II. Пути и условия развития речи посредством театрализовано-игровой деятельности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

II. Пути и условия развития речи посредством театрализовано-игровой деятельности

2020-04-01 157
II. Пути и условия развития речи посредством театрализовано-игровой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание, условия и этапы развития речи с помощью театрально-игровой деятельности

 

Изучив проблему развития речи дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью исследования - выявить уровень влияния использования театрально-игровой деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Исследовательская работа проходила в три этапа:

констатирующий этап: проходило диагностирование развития речи в группе старших дошкольников;

формирующий этап, в ходе которого был подобран специальный цикл театрализованных игр, влияющих на развитие речи.

контрольный этап, в ходе которого было проведено контрольное диагностирование развития речи старших дошкольников.

Констатирующий этап.

Для работы и проведения констатирующего этапа были выбраны следующие методы:

1. Анализ ресурсного обеспечения;

2. Наблюдения за речью детей в разных видах деятельности;

.   Анализ календарно-тематического плана воспитания;

.   Анкетирование родителей и воспитателей;

.   Тестирование детей.

Анализ ресурсного обеспечения:

В детском саду созданы благоприятные условия для организации театрально-игровой деятельности.

В рамках информационно- методического обеспечения в методическом кабинете имеется следующая методическая литература:

. М.Д. Маханева. «Театрализованные занятия в детском саду».

. А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду».

. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду».

В рамках материально-технического обеспечения воспитатель использует на занятиях технические средства:

1. Музыкальный центр.

2. DVD плеер.

3. телевизор

В группе для использования на занятиях театрально-игровой деятельности детей имеется наглядный материал:

1. Иллюстрации.

2. Маски-шапочки.

.   Костюмы.

.   Театр кукол би-ба-бо.

.   Настольный театр.

.   Пиктограммы с изображением эмоций.

Наблюдение за речью детей показало: в своей речи дети используют редко сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Словарный запас у большей части группы довольно скуден, редко используются прилагательные, наречия. Проблемы с грамматическим строем речи. Речь прерывистая.

Анализ календарно-тематического плана показал, что при использовании театрально-игровой деятельности отсутствует какая-либо система. Она используется в узком понятии, только как проведение утренников и инсценировки сказок в театральную пятницу.

Анкетирование родителей выявило, что интересуются обучением детей 100%, а занимаются систематически развитием речи детей только 25% родителей. Остальные мало уделяют время обучению детей и считают, что этим должны заниматься педагоги - 33% родителей, а так же театрализованная деятельность не является средством развития речи, а служит для развлечения и поднятия настроения. (Приложение №1)

% педагогов считают необходимым использование театрализовано-игровой деятельности в воспитательном процессе, но испытывают трудности из-за низкого уровня воспитанности и высокого количества иноязычных детей. А так же 67% педагогов жалуются на отсутствие помощи со стороны родителей, даже иногда в такой мелочи как разучивания роли. И еще одна из важных проблем языковой барьер. (Приложение №2)

Вопросы диагностики речевого развития детей относятся к наиболее трудным и малоизученным проблемам, поскольку речь - сложная психическая функция, подверженная многофакторным влияниям. Она опосредует другие психические процессы, является орудием познания, общения, самовыражения. Изучение уровня овладения детьми родным языком позволяет получить данные не только об их речевых способностях, но и о психическом развитии в целом.

Целью констатирующего этапа являлась диагностика развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для своей диагностики мы выбрали 2 задания, в которых более широко охватывают показатели развития речи: пересказ текста и составления рассказа-описания.

Методика обследования представляется в форме диалога, проводится с каждым ребёнком индивидуально, все результаты ответов ребёнка фиксировались. Протокол диагностики - приложение №5.

Для изучения уровня развития речи детей используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать не большие по объёму незнакомые рассказ или сказку (Приложение 3).

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям (таблица 1).


Таблица 1. Анализ уровня развития речи при пересказе

1. Понимание текста Правильно ли ребёнок формулирует основную мысль
2. Структурирование текста Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста)
3. Лексика Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными
4. Грамматика Правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения
5. Плавность речи Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста

 

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста - 10 баллов. 2 балла - правильное воспроизведение; 1 балл - незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов - неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов - среднему уровню, меньше 5 баллов - низкому уровню. (Приложение №5)

Чтобы верно оценить уровень развития речи, отметим содержание основных уровней развития речи у детей 5 - 6 лет.(Приложение №4),

На втором этапе исследования нужно было:

. Описать предложенную игрушку;

. Придумать театрализованную игру по данным игрушкам.

При этом оценивается способность самостоятельно описать игрушку, использование разнообразных средств выразительности, умение самостоятельно придумать сюжет своего рассказа. Каждое задание оценивалось по двухбалльной системе (2 балла - если ребенок сам смог описать игрушку и придумать игру, 1 балл при помощи наводящих вопросов педагога, 0 баллов, если не справился с заданием. Приложение №5.

Таким образом, на основе приведённых упражнений было проведено констатирующие тестирование.

Исследовательская база: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №12». В исследовании приняло участие 12 детей в возрасте 5 - 6 лет. По времени исследовательская работа заняла 3 месяца.

После проведённого исследования были получены следующие результаты:

ребёнок (8%) имеет высокий уровень развития речи. Для Полины Г. характерно хорошее владение речевыми умениями; самостоятельность и инициативность в придумывании сказок, рассказов, нет повторений рассказов других, используются разнообразные средства выразительности; интерес к аргументации, доказательству, широкое использование их в речи; инициативность в общении.

ребенка (25%) имеют средний уровень развития речи. При пересказе эти дети допускают пропуски, логические ошибки, но исправляются самостоятельно при помощи взрослых и сверстников; проявляют интерес к речевому общению, но нет активности.

детей (67%) имеют низкий уровень развития связной речи. Он допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при пересказывании требуется помощь взрослого; пропускаются структурные компоненты повествовательного рассказа; в творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).

 

Уровень развития Количество человек %
Высокий 1 8%
Средний 3 25%
Низкий 8 67%
Всего 10 100%

 


Для лучшего визуального восприятия, отобразим полученные результаты на диаграмме (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Диаграмма развития речи при использовании методики «пересказа текста» у детей старшей группы на констатирующем этапе

 

На основании проведенных исследований мы сделали следующие выводы: у 67% детей отмечается значительное отставание в развитии речи.

Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию речи у дошкольников. Для повышения речевого развития детей мы в своей практической работе будем использовать театрально-игровую деятельность.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.