Глава 1. Анализ влияния взрослых на общение старших дошкольников — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 1. Анализ влияния взрослых на общение старших дошкольников

2020-04-01 148
Глава 1. Анализ влияния взрослых на общение старших дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Общение присуще всем высшим живым существам, но на уровне человека оно становится особенным и опосредованным речью. Общение состоит из содержания, цели и средства, как пишет Р.С. Немов. Содержание - это информация, которая передается от человека к человеку и является средством межличностной настройки. Человеческое общение многопредметно по своей сути является самым разнообразным по своему содержанию.

Цель общения - то, ради чего люди активны по отношению друг к другу.

К средствам общения относят способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе взаимодействия. Например, с помощью телесных контактов. Так же информация может передаваться и восприниматься на расстоянии, через анализаторы, к примеру, взгляд, улыбка и тому подобное.

На ряду с этим, есть и другие способы ее (информации) передачи: язык и другие знаковые системы, письменность, технические средства записи, передачи и хранении информации.

По «Российской педагогической энциклопедии» «общение - взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка.»

Лишь во взаимодействии с другими людьми возможны усвоение детьми общественно - исторического опыта людей. Недостаток и ограничение общения заметно нарушают дальнейшее развитие ребёнка. Неоспоримо то, что основание личности ребенка закладывается в семье, которая играет роль первой школы его воспитания. Весь быт, поведение, ценностные установки, устои взрослых окружают ребенка с рождения, влияя на его будущие модели поведения, его собственные убеждения, потребности, отношения и установки. Существуют особые закономерности развития общения, однако, существуют и его проблемы.

По Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека сначала формируются как внешние, то есть, в реализации которых участвуют как минимум два субъекта, постепенно с помощью интериоризации («переход из внешней для организма среды во внутреннюю» [ 7 ]) ставятся внутренними.

Взгляды Выготского развивались его учениками, что привело к созданию концепции детского развития как присвоения ребенком общественно - исторического опыта в процессе взаимодействия со взрослыми.(А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Актуальность проблемы развития общения у старших дошкольников в настоящее время не утрачена, и вряд ли потеряет свое значение. Эта проблема мало изучена в пределах нашей страны, но имеет достаточно важное значение, так как формирование личности ребенка со своим мировоззрением будет во многом зависеть от окружения и его влияния на ребенка. На это указывает Л.С. Выготский: каждый ребенок - часть социального момента, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживания и деятельность его самого.

Мухина В.С. выделяет игру как ведущую деятельность дошкольного возраста, и говорит, что не маловажное значение имеет для ребенка отношение к нему взрослых и сверстников. Он нуждается в общении, и его дефицит сказывается на поведении дошкольника.

Абрамова Г.С. сводит период старшего дошкольного возраста к 5 - 7 годам и отмечает, что проблемы в развитии общения чаще всего обуславливаются психологическими причинами

Дубровина И.В. выделяет, что именно поведение является показателем внутреннего состояния ребенка. Отклонения или расстройства во внешних проявлениях (агрессия, вспыльчивость, пассивность) в основном зависит от проблем в общении как с взрослыми, так и со своими сверстниками.

Однако, именно проблема развития общения фактически не раскрыта в настоящее время и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Я могу предположить, что причиной этому недостатку послужила узкая постановка проблемы. Но степень развитости не является показателем ее значимости.

Цель моей работы состоит в том, чтобы попытаться раскрыть выбранную мной тему, анализируя работы известных отечественных психологов.

Задачи моей курсовой работы:

. обосновать, в чем состоит данная проблема и как она рассматривалась с авторских позиций;

. выявить причины возникающих проблем, анализируя труды знаменитых психологов, которые занимались данной проблемой;

. описать какие решения и предупреждения предлагают в своих работах психологи.

В своей работе я хочу раскрыть отношение к этой проблеме всего нескольких ученых, это: Л.С. Выготский, В.С. Мухина, И.В. Дубровина и Г.С. Абрамова.

В практической части мною были использованы следующие методики: «Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка» и «Методика родительских оценок и притязаний», с помощью которых я попробовала изучить личность каждого ребенка из 5 в глазах их родителей и воспитателей.

Итак, первым и, пожалуй, одним из самых выдающихся отечественных психологов является Лев Семенович Выготский, поэтому я предлагаю начать с анализа его работы.


 

Практическая часть

 

Данная практическая часть представлена двумя методиками, в результате проведения которых была получена необходимая информация.

Методика №1. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» [8, 144 с.].

Описание методики.

Эта методика представлена опросником, которая предназначена для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяется группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это могут быть его родители, родственники, работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Оценки одновременно дают ребенку не менее 2 - 3 человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка.

С помощью этого опросника оцениваются такие коммуникативные качества виды отношений ребенка с людьми как:

)   Доброта;

)   Внимательность к людям;

)   Правдивость и честность;

)   Вежливость;

)   Общительность;

)   Щедрость;

)   Отзывчивость, готовность прийти на помощь;

)   Справедливость;

)   Жизнерадостность;

)   Ответственность.

Проведение методики.

Родителям и воспитателю группы детей из пяти человек в детском саду было предложно ответить на данный опросник (см. приложение 1) для определения уровня развития коммуникативных качеств.

 

Анализ результатов.

 

Межличностные отношения

Фамилии детей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общая оценка
Респондент 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 8
Респондент 2 0,7 1 0,5 1 1 1 1 1 0,3 1 8,5
Респондент 3 0,5 1 0 1 0,3 1 0,9 0,5 1 1 7,2
Респондент 4 1 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 7,5
Респондент 5 1 1 0,5 1 1 1 0,5 0,6 1 0,5 8,1

 

Руководствуясь выводами об уровне развития (см. приложение 1) и полученными данными при анализе анкет (см. Таблица 1), большинство детей имеют высокий уровень развития коммуникативно-личностных качеств.

ребенка из 5 имеют средний уровень развития. У 3-х детей - высокий уровень.

Следует отметить, что в оценке правдивости и честности своих детей, родители ответили «нет», а некоторые «когда как», отсюда следует вывод, что дети часто лгут, что в принципе характерно для старшего дошкольного возраста, об этом писали более подробно В.С. Мухина и Г.С. Абрамова.

Таким образом, мы можем увидеть на примере полученных результатов, что коммуникативные качества у данных детей развиваются нормально и каких - либо отклонений и расстройств не выявлено.

Методика №2. «Методика родительских оценок и притязаний» [6, 94с.].

Эта анкета предназначена для сравнительной характеристики оценочного отношения родителей (воспитателей) личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспитателей, родителей, самого ребенка.

Таблица 2 отражает результаты оценок и самооценки ребенка.

Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка.

Родителям было предложено оценить по пятибалльной системе выраженность у ребенка определенных способностей и психических процессов:

В конце анкеты оценочные баллы суммируются. Анализ суммы оценок по каждому пункту дал необходимую информацию.

Родителям пяти разных детей было предложено ответит на анкету (см. приложение 2).

Проведение методики.

Родителям пяти детей было предложно ответить на данную анкету (см. приложение 2) для получения сравнительной характеристики оценочного отношения родителей. Родителям предлагается в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые баллы.

Анализ результатов.

После анализа анкет можно наглядно определить (см. Таблица 2) разницу родительскими оценками и родительскими притязаниями на их развитие.

Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания и реальные психологические возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка, на чем я подробно остановилась при рассмотрении позиции Дубровиной И.В. По результатам таблицы можно отметить, что родители на самом деле хотят бо´льших способностей, чем имеют их дети на самом деле (см. Таблица 2).


 

Таблица 2.

Фамилия ребенка

Общая сумма баллов

  Родительская оценка Родительское притязание
Респондент 1 29 66
Респондент 2 48 65
Респондент 3 27 67
Респондент 4 24 63
Респондент 5 49 70

 


 

Заключение

 

На основе исследованной литературы считаю, что данная тема вполне раскрыта.

В данной работе было обосновано, в чем состоит данная проблема и как она рассматривалась с различных авторских позиций; частично выявлены причины возникающих проблем, при анализе трудов знаменитых психологов; описано какие решения и предупреждения предлагают психологи в своих работах.

Проблемы и расстройства есть и, несомненно, будут существовать, но для того, что бы как - то смягчить нарастающую проблему, необходимо заниматься ее способами решения, развивать ее методологию.

В проведенном мною исследовании были показаны родительские реальные и желаемые оценки в своем ребенке на конкретных примерах, а так же степень развитости коммуникативных качеств у детей.

Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания и реальные психологические возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка, на чем я подробно остановилась при рассмотрении позиции Дубровиной И.В.

Изучены, далеко, не все аспекты проблемы развития общения в данном случае старших дошкольников.

Общение - это не до конца изученное явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать неплохие результаты и получить ценный опыт.

 


 

Список используемой литературы

 

.   Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2001. - 704 с. Изд. 2-е., исп. и доп.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-во моск. ун-та, 1980. 416 с.

.   Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с. (Серия «Мир психологии»).

.   Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во ЭКСМО, 2003. - 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).

.   Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.

.   Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л.А. Вегнера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с., ил.

.   Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 687 с.

.   Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 631 с.

.   Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. - 460 с.- (Основы наук).

.   Общение детей в детском саду и семье / Под ред.Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч. - исслед. ин - т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990. - 152 с.: ил.

.   Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.: ил.

.   Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляева, В. Н. Косуленко; Акад. наук СССР Инст. психологии. - М.: Наука, 1985. - 342 с.: ил.

.   Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. - 152 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)

Введение

 

Общение присуще всем высшим живым существам, но на уровне человека оно становится особенным и опосредованным речью. Общение состоит из содержания, цели и средства, как пишет Р.С. Немов. Содержание - это информация, которая передается от человека к человеку и является средством межличностной настройки. Человеческое общение многопредметно по своей сути является самым разнообразным по своему содержанию.

Цель общения - то, ради чего люди активны по отношению друг к другу.

К средствам общения относят способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе взаимодействия. Например, с помощью телесных контактов. Так же информация может передаваться и восприниматься на расстоянии, через анализаторы, к примеру, взгляд, улыбка и тому подобное.

На ряду с этим, есть и другие способы ее (информации) передачи: язык и другие знаковые системы, письменность, технические средства записи, передачи и хранении информации.

По «Российской педагогической энциклопедии» «общение - взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка.»

Лишь во взаимодействии с другими людьми возможны усвоение детьми общественно - исторического опыта людей. Недостаток и ограничение общения заметно нарушают дальнейшее развитие ребёнка. Неоспоримо то, что основание личности ребенка закладывается в семье, которая играет роль первой школы его воспитания. Весь быт, поведение, ценностные установки, устои взрослых окружают ребенка с рождения, влияя на его будущие модели поведения, его собственные убеждения, потребности, отношения и установки. Существуют особые закономерности развития общения, однако, существуют и его проблемы.

По Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека сначала формируются как внешние, то есть, в реализации которых участвуют как минимум два субъекта, постепенно с помощью интериоризации («переход из внешней для организма среды во внутреннюю» [ 7 ]) ставятся внутренними.

Взгляды Выготского развивались его учениками, что привело к созданию концепции детского развития как присвоения ребенком общественно - исторического опыта в процессе взаимодействия со взрослыми.(А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Актуальность проблемы развития общения у старших дошкольников в настоящее время не утрачена, и вряд ли потеряет свое значение. Эта проблема мало изучена в пределах нашей страны, но имеет достаточно важное значение, так как формирование личности ребенка со своим мировоззрением будет во многом зависеть от окружения и его влияния на ребенка. На это указывает Л.С. Выготский: каждый ребенок - часть социального момента, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживания и деятельность его самого.

Мухина В.С. выделяет игру как ведущую деятельность дошкольного возраста, и говорит, что не маловажное значение имеет для ребенка отношение к нему взрослых и сверстников. Он нуждается в общении, и его дефицит сказывается на поведении дошкольника.

Абрамова Г.С. сводит период старшего дошкольного возраста к 5 - 7 годам и отмечает, что проблемы в развитии общения чаще всего обуславливаются психологическими причинами

Дубровина И.В. выделяет, что именно поведение является показателем внутреннего состояния ребенка. Отклонения или расстройства во внешних проявлениях (агрессия, вспыльчивость, пассивность) в основном зависит от проблем в общении как с взрослыми, так и со своими сверстниками.

Однако, именно проблема развития общения фактически не раскрыта в настоящее время и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Я могу предположить, что причиной этому недостатку послужила узкая постановка проблемы. Но степень развитости не является показателем ее значимости.

Цель моей работы состоит в том, чтобы попытаться раскрыть выбранную мной тему, анализируя работы известных отечественных психологов.

Задачи моей курсовой работы:

. обосновать, в чем состоит данная проблема и как она рассматривалась с авторских позиций;

. выявить причины возникающих проблем, анализируя труды знаменитых психологов, которые занимались данной проблемой;

. описать какие решения и предупреждения предлагают в своих работах психологи.

В своей работе я хочу раскрыть отношение к этой проблеме всего нескольких ученых, это: Л.С. Выготский, В.С. Мухина, И.В. Дубровина и Г.С. Абрамова.

В практической части мною были использованы следующие методики: «Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка» и «Методика родительских оценок и притязаний», с помощью которых я попробовала изучить личность каждого ребенка из 5 в глазах их родителей и воспитателей.

Итак, первым и, пожалуй, одним из самых выдающихся отечественных психологов является Лев Семенович Выготский, поэтому я предлагаю начать с анализа его работы.


 

Глава 1. Анализ влияния взрослых на общение старших дошкольников


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.