Глава 3. Развитие воли у младших школьников — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 3. Развитие воли у младших школьников

2020-04-01 143
Глава 3. Развитие воли у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игры детей и их значение в развитии воли

 

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости, как несомненно положительных и ценных личностных качеств, могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Роль игры в формировании волевых качеств ребенка, в том числе ответственности, подчеркивают так же отечественные психологи. В своей работе «Развитие воли в онтогенезе» Л.И.Божович отмечает: «В игре ребенок должен подчиняться определенным правилам». Избрав для себя ту или иную роль, ребенок действительно подчиняется правилам этой роли; должен вести себя ответственно тому, как ведет себя в жизни персонаж, роль которого на себя взял. Например, выполняя роль матери, девочка проявляет к своему «ребенку» заботливость, внимание, доброту, ухаживает за ним, готовит ему пищу, укладывает спать. Автор отмечает, что в игре ребенок подчиняется этим правилам не по принуждению, а по собственному желанию. Играя, дети испытывают удовлетворение и радость, а это «накладывает светлый эмоциональный отпечаток на сами эти правила, требования и нормы».

В своей работе я также использую метод игры для развития волевых качеств младшего школьника. Специфика работы воспитателя ГПД как раз и заключается в том, чтобы разнообразить деятельность ребят после уроков. И для того чтобы дети отдохнули после учебной деятельности мы используем как на прогулке, так и при проведении клубных часов различные игры. При проведении прогулки дети очень любят принимать участие в подвижных играх. К примеру, рассмотрим п\и «Рыбаки и рыбки». Правила игры такие: выбираются 2 рыбака, которые взявшись за руки ловят «рыбок»-ребят. Отцеплять руки нельзя, по отдельности ловить рыбок тоже нельзя. Играя в эту игру в начале года, первоклассникам особенно было трудно в нее играть, т.к. они быстро уставали и им казалось, что они не смогут поймать всех ребят. Поэтому в первый раз эта игра не вызывала большого интереса. Но периодически играя в эту игру, ребята вошли в азарт от количества пойманных «рыбок». И теперь они играют в нее до конца, пока всех не поймают. Даже приглашают ребят из другой группы, чтобы больше было участников в игре.

Кроме п/и мы еще применяем сюжетно - ролевые игры, которые развивают определенные волевые качества. Так, играя в больницу, ребенок отвечает за жизнь больного, и он, понимая важность данной профессии, входит в эту роль и здесь у него развивается такое волевое качество, как ответственность.

Для успешной организации клубных часов приходится использовать разнообразные формы игры. Это и КВН, и «Поле чудес», и конкурсы, игра-состязание, викторины, аттракционы, «Своя игра» и др. А каждая форма игры требует соблюдение своих правил. И младший школьник участвуя в этих играх выполняет требования, поставленные правилами игры. Другими словами он учиться саморегуляции своего поведения. Следуя правилам игры, ребенок учится и следовать правилам в жизни, т. е. регулировать свое поведение и деятельность.

Итак мы видим, что значение игры в формировании волевых качеств играет большую роль. Именно играя по правилам, мы закладываем основы для дальнейшего развития волевых качеств ребенка.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.