Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной

2020-04-01 137
Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мухина В.С. пишет, что в дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности - «игра вызывает качественные изменения в психике ребенка», сам процесс игры «…носит знаковый (символический) характер» [3, с. 115]. Она утверждает - именно в игре можно обнаружить формирующуюся знаковую функцию сознания ребенка. «Игровые заместители» предметов могут сильно отличаться с ними, но не должны искажать реальных свойств предметов. Таким образом, ребенок достаточно избирательно действует в выборе замещения реальных на игровые аналоги.

Валерия Сергеевна Мухина отмечает, что применяя коня или страшного зверя, в основном это реальные люди - родители, учителя, воспитатели, люди в профессии. Вместе с тем, ребенок получает обязанности по отношению к окружающим, он чувствует, что если взял на себя какую-то роль, то обязан выполнять то, что ей и свойственно. «Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры». [3, с. 116].

В ролевой игре дети отражают окружающую их действительность.

«Содержанием ролевой игры у старших дошкольников становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли» [ 3 ].

Мухина В.С. отождествляет игрушки со средством «взаимодействия на нравственную сторону личности ребенка». «Кукла - объект для общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка». [3, с. 127] Но существуют так называемые агрессивные игрушки, цель которых - воспитать в ребенке садистские наклонности. Но, разрешенные ребенку проявления насилия, даже в игровой форме, могут сформировать холодную отчужденность, снять человеческие запреты на жизнь и достоинство человека, сформировать отношение к другому человеку как к безличному и не имеющему ценности существу.

Условия развития старшего дошкольника значительно выше, по сравнению с этапом младенчества. От ребенка теперь уже требуется соблюдение правил поведения, норм и морали в обществе. Растущие возможности познания действительности выводят ребенка за рамки общения с родными и близкими, становятся доступными для начального усвоения тех форм взаимоотношений, которые встречаются между взрослыми в серьезных видах деятельности, таких как учебная и трудовая. Ребенок-дошкольник учится считаться с мнением и интересами своих сверстников, согласованию с ними своих действий, включению в совместную деятельность.

Основное влияние взрослый оказывает на ребенка путем организации усвоения норм морали. Они (нормы) усваиваются детьми под воздействием образцов - прежде всего, сами взрослые, их поведение и взаимоотношения. Особое значение имеют непосредственно его близкие и родные. Ребенок может им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку окружающей действительности, наблюдает труд других людей, слушает рассказы, сказки, стихи. «В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих». [3, с. 157]

В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Это приводит к тому, что часто приходится учитывать мнение и точку зрения товарища. Детям это дается нелегко, и нередко относятся к этому формально. Освоение правил происходит в результате опыта, получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановления тих правил.

К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке сменяется сознаваемым выполнением, которое основывается на понимании их значимости. В этот период ребенок и сам подчиняется правилам, и следит за их выполнением другими детьми.

Огромное значение имеет развитие у дошкольников чувства гордости и стыда. Они и заставляют ребенка соотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых. Дошкольник испытывает гордость не только потому, что выполняет какие - либо действия, одобряемые взрослыми, но и потому что обнаруживает в себе положительные качества, например, смелость или правдивость.

Чувство стыда у дошкольника возникает тогда, когда он обнаруживает, что поступил не так, как от него ожидали, например, нарушил правила, проявил трусость, грубость, жадность и так далее.

У детей 6-7-ми лет сохраняется эмоциональная зависимость от взрослого. Поведение взрослого значительно отражается на поведении ребенка.

Так, в случае, если взрослый не расположен к ребенку, то он (ребенок) замыкается в себе, становится скованным, не активным, неуверенным, и даже агрессивным. В таком случае дети становятся вялыми, безразличными, способны бросить начатую деятельность. Однако другие дети могут увеличить темп своей деятельности, но ее продуктивность резко снижается. Демонстративный негатив со стороны взрослого, вызывает у ребенка соответствующие реакции: он либо пытается преодолеть этот барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, либо замыкается в себе и стремиться избежать общения.

В дошкольном возрасте ребёнок быстро овладевает речью, которая является средством общения, учится с ее помощью рассказывать o значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями. Он учится строить с людьми нормальные отношения. Узнавая от близких, он учится приветствовать людей как принято в eгo обществе. «Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию» [ 3 ]. Эмоционально окрашиваются не только слова, но и сопровождающая их мимика, позы и жесты.

Он подражает родителям и близким людям, то есть идентифицируется с ними. Ребенок неосознанно перенимает стиль общения. Именно семья, считает Мухина В.С., формирует у ребенка тот тип общения, которым пользуются окружающие его близкие люди. «Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении» [ 3 ].

В общении с помощью подражания ребенок усваивает варианты взаимодействия людей друг с другом. Это обусловливается абсолютной зависимостью человека от других людей.

В период старшего дошкольного возраста ребенок стремится к своей реализации в общении с другими людьми и спокойно использует механизмы идентификации и обособления.

Если ребенок обделен любовью, то он может стать неуверенным в себе, становится отчужденным от других, он чувствует себя покинутым и одиноким. Отстраненное отношение родителей к ребенку может привести к возникновению у него чувства отчужденности от других и страх - состояние сильной тревоги и беспокойства. Нельзя запугивать детей для того, чтобы добиться от них послушания (например, «Не будешь слушаться, отдам тебя дяде милиционеру!»). Запугивая ребенка, взрослый должен понимать, что таким образом он показывает не только свою отчужденную позицию, но и проявляет агрессию. Если взрослый не оказывает ребенку поддержки в необычной для него ситуации, предоставляет его самому себе, ребенок чувствует себя покинутым, переживает страх и волнение. Последствием такого отношения может стать боязнь темноты.

Укладывая ребенка спать, взрослые обычно гасят свет и оставляют его одного. Ребенок чувствует себя покинутым. Если он хотя бы раз был напуган в темноте, то впоследствии сама темнота будет его пугать. Частое переживание страха влияет на общее физическое и психическое самочувствие ребенка. От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает от страха за тех, кого любит. Таким образом, он сочувствует, и это является свидетельством того, что у него развивается такое важное чувство как сопереживание.

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми принципами. «Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности» [ 3 ].

В семье ребенку сообщают, как принято вести себя мальчикам и девочкам. И в каждой культуре существуют закрепившиеся принципы воспитания детей как будущих мужчин и женщин.

Еще стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через наблюдение за взрослыми. Родители являются носителями ценностных ориентаций своего пола. Взрослые ошибутся, если будут неотступно следовать всем стереотипам общепринятого поведения. В воспитании своих детей необходимо разносторонне развивать и мальчиков, и девочек. В старшем дошкольном возрасте дети начинают обнаруживать различную по своим проявлениям манеру поведения мужчин и женщин.

Ребенок способен к подражанию формам поведения, стереотипными формами поведения взрослых, которые могут оказаться вредной привычкой, к примеру, курение.

Утверждаясь в своих моральных качествах, для ребенка важно признание взрослого, к которому он привязан. Он хочет, чтобы взрослые были к нему благосклонны, благодарны ему, признавали его и ценили тот хороший поступок, которым он гордится сам.

Потребность ребенка в общении со взрослыми сводится к тому, что к ним он обращается за оценкой результатов своей деятельности и достижений. Пренебрежение, игнорирование и неуважение в таком случае могут привести к утрате малышом уверенности в себе, в таких случаях необходимо, напротив, поддерживать ребенка. Общение с взрослыми позволяет детям усваивать нормы социального поведения и важными моментами в культурном воспитании становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости.

Если у старшего дошкольника уже развито чувство ответственности за себя, то это ему очень поможет адаптироваться к грядущему учебному процессу, когда на него будут возлагаться не только новые права, но и новые обязанности.

Особое место занимает любовь ребенка к матери. Так как, удовлетворение всех его потребностей происходит через мать. В дошкольном возрасте он обнаруживает потребность в привязанности и признании взрослых.

Мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми является одним их важнейших и определяющих дальнейшее социальное развитие ребенка. Взаимоотношения ребенка с взрослым в большей степени зависят от содержания общения с позиции взрослого.

При условии положительного эмоционального отношения взрослого, ребенок относится к нему с доверием, старается успешнее выполнять свою работу, соблюдать все правила поведения.

Невнимание же, отчуждение, раздражительность взрослого приводят к тому, что ребенок пытается избежать негативных эмоций и замыкается в себе. Это отчуждение взрослого нередко может привести к развитию некоторых отрицательных качеств - замкнутость, лживость, лесть, агрессивность и тому подобное.

В общении с ребенком взрослый должен точно подбирать форму эмоционального отношения. Негатив и позитив для ребенка должны быть особой техникой общения, «где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок» [3, 161 с.].

Мухина В.С. отмечает, что в процессе развития детей обнаруживаются индивидуально-психологические качества (интересы, черты характера). Есть дети любознательные, активные, есть пассивные ничем особо не интересующиеся. Раздражительный и капризный ребенок резко отличается от «открытого», спокойного и доброжелательного.

Элементы общения возникают достаточно рано, когда дети еще играют сами по себе. Интерес к игре сверстника приводит к попыткам установления определенных взаимоотношений. Первые формы общения проявляются в желании ребенка приблизиться к другому ребенку, уступить часть места, играть рядом. С развитием игровых умений и усложнения игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. «В совместно игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи» [ 3 ].

Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него игровая ситуация, не запоминает условий игры, то он изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками

К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. Ребенок 6 - 7лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе. Общение с взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важными моментами в нравственном развитии ребенка становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в свой класс.

Мухина В.С. выделяет два вида взаимоотношений в игре - игровые и реальные.

Игровые отношения сводятся к исполнению роли, выбранной ребенком, отношению к детям в соответствии с сюжетом игры.

Очень важную роль для дошкольника играет влияние общения со сверстниками. Интерес и симпатия к другим детям переходит в потребность общения с ними.

Эта потребность развивается на основе совместной игровой деятельности, при выполнении общего задания и так далее.

Мухина В.С. указывает, что в условиях общественного воспитания дошкольников, когда ребенок находится среди других детей, вступая во взаимоотношения с ними, образуется, так называемое, «детское общество» [ 3 ]. В этих условиях ребенок-дошкольник приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с другими людьми.

Именно в условиях общения со сверстниками ребенок может применять усваиваемые им правила и нормы поведения по отношению к другим, к различным ситуациям. В совместной деятельности детей возникают ситуации, направляющие детей считаться с мнением коллектива, согласовывать свои действия с другими для достижения общей цели. В этих случаях дети не всегда находят нужные способы поведения. Между ними часто возникают конфликты, так как каждый пытается отстоять свои права, при этом, не считаясь с правами сверстников. Здесь воспитатель играет важную роль, - вмешиваясь в такие конфликты, он учит детей осознанному выполнению норм поведения.

Общение обеспечивает «упражнение» [3, с. 162] детей в положительных поступках. Это чрезвычайно необходимо для того, чтобы ребенок мог не только их знать, но и уметь руководствоваться ими.

Сильное влияние на развитие общения ребенка дошкольного возраста определяется влиянием «детского общества», в котором складывается, как называет Мухина В.С., «общественное мнение» [3, с. 162].

В 4-5 лет дети уже могут прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственному. Такое подчинение Валерия Сергеевна Мухина называет комфортностью.

Однако в 6 лет эта комфортность значительно падает. Комфортность для дошкольников - это переходный этап в овладении умением согласовывать свое мнение. У некоторых детей овладение этим умением может перерасти в отрицательные свойства личности.

Дети дают оценки своим сверстникам, опираясь на оценки воспитателя. Положительно оцениваются дети, которые делятся игрушками, защищают слабых и так далее.

Каждый ребенок занимает свое положение внутри «детского общества» [ 3 ]. Обычно лидируют несколько детей, они пользуются наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, им подражают, выполняют их просьбы и так далее. Так же есть дети, которые и вовсе не популярны среди своих сверстников. С такими детьми мало общаются, не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальные дети находятся как бы посередине этих двух «крайностей». Степень популярности ребенка зависит от его знаний, умственного развития, особого поведения, способности к коммуникабельности, их открытости, внешности, силы, выносливости и так далее.

Таким образом, положение ребенка в группе показывает, насколько он принят сверстниками. За весь период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.