Особенности формирования системы налогообложения в России — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности формирования системы налогообложения в России

2020-04-01 154
Особенности формирования системы налогообложения в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Порядок исчисления региональных налогов и сборов

 


Теоретические основы формирования региональных налогов и сборов в Российской Федерации

Методика исчисления и взимания региональных налогов и сборов

налогообложение региональный бюджет сбор

Список литературы

 

1. Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: учеб пособие / А.В. Аронов, В.А. Камин.-М.: Магистр, 2007. - 576 с.

2. Майбуров, И.А. Теория и история налогообложения: учебник для вузов /И.А. Майбуров.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

.   Мошкова Т.Г. Работа в муниципальных образованиях с налогом на имущество физических лиц / Т.Г. Моли, Е.В. Мокарова // Финансы. - 2009. - №2. - С 28-29

.   Налоги и налогообложение: учебное пособие /под ред А.Е. Миллер, И. В Миллер, А.И. Тоболова.: Омск. - 2005. - 160 с

.   Налоги и налогообложение: учебник для вузов/ под ред Б.Х. Алимова.-изд 2-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007. - 448 с.

.   Налоги и налогообложение: учебник для вузов / под ред. И.А. Майбурова.-изд. 2-е, перераб и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 511 с.

.   Налоговый кодекс РФ Ч. 2 (по состоянию на 1 октября 2008)/ Новосибирск: сиб. универ изд-во. - 2008. - 607 с. - ст. 356-386

.   Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов / под ред Г.Б. Поляка. - изд 2-е, перераб и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА: Закон ип право. - 2007. - 415 с.

.   Пансков, В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник для вузов/ В Г Пансков. - М.: Финансы и статистика. - 2007. - 464 с.

.   Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. Издательство: Росстат, 2009. - 510 с.

.   Рыманов, А.Ю. Налоги и налогообложение: учебник для вузов/ А.Ю. Рыманов. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 334 с.

.   Толкушин, А.В. История налогов в России: уче пособие / А. В, Толкушин.-М.: Юристъ. - 2006. - 432 с.

Порядок исчисления региональных налогов и сборов

 


Теоретические основы формирования региональных налогов и сборов в Российской Федерации

Особенности формирования системы налогообложения в России

 

В Древнерусском государстве в период раннего феодализма (9-12 вв.) основным источником доходов казны была дань с населения. В условиях господства натурального хозяйства денежные поборы были, ограничены и большая часть дани собиралась, натурой. Средства казны расходовались на содержание великокняжеского двора, органов управления, дружины, ведение войн. В период феодальной раздробленности (13-14 вв.) кроме дани широкое распространение получили мыты, взимавшиеся на границах земель отдельных феодалов и при проездах через заставы, мосты. Источником доходов были также пошлины: судебные, торговые, с соляных варниц, серебряного литья и др.

В конце 15 века - первой половине 16 века учреждаются центральные органы управления - приказы (доходами и расходами казны ведали финансовые приказы). В результате проведенной в 1535 году унификации денежной системы рубль становится единой счетной единицей Русского государства. Во второй половине 16 века многие, налоги и сборы стали взиматься в денежной форме. Широкое распространение получают чрезвычайные налоги, введение которых было вызвано военными действиями (пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, жемчужные - на изготовление пороха, полоняничные деньги - на выкуп русских из плена).

Во второй половине 17 века получает распространение обложение подворным налогом (единицей обложения вместо сохи становится двор), что существенно расширяет круг налогоплательщиков. Помимо прямых налогов взимаются чрезвычайные сборы (главным образом с ремесленно-торгового населения посада), возникает откупная система (таможенные и кабацкие доходы отдаются на откуп). Косвенные налоги в общем объеме доходов казны к концу 17 в. достигают 45%. Важнейшими расходными статьями являлись расходы на армию (62,2%) и дворцовое управление (19,9%).

В эпоху Петра I (конец 17 - первая четверть 18 в.) затраты на ведение войн, создание регулярной армии и военно-морского флота составляли около 75% всех расходов. Для их покрытия был введен ряд новых налогов, дальнейшее развитие получила сдача на откуп оброчных сборов, казенных монополий на вино и др.

После отмены крепостного права (крестьянская реформа 1861 г.) был проведен ряд мероприятий, направленных на упорядочение финансов. В 1862 г. бюджетной реформой В.А. Татаринова регламентировано составление смет отдельными ведомствами и расходование ассигнуемых средств; в 1863 г. винные откупа были заменены винным акцизом - новой, более прогрессивной системой получения казной доходов от реализации алкогольных напитков. Основой государственных доходов по-прежнему являлись налоги - подушная и оброчная подати, питейный сбор и таможенный сбор, соляной налог, акциз на табак и др. Военные ассигнования поглощали около 40% всех расходов, платежи по государственным долгам - около 36, содержание органов управления - 13%. В 1880-х гг. расходы казны значительно увеличились в связи с выкупом государством частных железных дорог. Для покрытия расходов государственный земельный налог был повышен в 1,5 раза, увеличены сборы с городских недвижимых имуществ и ставки косвенных налогов на табак, спирт, вино и сахар. В 1895-1897 гг. была осуществлена денежная реформа, установившая золотой стандарт. При подготовке к реформе для сокращения бюджетного дефицита были значительно повышены косвенные налоги на предметы массового потребления.

В начале 20 в. постоянно возрастала доля косвенных налогов в доходах государственного бюджета; в 1904 г. на их долю приходилось 61% всех доходов (из них 1-е место занимали доходы от винной монополии.

Для налоговой системы Российской Империи основное фискальное значение имели косвенные налоги и среди них доход от винной монополии, который в 1909-1913 гг. составлял 28,6% всех поступлений в государственный бюджет. Крупные доходы приносили акцизы на сахар и другие предметы массового потребления, а также таможенные пошлины. Значительно меньшую роль играли прямые налоги: поземельный налог, промысловый налог и др. Отдельные сборы, взимавшиеся в национальных окраинах, представляли собой прямой пережиток крепостничества, оброчная подать с крестьянства и кочевого населения Сибири, Средней Азии, Закавказья; сборы с нерусского населения, например ясак, кибиточная подать.

В Первую мировую войну 1914-1918 гг. из бюджета выпали доходы от винно-водочной монополии (введение «сухого закона»), сократились лесной и таможенные доходы, поступления от железных дорог и др. В апреле 1916 г. был принят Закон о подоходном налоге, взимание которого должно было начаться с 1917 г.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство фактически продолжало политику в сфере налогообложения: были повышены косвенные налоги, введены монополии на ряд предметов потребления, в том числе на сахар; повышены акцизы на табачные изделия, плата за коммунальные услуги и др. В июне 1917 г. Временное правительство объявило об увеличении ставок подоходного налога и о введении дополнительного единовременного налога на высокие прибыли за 1917 г. Взимание этих налогов предполагалось осуществить в 1918 г.

РСДРП(б) на VI съезде (26 июля - 3 августа (8-16 августа) 1917 г.) выдвинула программу преобразования в области финансов, включавшую немедленное прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты государственных долгов, преобразование всей налоговой системы путем введения поимущественного и прогрессивно-подоходного налогов, отмены косвенных налогов на предметы первой необходимости и введения высоких косвенных налогов на предметы роскоши. Частично эта программа была реализована при создании налоговой системы СССР. Основная часть государственных доходов в СССР концентрировалась в государственном бюджете. Платежи от социалистического хозяйства составляли 91% общих доходов государственного бюджета СССР, причем их удельный вес оставался стабилен на протяжении ряда десятилетий. Налог с оборота и платежи из прибыли в бюджет были главными методами мобилизации доходов. По каждому отраслевому объединению устанавливалась единая ставка налога в процентах к плановому обороту.

За счет налогов с населения формировалась незначительная часть доходов государственного бюджета СССР. На первом этапе были введены подоходно-поимущественный налог с высокопрогрессивными ставками, чрезвычайные революционные налоги, продразверстка (впоследствии замененная продналогом). К 1985 г. поступления налогов с населения играли второстепенную роль, а платежи по всем видам налогов с населения не превышали 9% доходов государственного бюджета.

Последний этап реформирования налоговой системы начался в 2001 году, который ознаменовал собой начало снижения налоговой нагрузки. Улучшилась общая ситуация по поступлению налогов в бюджет. Оно составило в 2002 году около 95% от расчетного уровня, что на 0,7% выше, чем в 2001 году. Налоговое бремя в 2002 году снизилось с 33,9% до 32,9% в ВВП, что заметно ниже соответствующего показателя для стран ЕС - 40,9% и ОЭСФ (так называемого «клуба развитых стран») - 36,1%.

С 1 января 2004 г. также введена 30 глава Кодекса «Налог на имущество организаций», в соответствии с которой этот налог относится к региональным, то есть устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Налогоплательщиками налога признаются как российские организации, так и иностранные организации. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговым периодом является календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Очередной этап налоговой реформы, начавшийся с принятием НК РФ, не закончен. [4]

Таким образом, основной цель развития системы налогов - создание прочного экономического базиса в стране и стабильных политических условий развития общества. Предусматривается также смещение основного акцента в формировании налоговых доходов бюджета с чисто фискальных интересов на стимулирование роста производства, его структурную перестройку и развитие предпринимательской активности.

 

1.2 Экономическое содержание и функции региональных налогов и сборов

 

В широком смысле под налогом понимается обязательный безвозмездный, индивидуально обязательный платеж в государственный, региональные или местные бюджеты, взимаемый в законодательно установленном порядке с организации и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательность означает, что все юридические и физические лица, получающие доход, имеющие имущество, осуществляющие хозяйственные операции, должны принимать участие в формировании государственных ресурсов.

Индивидуальная безвозмездность предполагает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением какого-либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику

Наконец, система налогов, общие принципы налогообложения и сборов, порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и их изменения устанавливаются законодательно - Налоговым кодексом РФ.

Сбор - это обязательный целевой взнос, взимаемый с организации и физических лиц. Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий в интересах налогоплательщика, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

Социально-экономическая функция налогов и сборов заключается в консолидации денежных средств в бюджетах всех уровней в целях финансового обеспечения деятельности государства, субъектов Федерации или муниципальных образований. Налоги составляют значительную долю доходной части федерального бюджета России.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующими главами Налогового кодекса

К региональным налогам относятся:

l транспортный налог;

l налог на имущество организаций;

l налог на игорный бизнес.

Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, и значительно повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций.

Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди который следующие:

) Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.

) Аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например «нефтяные деньги»). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть «местных средств», по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная).

) Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.

) Самообеспечение внутри региональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов).

) Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли «местного хозяйства», местные дороги и транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.

) Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного

базиса существования и развития территории.

) Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия. [12]

Таким образом, региональные бюджетно-налоговые системы во всех странах - традиционный объект всеобщего недовольства и критики.
Вместе с тем важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностью перечисляться исключительно в соответствующий бюджет. Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в РФ осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в РФ устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

В структуре бюджетов всех уровней налоги составляют достаточно значимый удельный вес примерно 60 процентов, важный инструмент в политике государства.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.