Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В.В. Бойко). — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В.В. Бойко).

2020-04-01 444
Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В.В. Бойко). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная методика покажет нам как чувствует и ведет себя личность в малых группах, насколько выражены асоциальные наклонности внутри маленького коллектива.

Инструкция. Ответьте «да» или «нет» на приводимые ниже ситуации: как вы чаще всего поступаете? Чем больше утвердительных ответов получено вами, тем более дисфункционален стереотип вашего эмоционального поведения.

 


2.2 Отличительные черты личностной самореализации студентов в неформальных организациях

 

Исходя из поставленных задач, нами были выбраны 3 методики: экспресс - диагностика склонности к аффективному поведению, экспертная диагностика взаимодействия в малых группах и диагностика самоактуализации личности, направленных на выявление уровня самореализации личности студента в неформальных организациях. Задачи были следующие:

ñ первая методика покажет нам насколько комфортно личность чувствует себя, склонны ли члены неформальной организации к негативизму, повышенной обидчивости, эмоциональной неустойчивости. Склонность личности к аффективному поведению один из факторов, влияющих на самореализацию личности;

ñ вторая методика поможет нам увидеть межличностные отношения и взаимодействия в малых группах. Степень взаимодействия в малых группах выступает как еще одно условие самоактуализации личности студента в неформальных группах;

ñ третья методика представит нам уровень самореализации личности.

В качестве контингента испытуемых выступили 54 студента КГУ им. Н.А. Некрасова (27 юношей и 27 девушек в возрасте 19-21).

Результаты экспресс-диагностики склонности к аффективному поведению показали, что аффективность у девушек как черта характера проявлена больше (15%), чем у юношей (7%); зато у 56% юношей, она проявляется как поведенческая тенденция, в то время как у девушек, она проявляется в 47%; 41% девушек не имеет такого дисфункционального аффективного состояния, среди юношей таковых 37%. Общая тенденция такова, что в среднем испытуемые переживают отрицательные эмоции, возникающие у них в результате неудовлетворения каких-либо жизненно важных для них потребностей.

Результаты экспертной диагностики взаимодействия в малых группах

В основном и юноши (41%), и девушки (37%) считают уровень группового взаимодействия средним; неблагоприятным уровень группового взаимодействия видят 37% юношей и 33% девушек; 30% девушек и 22% юношей находят, что групповое взаимодействие имеет нарастающие позитивные тенденции. В итоге показатели группового взаимодействия средние, это говорит нам о том, что не все члены неформальных организаций включены в групповое взаимодействие, есть разобщенность, чаще всего инициатива во взаимодействии исходит только от одного из членов группы.

Результаты диагностики самоактуализации личности

Шкала ориентации во времени показывает, что молодые люди (56%) больше живут настоящим, нежели девушки (49%), они больше понимают экзистенциальную ценность жизни.

Шкала ценностей свидетельствует о том, что девушки (57%) больше разделяют ценности самоактуализирующейся личности, чем юноши (53%). Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию.

Взгляд на природу человека проценты по этой шкале, что у юношей (39%), что у девушек (37%) невысокие, это говорит о том, что молодые люди недостаточно верят в людей, в могущество человеческих возможностей.

Высокая потребность в познании, коей испытуемые не обладают. Показатели среди обоих полов почти одинаковые: юноши-48%, девушки-49%. Тогда как самореализующаяся личность всегда открыта новым знаниям, впечатлениям.

Креативность, по этому пункту девушки (79%) обошли юношей (53%), у них более творческий подход к жизни.

Автономность, девушки более автономны (58%), свободны и независимы, нежели юноши (53%).

Спонтанность - качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру более свойственно молодым людям (45%), чем девушкам (37%). Спонтанность соотносится с такими ценностями как свобода, естественность.

Самопонимание юноши (48%) более сензитивны к своим желаниям и потребностям, чем девушки (43%). Они менее склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.

Аутосимпатия, по этой шкале девушки гораздо лучше - 72%, осознают себя и более адекватно оценивают, чем юноши 47%.

Шкала контактности подтверждает что, юноши (48%) более общительны и способны к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, чем девушки (39%).

Шкала гибкости в общении показывает нам, что молодые люди (69%) более ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши и манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением, чем девушки (47%).


3. Психологические рекомендации при работе над личностной самореализацией студентов в неформальных организациях

 

Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности. Студент как субъект своей жизнедеятельности проявляет себя в выборе пути и способов развития, в самоопределении по отношению к базовым ценностям, реализации себя в поступке, общении, деятельности. К сожалению, большая часть студентов не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.

Рекомендации при работе над личностной самореализацией студентов в неформальных организациях:

. Преподаватели должны больше уделять внимания личностной самореализации студентов, наблюдать за процессом развития студентов в групповом взаимодействии.

. Преподаватели могут больше уделять внимания философскому и психологическому самообразованию студентов, это мотивирует и помогает самореализации студентов. К тому же это поможет установить дополнительные связи во внутре групповом взаимодействии.

. Нужно чаще положительно мотивировать студентов, для поднятия их самооценки, понимания своих сил, стремления совершенствоваться. Ведь уверенность одна из характеристик самореализующейся личности.

. Творчество - непременный атрибут самореализации, поэтому нужно предоставлять больше возможности для работы творческих объединений, клубов, художественной самодеятельности, конкурсов, благотворительных акций и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов.

. Самореализацию как реализацию ценностей нельзя рассматривать без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному, или им руководят эгоистические побуждения. Поэтому вузовский педагогический процесс должен максимально востребовать от будущего профессионала его личные потенциалы, пробуждать и акцентировать активность каждого.

. Если самореализацию рассматривать как осуществление смысла, который человек находит во внешнем мире, то одним условием самореализации является конструктивное общение преподавателей и студентов на базе сотрудничества, эмпатийное взаимодействие. При таком общении у человека снимаются внутренние барьеры, что позволяет ему выйти за пределы самого себя и своего мира. Происходит культурное обогащение и духовное самоукрепление личности, развитие и углубление вкусов.

. Учебная же деятельность воспринимается как обязательная, но не увлекательная и личностно-значимая. Здесь, кроме методического решения проблемы, стоит задача более важная. Учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал обоих субъектов.

. Как и при развитии личности вообще, самоактуализирующаяся личность нуждается в интересных, нестандартных, творческих заданиях, которые помогли бы ей проявить себя.

. Необходимо поддерживать инициативу лидеров неформальных организаций, направленную на групповое взаимодействие.

. Диагностирование студентов, при поступлении и его дальнейшем обучении, на уровень самореализации личности своевременно покажет помогают ли принимаемые меры - самоактуализации личности.

Таким образом, задачи развития личности и проблемы, встающие перед студентами, обуславливают необходимость оказания им психологической поддержки в целях: психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

 

 


Заключение

 

По мнению исследователей феномена самореализации студентов, которая является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации они относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности. Мы выяснили, что самореализация студента - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация студента как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности. Было выяснено, на процесс самореализации студентов влияет такой фактор как групповое взаимодействие в неформальной организации.

 


Список литературы

самореализация неформальный личность

1. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М, 1991. - 160 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М., 1990. - 367 с.

.   Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. - Екатеринбург, 1998.

.   Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - 43-52 с.

.   Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А. Психология личности. Тексты. Хрестоматия. - М, 1982 г. - 288 с.

.   Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск:, 1999. - 154 с.

.   Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.:, 1984. - 383 с.

.   Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб. 1997. - 232 с.

.   Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. // Наука. Образование. Практика. Сборник материалов региональной межвузовской научно-практической конференции. - Уфа: Восточный университет, 2007, - 37-41 с.

.   Личность, внутренний мир и самореализация/под ред. Кулюткина Ю.Н., Сухобской Г.С. - С-П., 1996.

.   Маслоу А. Мотивация и Личность. - СПб., 2006. - 352 с.

.   Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы.-М., 1999, -425 с.

.   Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997. - 367 с.

14. Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. - М., 1982.

15. Методики социально-психологического исследований личности и малых групп. научных, трудов / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.В. Журавлевой. - М., 1995. - 288 с.

16. Морозова И.В. Самореализуется ли личность сегодня? // Прикладная психология. - 2000. - №2. - 82 с.

.   Никифоров.Г.С, КоростылеваЛ.А. Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск №5. - Спб., 2001. - 232 с.

.   Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. - М., 1996.

.   Проблемы саморазвития личности: методология и практика // Сб. науч. трудов, К. - 1990. - С. 126 - 138.

.   Рубинштейн С.Л. О смысле жизни. М., 1927. - 564 с.

.   Самореализация - основание акмеологического развития: А.А. Деркач, Э.В. Сайко - Спб., 2010. - 224 с.

.   Селевко Г, К., Селевко А, Г., Левина О.Г. Самосовершенствование личности (самоактуализация). - М., 1999. - 272 с.

23. Снетков В.М. Психология коммуникаций в организациях. - СПб., 2000. - 73 с.

24. Столяренко А.М. Социальная психология. Учеб. пособие для вузов. - М, 2001. - 543 с.

25. Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе. - М., 2005. - 144 с.

.   Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М., 2004. - 670 с.

.   Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - 490 с.

.   Фетискин Н.П. Практическая психодиагностика личности. - Кострома, 1995. - 192 с.

.   Хрестоматия по психологии/ Сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского. - М., 1977. - 447 с.

.   Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - М., 1994.

.   Шпалинский В.В. Психология менеджмента. - М., 2000. - 210 с.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.