Основные проблемы российского туризма и его потенциал — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Основные проблемы российского туризма и его потенциал

2020-04-01 113
Основные проблемы российского туризма и его потенциал 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анализ перспектив развития туристического рынка России следует начать с выявления его слабых сторон и проблем. Для удобства их рассмотрения можно провести STEP-анализ факторов, негативно влияющих на развитие туристической деятельности в России.

К социальным факторам относятся следующие:

1. В сфере въездного туризма заняты менее 10% российских операторов по международному туризму, остальные заняты выездным туризмом;

2. Отсутствие новых туристических продуктов или новых маршрутов, интересных туристам;

.   Сервис на отечественных курортах отличается низким уровнем, оценка по критерию «цена - качество» будет не в пользу российского продукта;

.   28,7% туроператоров России оценивают ситуацию в стране как криминогенную;

.   Некоторые туроператоры отмечают также опасность неадекватного поведения и злоупотребления в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников милиции, таможенной и пограничной службы [11, с 177].

Важную роль играют технологические факторы, точнее их отсутствие или малая развитость, которая замедляет развитие туристической индустрии в целом. Среди них можно выделить неразвитость коммуникаций (дороги, электричество, газ). Например, на Черноморском побережье это делает невозможным массовое строительство гостиничных комплексов частными инвесторами [6, с. 170];

Особо большую группу составляют политические и юридические факторы:

1. Отсутствие на федеральном уровне законоположений, устанавливающих правила деятельности предпринимателей в сфере клубного отдыха, гостиничной и экскурсионной деятельности;

2. Недостаточный уровень государственной поддержки и протекционизма в сфере государственного регулирования внутреннего и въездного туризма. Это находит отражение в отсутствии льгот по НДС, налогу на прибыль, на имущество, отсутствии льгот для инвесторов, вкладывающих средства в строительство гостиниц и иных предприятий туристической индустрии в РФ [8, с. 27].

.   Отсутствие четкого разграничения полномочий в сфере государственного регулирования туризма между РФ и субъектами РФ.

.   Существенную часть туристического потока отбирают страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индия;

.   За последние 20 лет действия некоторых муниципальных органов привели к неконтролируемому землеотводу небольших участков рекреационных территорий. Это препятствует их комплексному освоению и созданию современных конкурентоспособных курортов в России.

Это говорит о том, что, если Россия хочет добиться лучших результатов на рынке туристических услуг, особенно на рынке въездного туризма, стоит обратить внимание на собственное внутреннее регулирование, а не только на факторы, действующие извне.

И, наконец, экономическими факторами являются:

1. Превышение импорта над экспортом туристических услуг;

2. Сдерживают въездной туризм также и высокий уровень цен на внутренние маршруты и программы отдыха. По некоторым оценкам, день пребывания в России на полном пансионе с экскурсионной программой и проживанием в отеле категории 3-4 «звезды» обходится не дешевле 200-250 евро [11, с. 177].

.   Определенной угрозой для развития въездного туризма является экспансия на рынок иностранных туроператоров, которые «перехватывают» туристические потоки у российских компаний.

Как видно, проблем у России немало. И все они требуют решения, если страна хочет добиться успеха на международном туристическом рынке.

Однако не стоит забывать о том, что в России имеются и возможности, которые могут помочь ей добиться улучшения своего положения, решения стоящих проблем. Например, при условии развития минимально необходимого количества гостиничных комплексов в таких регионах, как Горный Алтай, Карелия, Байкал, будет очень активно развиваться экотуризм. При этом соотношение россиян и иностранных клиентов будет постепенно близиться к равному соотношению.

С целью освоения новых маршрутов считается интересной идея развития малых городов. Среди перспективных городов выделяют Плес в Ивановской области, Муром во Владимирской области, Елец в Липецкой области и другие [6, с 171].

Кроме того, интересна инициатива развития туризма в Арктике. Поездки на Северный полюс и в другие арктические районы - это своеобразная отличительная черта экзотического ассортимента нашей страны. Но местом массового спроса это направление не станет. Что касается северных районов России, от Соловков и Кольского полуострова до Камчатки, многие из них перспективны для развития туризма [15, с. 174]. Для некоторых из этих районов туризм может стать альтернативой промысловому хозяйству. Также это будет способствовать сохранению природного и культурного наследия. Среди подобных примеров из зарубежного опыта можно выделить Аляску, Лапландию.

В связи с этим Правительство РФ утвердило Концепцию развития въездного и выездного туризма на 2011-2016 годы [2]. В ней сказано, что эффективная государственная поддержка решения проблем туризма позволит привлечь дополнительные инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства и улучшить ее имидж.

В рамках данной программы предусмотрено проведение трех этапов. I этап (2011 год) - подготовительный этап, предусматривающий проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала регионов страны с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработку подходов к развитию туристской инфраструктуры. II этап (2011-2013 годы) - этап пилотного внедрения, предусматривающий проведение работ по созданию отдельных, наиболее важных и значимых объектов современных туристских комплексов в нескольких отдельно взятых субъектах Российской Федерации, в том числе развитие коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры соответствующих регионов. III этап (2014-2016 годы) - этап тиражирования, предусматривающий создание обширной региональной сети курортных и туристских объектов, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.

В рамках концепции почти две трети средств рассчитывается привлечь от частных инвесторов, а треть доплатит государство из федерального бюджета. Эксперты считают, что без совершенствования законодательной базы и создания льготных условий такие масштабные инвестиции привлечь не удастся.

Увеличение внутреннего и въездного турпотоков будет осуществляться за счет: создания новых туристских объектов, маршрутов и брендов, формирования современных востребованных туристских продуктов и расширения перечня туристских услуг. Кроме того, будет обеспечена доступность отдыха для широких слоев населения и привлекательности путешествий по России как для россиян, так и для иностранных туристов. Запланировано проведение рекламных мероприятий некоммерческой направленности по продвижению новых турпродуктов и курортно-рекреационных возможностей России на мировом и внутреннем туристских рынках.

За счет предпринимательской инициативы будут создаваться дополнительные рабочие места. Появятся предприятия малого и среднего бизнеса в туриндустрии. Появятся новые специальности в туристической отрасли, пройдет повышение престижности профессий в сфере туризма.

В результате реализации программы правительство рассчитывает увеличить численность иностранных туристов в 7 раз, а российских туристов - в 1,4 раза. Также, по прогнозам, должен увеличиться объем платных туристских услуг, оказанных населению, в 4,4 раза, объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 3,9 раза. Также планируется увеличение работников, занятых в туристической отрасли в 1,4 раза.

К тому же в последнее время туристическая индустрия России активно использует ресурсы сети Интернет. Относительно недавно заказ билетов через он-лайн сети, поиск маршрутов и гостиниц стали понятны для граждан. В настоящее время большинство людей находят это удобным и легким в использовании.

Конечно, туристический сектор въездного туризма развит крайне слабо, но есть и перспективные начинания, связанные с альтернативными видами туризма (экотуризмом, этническим туризмом и т.д.).

Таким образом, у России имеются перспективы касательно туристической индустрии, однако сейчас, с точки зрения международного въездного туризма, она недостаточно конкурентоспособна, хотя в свете общемировых тенденций, когда, как мы выяснили, повышается спрос на новые маршруты и новые виды туризма, Россия способна предложить потребителю как первое, так и второе. То есть при грамотном управлении туристической деятельностью, привлечению инвесторов, улучшению внутренней инфраструктуры у РФ имеются шансы занять лучшее положение в мире по въездному туризму.


Заключение

 

В ходе выполнения данной работы был проведен анализ такой динамично развивающейся в наши дни отрасли сферы услуг, как международный туризм. Это исследование позволило оценить текущее состояние международного туризма, определить его будущие перспективы. Была доказана гипотеза, что сейчас появляются новые виды туризма, которые отвечают спросу на них. А также данные подтвердили, что развивающиеся страны, в особенности азиатские, становятся новой движущей силой международного туризма. Также были проведены 2 STEP-анализа факторов, влияющих на развитие международного туризма и сдерживающих его развитие (на примере России).

К социальным факторам были отнесены личные предпочтения, возраст, образование, мода, хронический стресс. Среди экономических можно назвать доходы, цены на турпродукты, экономическую ситуацию в стране. Политические факторы - криминогенная ситуация, стабильность в стране, вступление в международные организации. В современных условиях важную роль играют технологические факторы: развитие транспорта, влияние сети Интернет, внедрение нового оборудования. В качестве дополнительных факторов были выделены правовые (законодательство, визовый режим, НПА страны), а также факторы окружающей среды (обширность территории, уникальность природы, этнический состав, экологические катастрофы). Это позволило более глубоко проникнуть в сущность туризма, выявить существующие взаимосвязи между ним и другими сферами жизни общества.

Итак, в ходе выполнения данной работы были сделаны следующие выводы:

. Международный туризм - это понятие сложное и многогранное, которое имеет различные трактовки. Обобщив его, получим, что туризм - это не только перемещения людей, но и целая индустрия, которая играет важную роль в мировом хозяйстве.

2. На развитие международного туризма оказывают влияние многочисленные факторы. Среди них выделяют экономические, политические, социальные, технологические, правовые и факторы окружающей среды.

.   В литературе представлено множество классификаций международного туризма. В данной работе была представлена собственная дополненная классификация. В нее также вошли особо популярный сейчас экологический туризм, специфические виды (книжный, космический, туризм в места катастроф);

.   Международный туризм занимает порядка 25% в мировой торговле услугами, причем его влияние на мировую экономику будет продолжать расти. Уже сейчас его вклад в мировой ВВП составляет порядка 9%, а в ближайшем будущем ожидается 10%.

5. Анализ перспектив на будущее показал, что развивающиеся страны становятся новой движущей силой развития международного туризма. Наблюдается тенденция роста доли развивающихся экономик и снижения доли развитых экономик.

6. При рассмотрении России было выявлено, что международный туризм развивается, но преимущественно за счет выездного туризма, а не въездного.

7. В РФ имеются различные сдерживающие факторы, мешающие продвижению туристической отрасли. Однако имеются и перспективные направления, которые при грамотном развитии могут способствовать повышению конкурентоспособности России на рынке въездного туризма.

В современном мире сфера услуг играет все возрастающую роль, поэтому туризм заслуживает отдельного внимания как одна из лидирующих ее отраслей. Развитие туристического сектора может значительно повысить международный престиж страны, а также принести ей значительные доходы. Следовательно, при выработке правильной стратегии туризм служит экономическому развитию в целом.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.