Система социально-психических факторов в управлении мотивацией — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Система социально-психических факторов в управлении мотивацией

2020-04-01 157
Система социально-психических факторов в управлении мотивацией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важной сферой для стимула трудовой деятельности среднего медперсонала являются социальные гарантии. Во всем цивилизованном мире забота о человеке является подлинно государственным делом, а в России все эти заботы возложены на плечи организаций.

В МЛПУ «Специализированный дом ребенка» медперсоналу гарантированы следующие социальные блага:

предоставление и оплата очередного отпуска согласно графика;

выплата гарантированных пособий по учебе, больничному листу, уходу за детьми; выплата за дополнительные дни отпуска многодетным матерям и по уходу за детьми-инвалидами;

выплата материальной помощи малообеспеченным;

приобретаются подарки детям к Новому году, сотрудникам к 8 марта. Дню Медицинского работника;

выделяются путевки на санаторно-курортное лечение;

гарантируется личная безопасность, как в профилактике профессиональных заболеваний (использование дезсредств, перчаток, разовых шприцев, прививки от вирусного гепатита, дифтерии и др., организация ЦСО), так и в физическом смысле (наличие службы охраны круглосуточно);

ежегодные профилактические медицинские осмотры сотрудников позволяют своевременно и бесплатно выявлять заболевших и лечить амбулаторно или в условиях стационара порядка 100-120 человек в год;

решается жилищный вопрос (из-за отсутствия своего жилищного фонда стоит остро, но в случае крайней необходимости, главный врач добивается места в общежитиях университета).

Нами было проведено анкетирование сотрудников МЛПУ «Специализированный дом ребенка». Оно показало, что все исследуемые нами медработники в своей профессиональной деятельности испытывают те или иные трудности. Среди них на первый план выходит низкая заработная плата (60%), это притом, что труд работников бюджетной сферы стал оплачиваться выше. На второй план - психоэмоциональные нагрузки (20%). Больший процент медсестер, которых не устраивают взаимоотношения в коллективе, но процент физических нагрузок значительно выше.

Ниже приводятся основные жизненные ценности сотрудников МЛПУ «Специализированный дом ребенка»

Жизненные ценности (в %)

 

Жизненные ценности МЛПУ
Общественное признание 4
Духовные потребности 14
Интересная работа 37
Карьера 0.8
Материальные потребности 44,2

 

Повышению профессионального и социального статуса старших медицинских сестер способствует, на наш взгляд - участие их в принятии администрацией учреждения некоторых решений. Среди респондентов только 10 человек отметили, что они постоянно участвуют в принятии решений, касающихся сестринской деятельности; 13 человек делают это редко, а 3 ответили отрицательно.

На моральный климат в коллективе оказывают и взаимоотношения среди сотрудников, в т.ч. и с главным врачом. Практически все опрошенные охарактеризовали свои отношения с руководством как «деловые». А вот взаимоотношения с врачебным коллективом 18 респондентов оценили как «деловые», а 12 - как «дружеские».

Со средним и младшим медицинским персоналом свои отношения считают «деловыми» 21 человек, «дружескими» 8 человек, «натянутыми» 12 человек.

Старшая медицинская сестра может стать хорошим руководителем, если сумеет правильно оценить различные факторы и подойти к решению каждой ситуации. Она должна владеть всем диапазоном стилей лидерства. В проведенном нами исследовании демократический стиль управления или его элементы выбрали 18 человек, либеральный - 5 и авторитарный - 7 человек.

Немаловажное значение в деятельности старшей медицинской сестры как руководителя сестринского подразделения имеет удовлетворенность работой.

Из 30 респондептов только 14 были удовлетворены своей работой. Видимо это является одной из причин желания сменить pa6oту у 9 старших медицинских сестер. Среди других причин называют неудовлетворенность материальным положением, плохое материально-техническое снабжение и 1 респондент указал на недостаточный уровень знании. В целом большинство опрошенных - 21 человек оценили свое материальное положение как «неудовлетворительное», а 9 как «удовлетворительное».

Полученные нами данные являются предварительными, но они позволяют выявить отдельные проблемы в деятельность старших медицинских сестер МЛПУ «Специализированный дом ребенка».

Среди причин неудовлетворенности работой медсестры отмечают такие факторы, как низкая организация труда; отсутствие сестринских комнат; малая площадь сестринских помещений; скученность больных в палатах; устаревшее неисправное оборудование; отсутствие современной аппаратуры; недостаточная техническая оснащенность; материальная и социальная незащищенность; низкая заработная плата; отсутствие льгот для медицинских работников в медицинских учреждениях; невостребованность в работе; несоответствие функциональных обязанностей медсестры с занимаемой должностью; отсутствие системы поощрения труда медицинских сестер.

На вопрос:- "Чтобы Вы хотели изменить в работе сестринского персонала?"- медицинские сестры в качестве приоритетных направлений назвали:

рациональнее планирование рабочего времени; улучшение условий труда; материальная стабильность; возможность своевременно повышать квалификацию;

улучшение материально-технической базы учреждения.

Результаты анкетирования среднего медицинского персонала МЛПУ «Специализированный дом ребенка» во многом отражают действительное состояние сестринских служб лечебных учреждений нашего города.

Психодиагностическое, направленное как на выявление индивидуально- личностных особенностей медсестер, так и на определение круга проблем, требующих психологической помощи в их разрешении, при этом диагностика осуществляется в рамках учебного процесса на практических занятиях по предметам психологического цикла, и на рабочих местах в ходе подготовки к научно-практическим конференциям, во время проведения обучающих семинаров в самом МЛПУ, в процессе дипломных исследований.

Консультативное, направленное на создание психологически безопасного пространства учебной и профессиональной деятельности, повышение психологической компетентности СМР. Консультативная работа предполагает оказание квалифицированной психологической помощи по нескольким направлениям:

персональное консультирование медицинских работников, которое направлено на оказание помощи в формировании индивидуального стиля работы; групповое консультирование медицинских работников предполагает оказание помощи в разрешении проблем мотивации, устранении конфликтов, повышении стрессоустойчивости, обучении навыкам релаксации, психологически грамотного подхода к пациентам с учетом их нозологий, возрастных и личностных особенностей (выбор тематики консультативной работы связан со спецификой отделения, основан на знании степени удовлетворенности своей деятельностью, взаимоотношениями в коллективе, проблем, с которыми сталкивается в своей повседневной работе медицинская сестра); психологические консультации пациентов и их родственников.

Следующее, психокоррекционное и развивающее направление, способствующее профессиональному и личностному самоопределению СМР, также реализуется в разных формах работы. Одно из наиболее эффективных - социально-психологический тренинг, который может рассматриваться как метод воздействия в целях обучения, развития профессионально-необходимых качеств и свойств, личностных характеристик. Цель тренинга - способствовать повышению мотивации на профессиональное и личностное саморазвитие.

Другая форма психокоррекционной и развивающей работы заключается в проведении в рамках учебного процесса практических занятий, на которых происходит осознание необходимости для личности постепенных изменений через овладение знаниями и навыками, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности, для успешного жизненного самоопределения.

Данное направление работы трудно отграничить от обучающего, которое в первую очередь реализуется в ходе учебной деятельности на базе повышенного уровня обучения Кемеровского областного медицинского колледжа. Теоретический материал и практические занятия по «социальной, педагогической и медицинской психологии» направлены на углубленное изучение психологии личности, лидерства, психологических аспектов воспитания, обучения, лечения и взаимоотношений внутри коллектива. Обучающее направление реализуется также в форме семинаров, организованных в МЛПУ «Специализированный дом ребенка».

В целом организация и выбор направления психологических семинаров продиктованы, с одной стороны, потребностью МЛПУ в освещении той или иной проблемы, а с другой стороны, соответствует плану работы Научно-методического консультативного центра для специалистов со средним медицинским образованием с учреждениями практического здравоохранения.

Интерес практического здравоохранения к психологическим аспектам профессиональной деятельности средних медицинских работников также связан и с проблемами эффективности, успешности функционирования МЛПУ как организационной структуры, и с проблемами индивидуального планирования карьеры профессионала. Ведь карьера создает предпосылки для творческого роста профессионала, его самоактуализации в организации и способствует повышению эффективности системы, причем, как правило, планирование карьеры, мотивирующей на профессиональное и личностное саморазвитие, осуществляется в контексте планов развития самой организации, инновационных процессов, которые являются условием ее выживания и развития.

Таким образом, мероприятия психологического сопровождения профессиональной деятельности представляются необходимыми на современном этапе развития здравоохранения, поскольку создают социально-психологические условия для успешного профессионального функционирования, развития личностных, профессионально-важных качеств СМР, способствуют эффективности внедрения инновационных технологий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проделанной работы можно сформулировать следующие выводы.

. В ходе развития теоретических представлений о мотивации человеческого поведения в целом и уже - представлений о мотивации трудовой деятельности наблюдается постепенный отказ от применения системы стимул-поощрение. Более современные концепции трудовой мотивации рассматривают широкий спектр факторов, влияющих на продуктивность трудовой деятельности человека. Существенным является тот факт, что придание профессиональной деятельности творческого характера само по себе является мотивирующим фактором.

. Изменение системы мотивации непосредственно связано с изменяющимся характером труда в условиях перехода к постиндустриальному обществу. В этих условиях происходит мотивация через саму работу. Таким образом, задача управленческого персонала более не состоит в непосредственном мотивировании творческой деятельности сотрудников путем материального или нематериального стимулирования или применения директивных мер. Акцент смещается на создание таких условий труда, при которых труд неизбежно приобретал бы характер творчества. Эти условия диктуются самим временем. Для успешного функционирования на рынке предприятие должно постоянно осуществлять инновационную деятельность - внедрять в производство продукты творчества (инновационные проекты).

. Многочисленные исследования психологов подтверждают практические наблюдения в том плане, что внешняя мотивация творческой деятельности оказывается в большинстве случаев неэффективной. Только в случае, если мотивы сотрудника носят внутренний характер, с его стороны возможны проявления творческой активности. Важнейшей задачей управления в этой области является, во-первых, создание таких мотивов, которые были бы приняты человеком как собственные и, во-вторых, создание такой атмосферы на предприятии, в которой творческие способности каждого сотрудника приветствовались и имели бы реальные положительные последствия.

Таким образом, важнейшим стимулом эффективности труда для медицинских сестер МЛПУ «Специализированный дом ребенка» является качество жизни как трудовой, так и бытовой. Оно определяется эффективной системой оплаты труда, отношением руководства организации к персоналу, возможностью служебной карьеры, объективной аттестацией на квалификационную категорию, обеспечением социальных гарантий и дополнительных благ.

Нами были разобраны основные классические формы материального стимулирования, применяемые в здравоохранении. На самом деле, в настоящее время грань между ними стирается и все чаще и чаще руководители МЛПУ пытаются уйти от гарантированных выплат по ETC и платить за конкретные результаты труда.

Отражением этого процесса является, к примеру, пункт 7.6. Положения об оплате труда работников здравоохранения, где введено понятие сверхнормативного дохода, а главному врачу дано право распределять его в зависимости от местных условий.

Следовательно необходимо коренным образом менять отношение к сестринскому делу для повышения значимости профессии медицинской сестры, а в свете реформы здравоохранения в целом подготовить потенциал высококвалифицированных кадров, способных обеспечить качественную и доступную медико-социальную помощь населению.



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.