Процесс самореализации личности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Процесс самореализации личности

2020-04-01 156
Процесс самореализации личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Неформальная организация играет важную роль в жизнедеятельности общества и конкретного человека представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности.

Объект исследования: специфика личностной самореализации в неформальных организациях

Предмет исследования: личностная самореализация

Цель исследования: заключается в определении специфических черт личностной самореализации студентов в неформальных организациях.

Исходя из цели объекта и предмета исследования нами решались следующие задачи:

ñ определить понятие «личностная самореализация» и его особенности;

ñ определить понятие и особенности неформальной организации;

ñ исследовать самореализацию личности студентов в неформальных организациях;

ñ определить имеется ли взаимосвязь между самореализацией личности и его развитием в неформальной организации.

База исследования: КГУ им. Н.А. Некрасова.

Методы исследования:

Теоритические методы

ñ анализ психолого-педагогической литературы;

ñ синтез;

ñ сопоставление;

Эмпирические методы

ñ анкетирование.

Методы обработки данных:

ñ количественные;

ñ качественные.

Гипотеза исследования: в условиях неформальной организации становление личности и личностная самореализация имеет свою специфику, и отлична от развития личности в другой социальной среде.

Проблема самореализации личности является ключевой проблемой в

современном обществе.

В 1-ой главе мы определим что такое процесс самореализации личности, проследим какими характеристиками может обладать самореализующаяся личность, раскроем понятие «неформальной организации»,

рассмотрим класиффикацию неформальных организаций, сравним неформальную организацию и неформальное объединение.

Во 2-ой главе мы экспериментальным путем выявим уровень личностной самореализации у студентов в неформальной организации, и сделаем вывод относительно отличительных черт личностной самореализации, которыми обладают члены такой организации.

В 3-ей главе мы дадим рекомендации относительно работы с неформальными организациями и самореализацией личности студента в ней.

 


1. Личностная самореализация школьников и студентов в неформальных организациях

Заключение

 

По мнению исследователей феномена самореализации студентов, которая является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации они относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности. Мы выяснили, что самореализация студента - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация студента как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности. Было выяснено, на процесс самореализации студентов влияет такой фактор как групповое взаимодействие в неформальной организации.

 


Список литературы

самореализация неформальный личность

1. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М, 1991. - 160 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М., 1990. - 367 с.

.   Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. - Екатеринбург, 1998.

.   Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - 43-52 с.

.   Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А. Психология личности. Тексты. Хрестоматия. - М, 1982 г. - 288 с.

.   Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск:, 1999. - 154 с.

.   Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.:, 1984. - 383 с.

.   Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб. 1997. - 232 с.

.   Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. // Наука. Образование. Практика. Сборник материалов региональной межвузовской научно-практической конференции. - Уфа: Восточный университет, 2007, - 37-41 с.

.   Личность, внутренний мир и самореализация/под ред. Кулюткина Ю.Н., Сухобской Г.С. - С-П., 1996.

.   Маслоу А. Мотивация и Личность. - СПб., 2006. - 352 с.

.   Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы.-М., 1999, -425 с.

.   Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997. - 367 с.

14. Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. - М., 1982.

15. Методики социально-психологического исследований личности и малых групп. научных, трудов / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.В. Журавлевой. - М., 1995. - 288 с.

16. Морозова И.В. Самореализуется ли личность сегодня? // Прикладная психология. - 2000. - №2. - 82 с.

.   Никифоров.Г.С, КоростылеваЛ.А. Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск №5. - Спб., 2001. - 232 с.

.   Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. - М., 1996.

.   Проблемы саморазвития личности: методология и практика // Сб. науч. трудов, К. - 1990. - С. 126 - 138.

.   Рубинштейн С.Л. О смысле жизни. М., 1927. - 564 с.

.   Самореализация - основание акмеологического развития: А.А. Деркач, Э.В. Сайко - Спб., 2010. - 224 с.

.   Селевко Г, К., Селевко А, Г., Левина О.Г. Самосовершенствование личности (самоактуализация). - М., 1999. - 272 с.

23. Снетков В.М. Психология коммуникаций в организациях. - СПб., 2000. - 73 с.

24. Столяренко А.М. Социальная психология. Учеб. пособие для вузов. - М, 2001. - 543 с.

25. Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе. - М., 2005. - 144 с.

.   Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М., 2004. - 670 с.

.   Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - 490 с.

.   Фетискин Н.П. Практическая психодиагностика личности. - Кострома, 1995. - 192 с.

.   Хрестоматия по психологии/ Сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского. - М., 1977. - 447 с.

.   Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - М., 1994.

.   Шпалинский В.В. Психология менеджмента. - М., 2000. - 210 с.

Введение

 

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Неформальная организация играет важную роль в жизнедеятельности общества и конкретного человека представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности.

Объект исследования: специфика личностной самореализации в неформальных организациях

Предмет исследования: личностная самореализация

Цель исследования: заключается в определении специфических черт личностной самореализации студентов в неформальных организациях.

Исходя из цели объекта и предмета исследования нами решались следующие задачи:

ñ определить понятие «личностная самореализация» и его особенности;

ñ определить понятие и особенности неформальной организации;

ñ исследовать самореализацию личности студентов в неформальных организациях;

ñ определить имеется ли взаимосвязь между самореализацией личности и его развитием в неформальной организации.

База исследования: КГУ им. Н.А. Некрасова.

Методы исследования:

Теоритические методы

ñ анализ психолого-педагогической литературы;

ñ синтез;

ñ сопоставление;

Эмпирические методы

ñ анкетирование.

Методы обработки данных:

ñ количественные;

ñ качественные.

Гипотеза исследования: в условиях неформальной организации становление личности и личностная самореализация имеет свою специфику, и отлична от развития личности в другой социальной среде.

Проблема самореализации личности является ключевой проблемой в

современном обществе.

В 1-ой главе мы определим что такое процесс самореализации личности, проследим какими характеристиками может обладать самореализующаяся личность, раскроем понятие «неформальной организации»,

рассмотрим класиффикацию неформальных организаций, сравним неформальную организацию и неформальное объединение.

Во 2-ой главе мы экспериментальным путем выявим уровень личностной самореализации у студентов в неформальной организации, и сделаем вывод относительно отличительных черт личностной самореализации, которыми обладают члены такой организации.

В 3-ей главе мы дадим рекомендации относительно работы с неформальными организациями и самореализацией личности студента в ней.

 


1. Личностная самореализация школьников и студентов в неформальных организациях

Процесс самореализации личности

самореализация неформальный личность

Важнейшими психологическими характеристиками человека являются степень активности его собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности за происходящие с ним события. Актуальное значение эти характеристики приобретают в ходе социальной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.

В гуманистической психологии общепризнанно, что смысл жизни каждого человека может состоять в его наиболее полной самореализации. Полнота самореализации означает максимально успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков, одаренности, а вместе с тем возможную пользу, которую он может привнести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом. В основе самореализации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира.

Самореализация человека рассматривается как мотив, как опредмечивание (предметное наполнение) его сущностных сил и потребностей, стремление продолжить свое бытие как личности в других людях. Так личность соотворяет и отворяет себя - в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе. При этом человек оказывает воздействие на все социо-культурное пространство.

Самореализация человека возможна в различных сферах. Самореализация связана с наработкой критериев оценки достижений, со стремлением к некоему моральному идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свое представление о ценности индивида. Но на самом деле речь идет о большем. Самореализация влечет за собой реализацию мира. «Я отвечаю за себя и за всех, - писал Сартр, - и я создаю образ человека, отвечающий моему представлению о том, каким человек должен быть.» Мы индвидуально и коллективно делаем моральный выбор, принимаем моральные решения и тем самым постоянно создаем этот мир заново.

Основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка личностью, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный, потребностный смысл его жизни и деятельности. «Самореализация - это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому пути просветления. Это способ - жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение.» (А. Маслоу)

Немаловажным является выявление психолого-педагогических условий, способствующих самореализации личности. На основании философско-методологических предпосылок и данных гуманистической психологии можно выделить 3 пути достижения цели свободного развития личности. Первый путь - это развитие творческого потенциала человека, его природных задатков. При этом А. Маслоу подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в исскустве или науке, но и в повседневной реальной жизни, каждодневнм выборе жизненных ситуаций. Второй путь самореализации человека - это развития способности к аутентичному способу существования. Аутентичное бытие - это осознание человеком подлинности своего бытия, это жизнь «здесь и теперь», когда человек достигает единства своего бытия и своей собственной личности. Это осознание открывается человеку при помощи предельных переживаний. Третий путь самореализации человека - это непосредственное формирование в нем способности к личностному росту.

Процесс самореализации ограничивают социально-экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя.

На уровне человека А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), - и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация - это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам».

Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и, прилагая собственные усилия, по мере решения проблем совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю для себя еще более трудные (но соответствующие моим силам и возможностям, моей «самости») реалистические проблемы. Или же деградирую, не принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем или выбирая те, которые не соответствуют моим силам и возможностям, моей «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно прихожу в результате к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности моего самоопределения, потребует психологической, социальной или медицинской помощи. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора.

Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии, «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом.

О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья.

В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, мы должны помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с обретением подростком понятийного уровня мышления; наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения; накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем; наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы.

Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если:

человек осознано и глубоко верит в эту жизненную самореализацию, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни;

человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми;

человек обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и разнообразных отношениях;

-  человек способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной реализации на всех этапах жизненного пути.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.