Три основных вопроса о развитии речи — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Три основных вопроса о развитии речи

2020-04-01 112
Три основных вопроса о развитии речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Три вопроса, связанные с развитием речи, вызывают наиболее ожесточенные споры. Первый: что врожденно, а что приобретаемо в языковой способности? Второй: что важнее - имитация (подражание) или генерализация (обобщение)? Третий: что определяется мотивацией, а что - саморазвитием? Однозначных ответов на эти вопросы пока нет. Можно сказать, что ни одна из обезьян, воспитанных людьми со всем вниманием к речевому развитию, не достигала уровня, позволяющего различать больше нескольких звуков, нескольких сотен символов и небольшого количества комбинаций этих символов, причем инициатива обезьян была меньше, чем пассивно понимаемый объем материала. Речь - специфически присущая человеку способность (И.П. Павлов), степень запрограммированности конкретных языковых форм близка к нулю (если не считать того, что младенец в утробе слышит голос матери, разговаривающей на некотором языке; по некоторым данным, ребенок готов от рождения выделять этот язык и говорящих на нем людей). Возможно, приверженность и интерес к определенным языкам на протяжении жизни имеют отношение к психофизиологическому типу личности. Унаследованные от родителей и других родственников признаки составляют 80% генетического материала. Среди факторов, влияющих на развитие человека, больше половины связаны с семейным воспитанием, на втором месте - влияние сверстников, на третьем - учителей. Если бы человеку не была присуща взаимосвязь воспринимаемого (рецепции) и производимого (продукции), то не существовало бы прогресса в развитии. Однако полный контроль своей речи как в области произношения, так и в области содержания человек вообще, а ребенок в особенности не может осуществлять. Нейрофизиологические исследования показывают, что активность сети различных нейрональных связей тем шире и глубже, чем больше опыт их активизации. Одновременно происходит убыстрение и упрощение прохождения сигналом сложных цепочек. Иными словами, если приучать ребенка разнообразно мыслить и сочетать понятия, то он приобретает навыки всестороннего рассмотрения вопроса, отбрасывания лишнего и поисков оптимальных решений. Именно этим он и занимается во время свободной игры. Но чем больше помогают взрослые в создании стимулирующего окружения, чем разнообразнее их собственная речь, постепенно становящаяся сложнее, тем больше шансов у ребенка.

На всем протяжении детства пониманию речи предшествует повторение.

За повторением следует дополнение, продолжение, ответ на стандартный вопрос (т.е. вставление в готовую конструкцию недостающей части); затем использование в знакомой ситуации, ориентированное на форму, позже смысл слова, а потом уже самостоятельное использование в новой ситуации и комбинирование с другими элементами. Разница в понимании между детьми разного возраста состоит в восприятии длины предложения, его поверхностной и смысловой сложности. Например, совсем маленькие дети склонны рассматривать порядок слов в предложении как отвечающий реальному протеканию события, поэтому предложение «мальчику девочка подарила мячик» может быть проинтерпретировано как «мальчик подарил девочке мячик». Такие формы, как деепричастия и краткие страдательные причастия, многими детьми осваиваются в старшем дошкольном - младшем школьном возрасте, соответственно, они интерпретируются как активные формы глагола. Есть отдельные признаки, влияющие на понимание, например ориентирование по смыслу (если подарок - кукла, то, скорее, ее дарит мальчик девочке), по грамматическим параметрам: в русском языке - ударение на однозначно употребляемом окончании.

Речь взрослого, обращенная к ребенку (так называемый «материнский язык»), специфична: взрослый пытается, но не может точно воспроизвести детские звуки, потому что его артикуляторный аппарат устроен иначе; он должен вести ребенка за собой, предлагая ему такой речевой материал, который несколько опережает то, что может воспринять или произнести ребенок; он должен быть ориентирован на ребенка, поэтому взрослый говорит упрощенно, повторяя многократно одно и то же, утрируя, модулируя, даже пропевая, используя не вполне корректные фразы, иногда называя себя и ребенка по имени, а не при помощи местоимения (т.е. не «я», а «папа», не «ты», а «Полина»); он использует чрезмерное количество диминутивов и описывает действия ребенка как общие с ним («мы умываемся», «кто у нас такой красивый»). Взрослый не может разговаривать однословными предложениями: он обязательно включает корень слова в контекст, варьируя свою фразу, задавая будущие валентности слова, просодически выделяя компоненты («Смотри, собака, ах, какая собачка, собачка к нам пришла, вот мы сейчас ее погладим, эту собаченьку»). Внимательное наблюдение показало, что взрослый чаще повторяет за ребенком его речь (дополняя, изменяя, иногда с ошибкой, иногда исправляя, иногда сокращая), чем ребенок за взрослым, тем самым показывая пример общения. Кроме того, ошибок, особенностей произношения и неологизмов в речи взрослого тоже больше, чем в речи ребенка. Важным инстинктивным свойством речи ребенка является ее постепенное усложнение по мере взросления. Хорошие родители могут оказать большую услугу своему ребенку тем, что они будут как можно больше называть и объяснять (а не только показывать и приказывать), описывать свои впечатления, переживания, образы, а не только конкретные картинки в книжке, если они будут читать и рассказывать, а не только показывать мультфильмы. [17]

Итак, здесь мы рассмотрели три главных вопроса, связанные с развитием речи. Также выявили взаимосвязь воспринимаемого и производимого, без чего не существовало бы прогресса в развитии. Однако полный контроль своей речи как в области произношения, так и в области содержания человек вообще, а ребенок в особенности не может осуществлять. На всем протяжении детства пониманию речи предшествует повторение. За повторением следует дополнение, продолжение, ответ на стандартный вопрос, затем использование в знакомой ситуации, ориентированное на форму, позже смысл слова, а потом уже самостоятельное использование в новой ситуации и комбинирование с другими элементами. Разница в понимании между детьми разного возраста состоит в восприятии длины предложения, его поверхностной и смысловой сложности.

 


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.