Мероприятия по улучшению эффективности управления оборотным капитатом и повышению платежеспособности ООО «ТеплоИнком» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Мероприятия по улучшению эффективности управления оборотным капитатом и повышению платежеспособности ООО «ТеплоИнком»

2020-04-01 178
Мероприятия по улучшению эффективности управления оборотным капитатом и повышению платежеспособности ООО «ТеплоИнком» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Повышение эффективности использования оборотных средств обеспечивается ускорением их оборачиваемости на всех стадиях кругооборота.

Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств заложены непосредственно в самом предприятии. В сфере производства это относится, прежде всего, к производственным запасам. Запасы играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства, но в то же время они представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе. Эффективная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию; ликвидации сверхнормативных запасов материалов; совершенствованию нормирования; улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.

Мероприятия по реорганизации запасов сырья на ООО «ТеплоИнком»

1. Разнести по категориям запасы по степени их важности для стабильности деятельности ООО «ТеплоИнком». Проанализировать оборот запасов по видам: уменьшить объемы готовой продукции. Уменьшить размеры неприкосновенных запасов (или запасов, хранящихся в качестве буфера за счет достижения договоренности о более коротком сроке выполнения заказа на поставку такого товара;

2. Улучшить деятельность в области заказов на снабжение путем внедрения более эффективных контрольных процедур, таких как централизация хранения и отпуска товаров, перераспределение площадей хранения или улучшение / минимизация документооборота.

Если на предприятии возникли финансовые проблемы, то необходимо поработать, прежде всего, со своей дебиторской задолженностью. Это наиболее доступный и приносящий относительно быстрый результат способ пополнить свой счет денежными средствами:

Необходимо ликвидировать или, по крайней мере снизить дебиторскую задолженность предприятия, что позволит высвободить значительные средства для предприятия. Для руководства и экономических служб предприятия нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности. Если такие имеются, то необходимо срочно принять меры по их взысканию (оформление векселей, обращение в судебные органы и др.).

Высвобожденные средства от взыскания дебиторской задолженности необходимо вложить в расширение объема производства, наиболее реально осуществлять работы в 2-3 рабочие смены.

. Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности.

Суть этого подхода заключается в максимальном сокращении финансового цикла за счёт:

-  сокращения дебиторской задолженности;

-  увеличения кредиторской задолженности.

Эффект достигается за счёт ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности, которую определяют основные факторы:

-  платежеспособность покупателя;

-  оценка и классификации покупателей в зависимости от вида продукции, объёма закупок;

-  определение вероятности своевременной оплаты счетов, исходя из истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

-  решение о величине и продолжительности коммерческого кредита;

-  контроль расчётов с дебиторами и оценка реального состояния дебиторской задолженности;

-  политика сбора денег по просроченным кредитам;

-  анализ и планирование денежных потоков;

-  анализ и контроль образовавшейся дебиторской задолженности.

Если возникли проблемы, то необходимо поработать с дебиторской задолженностью. Это наиболее доступный и приносящий относительно быстрый результат способ пополнить свой счет денежными средствами. Однако это еще и сигнал к тому, что финансовый менеджер не справляется с выполнением одной из его функций - управлением дебиторской задолженностью. Остановимся на некоторых основных ее моментах.

Управление дебиторской задолженностью намного шире и включает в себя систему методов проведения расчётов за отгруженную продукцию и услуги, взыскание просроченных долгов, политику взаимоотношений с факторинговыми компаниями и коммерческими банками, с товарными и валютными биржами.

Финансовый менеджер должен осуществлять постоянный мониторинг величины дебиторской задолженности, т.к. её чрезмерное увеличение приводит к падению платёжеспособности предприятия. Уровень дебиторской задолженности зависит, в основном, от условий расчётов с контрагентами предприятия.

Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть обшей системы управления оборотными активами предприятия и заключается в оптимизации общего размера дебиторской задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Необходимость правильного управления уровнем дебиторской задолженности определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков предприятия (получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие), но и желанием снизить его издержки, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом: за счет роста внешних заимствований или за счет собственных средств предприятия.

Дебиторская задолженность является фактором, который определяет следующее:

- размер и структуру оборотных активов предприятия;

размер и структуру выручки от продаж;

длительность финансового цикла предприятия;

оборачиваемость оборотных активов и активов в целом;

ликвидность и платежеспособность предприятия;

источники денежных средств предприятия. Управление дебиторской задолженностью предполагает:

организацию учета и анализ дебиторской задолженности за предыдущий и отчетный периоды;

формирование кредитной политики предприятия;

формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности и планирование поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;

разработку системы контроля за состоянием дебиторской задолженности;

разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью.

Одно из основных направлений (элементов) управления дебиторской задолженностью - формирование кредитной политики предприятия. Цель кредитной политики - получение дополнительной прибыли за счет стимулирования роста объема продаж. Однако реализация кредитной политики связана с определенными издержками по контролю за оплатой счетов и обслуживанием дебиторской задолженности. Кроме того, появляются риски возникновения безнадежных долгов, когда отгруженная продукция вообще не оплачивается.

На проведение кредитной политики оказывает влияние целый ряд факторов. Во-первых, это экономические условия. В периоды общего экономического спада проводится более либеральная кредитная политика, чтобы стимулировать покупателей. При повышении спроса предприятие проводит более жесткую кредитную политику. Во-вторых, место предприятия на рынке. При наличии значительного числа предприятий, производящих аналогичный товар, компания проводит более либеральную кредитную политику. В-третьих, характер поставляемой продукции. По товарам длительного пользования срок кредитования, как правило, больше. В-четвертых, финансовое состояние покупателей, заказчиков. Крупным потребителям, чье финансовое положение устойчиво, а риск неплатежа минимален, кредит может предоставляться на более льготных условиях по сравнению с финансово неустойчивыми компаниями.

Размер дебиторской задолженности определяется двумя факторами: объемом реализации продукции в кредит и средним периодом времени между датой отгрузки продукции и получением денежных средств. В связи с этим основными элементами кредитной политики являются:

а) объем продаж в кредит, цены на продукцию;

б) стандарты кредитоспособности - определяют приемлемую надежность, которую должен продемонстрировать клиент для того, чтобы получить кредит;

в) условия отсрочки платежа, в том числе скидки, т.е. суммы снижения цен, предоставляемые за досрочную оплату (до истечения срока погашения дебиторской задолженности). Предприятие может использовать скидки в качестве инструмента, стимулирующего своевременную оплату, тем самым уменьшая риск, связанный с просроченными выплатами, и период обращения дебиторской задолженности;

г)  контроль расчетов и политика взыскания долгов - устанавливают критерии в отношении жесткости или гибкости, применяемых к неплатящим должникам. В рамках политики взыскания долгов разрабатываются процедуры, которых придерживается предприятие для взыскания просроченных долгов.

Объем продаж в кредит, средние сроки кредита, цены на предлагаемую в кредит продукцию зависят от множества факторов: от сложившихся в конкретной отрасли, регионе условий кредитования покупателеи; поведения предприятия при завоевании рынка; склонности компании к риску; спроса потребителей на продукцию предприятия; срока годности товара; объема закупок; уровня конкуренции; размера банковских процентных ставок; кредитного риска и др.

Стандарты кредитной надежности определяют минимально приемлемую надежность организации-клиента при его кредитовании. Они могут быть различными в зависимости от того, какую кредитную политику выбирает фирма-поставщик.

Кредитоспособность покупателей и заказчиков можно оценивать, используя банковские методики оценки кредитоспособности заемщиков (каждый банк при этом использует свою систему оценки и распределения заемщиков на категориям), предполагающие оценку их способности возвратить основную сумму долга и проценты по нему в полном объеме и в установленный срок.

Наряду с этим производится оценка прибыли, которую заемщик получит при кредитовании его конкретных затрат, с точки зрения возможности уплаты процентов за кредит, а также иных источников возможного погашения кредита (реализация мате материальных ценностей, предоставленные гарантии, использование залогового права).

При анализе кредитоспособности используют целый ряд количественных показателей. Здесь в качестве основных рассчитываются и оцениваются следующие коэффициентные группы показателей: коэффициенты ликвидности, коэффициенты финансовой устойчивости, коэффициенты оборачиваемости, коэффициенты рентабельности, инвестиционной привлекательности.

Кроме того, рассчитываются такие важнейшие абсолютные показатели, как чистые активы организации, величина собственных оборотных средств.

В соответствии с такой комплексной оценкой покупатели и заказчики делятся на три группы в зависимости от размера предоставляемого им коммерческого кредита:

-я группа - кредит предоставляется в максимальном размере;

-я группа - кредит предоставляется в ограниченном размере;

-я группа - кредит не предоставляется.

Попутно заметим, что поставщики товара относятся к предоставлению коммерческого кредита более либерально, поскольку банки, как правило, предъявляют высокие требования к обеспечению кредита, проводят более глубокую диагностику финансового состояния предприятия. Коммерческий кредит в условиях российской практики получить значительно легче, нежели банковский. Однако это не освобождает фирмы-кредиторов от оценки бизнеса своих клиентов, в противном случае это может обернуться для них значительными убытками.

Определение условий отсрочки платежа. Они определяются типом принятой предприятием политики и включают в себя следующее:

- сроки отсрочки платежа;

размер коммерческого кредита, предоставляемого различным покупателям;

размеры скидок при оплате продукции покупателем в первые дни после отгрузки;

размеры штрафных санкций и механизм их взимания;

долю отсрочек платежа, оформляемую векселем.

Сроки и размеры отсрочки платежей определяются следующими условиями:

особенностями взаимоотношений предприятия с отдельными группами покупателей или отдельными покупателями;

- кредитной политикой предприятия и сложившейся на данный момент практикой на рынке коммерческих кредитов;

финансовыми возможностями предприятия, предполагающими необходимость отвлечения денежных средств в дебиторскую задолженность, что удлиняет операционный и финансовый циклы, замедляет оборачиваемость оборотных средств предприятия, снижает показатели рентабельности.

В договоре поставки на условиях отсрочки платежа указывается, например, следующее: «3/10 - 40», что означает: если оплата производится в течение десяти дней после выставления счета, то предоставляется скидка с его стоимости в размере 3%; если покупатель скидкой не пользуется, то должен оплатить товар в течение 40 дней. Тем самым, сравнивая потери от предоставления скидки с потерями от отсрочки платежа, предприятие может определить вариант, который ему наиболее выгоден.

Заметим, что предоставление скидок за быструю оплату продукции является наиболее гибким инструментом влияния на скорость возврата денежных средств. Однако следует знать, что скидки в контрактах целесообразны в следующих случаях:

- если они приводят к увеличению объема продаж и более высокой общей прибыли;

если предприятие испытывает дефицит денежных средств;

в случаях ранней оплаты поставленного товара. При прочих равных условиях таким скидкам должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату. Это связано с тем, что прибыль ведет к повышению налогов, а скидки приведут к снижению налогооблагаемой базы.

В настоящее время нередки случаи, когда должники не исполняют своих обязательств по договорам в части сроков оплаты, что приводит к образованию у поставщиков просроченной дебиторской задолженности. За нарушение условий договоров возможно применение следующих мер гражданско-правовой ответственности:

штрафы,

пени (в соответствии со ст. 330 ГК РФ штраф и пеня - виды неустойки),

проценты.

Способы взыскания долгов. Основные способы получения дебиторской задолженности описаны в гл. 26 ГК РФ «Прекращение обязательств».

В настоящее время широко используются различные методы рефинансирования дебиторской задолженности, к которым, в частности, можно отнести:

- факторинг;

форфейтинг;

использование векселя и других ценных бумаг как средства платежа и др.

Таким образом, следует отметить, что залогом эффективной политики управления дебиторской задолженностью является построение на предприятии системы контроля ее состояния. Если на крупных предприятиях в основе этого процесса лежит установление функционального распределения между центрами ответственности, то на малых предприятиях вопросам управления дебиторской задолженностью должен уделять внимание сам руководитель предприятия.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.