Результаты диагностики по методике «Тест руки» (Вагнер Э.) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Результаты диагностики по методике «Тест руки» (Вагнер Э.)

2020-04-01 2065
Результаты диагностики по методике «Тест руки» (Вагнер Э.) 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

По полученным данным я провела количественный и качественный анализ. Мною были получены следующие результаты (таблица 4 и рис. 2).

Таблица 5 Уровень проявления агрессивного поведения

Ф.И. ребенка Кол-во баллов Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Саша П. - 3 б *    
2. Ксения С. - 5 б   *  
3. Дарья О. - 2 б *    
4. Артем Л. -8 б     *
5. Анастасия А. - 5 б   *  
6. Кристина Ч. - 9 б *    
7. Александр С. - 2 б     *
8. Илья Д. - 8 б     *

Итого

3 ребенка 37,5 % 2 ребенка 25% 3 ребенка 37,5%

 

Рис.2. Результаты диагностики по методике «тест руки» Э. Вагнера

 

Анализ результатов, представленных в таблице 3 и на рисунке 1 показывает, что 3 ребенка (37,5%) имеют низкий уровень агрессивного поведения (Саша П., Дарья О., Кристина Ч.); 2 ребенка (25%) имеют средний уровень (Ксения С., Анастасия А.); И 3 ребенка (37,5%) относятся к высокому уровню (Артем Л., Александр С., Илья Д.)

 

3.4 Результаты диагностики по методике «Кактус» (М. А. Панфилова)

Саша П. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Ксения С. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Экстравертность - наличие на рисунке других кактусов или каких-нибудь растений, цветов. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство <http://themewp.ru/> очества - нарисованы дикорастущие, пустынные кактусы.

Дарья О. Отрывистость линий, сильный нажим говорят о его импульсивности, даже нервности. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе.

Артем Л. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Отрывистость линий, сильный нажим говорят о его импульсивности, даже нервности. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Анастасия А. Отрывистость линий, сильный нажим говорят о его импульсивности, даже нервности.

Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Кристина Ч. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Александр С. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. О демонстративности, открытости говорит наличие выступающих островков у кактуса, вычурность изображенных форм. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Илья Д. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Таблица 6 Результаты диагностики по методике «Кактус».

Показатели агрессивности

Фамилия и имя подростков

  Саша. П. Ксения С. Дарья О. Артем Л. настя А. Кристина Ч. Алекс С. Илья Д.
Иголки острые, длинные * * * * * * * *
Частые иголки, расположенные по всему рисунку       *       *
Крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте *         * *  
Промахивающ. линии, не попадающие в одну точку   *   *   *   *
Количество показателей агрессивности 2 2 1 3 1 3 2 3

 

Частота появления отдельных элементов, свидетельствующих о наличии у подростков агрессивности, отражена на рис 2.

 

Рис 3. Показатели агрессивности по проективной методике «Кактус» (М. А.Панфилова)

 

Из рисунка видно, что частота появления в рисунках деталей, свидетельствует о присутствии признаков агрессии. Например: у Артема Л., Кристины Ч. Ильи Д. в рисунках присутствуют почти все основные критерии показателей агрессивности (иголки острые, длинные, крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте, частые иголки, расположенные по всему рисунку, промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку).

Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, были сделаны следующие выводы: у некоторых детей выявлена высокая степень агрессивного поведения. (Артем Л., Кристина Ч., Илья Д., Анастасия А.).У других - слабая.(Саша П., Ксения С., Дарья О., Александр С.) При проведении методик, нами было отмечено, что дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполняли задания; они были открыты и хорошо контактировали с окружающими. Некоторые из них демонстрировали себя; были склонны к тщеславию и высокомерию.

У детей отмечалась достаточно адекватная самооценка, хотя они не всегда были уверены в себе. Активно переходили к реализации своих планов, все решения принимали самостоятельно, не делали легкомысленных выводов, не были тревожны.

Дети со средним уровнем выраженности агрессии боязливы, застенчивы, часто бывают грубы; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; потребность в любви, заботе и поддержке.

Не всегда уверены в себе, иногда испытывали страх. Лишь незначительная часть замыслов реализовалась, но зачастую импульсивно принимали решения, иногда делали легкомысленные выводы и были тревожны.

Дети с высоким уровнем выраженности агрессии в поведении при проведении методик дети испытывали чувство отверженности, чувство вины; имелись тенденции к отчуждению и оппозиции; испытывали трудности при стремлении раскрыться перед другими; агрессивны, тревожны.

У детей отмечалась высокая или завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Они иногда импульсивны в принятии решений, были недовольны своими поступками, решениями, а также довольно энергичны.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что у младших школьников с умственной отсталостью наблюдается резко выраженное агрессивное поведение. У кого-то более выражено, у кого-то менее. Все дети используют ненормативную лексику для выражения своих эмоций, но при разных обстоятельствах. Это связано с тем, какие причины влияют на данное эмоциональное состояние. Проведя анализ всех полученных данных, мы пришли к выводу, что самыми распространенными причинами, влияющими на агрессивное поведение, являются следующие: жестокое воспитание ребенка родителями (постоянные избиения, наказания, ругательства), игнорирование ребенка (уделение ребенку малого количества времени), воспитание подростка родителями-алкоголиками, родителями с наркозависимостью. Однозначно требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивного поведения.

 


Заключение

 

В работе рассмотрена проблема проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью. Единой точки зрения на определение понятия «агрессия», «агрессивность» так же, как и нет единой классификации относительно агрессивности.

В современном обществе большой проблемой стало развитие детей и подростков, имеющих интеллектуальную недостаточность, и их активное включение во все стороны жизнедеятельности, для этого важно взять весь спектр индивидуальных психологических особенностей детей проблемных групп, в том числе особенности агрессивности. Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной становится проблема агрессивности у младших школьников с умственной отсталостью.

Структура работы подчинена логике исследования, что позволило решить все поставленные задачи.

При анализе литературы по данной проблеме были рассмотрены различные аспекты проблемы агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в частности: - понятие агрессии, ее важнейшие характеристики, теории агрессии, виды и компоненты;

специфика и причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, индивидуальные различия в проявлении агрессии.

Была составлена диагностическая программа, на выявление особенностей агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. были использованы такие методики, как

а) методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич);

б) графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова);

в) методика «Тест руки» (Э.Вагнер);

г) методика тест Розенцвейга (детский вариант) разработан и апробирован В.В. Добровым; Диагностическая программа позволила выявить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Анализ результатов позволяет говорить о том, что у младших школьников с умственной отсталостью наблюдается резко выраженное агрессивное поведение. У кого-то более выражено, у кого-то менее. Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивности, неуверенности в себе.

При проведении обследования младших школьников с умственной отсталостью был выявлен высокий уровень агрессивности у половины детей. В поведении этих детей наблюдаются проявления различных видов агрессии: вербальной, физической, экспрессивной, прямой и косвенной. Следует отметить, что ни у кого из детей не отмечены случаи аутоагрессии. Агрессивное поведение наблюдается в большей степени к сверстникам, однако нередки случаи и проявления агрессии, направленной на взрослых. Однозначно требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивного поведения.

Данные результаты дают основание предложить подобную коррекционно- развивающую программу, включающую систему игр, направленных на формирование межличностных отношений и снижение уровня агрессивности для использования при работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими умственную отсталость. Однако, для достижения более высоких, устойчивых результатов необходимо проводить такую работу регулярно, на протяжении длительного времени. Таким образом, мы можем сделать вывод о реализации поставленных целей и задач исследования и о подтверждении выдвинутой гипотезы.

 


Список литературы

 

1. Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. - М.: Катарсис, 1997. - 280 с.

. Асанов А.Ю., Демикова Н.С., Морозов С.А. Основы генетики и наследственные нарушения у детей. - М.: Академия, 2003. - 224 с.

. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1986. - 157 с.

. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России, 1994. - 278 с.

. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -356 с.

. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.- М.: Педагогика,1990. -140 с.

. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков.- М.: Академия, 2002. - 416 с.

.Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.- М.: 1991. - 145 с.

. Власова Т.А., Лебединская К.С., Мачихина В.Ф. Отбор детей во вспомогательную школу. - М.: Просвещение, 1983. - 117 с.

. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1973. - 165 с.

.Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. - М.:Профиздат,1992.- 96 с.

. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением /под ред. М.И. Рожкова.- М.: Владос, 2006. -239 с.

. Головко О.А. Аффективные дети и педагогическое воздействие на них// Дошкольное воспитание. - 1986. - №2.- с.42

. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. -280 с.

. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Воспитание школьников.- 2002.- №7.- с.21-24

. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Практическая психология.- Псков, Изд-во Псковского ин-та усовершенствования учителей, 1994.- С. 211-222.

. Ениколопов С. Н. Психология агрессии: основные подходы // Вестник Псковского Вольного университета, 1994, 1, 62-68

. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения.- М.: Просвещение, 1988. -158 с.

20. Заостровцева, М.Н. <http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/auteurs/view/30552/source:default>Агрессивность дошкольников: коррекция поведения: пособие / М.Н. Заостровцева <http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/auteurs/view/30552/source:default>, Н.В. Перешеина <http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/auteurs/view/44755/source:default>. - Москва: Сфера, 2006. - 112

. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.: Просвещение, 1986. - 128 с.

. Зимелева З.Н. Психологические условия возникновения и коррекции агрессии у подростков.- М.: 2002. - 187 с.

. Иванова И.В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Просвещение, 2001. - 265 с.

. Иванов Е.С. Клиническое изучение побегов и агрессивности у умственно отсталых школьников младших классов вспомогательной школы: аннотация. - СПб.: Издательство Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, 1989. - 14 с.

. Инструктивное письмо №3 от 04.12.2000 о дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 №48 // Вестник образования, справочно-информационное издание МО РФ.- 2001.- №18.-с.4-10

. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - М.: 2004.

. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М.: Просвещение, 1994. -223 с.

. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов.- М.: Сфера, 2004. -192 с.

.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению/характер, коммуникабельность / популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. -240 с.

. Колосова С.Л. Детская агрессия.- М.: Питер, 2004.- 244 с.

. Коррекционная педагогика в начальном образовании /под ред. Г.Ф. Кумариной.- М.: Академия, 2001. -320 с.

. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Нравственность. Агрессия. Справедливость / под ред. А.М. Матюшкина - М.: Просвещение, 1992. - 206 с.

. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.

. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска.- Курган: 1995. - 187 с.

. Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа.- 1999.- №3.- с.24-26

. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением.- 2002.- №10.- с.31

.Лебедева Л.Д., Арттерапия детской агрессивности // Начальная школа. -2001.- №2.- с. 26-28

. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии.- 1997.- №6.- с.82

.Махова В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации в школе // Дефектология. -2000.-№6.- с.9-14

. --Г.Ф. Музыченко. Проективная методика "Несуществующее животное". СПб.: Речь, 2012. 560 с. <http://litra.studentochka.ru/book?id=19160573>

41. Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы.- М.: 1986. - 97 с.

. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.- М.: Просвещение, 1991. - 124 с.

. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: Сфера, 1996. - 240 с.

.Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии.- 1994.- №3.- с.61-68

. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.- 944с.

. Памфилова М.А. Графическая методика «Кактус» Текст.: Обруч. -2000. №5.

. Паренс Генри Агрессия наших детей / Пер. с англ. - М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1997. - 167 с.: ил

. Поспишиль К. Особенности агрессивного поведения детей с легкой степенью умственной отсталости Текст. / К. Поспишиль // Материалы 7-й научной сессии по дефектологии / под ред. Власовой. М., 1975. - С. 431-432.

. Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся / под ред. Л.Н. Проколиенко, В.А. Татенко.- Киев: Вища школа, 1989. -254 с.

. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х т. / под ред. В.Б. Лебединского и М.К. Бардышевской.- М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. - Т. I. - 744 с.

. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / под ред. А.Д. Виноградовой.- М.: Просвещение, 1985. -144 с.

. Рабочая книга школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376 с.

. Реан А. Агрессия и агрессивность личности.- СПб. 1996. -159 с.

. Рубинштейн С.Я., Психология умственно отсталого школьника.- М.: Просвещение, 1997. - 192 с.

. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М., 1991.

. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.- М.:Новая школа, 1996.- с.163

. Трунова Н.М. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.- М.: Новая школа, 1986.- с.132

. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства.- Минск: Тесей, 1999.- с.172 76.Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.- М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 192 с.

. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003 - 860 с.

. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль. 2005. 89-91 с.

. Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. - СПб: Питер, 2004. - 336 с: ил. - (Серия «Практикум по психологии»).

 


Приложения

 

Приложение 1. Методика «Несуществующее животное»

 

Для изучения личности старшего школьника вполне можно использовать проективную психодиагностическую методику «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ).Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Лист бумаги лучше брать белый. Карандашом средней мягкости, простой ручкой или фломастером пользоваться не рекомендуется.^ Инструкция испытуемому: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, назовите его несуществующим именем и расскажите об условиях его жизни.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме, и недостаточность признания со стороны окружающих; претензия на продвижение, признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части листа - обратные показатели: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном продвижении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. Такое положение рисунка в сочетании с другими показателями, более подробно описанными ниже, говорит о субъективной неготовности к профессиональному самоопределению, необходимости психологической помощи молодому человеку в обретении им социальной зрелости.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие её детали). Голова, повернутая вправо - устойчивая тенденция к деятельности - почти всё, что задумывается или планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца; человек активно подходит к реализации своих планов, замыслов, наклонностей и интересов. Голова, повернутая влево - тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый - не «человек действия», лишь незначительная часть его замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь активных действий (что именно является причиной этого, необходимо выяснить дополнительно в беседе или по другим элементам рисунка).Положение в фас, т.е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.

Увеличенный (по сравнению с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, глаза, рот, имеющие особое значение при интерпретации рисунка.

Глазам придается особое значение. Большие, расширенные глаза - символ присущего человеку страха. Это значение особо подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - показатель истероидно-демонстративного характера. Ресницы - это также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только дает соответствующие реакции на окружающих - радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя при этом своего положения). Деталь «Рот» можно оценивать следующим образом. Приоткрытый рот в сочетании с языком - болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная: огрызается, защищается в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков рот округлой формы означает боязливость и тревогу. На голове часто расположены дополнительные детали, несущие важную информацию об испытуемым. Рога - означают защиту, агрессию. Особенно важно если сочетается с другими признаками агрессии - ногтями, щетиной, иглами. Характер этой агрессии - спонтанный или защитно-ответный. Перья - тенденция к самоукрашению или самооправданию и демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически означает чувственность, подчеркивание своего пола, иногда - ориентация на свою сексуальную роль.

Несущая часть фигуры (опорная - ноги, лапы, постаменты). Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме; если эти детали хорошо прописаны - это означает основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию, на существенные положения. Это в сочетании с другими признаками - положение рисунка в центре листа, голова, повернутая вправо, «нормальные» глаза - говорит о развитой способности к принятию решений, ответственности.

В противном случае - поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений - особенно при полном или частичном отсутствии ног.

Необходимо обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно, или небрежно, слабо, или не соединенные совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость элементов формы ног в одной части - означает конформность суждений и установок в принятии решений, стационарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности соответственно необычности формы, даже о творческом начале. Части, возвышающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики, завитушки, кудри, цветки. Функциональные части - это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, самораспространение с неделикатными, неразборчивыми утешениями окружающих, вмешательством в их жизнь, либо любознательность, «соучастие» в как можно большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелостью мероприятий - соответственно значению символа (щупальца, крылья и т.д.). Украшающие части - демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность.

Хвосты - выражают отношение к собственным действиям или поступкам, решениям, размышлениям, вербальной продукции. По тому, повернут ли хвост вправо (+) или влево (-), судят об окраске этого отношения. Хвост, направленный вверх - отношение уверенное, положительное, бодрое, хвост же, направленный вниз, говорит о недовольстве собой, подавленности, сожалении, раскаянии и т.д. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, или на пышные, длинные, разветвленные. Это говорит о некоторой зацикленности на оценке своих действий, чрезмерной рефлексивности, навязчивых воспоминаниях. Их направленность также имеет значение: вправо - размышления по поводу своих действий или поведения, влево - по поводу своих мыслей, решений, пропущенных моментов, собственной нерешительности.

Контур фигуры. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелании давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл), а также прорисовки или затемнения линии контура. Выступы - это защита от окружающих. Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах, страх или тревога, если есть затемнение контурной линии. Опасение и подозрительность - если поставлены щиты, заслоны; если они направлены вверх - защита от людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение - т.е. от старших по возрасту и положению - родителей, учителей, начальников, руководителей. Направленность защиты вниз - агрессивная защита от насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждений. Боковые щиты или защиты расположенные на самом корпусе животного - недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Защита справа - защита в процессе реальной деятельности, слева - защита своих мнений, убеждений.

Если у человека много симптомов защиты или агрессии (глаза, контур фигуры, жирные, или, наоборот, слишком слабые линии) - это говорит о его неготовности к профессиональному самоопределению, и, следовательно, о невозможности прямой профориентационной работы. Психологу необходимо вначале помочь подростку решить свои личностные проблемы, построить позитивный образ будущего, и только потом приступать к собственно профориентационной работе.

Редко и очень необычно обращает на себя внимание вмонтировка механических частей в живую часть животного - постановка на постамент, танковые или транспортные гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, проводов в тело или конечности, рукояток и клавиш, антенн и т.д. Это наблюдается, главным образом, у больных шизофренией и редко - у глубоких шизоидов. С другой стороны, такие рисунки могут быть навеяны современными мультипликационными или фантастическими фильмами, повестями и рассказами, даже игрушками; поэтому, прежде чем ставить диагноз, следует поинтересоваться, что смотрел или читал ребенок в последнее время.

Общая энергия оценивается количеством изображенных деталей: только ли необходимое, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.) с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию деталей (дополнительных). Соответственно, чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых - экономия энергии, астеничность, органика, хронические соматические заболевания. То же подтверждается характером линий: при астении - слабая, паутинообразная. Жирная, с сильным нажимом линия, - это часто знак не энергии, а тревожности. Особенно обратите внимание на резко продавленные линии, видимые даже с обратной стороны - это знак резкой тревожности. Следует также обратить внимание на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.

Тематически животные делятся на угрожающих; тех, которым угрожают, и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя по значению с животными. В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление животного человеку - начиная с постановки животного в положение прямохождения, кончая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, лап на руки и ноги - свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Механизм интерпретации сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах.

Следует обратить внимание на акцентирование сексуальных признаков - вымени, сосков, груди - при человеческой фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала, принимает форму готового, существующего животного.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей («Летающий заяц»), что символизирует рациональность, установку на взаимопонимание. Варианты словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («Реболетиус») говорит о демонстравности испытуемого. Встречаются названия поверхностно-звуковые, безо всякого осмысления («Гряктер», «Лелые») знаменующие легкомыслие. Наблюдаются и иронически-юмористические названия («Рипочурка», «Давашпор»), характеризующие соответствующее отношение к окружающему и здоровую психику. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («Трутру»). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непомерно длинным названием.

 


Приложение 2. Методика «Кактус»

Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

·         пространственное положение

·         размер рисунка

·         характеристики линий

·         сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

·         характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

·         характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

·         характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

·         Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

·         Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

·         Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

·         Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

·         Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

·         Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

·         Оптимизм - изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

·         Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

·         Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

·         Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

·         Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

·         Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?


Приложение 3. Методика «Тест руки»

Тест руки (Hand test)

Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

Ответы разносятся по 11 категориям: 1. Агрессия - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет. 2. Указания - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми. 3. Страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе. 4.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.