Текущие туристические тенденции в РФ — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Текущие туристические тенденции в РФ

2020-04-01 98
Текущие туристические тенденции в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Туристический сектор развивается сейчас повсеместно. И Россия не является исключением. Как и у всех, у нее есть свои преимущества и недостатки, касающиеся этого направления. Попытаемся проанализировать положение России на международном туристическом рынке.

В рейтинге туристической привлекательности, рассчитанном по методологии Мирового экономического форума, Россия в 2007 году занимала 68 место, однако затем она поднялась вверх и в 2011 году достигла 59 позиции рейтинга [20]. Эти данные могут говорить о двух важных чертах современного состояния туризма в России. С одной стороны, место РФ в рейтинге недостаточно высокое, что является показателем слабо развитой туристической инфраструктуры. С другой стороны, виден прогресс, рост позиции России, что свидетельствует о развитии, туристическая индустрия движется вперед.

Среди особенностей России можно выделить специфику предоставления туристических услуг. Стоит обратить внимание на то, что ведущие туроператоры перераспределены на том или ином направлении туристических поездок. Разделяют турагентский и туроператорский сегменты рынка. Причем в туроператорском сегменте имеет место ярко выраженная олигополистическая конкуренция: на любом из направлений существует 5-10 крупных туроператоров, которые захватили примерно 90% всего сегмента рынка. В турагентском сегменте присутствует совершенная конкуренция, что значительно снижает барьеры входа на рынок [12, с. 183].

Институт экономических стратегий составил список компаний-лидеров туристического рынка в 2008 году. Первые места занимают: группа компаний «Интурист», «Нева», «Натали Турс», «Tez Tour», «Coral Travel», «Инна Тур», «Капитал Тур», «Pac Group» [28]. Однако даже среди ведущих компаний дела складываются не всегда удачно. К примеру, известна ситуация с компанией «Tez Tour», которая нарушила Федеральный закон «О конкуренции» и запустила в эфир Первого канала ролик со слоганом: «Туроператор №1», что привело к административному делу, которое возбудила против турфирмы ФАС.

Для того чтобы охарактеризовать место и роль туризма в РФ, необходимо проанализировать ряд показателей. К примеру, общий вклад туризма в ВВП России составляет 5,9%. Этот показатель меньше среднемирового, однако к 2012 году ожидают рост на 4,6%. В 2011 году число занятых в сфере туризма составляло 5,5% от общей занятости, а по прогнозу на 2022 будет 5,9% [19]. Как мы видим, доля туризма по этим показателям не очень велика, однако отмечаются тенденции к росту.

Следующее, что заслуживает внимания, - это въездные и выездные поездки граждан по целям [23].

 

Таблица 8 - Въезд в РФ и выезд граждан из РФ, тысяч

 

Число поездок иностранных граждан в РФ

Число поездок российских граждан за границу

  2000 2005 2010 2011 2000 2005 2010 2011
Всего 7 410 9 398 8 266 9 194 9 819 14 838 25 487 29 271
В т. ч. по целям:                
служебная 1 997 2 591 3 035 3 753 1 611 1 864 1 133 1 203
туризм 2 215 2 251 2 025 2 228 4 252 6 405 12 231 14 052
частная 2 239 3 516 2 174 2 121 2 867 5 149 10 188 11 962
транзит   90 1 48 49 46 - - -
обслуживающий персонал 8 69 8 92 9 83 1 046 1 089 1 420 1 936 2 054

 

Проанализируем структуру таблицы. Из нее можно сделать вывод, что общее число поездок из России и в Россию растет. Однако число поездок российских граждан за границу превышает число поездок иностранных граждан в Россию более чем в три раза в 2011 году. Это нельзя назвать положительной тенденцией, так как, исходя из структуры таблицы, очевидно, что въездной туризм развит очень слабо. За последние десять лет число приезжающих иностранных граждан увеличилось на 24%, тогда как число поездок российских граждан за границу увеличилось на 198%. Бесспорно, что разница составляет очень большое значение. Причем, исходя из данных таблицы, наблюдается перспектива сохранения данной тенденции.

Если рассматривать поездки по целям, то в Россию преимущественно приезжают по служебным целям, далее идут частные поездки и туризм, занимающие примерно одинаковые позиции. Российские же туристы едут за границу по большей части с целью туризма или это частные поездки. Следовательно, можно сказать, что на данном этапе Россия - страна малопривлекательная для въездного туризма. В процентном выражении с целью туризма за последние десять лет увеличение поездок в нашу страну составило всего 0,6%. А увеличение числа поездок из РФ с той же целью составило 230%. Данные цифры сразу же отражают главную проблему РФ - малую привлекательность с точки зрения международного туризма. С другой стороны, российские граждане являются активными потребителями международных туристических услуг, что уже было рассмотрено в таблице 5.

Также стоит рассмотреть, куда преимущественно направляются российские граждане с целью туризма, какие направления наиболее популярны у них [23].

 

Таблица 9 - Число поездок российских граждан за границу с целью туризма в 2011 году, тысяч

Страна Число поездок
Турция 2 682
Китай 1 502
Египет 1 453
Финляндия  9 12
Таиланд  7 80
Германия  7 02
Испания  6 45

 

Видно, что большинство направлений связано со странами с теплым климатом, имеющими выход к морю. Это говорит о том, что россияне больше предпочитают традиционный пляжный туризм. И опять-таки нельзя не отметить общемировую тенденцию в заинтересованности развивающимися странами в плане предоставления туристических услуг. Россия не стала исключением. Первые три страны по популярности у российских туристов - это Турция, Китай и Египет, а шестую позицию занимает Таиланд.

Если же посмотреть информацию о том, из каких стран в Россию приезжают туристы, то ситуация будет кардинально другой [23].

 

Таблица 10 - Число поездок иностранных граждан в Россию с целью туризма в 2011 году, тысяч

Страна Число поездок
Германия 3 47
Китай 2 34
США 1 70
Финляндия 1 34
Великобритания 1 29
Италия 1 25
Испания 1 01

 

Сразу же заметно, что цифры здесь намного скромнее, чем в предыдущей таблице. При этом страны, куда выезжают российские граждане не совпадают с теми, откуда к нам приезжают иностранные туристы. В основном в Россию с целью туризма едут из Европы. Кроме того, 2 и 3 позиции занимают Китай и США.

Можно предположить, что это связано с относительно высокими расходами на туристический отдых в России, малой разработанностью туристических программ и маршрутов, слабой приспособленностью к приему зарубежных туристов.

Что касается поступлений от туризма и расходов российских граждан на туристические услуги, то здесь повторяется вышеописанная ситуация. По поступлениям от туризма Россия в 2011 году заняла 24 место в мире, причем по сравнению с предыдущим годом рост составил 29,1%. А по расходам на туристические услуги Россия входит в десятку мировых лидеров, ее расходы по сравнению с 2010 годом в 2011 году даже увеличились. Как следствие, в 2011 году Россия заняла 7 место в мире по расходам, и также наблюдается рост. Увеличение по сравнению с 2010 годом составило порядка 22,1% [22].

Таким образом, можно сказать, что туризм в России развивается, однако это развитие носит односторонний характер. Российские турагентства и туроператоры ориентированы в основном на выездной туризм, а въездной туризм развит крайне слабо. Подтверждает это и статистика ВТО, включающая Россию в состав крупнейших импортеров туристических услуг. Ее доля в 2011 году составила 3,4%, для сравнения доля США равняется 9,1%, Китая - 7,6%, Канады - 3,5% [17].

Однако у России имеется и потенциал, который может способствовать развитию туристической деятельности в части въездного туризма. Это и уникальная природа, климат, памятники истории и культуры, богатое историческое прошлое, обширная территория, пригодная для активных видов отдыха. Но снова все это наталкивается на сложно устранимые проблемы российских реалий, о которых будет сказано дальше. Причем, судя по вышеприведенным статистическим данным, сами россияне находят предоставляемые нашей страной туристические услуги как услуги недостаточно высокого качества и активно используют возможности, предоставляемые выездным туризмом. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы, риски и угрозы для российского туристического рынка, а также обозначить перспективные направления его развития.

 



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.