Приемы и упражнения для развития воли младших школьников в ГПД — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Приемы и упражнения для развития воли младших школьников в ГПД

2020-04-01 485
Приемы и упражнения для развития воли младших школьников в ГПД 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека и особенно важным этапом в развитии волевых качеств является детский возраст. Работая воспитателем в ГПД с учениками младших классов(1-2 кл.), часто приходится сталкиваться с нежеланием детей выполнять д/з, следовать определенным правилам поведения на улице, в столовой, в библиотеке. Поэтому моя задача как воспитателя, состоит в целенаправленном и систематическом воспитании воли ребенка, совместно с психологом, классными руководителями и родителями детей.

Само по себе учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Но вместе с тем, есть немало и неинтересного, я сказала бы, даже трудного. И здесь необходимы волевые усилия. Преодоление трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью воспитывает волю, развивает волевые качества личности школьника. Поэтому на самоподготовке при выполнении д/з я стараюсь помочь тем, кто затрудняется. Но делаю это так, чтобы ученик сам подошел к разрешению возникшей трудности, я лишь направляю мысль ученика в нужном направлении, задавая наводящие вопросы.

У первоклассника изменяются мотивы поведения. Правда, они еще недостаточно устойчивы и обусловлены ближайшими перспективами. Активно формируются у детей мотивы долга и ответственности перед учителем, воспитателем, классом, школой. Специфика учебной деятельности обуславливает необходимость обязательного проявления воли. И в ГПД я использую «экран самоподготовки», который стимулирует у учеников мотив ответственности перед учителем, перед классом. Никто не хочет «упасть» в глазах сверстников, а тем более классного руководителя.(См. Приложение 1).

В процессе воспитания воли у учеников младших классов я учитываю возрастные особенности воли детей. К примеру, младший школьник еще не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Поэтому составляя план на день, на неделю, я как можно больше стараюсь разнообразить деятельность школьников. Проводя клубные часы, я включаю устные задания, отгадывание кроссвордов, работа с наглядностью, подвижные игры, практические задания (на применении полученных знаний в жизни, например, нужно правильно одеть куклу на праздник, а потом в школу - проводя обобщающее занятие по этикету). Таким образом, я планирую работу так, чтобы один вид деятельности сменялся другим (См. Приложение 2).

Важным фактором в воспитании воли младших школьников является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремленный коллектив оказывает положительное влияние на личность школьника, воспитывая его волю. Школьник подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Оценка коллективом поступков, поведения конкретного ученика существенно влияет на формирование его воли. К примеру, у меня из ГПД без разрешения ушли с территории школы 2 школьника с мальчиками из неблагополучной семьи, беспризорниками. И мы с ребятами все вместе их искали, расспрашивали прохожих и нашли их играющими на автобусной остановке. Оценка коллектива так сильно повлияла на этих мальчиков, что они теперь всегда спрашивают разрешения и не сбегают с продленки, как бы им этого не хотелось. Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм. Чтение детской и художественной литературы, а также просмотр киносказок, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего. Все это способствует развитию волевых качеств развивающейся личности.

Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли создают занятия физкультурой и спортом. Во время спортивного часа мы с ребятами часто ходим заниматься на школьный стадион. Вначале года я от них часто слышала такие фразы, что «я не хочу бегать 2 круга», или «почему так много, я не добегу». Но когда дети стали справляться с этой дистанцией, они стали получать удовольствие от таких занятий и сделали мне предложение, что можно даже и увеличить дистанцию на разминке. Именно ставя перед собой трудности и преодолевая их, развивается воля младших школьников.

Важную роль в развитии волевых качеств, сторон характера личности школьника играет ИЗО, творческая деятельность. Действительно, раскрыть красоту изображаемого объекта, подобрать цветовую гамму, задача обязательно завершить творческую работу(а не просто: не получилось - можно выбросить этот рисунок и начать новый) требует проявления воли, развивает волю. Я решила заняться с детьми бисероплетением, т.к. это занятие трудоемкое, требующее терпения, целеустремленности, сомообладания, выдержки, а главное очень хорошо развивает силу воли. Желая доделать игрушку из бисера, ребенок отказывается от других негативных желаний. А после того как мы провели выставку наших детских работ, ребята с большей ответственностью стали относиться к занятиям по бисероплетению (Фотографии с выставки. См. Приложение 3).

Человека непосредственно тянет делать то, что он привык делать в определенное время и в определенных обстоятельствах. Качество личности, по существу и является результатом устойчиво закрепившейся привычки. Поэтому для поддержания произвольности в учебной деятельности очень большое значение имеет режим. Ребенку часто трудно бывает оторваться от того, что ему в данный момент интересно, и заставить себя сесть за приготовление уроков. Для этого у него не хватает воли. Но, если он привык начинать занятия в определенное время, то эта привычка поможет ему справиться с собой, без всякого постороннего вмешательства. Однако, для того чтобы подчинение режиму не мешало формированию произвольного поведения, которое обязательно включает в себя умение планировать, ставить цели, принимать решения и т.п., надо, чтобы ребенок сам под руководством взрослого составил тот режим, которому он затем будет подчиняться. Подчинение режиму - это обоюдоострое оружие воспитания воли. Поэтому дети, посещающие ГПД учатся соблюдать режим и, придя вечером домой, они уже спокойно занимаются своими делами, увлечениями (Режим ГПД.См.Приложение 4).

Еще для детей важна оценка результатов их деятельности. Здесь главное оценивание не самого ученика - его возможности и способности, а качество выполняемой им работы, т.е. приложение большого старания, напряжения для достижения результата деятельности.

Для развития волевых качеств младших школьников я включаю и трудовую деятельность. Уборка территории вокруг школы от мусора, мытье парт в классе, генеральная уборка группы - все это требует от детей волевых действий.

А вот правила, которые предложил нам школьный психолог. Я предлагаю их родителям и классным руководителям своих ребят. Следование этим правилам поможет воспитать у ребенка сильную волю.

Правила воспитания силы воли ребенка.

.Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно, или чему может научиться, а лишь обеспечивайте условия выполнения деятельности.

.Поддерживайте чувство радости от достигнутого результата.

.Подводите ребенка к рациональному решению, а не решайте за него.

.Требуйте от себя того, что требуйте от ребенка.

.Предъявляемые требования должны быть обоснованы и выполнимы, обдуманны и немногочисленны.

.Не требуйте проявление интереса при выполнении интереса всех дел, которые следует выполнять автоматически.

 


Заключение

 

Задачи данной работы выполнены. Цель достигнутаРазработан материал, способствующий развитию волевых качеств младших школьников. От того, насколько развита будет волевая регуляция младшего школьника, настолько в будущем он серьезно будет относиться к поставленным перед ним задачам в учебной деятельности. Гипотеза нашла свое подтверждение. Развитие воли будет проходить успешно, если педагог использует целесообразные, систематические упражнения, игры и приемы для тренировки воли совместно со школьным психологом, с классными руководителями и родителями детей. Чтобы ребенок успешно учился в среднем звене нужно именно в младшем школьном возрасте развивать его волю, чтобы ребенок научился нести ответственность за свое поведение и деятельность.

Работая по данной теме, я столкнулась с тем, что эта проблема мало изучена в психологии. В основном авторы в своих работах дают общее понятия воли и волевой регуляции. В отечественной психологии отсутствует единый подход к рассмотрению воли, что ведет к неопределенности понятийного аппарата(воля и произвольность, воля и волевая регуляция, волевое и произвольное действие). Поэтому свою работу я в основном построила, опираясь на труды Ильина Е.П. и Божович Л.И. Поэтому, столкнувшись с такой неопределенностью, эта тема в дальнейшем будет темой моей следующей курсовой работы, где я уже остановлюсь на диагностике волевых качеств и более конкретной разработке упражнений для развития воли школьников.

С помощью данных упражнений и методов на развитие воли ребенок учится регулировать свое поведение и деятельность, анализирует свои действия, приобретает навыки волевой регуляции поведения и деятельности, т. е. эти приемы развивают такие качества, как ответственность, дисциплинированность, организованность, самостоятельность.

Мы должны помочь ребенку научиться разделять такие понятия, как «хочу» и «должен». Ему нужно осознать почему он должен учиться, когда ему хочется играть, гулять; почему нужно вести себя так, а не иначе, как хочется ему. И если на этом этапе ученик не найдет ответы на свои вопросы, не осознает их важность, то в дальнейшем у него будет много проблем в учебе и в поведении. Вот почему одной из задач работы в младших классах воспитателя совместно с классными руководителями и школьным психологом является развитие воли школьников, умение самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность. От нас зависит, сможет ли ребенок в дальнейшем преодолевать трудности в учении или потеряет мотивацию к учебной деятельности.

Данные приемы и упражнения могут быть использованы воспитателями ГПД, учителями начальных классов, а так же и родителями для развития воли младших школьников.

 


Литература

 

1. Бжалава И. Т. Об экспериментальном изучении воли // Вопр. психологии. 1961. № 4.

. Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопр. психологии. 1976. № 4.

. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Вопр. Психологии 1978. №2, 4

. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1997

. Веденов А. В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. М., 1957.

. Веденов А. В. Воспитание воли школьника в семье. М., 1953.

. Веккер Л. М. К постановке проблемы воли // Вопр. психологии. 1957. № 2.

. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под ред. А. В. Петровского. М., 1973.

. Возрастные особенности воли школьников / Под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1971.

. Ильин Е. П. Психология воли - СПб: Издательство «Питер», 2000.

. Иванников В. А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. № 3.

. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

. Иванников В. А., Эйдман Е. В. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопросы психологии. 1986. № 5.

. Краткий психологический словарь. - М., 1985

. Психологический словарь /под ред. А.В.Петровского, Н.Г.Ярошевского.)

. Психология / Учебник ред. Дубровина И.В., Данилова Е.Е.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. М.,1988.

 


Приложение 1

Экран самоподготовки __________________________(дата)

Ф.И. ребенка Пн Вт Ср Чт Пт Итоги
  Авдеева Светлана            
  Бакрушева Ангелина            
  Иванов Михаил            
  Кайшев Яков            
  Курбатов Степан            
  Лебедев Станислав            
  Маратканова Дарья            
  Маратканова Диана            
  Маратканова Мария            
  Петрова Виктория            
  Петрова Кристина            
  Петрова Светлана            
  Петров Михаил            
  Сорокин Максим            
  Ушков Николай            
  Чайников Александр            
  Чайников Евгений            
  Черных Ольга            

 

______ - отлично, выполнено все д/з самостоятельно

______- хорошо, с небольшой помощью воспитателя

______- удовлетворительно, не все уроки успел сделать, мешал другим, отвлекал детей от уроков

______-неуд, плохо, не выполнил д/з

 


Приложение 2

Режим дня ГПД.

Режим дня составляли с учетом работоспособности ребят, но т.к. у нас деревенские дети уезжают в 16.30 мин., то самоподготовку мы проводим пораньше. Не с 16.00 как предлагают психологи (с 16.00 до 17.00 время повышения работоспособности), а с 15.00 мин.

 

12.00-12.30 Прием учащихся в группе. Организация деятельности на рабочий день.
12.30-13.30 Спортивный час.
13.30-14.15 Прогулка на свежем воздухе.
14.15-14.30 Подготовка класса к самоподготовке. Проветривание класса.
14.30-15.00 Полдник.
15.00-15.40 Самоподготовка.
15.40-16.10 Клубный час. Организация досуга.
16.10-16.30 Игровая деятельность перед школой.
16.30-17.00 Отъезд деревенских детей домой. Сопровождение.
17.00-18.00 Свободное время, настольные игры, чтение книг, уход домой.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.