Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы агрессивного поведения у детей в младшем школьном возрасте — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы агрессивного поведения у детей в младшем школьном возрасте

2020-04-01 444
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы агрессивного поведения у детей в младшем школьном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Понятие «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение». Причины и виды

Проявление агрессивности в поведении детей младшего школьного возраста

Проявление агрессивности в поведении детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Глава 2. Описание диагностической и коррекционно - развивающей программы

Характеристика диагностической программы, направленной на выявление особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Характеристика коррекционно - развивающей программы, направленная на коррекцию агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Глава 3. Результаты экспериментального исследования

Результаты методики «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)

Результаты методики «Тест Розенцвейга» (детский вариант)

Результаты методики «Тест руки» (Э.Вагнер)

Результаты методики «Кактус» (М.А. Панфолова)

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям.

В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.

Так за последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Это работы Абрамовой Г. С, Алемаскина М. А., Антонян Ю. М., Беличевой С. А., Бехтерева В. М. Глоточкина А. Д., Дубровиной И. В., Знакова В. В., Иванова Е. Я., Игошева К. Е., Исаева Д. Д., Исаева Д. Н., Ковалёва А. Г., Кона И. С., Кондрашенко В. Т., Личко А. Е., Миньковского Г. М., Невского И. А., Пирожкова В. Ф., Платонова К. К., Потанина Г. М., Фельдштейна Д. И. и др. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактических мероприятий не в полной мере решает задачи предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. В профилактике агрессивного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения. Важное место в данной проблеме занимает тема агрессивного поведения подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Подросток с умственной отсталостью - это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты, и такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.

В специальной психологии проблема агрессии умственно отсталых школьников остается недостаточно разработанной, хотя в некоторых работах имеются указания на проявления их агрессивности и враждебности (Альбрехт Э.Я., 1976; Аунапуу Т., 1988; Бойков Д.И., 1994; Волкова Н.В., 2000; Запрягаев Г.Г.,1986; Иванов Е.С., 1989; Коробейников И.А., 2002; Кузьмина В.К., 1981, Лебединская К.С. с соавт., 1980, 1988; Малинаускене В.А., 1977; Махова В.М., 2000; Поппе Г.К., 1989; Поспишиль К., 1975; Угарова Г.М., 1985; Фрейеров О.Е., 1966; Шипицина Л.М., 2000; и др.), но целенаправленного, комплексного и системного изучения содержания и форм агрессии умственно отсталых школьников, а также факторов, механизмов и условий ее возникновения и закрепления, исследования путей ее комплексной диагностики, профилактики и коррекции не проводилось. Поэтому тема эффективности психологических методов воздействия на проявления агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста на сегодняшний день актуальна.

Степень агрессивности умственно отсталых школьников имеет неоднозначную оценку в различных научных исследованиях. Одни исследователи считают, что при умственной отсталости, за исключением форм, осложненных психопатоподобным поведением, агрессивность выражена незначительно. В других исследованиях, наоборот, указывается на высокую степень агрессивности и враждебности умственно отсталых детей.

Исследования показывают, что уже в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей при разрешении конфликтных ситуаций со сверстниками преобладает выраженное агрессивное поведение.

Ряд особенностей агрессивного поведения умственно отсталых отмечает К. Поспишиль. Он пишет, что «агрессивные ответные реакции вызываются у умственно отсталых детей менее важными причинами, чем такое же поведение у нормально развивающихся детей. Дети с умственной отсталостью характеризуются вспыльчивостью и несдержанностью. Они труднее преодолевают жизненные трудности».

Таким образом, агрессивные тенденции являются характерными для поведения умственно отсталых школьников. Наибольшую степень выраженности они имеют в подростковом возрасте. При этом выявлена тенденция общего увеличения агрессивных и враждебных реакций от младшего подросткового возраста к старшему. Возникновение и закрепление агрессивных тенденций в поведении умственно отсталых школьников исследователи связывают не только с органической недостаточностью центральной нервной системы, но и с действием неблагоприятных факторов социальной среды.

Чтобы точно раскрыть тему нашей курсовой работы мы ставили перед собой цель: изучить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и составить коррекционную программу.

Объект исследования - агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Предмет исследования - особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что проявление агрессивного поведения у младших школьников с умственной отсталостью будут снижены, если в процесс коррекции будут включены занятия по развитию межличностных отношений, а также направленные на развитие чувств и эмоций.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:

. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения.

. Раскрыть понятия «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение;

. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей агрессивного поведения младших школьников с умственной отсталостью;

. Провести диагностическое обследование младших школьников с нарушением интеллекта;

. Проанализировать полученные результаты;

. Разработать коррекционно - развивающую программу, направленную на коррекцию агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Методы исследования:

. Теоретический анализ общей и специальной литературы по рассматриваемой проблеме; 2. Эксперимент. Для провидения эксперимента использовались следующие методики:

а) методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич);

б) графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова);

в) методика «Тест руки» (Э.Вагнер);

г) методика тест Розенцвейга (детский вариант) разработан и апробирован В.В. Добровым;

. Диагностические методы: беседа, наблюдение, проективные методы; 4. Методы статистической обработки результатов исследования: количественный, качественный анализ;

.Метод презентации данных.

База исследования: исследование проводилось на базе ГОУ ТО «Тульской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната VIII вида»№3. В исследовании принимали участие дети 8-9 летнего возраста в количестве 8 человек с умственной отсталостью.


Таблица 1. Диагностическая программа

Название методики, автор Цель методики Исследуемый критерий
Методика «Несуществующее животное», предложена М.З. Дукаревич Диагностика личностных особенностей Личностные особенности ребенка
Методика «Тест руки», предложена Э. Вагнер Прогнозирование явного агрессивного поведения Агрессивное поведение
Методика «Кактус» (М.А. Панфилова) Диагностика наличия агрессивности по специфическим графическим деталям изображения Агрессивное поведение
Методика «Тест Розенцвейга» (детский вариант) разработан и апробирован В.В. Добровым Исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих удовлетворению потребностей личности Агрессия, качества личности, межличностные отношения

Краткое описание использованных методик.

1. Методика “Несуществующее животное” (М.З. Дукаревич)

Методика "Рисунок несуществующего животного" (РНЖ)- одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия "психолог-ребенок" с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Автор методики: М.З. Дукаревич.

Форма проведения: индивидуальная

Тип методики: проективная, по составу - ориентировочный

Инструкция. "Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим названием". Далее можно уточнить, что не желательно брать животное из мультфильмов, т.к. оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят.

Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя). Лист бумаги стандартный, белый или кремовый, но не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована вертикально.

Интерпретация результатов проводилась путем количественно - качественной обработки данных (описание - приложение) (35):

-16 - высокий уровень выраженности агрессии;

-10 - средний уровень;

и менее - низкий уровень

2. Методика Тест Розенцвейга (детский вариант)

Данный вариант стимульного материала теста Розенцвейга содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым

Цель методики: выявление степени выраженности мотива агрессивности в поведении младших школьников в различных жизненных ситуациях.

Инструкция

«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал».

Учитывая особенности развития детей, психолог самостоятельно записывает ответы детей в специальных бланках.

Обработка данных: Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется отдельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:

. Агрессивные реакции.

. Неагрессивные реакции.

К числу агрессивных относятся такие реакции, в которых действия другого лица рассматриваются как преднамеренно враждебные и сама ответная реакция на них является враждебной (агрессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.

К неагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испытуемого принять вину на себя за случившееся, не придать ему значение или просто объективно, без эмоций разобраться в сложившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение. Никакой неприязни или враждебности в данном случае в ответах испытуемого не должно содержаться.

В заключение подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций по их числу. Если количество агрессивных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (агрессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мотив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций оказывается намного больше, чем агрессивных (неагрессивных 14 и больше, а агрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что данный испытуемый неагрессивен.

Если количество агрессивных реакций 5-0; а неагрессивных 10-15 - мотив агрессивности выражен слабо. Если количество агрессивных реакций 7-9, а неагрессивных - 8-6 - мотив агрессивности является умеренно выраженным. Если количество агрессивных реакций 10-15, анеагрессивных 5-0 - мотив агрессивности ярко выражен.

. Методика “Тест руки” (Э.Вагнер)

Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.

Методологическим обоснованием теста руки является предположение автора о том, что поскольку человеческая рука применяется в различных видах деятельности, то по восприятию изображения руки можно определить имеющиеся у человека тенденции к действию. А, следовательно, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать и реальное поведение.

Ответы ребенка классифицируются по 11 категориям, одна из которых агрессивность.

Порядок работы с методикой: ребенку в стандартной последовательности предъявляют все 10 карточек и просят ответить на вопрос: “Что, по вашему мнению, делает эта рука?”. Если он затрудняется с ответом: “Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые можете себе представить”. Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе. Положение, в котором ребенок держит карточку, произвольно, но оно также фиксируется в протоколе. В ходе тестирования желательно получить по несколько ответов (в среднем 2-3) на каждую предъявленную карточку. Для этого после первого высказывания ребенка следует спросить: “Хорошо, а еще что?”. После следующего ответа повторить вопрос. Если экспериментатор почувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке. В случае, если по первым 2-3 карточкам ребенок отказывается давать более одного ответа, придется в дальнейшем этим ограничиться.

Тест руки может применяться во всех тех случаях, когда психолога интересует такая черта личности как агрессивность. Необходимо обратить внимание, что методика создавалась с определенной целью и направлена на выявление агрессивности в первую очередь, а затем уже на другой класс установок. Получаемая информация требует дальнейшей проверки и нуждается в более полном и глубоком обосновании.

4. Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова)

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка, выявить наличие агрессии, ее направленность, интенсивность и т. п.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Интерпретация результатов: При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и т.д.), характеристика иголок (размер, расположение, количество), которые могут говорить о таких качествах испытуемых, как агрессивность, импульсивность, неуверенность в себе и т.п.

Осуществляя психодиагностику детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Если это условие не учитывается, то в результате тестирования возникает опасность получить такие данные, которые не вполне соответствуют реальному уровню познавательного развития ребенка.

Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны - реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными.

 

Таблица 3

Показатели агрессивности

Фамилия, имя младших школьников с умственной отсталостью

  Саша П. Ксения С. Дарья О. Артем Л. Анастасия А. Кристина Ч. Александр С. Илья Д.
1.Рот с зубами       +       +
2.присутствие на голове дополнительных деталей   +   + +   + +
3. когти, иглы, щетина       + + + + +
4.контур фигуры выполнен в острых углах + +   + +   + +
Количество показателей агрессивности 1 2 0 4 3 1 3 4

Рис.1. Результаты диагностики по методике «несуществующее животное» Друкаревича М.З


3.2 Результаты диагностики по тесту Розенцвейга (детский вариант)

 

Данные, полученные при проведении теста Розенцвейга, отображены в сводной таблице (таблица №3), из которой видно, что у половины детей ярко выражен мотив агрессивности в поведении в ситуациях, связанных с появлением трудностей, препятствующих достижению цели. А у другой половины младших школьников склонность к агрессивному поведению выражена умеренно. Следует отметить, что в большинстве случаев, агрессивное поведение детей наиболее полно проявляется при их общении со сверстниками. Со взрослыми ребята ведут себя несколько сдержаннее, однако, даже если высказывания детей в данном тесте не содержат агрессии, то их чувства и мысли, зачастую продолжают нести агрессивную направленность. Кроме того продолжает проявляться склонность как к вербальной агрессии в поведении детей, так и к физической. практически отсутствуют попытки мирного решения конфликтных ситуаций.

Таблица 4 Данные об интенсивности проявления мотивации агрессивности, полученные входе тестирования.

Имя ребенка Кол-во агрессивных реакций Кол-во неагрессивных реакций Агрессивность ребенка
Саша П. 9 6 Средн
Ксения С. 11 4 Высок
Дарья О. 11 4 Высок
Артем Л. 14 1 Высок
Анастасия А. 10 5 Средн
Кристина Ч. 12 3 Высок
Александр С 14 1 Высок
Илья Д. 10 5 Средн

Таблица 5 Уровень проявления агрессивного поведения

Ф.И. ребенка Кол-во баллов Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Саша П. - 3 б *    
2. Ксения С. - 5 б   *  
3. Дарья О. - 2 б *    
4. Артем Л. -8 б     *
5. Анастасия А. - 5 б   *  
6. Кристина Ч. - 9 б *    
7. Александр С. - 2 б     *
8. Илья Д. - 8 б     *

Итого

3 ребенка 37,5 % 2 ребенка 25% 3 ребенка 37,5%

 

Рис.2. Результаты диагностики по методике «тест руки» Э. Вагнера

 

Анализ результатов, представленных в таблице 3 и на рисунке 1 показывает, что 3 ребенка (37,5%) имеют низкий уровень агрессивного поведения (Саша П., Дарья О., Кристина Ч.); 2 ребенка (25%) имеют средний уровень (Ксения С., Анастасия А.); И 3 ребенка (37,5%) относятся к высокому уровню (Артем Л., Александр С., Илья Д.)

 

3.4 Результаты диагностики по методике «Кактус» (М. А. Панфилова)

Саша П. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Ксения С. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Экстравертность- наличие на рисунке других кактусов или каких-нибудь растений, цветов. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство <http://themewp.ru/> очества - нарисованы дикорастущие, пустынные кактусы.

Дарья О. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе.

Артем Л. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности- наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Анастасия А. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности.

Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Кристина Ч. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Александр С. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. О демонстративности, открытости говорит наличие выступающих островков у кактуса, вычурность изображенных форм. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Илья Д. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Таблица 6 Результаты диагностики по методике «Кактус».

Показатели агрессивности

Фамилия и имя подростков

  Саша. П. Ксения С. Дарья О. Артем Л. настя А. Кристина Ч. Алекс С. Илья Д.
Иголки острые, длинные * * * * * * * *
Частые иголки, расположенные по всему рисунку       *       *
Крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте *         * *  
Промахивающ. линии, не попадающие в одну точку   *   *   *   *
Количество показателей агрессивности 2 2 1 3 1 3 2 3

 

Частота появления отдельных элементов, свидетельствующих о наличии у подростков агрессивности, отражена на рис 2.

 

Рис 3. Показатели агрессивности по проективной методике «Кактус» (М. А.Панфилова)

 

Из рисунка видно, что частота появления в рисунках деталей, свидетельствует о присутствии признаков агрессии. Например: у Артема Л., Кристины Ч. Ильи Д. в рисунках присутствуют почти все основные критерии показателей агрессивности (иголки острые, длинные, крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте, частые иголки, расположенные по всему рисунку, промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку).

Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, были сделаны следующие выводы: у некоторых детей выявлена высокая степень агрессивного поведения. (Артем Л., Кристина Ч., Илья Д., Анастасия А.).У других - слабая.(Саша П., Ксения С., Дарья О., Александр С.) При проведении методик, нами было отмечено, что дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполняли задания; они были открыты и хорошо контактировали с окружающими. Некоторые из них демонстрировали себя; были склонны к тщеславию и высокомерию.

У детей отмечалась достаточно адекватная самооценка, хотя они не всегда были уверены в себе. Активно переходили к реализации своих планов, все решения принимали самостоятельно, не делали легкомысленных выводов, не были тревожны.

Дети со средним уровнем выраженности агрессии боязливы, застенчивы, часто бывают грубы; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; потребность в любви, заботе и поддержке.

Не всегда уверены в себе, иногда испытывали страх. Лишь незначительная часть замыслов реализовалась, но зачастую импульсивно принимали решения, иногда делали легкомысленные выводы и были тревожны.

Дети с высоким уровнем выраженности агрессии в поведении при проведении методик дети испытывали чувство отверженности, чувство вины; имелись тенденции к отчуждению и оппозиции; испытывали трудности при стремлении раскрыться перед другими; агрессивны, тревожны.

У детей отмечалась высокая или завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Они иногда импульсивны в принятии решений, были недовольны своими поступками, решениями, а также довольно энергичны.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что у младших школьников с умственной отсталостью наблюдается резко выраженное агрессивное поведение. У кого-то более выражено, у кого-то менее. Все дети используют ненормативную лексику для выражения своих эмоций, но при разных обстоятельствах. Это связано с тем, какие причины влияют на данное эмоциональное состояние. Проведя анализ всех полученных данных, мы пришли к выводу, что самыми распространенными причинами, влияющими на агрессивное поведение, являются следующие: жестокое воспитание ребенка родителями (постоянные избиения, наказания, ругательства), игнорирование ребенка (уделение ребенку малого количества времени), воспитание подростка родителями-алкоголиками, родителями с наркозависимостью. Однозначно требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивного поведения.

 


Заключение

 

В работе рассмотрена проблема проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью. Единой точки зрения на определение понятия «агрессия», «агрессивность» так же, как и нет единой классификации относительно агрессивности.

В современном обществе большой проблемой стало развитие детей и подростков, имеющих интеллектуальную недостаточность, и их активное включение во все стороны жизнедеятельности, для этого важно взять весь спектр индивидуальных психологических особенностей детей проблемных групп, в том числе особенности агрессивности. Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной становится проблема агрессивности у младших школьников с умственной отсталостью.

Структура работы подчинена логике исследования, что позволило решить все поставленные задачи.

При анализе литературы по данной проблеме были рассмотрены различные аспекты проблемы агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в частности: - понятие агрессии, ее важнейшие характеристики, теории агрессии, виды и компоненты;

специфика и причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, индивидуальные различия в проявлении агрессии.

Была составлена диагностическая программа, на выявление особенностей агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. были использованы такие методики, как

а) методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич);

б) графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова);

в) методика «Тест руки» (Э.Вагнер);

г) методика тест Розенцвейга (детский вариант) разработан и апробирован В.В. Добровым; Диагностическая программа позволила выявить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Анализ результатов позволяет говорить о том, что у младших школьников с умственной отсталостью наблюдается резко выраженное агрессивное поведение. У кого-то более выражено, у кого-то менее. Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивности, неуверенности в себе.

При проведении обследования младших школьников с умственной отсталостью был выявлен высокий уровень агрессивности у половины детей. В поведении этих детей наблюдаются проявления различных видов агрессии: вербальной, физической, экспрессивной, прямой и косвенной. Следует отметить, что ни у кого из детей не отмечены случаи аутоагрессии. Агрессивное поведение наблюдается в большей степени к сверстникам, однако нередки случаи и проявления агрессии, направленной на взрослых. Однозначно требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивного поведения.

Данные результаты дают основание предложить подобную коррекционно- развивающую программу, включающую систему игр, направленных на формирование межличностных отношений и снижение уровня агрессивности для использования при работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими умственную отсталость. Однако, для достижения более высоких, устойчивых результатов необходимо проводить такую работу регулярно, на протяжении длительного времени. Таким образом, мы можем сделать вывод о реализации поставленных целей и задач исследования и о подтверждении выдвинутой гипотезы.

 


Список литературы

 

1. Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. - М.: Катарсис, 1997. - 280 с.

. Асанов А.Ю., Демикова Н.С., Морозов С.А. Основы генетики и наследственные нарушения у детей. - М.: Академия, 2003. - 224 с.

. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1986. - 157 с.

. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России, 1994. - 278 с.

. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -356 с.

. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.- М.: Педагогика,1990. -140 с.

. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков.- М.: Академия, 2002. - 416 с.

.Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.- М.: 1991. - 145 с.

. Власова Т.А., Лебединская К.С., Мачихина В.Ф. Отбор детей во вспомогательную школу. - М.: Просвещение, 1983. - 117 с.

. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1973. - 165 с.

.Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. - М.:Профиздат,1992.- 96 с.

. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением /под ред. М.И. Рожкова.- М.: Владос, 2006. -239 с.

. Головко О.А. Аффективные дети и педагогическое воздействие на них// Дошкольное воспитание. - 1986. - №2.- с.42

. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. -280 с.

. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Воспитание школьников.- 2002.- №7.- с.21-24

. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Практическая психология.- Псков, Изд-во Псковского ин-та усовершенствования учителей, 1994.- С. 211-222.

. Ениколопов С. Н. Психология агрессии: основные подходы // Вестник Псковского Вольного университета, 1994, 1, 62-68

. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения.- М.: Просвещение, 1988. -158 с.

20. Заостровцева, М.Н. <http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/auteurs/view/30552/source:default>Агрессивность дошкольников: коррекция поведения: пособие / М.Н. Заостровцева <http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/auteurs/view/30552/source:default>, Н.В. Перешеина <http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/auteurs/view/44755/source:default>. - Москва: Сфера, 2006. - 112

. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.: Просвещение, 1986. - 128 с.

. Зимелева З.Н. Психологические условия возникновения и коррекции агрессии у подростков.- М.: 2002. - 187 с.

. Иванова И.В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Просвещение, 2001. - 265 с.

. Иванов Е.С. Клиническое изучение побегов и агрессивности у умственно отсталых школьников младших классов вспомогательной школы: аннотация. - СПб.: Издательство Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, 1989. - 14 с.

. Инструктивное письмо №3 от 04.12.2000 о дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 №48 // Вестник образования, справочно-информационное издание МО РФ.- 2001.- №18.-с.4-10

. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - М.: 2004.

. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М.: Просвещение, 1994. -223 с.

. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов.- М.: Сфера, 2004. -192 с.

.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению/характер, коммуникабельность / популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. -240 с.

. Колосова С.Л. Детская агрессия.- М.: Питер, 2004.- 244 с.

. Коррекционная педагогика в начальном образовании /под ред. Г.Ф. Кумариной.- М.: Академия, 2001. -320 с.

. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Нравственность. Агрессия. Справедливость / под ред. А.М. Матюшкина - М.: Просвещение, 1992. - 206 с.

. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.

. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска.- Курган: 199


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.