своем языке. Переход от безъязычного периода к языковому и совершается посредством автономной детской речи. Приведем пример, который описывает Выготский. Девочка Энгелина 1 год и 3 месяца. У нее слово «А» имеет 11 значений. Сначала это был желтый камень, с которым она играла. Затем яичное мыло и все камни любого цвета и размера. Потом этим словом обозначалась каша, куски сахара, кисель, котлета, катушка, карандаш и мыльница с мылом.

Итак, здесь мы рассмотрели 3 противоположные точки зрения развития детской речи. Первая основана на постепенном возникновении речи на ассоциативной основе, вторая-первое слово является фундаментальным шагом в развитии ребенка, каждая вещь имеет свое название, третья - способ взаимодействия с вещами. Также была предложена автономная речь. Посредством ее происходит переход к языковому периоду.

 

 


 

Заключение

 

Детская речь - совокупность особенностей речи ребёнка (преимущественно преддошкольника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального развития) и не связанных непосредственно ни со спецификой определённого языка, ни со спецификой речевой ситуации. Особенности Д. р. могут быть звуковыми (неумение произносить те или иные звуки или сочетания звуков), грамматическими (ограниченность числа употребляемых конструкций, своеобразное количественное соотношение слов различных частей речи, не существующие в речи взрослых новообразования вроде «копатка» и т.д.). Важным инстинктивным свойством речи ребенка является ее постепенное усложнение по мере взросления. Хорошие родители могут оказать большую услугу своему ребенку тем, что они будут как можно больше называть и объяснять (а не только показывать и приказывать), описывать свои впечатления, переживания, образы, а не только конкретные картинки в книжке, если они будут читать и рассказывать, а не только показывать мультфильмы. Применение сказки в работе с детьми для развития связной речи является эффективным.

В курсовой работе мы разобрали все интересующие нас вопросы о развитии детской речи: понятие о речи, основные закономерности ее развития, три основных вопроса о детской речи, влияние сказок. Также овладели материалом.

 

 


 

Список литературы

 

1.Арушанова А.г. «Речь и речевое общение детей», Москва: «Мозаика - Синтез», 2000 г.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.

3.Под ред. О.С, УшаковоЙ. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. - М.: изд. АПН СССР, 2000 г.

4.Выготский Л.С. Собрание сочинений. ТА. «Детская психология», Москва: «Педагогика», 2001 г.

5.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001 г.

6.Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. изд. «Педагогика», 2001 г.

7.Под ред. М.И. ЛисиноЙ. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми - М.:Педагогика, 1999 г.

8.Немов Р.С, Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 г.

9.Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Изд. «Лабиринт», 2000 г.

1 0. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Изд. «Питер», 1999 г.

. Соколова В.В. «Культура речи и культура общения» Москва «Просвящение» 1995 г.

. Смирнова О.Е. Детская психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.

. Шевцов Е.Е., Воробьева Е.В. «Развитие речи ребенка от одного года до семи лет», Москва: «Сфера» 2006 г.

. Яшина В.И., Алексеева М.М. «Методика развития речи дошкольников» Москва: «Академия» 2000 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Детская речь (различные аспекты)


Введение

 

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский).

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту. Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г.И. Винокур, Б.Н. Головин, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев). Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь - высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1. Понятие о речи, 2. Развитие детской речи, 3. Основные закономерности развития детской речи, 4. Три основных вопроса о развитии речи, 5. Сказка как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

 

 


 

Понятие о речи

 

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

 

Описание речи

 

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык же - это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.


 

Функции речи

 

Выделяют следующие основные функции языка:

.   средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта

.   средство общения (коммуникации)

.   орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового (см. также звук речевой, фонема) строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками. При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отражает изменений, происходящих в окружающем мире и человеческой деятельности, а фонетический строй может быть лишь теоретически реконструирован на базе языков - «потомков».

 


 

Свойства речи

речь дошкольный сказка связной

Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

И.П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную и письменную (письмо и чтение).

Свойства речи:

Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Итак, речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания


 

Развитие детской речи

 

Разница между отдельными детьми в темпах и способах освоения языка так велика, что можно говорить лишь об общих тенденциях, но отнюдь не об обязательных ступенях развития. Могут быть приведены следующие усредненные статистические данные.

Первым звуковым проявлением ребенка является крик, неречевой сигнал, за которым появляются вокализации - любые другие звуки, производимые артикуляторными органами. В две-три недели от роду ребенок реагирует на звуки, в один месяц способен различать на слух два слога (типа ба - па), если на них была сформирована определенная реакция, в шесть недель - отвечает улыбкой на привлекательные вещи. В полтора месяца ребенок гулит и образует долгие гласные, в 4 месяца издает гортанные звуки, поворачивает голову, когда с ним разговаривают, в 6 месяцев начинается лепет (двух типов: повторение слогов с одним и тем же согласным типа бабабаба и сцепление разных слогов типа айтада), имитация звуков речи. В восемь месяцев говорит мама или папа, в 9 месяцев играет жестами, например в ку-ку, понимает слово нет, называет маму и папу, реагирует на однословные приказы и жесты, изображающие деятельность, употребляет первое слово.

В год ребенок образует последовательности звуков, похожие на предложения, но не выговаривает настоящие слова; появляется второе слово; в год и месяц появляется третье слово, в год и два месяца ребенок реагирует на однословные приказы, не сопровождаемые жестом, в год и 3 месяца говорит 4-6 слов; в 1,4 показывает на названную часть тела; в 1,5 произносит последовательности звуков, которые звучат как предложения с некоторыми настоящими словами; в полтора года словарь может достигать 50 слов, после чего ребенок начинает осмысленно комбинировать два слова; в 1,9 называет отдельные картинки.

В 2 года употребляет множественное число, говорит свои имя и фамилию; в 2 с половиной года адекватно употребляет местоимения (я, мой, ты); задает вопросы о названиях предметов; быстро растет словарь; в 2,9 понимает слова типа холодный, устал, голодный, называет цвета, понимает предлоги на, под, рядом… В 3 года образует предложения из трех слов (первоначально они образуются из комбинаций двусловных предложений путем их стяжения, т.е. как бы из словосочетаний), понимает противоположные свойства (называет антонимы), словарный запас составляет около 250 слов. К моменту поступления в школу словарь ребенка составляет 2,5-14 тысяч слов. Универсальность лепета состоит в том, что овладение согласными в тех языках, которые исследованы, на 95% состоит из одних и тех же 12 согласных. Глухие дети также проходят через стадию лепета, хотя несколько иного по характеру. [15]
 Как происходит рождение речи? Этот процесс не совершается в один день. Выготский выделил латентный период становления речи в первый год жизни ребенка, который длится примерно три месяца. При этом существуют разные точки зрения и теории возникновения речи. Мы рассмотрим три противоположные точки зрения,     которые описывает Выготский.
 «Первая из них - теория постепенного возникновения речи на ассоциативной основе, то есть связь между словом и его значением есть простая ассоциативная связь между двумя членами» [1]. Приведем пример: ребенок видит часы и слышит комплекс звуков (ч-а-с-ы). При этом у него устанавливается связь, достаточная для того, чтобы, когда он услышит в следующий раз эти звуки, он вспомнит предмет, связанный с этими звуками. Однако эта теория давно считается умершей, так как исключается всякая возможность дальнейшего развития детской речи. Ассоциативная связь существует и у животных, легко научить собаку смотреть на тот предмет, который вы будите называть. Ассоциативная связь сама по себе не подлежит развитию, так как развитие - это возникновение нового, чего прежде не было. С точки зрения ассоциативной теории, развитие речи сводится исключительно к развитию словаря, к его количественному увеличению, обогащению и уточнению.

Согласно второй группе теорий, типичным представителем которой является В. Штерн, «первое слово является фундаментальным шагом в развитии ребенка. Во-первых ребенок делает величайшее открытие в своей жизни: он узнает, что всякая вещь имеет свое имя, то есть открывает символизирующую функцию речи. Во-вторых происходит переход от пассивного к активному увеличению словаря. Для ребенка, говорит Штерн, характерно, что он знает несколько слов, сколько ему было дано, а потом начинает спрашивать о названии предметов, то есть ведет себя так как будто он понял: каждая вещь должна как-то называться.» [2] Эта теория была тоже подвергнута критике. Выготский замечает, что невероятно, чтобы ребенок в 1 год был настолько интеллектуально развит и сам мог бы сделать такое фундаментальное открытие о связи знака и его значении. Даже школьники еще не вполне понимают, что значит слово. Если спросить ребенка трех лет, почему корову называют коровой, он ответит, потому, что она дает молоко. То есть он воспринимает имя вещи, как ее атрибут, для объяснения названия будет искать свойства этой вещи. Поэтому, на вопрос, почему теленок называется теленком, он ответит, потому что он еще маленький и молока не дает. Да что говорить о школьниках, даже многие взрослые люди, до конца жизни так и не осознают связи между предметом и словом.

Третьей мы рассмотрим точку зрения А. Валлона. Согласно его теории, ребенок действительно делает открытие в этом возрасте. Но только он открывает для себя не то, что всякая вещь имеет свое название, а новый способ взаимодействия с вещами. Если ребенок обнаружил, что некоторые вещи можно открывать, например банка или коробку, он будет стараться открыть все вещи, даже те, у которых нет крышки. Это     как новая игра с вещами, вещь можно называть.

Элиасберг предложил понятие автономной детской речи. В младенческом возрасте социальная ситуация развития ребенка приводит к возникновению потребности в общении со взрослыми. Из-за того, что младенец не ходит, но хочет дотянуться до какого-то предмета, но вынужден действовать через посредников. Поэтому он создает ряд суррогатов речи. Элиасберг говорит, что прежде, чем ребенок начинает говорить на нашем языке, он заставляет говорить нас на своем языке. Переход от безъязычного периода к языковому и совершается посредством автономной детской речи. Приведем пример, который описывает Выготский. Девочка Энгелина 1 год и 3 месяца. У нее слово «А» имеет 11 значений. Сначала это был желтый камень, с которым она играла. Затем яичное мыло и все камни любого цвета и размера. Потом этим словом обозначалась каша, куски сахара, кисель, котлета, катушка, карандаш и мыльница с мылом.

Итак, здесь мы рассмотрели 3 противоположные точки зрения развития детской речи. Первая основана на постепенном возникновении речи на ассоциативной основе, вторая-первое слово является фундаментальным шагом в развитии ребенка, каждая вещь имеет свое название, третья - способ взаимодействия с вещами. Также была предложена автономная речь. Посредством ее происходит переход к языковому периоду.

 

 


 

Основные закономерности развития детской речи

 

Ребенок должен постепенно, методом проб и ошибок, уточнять значение слова. Оно складывается из обобщения всех ситуаций, в которых было употреблено. Чем большим количеством слов овладевает ребенок, тем легче ему уточнить область смысла, с которой слово вступает в отношения референции; кроме того, он приобретает технику оперирования новым словом и быстрее проходит все стадии. В этом развитии оказывается огромное количество «отбросов» - материала, не пошедшего на строительство языка.

Такого же рода процессы происходят и в области интонации: из огромного многообразия интонационных контуров остаются лишь несколько, а потом на их основе развиваются остальные. Эти законы усвоения можно сравнить с детской игрой: бессмысленные, на взгляд взрослого, однообразные циклические движения, производимые то ускоренно, то замедленно, постепенно варьируются, приспосабливаются к разным предметам, приводят к комбинациям объектов, на которые они направлены, и к сочетанию движений между собой; лишние, неоправданные движения постепенно исчезают. Парадоксально, что подобные механизмы усвоения действуют и на таком высоком уровне, как построение связного текста.

Модульная теория усвоения (трансформационная грамматика Н. Хомского, 1960-1980-е годы) предполагает, что грамматика представляет собой автономную когнитивную систему, ментальный орган (модуль), и занимается доказательством психической реальности лингвистических конструктов. Морфология, фонология, семантика относительно независимы друг от друга, что дает право заниматься подробно одной какой-то частью системы, а не совокупностью разных сторон развития. С. Пинкер назвал человеческую способность овладевать языком языковым инстинктом. Коннекционистские теории (1980-1990-е годы), напротив, исследуют взаимосвязи различных психофизиологических и нейролингвистических процессов, одновременно происходящих в человеческом организме; изучают межуровневые связи и когнитивные системы; создают модели переработки информации. Функционально-прагматический подход связывает когнитивное и социально-личностное развитие ребенка с используемой им речью; здесь становятся важными понятия ситуации, институции, стиля, социализации.

Многие исследователи считают, что каждый следующий уровень языковой системы формируется после того, как освоен предыдущий: например, лепетные звуки исчезают после того, как появляются первые слова. Однако беспристрастное наблюдение показывает, что это не так. Более того, некоторое подобие лепета может появиться и у взрослого, когда он начинает изучать иностранный язык. Теоретически понятно, что уровни языка потому и существуют, что каждый является основой построения следующего; отсюда ясно, что окончательно отношения между единицами некоторого уровня могут сложиться только после того, как сформируется в общих чертах более высокий уровень языка. Так, словоформы окончательно обретают присущие им функции после того, как разработаются словосочетания, а первоначальные сложные предложения (которые вначале являются таковыми только по форме, но не по сути) становятся подлинными и начинают играть определенную роль в составе более сложных высказываний. Относительно разных единиц языка эти процессы происходят не последовательно, а одновременно на разных уровнях. Так, одно из слов может быть в стадии лепета (которая каждым последующим словом проходится в принципе быстрее, чем предыдущим), а другое находиться на стадии первоначального дискурсообразующего речевого потока. В детской речи действует также закон накопления: когда достаточно много языковых явлений перешло на следующий этап развития, отношения между ними переоформляются на своем уровне. Если у какого-то явления, например слова, есть несколько функций, каждая из них должна быть отработана и усвоена отдельно, но наличие у одного слова нескольких функций ускоряет обретение всех этих функций данным словом (т.е., скажем, если слово многозначно, то все его значения усвоятся быстрее, чем если бы они были распределены между разными словами и эти слова усваивались бы порознь). Некоторые слова первоначально получают более узкое, другие - более широкое значение в детской речи; существует также предположение, что детские слова - прототипы взрослых слов, постепенно развивающиеся в семантическом отношении до слов взрослого на основе контраста. [3]

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.