Глава 1. Теоретические основы работы над лексическими ошибками в начальной школе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 1. Теоретические основы работы над лексическими ошибками в начальной школе

2020-04-01 123
Глава 1. Теоретические основы работы над лексическими ошибками в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Прежде чем углубиться в развитие темы данной курсовой работы, хотелось бы обосновать ее актуальность в условиях развития современной системы образования и общества, а также показать необходимость проведения подобных исследований.

Развитие речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития.

Слово - основной элемент речи, оно служит целям выражения мыслей о явлениях жизни и предметах, оно содействует и оформлению самих мыслей в нашем сознании. Без понимания значения слов нельзя понять и правильно выразить мысль Правильное употребление слова и по содержанию и по форме определяет его верное значение, Усвоение же родного языка обеспечивается при неуклонном внимании не только к грамматике, орфографии, но и к лексике.

Обучение русскому языку в школе сильно изменилось. Все более четкими становятся коммуникативно-речевая направленность языкового образования, реализация речевого и литературного развития младших школьников.

Актуальность проблемы речевого развития детей младшего школьного возраста привлекает ученых, исследователей, методистов на протяжении многих десятилетий. Причем оно становится объектом изучения с разных сторон. Среди ученых, которые занимались и занимаются исследованиями речи учащихся, можно назвать: К. Д. Ушинского, В. И. Вахтерова, И. А. Рыбникова, А. Э. Гоэра, М. Р. Львова и др. Анализ методической литературы позволяет сделать вывод, что все ученые, занимающиеся проблемой развития речи детей младшего школьного возраста, отмечают, что общая сформированность речи зависит от того на сколько учащиеся владеют словом: могут толковать его значение, использовать в речевой практике.

В требованиях ФГОС НОО говорится, что в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку и родной речи, учащиеся должны:

1) овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

) овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач[10].

К сожалению, дети в наше время стали очень мало читать, тем самым не происходит как такового развития речи и словарный запас их становится очень бедным и пассивным. Примером этого могут служить односложные ответы детей на вопросы учителя, непонимание значения слов, которые довольно часто используются в повседневной жизни, отсутствие в речи слов и выражений, которые делают ее наиболее выразительной и эмоциональной и т.д.

Следовательно, в наше время процесс развития речи у детей младшего школьного возраста очень актуален, именно поэтому темой курсовой работы является "Работа над лексическими ошибками в начальной школе".

Цель курсовой работы - выявить типичные лексические ошибки младших школьников и разработать специальный комплекс заданий для их устранения.

В курсовой работе были определены следующие задачи:

.   Изучить и проанализировать лингвистическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

.   Проанализировать существующие классификации лексических ошибок.

.   Выявить типичные ошибки младших школьников.

.   Разработать специальный комплекс заданий для исправления лексических ошибок.

.   Проверить экспериментально эффективность созданного комплекса.

Объект исследования - процесс формирования и развития речи младших школьников.

Предмет исследования - лексические ошибки младших школьников.

Гипотеза. Мы предполагаем, что работа над лексическими ошибками младших школьников будет эффективной, если использовать комплекс специальных упражнений, способствующий устранению лексических ошибок младших школьников, следующих типов: устранение повтора слов; замена слов синонимами; составление из нескольких предложений одного.

В данной курсовой работе применялись следующие методы исследования: на теоретическом уровне, анализ работ учеников, сравнение, анализ литературы, анализ школьной документации; на практическом уровне - констатирующий срез, экспериментальное обучение, опрос, наблюдение за учебным процессом, статистическая обработка данных.

Структура работы: введение, две главы, заключение, приложение.

 


Содержание экспериментальной работы над лексическими ошибками

 

Изучив теоретические основы организации лексической работы с детьми младшего школьного возраста, можно сделать вывод о том, что необходимо систематически проводить работу со словом как на уроках русского языка и литературы, так и на других уроках в начальной школе.

Целью исследования было выявить типичные лексические ошибки младших школьников и разработать специальный комплекс заданий для их устранения.

Практическая работа проводилась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Гимназия № 16 "Французская" города Новосибирска с учащимися 3 "Д" класса в количестве 28 человек (сроки проведения: апрель 2014 года).

Этапы исследования:

)   Констатирующий. Для выявления наиболее типичных ошибок на данном этапе детям давалось задание написать сочинение на тему "Весна".

)   Формирующий. Цель данного этапа - формирование грамотной речи (письменной, устной) у учащихся с помощью разработанного комплекса упражнений.

Как показал анализ констатирующего эксперимента, повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся. Следовательно, упражнениям данного вида уделялось особое внимание. (Приложение 3)

Упражнения, ориентирующие на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании:

.   Устранить повтор слов, сохранив содержание высказывания:

-  В прошедшие дни прошли снегопады, и выпало много снега.

-  Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

-  Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

-  Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а то кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. установлен.

-  Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки.

-  Наружная внешность героини повести очень привлекательна.

1. Учитель предлагает детям прослушать отрывок текста.

Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

Какую ошибку вы нашли в данном тексте?

В каждом предложении повторяется слово "побежали".

Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?

Погнались, понеслись, направились, пустились.

Каким из слов, названных вами, заменим слово "побежали" в предложении "За ними побежала стая волков".

Погналась.

Какое слово употребим вместо "побежали" в предложении "Лоси побежали к сторожке"

Пустились.

Запишите в тетрадях исправленный текст.

"Лосиха с лосенком побежали. За ними погнались стая волков. Лоси пустились сторожке".

2. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. 5. Ирина радовалась. 6. Девушка плакала, умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. 9. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

3. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жилище, краткий, ловкий, много, новый, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм,.

4. Найдите и устраните повторы в предложениях.

Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

5. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.

-  В библиотеке дети читают книги

-  Во дворе много маленьких малышей.

-  На улице хорошая погода.

6. Составьте из двух предложений одно.

-  Я не пошел гулять. Была плохая погода.

-  Весна - время года. Распускаются почки.

7. Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

-  Особенно очень сильно кричали вороны.

-  По дорожке бежал молодой щенок.

3) Контрольный. Цель этапа - выявить, насколько эффективен разработанный комплекс заданий для исправления лексического повтора у младших школьников.

На данном этапе детям было предложено вновь написать мини-сочинение на тему "Мое домашнее животное".


 

Приложение 1

Таблица 1

Фамилия И. Уровень грамотности (Лексический повтор) Уровень грамотности (Тавтология)
1 Амалия А. Средний Средний
2 Артём А. Средний Высокий
3 Наталья Б. Высокий Средний
4 Анастасия Б. Средний Высокий
5 Рината Б. Средний Низкий
6 Дарья Б. Низкий Средний
7 Илья Г. Средний Высокий
8 Виктория Г. Средний Средний
9 София Г. Средний Средний
10 Полина Г. Высокий Высокий
11 Дарья И. Средний Высокий
12 Алена К. Высокий Высокий
13 Анна К. Высокий Средний
14 Михаил М. Средний Высокий
15 Арсений М. Средний Средний
16 Анастасия М. Высокий Низкий
17 Евгения Н. Высокий Средний
18 Александр О. Низкий Средний
19 Даниил П. Высокий Высокий
20 Анна П. Высокий Средний
21 Павел П. Низкий Средний
22 Анна Р. Высокий Средний
23 Виолетта Р. Высокий Высокий
24 Федор С. Низкий Высокий
25 Екатерина Т. Низкий Средний
26 Артем Т. Высокий Высокий
27 Наталья Я. Высокий Средний
28 Лев Я. Высокий Средний
  Количество человек, допускающих ошибку 15 17
  Всего (в %) 54% 61%

 

Высокий уровень - 0 ошибок; средний уровень - 1-3 ошибки; низкий уровень - 4 и более.


Приложение 2

 

Таблица 2

№Фамилия И.Уровень грамотности (Лексический повтор)Уровень грамотности (Тавтология)      
1 Амалия А. Высокий Высокий
2 Артём А. Средний Высокий
3 Наталья Б. Высокий Средний
4 Анастасия Б. Высокий Высокий
5 Рината Б. Высокий Высокий
6 Дарья Б. Средний Средний
7 Илья Г. Высокий Средний
8 Виктория Г. Высокий Высокий
9 София Г. Средний Высокий
10 Полина Г. Высокий Высокий
11 Дарья И. Средний Низкий
12 Алена К. Высокий Высокий
13 Анна К. Высокий Средний
14 Михаил М. Высокий Высокий
15 Арсений М. Высокий Средний
16 Анастасия М. Высокий Средний
17 Евгения Н. Высокий Средний
18 Александр О. Средний Высокий
19 Даниил П. Высокий Высокий
20 Анна П. Высокий Высокий
21 Павел П. Средний Средний
22 Анна Р. Высокий Высокий
23 Виолетта Р. Средний Высокий
24 Федор С. Низкий Высокий
25 Екатерина Т. Низкий Средний
26 Артем Т. Высокий Высокий
27 Наталья Я. Средний Высокий
28 Лев Я. Высокий Средний
  Количество человек, допускающих ошибку 10 10
  Всего (в %) 36% 36%

 

Высокий уровень - 0 ошибок; средний уровень - 1-3 ошибки; низкий уровень - 4 и более.


Приложение 3

 

Упражнения, ориентирующие на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании.

.   Устранить повтор слов, сохранив содержание высказывания:

-  В прошедшие дни прошли снегопады, и выпало много снега.

-  Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

-  Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.

-  В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

-  Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а то кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. установлен.

-  Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки.

-  Наружная внешность героини повести очень привлекательна.

.   Учитель предлагает детям прослушать отрывок текста.

Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

Какую ошибку вы нашли в данном тексте?

В каждом предложении повторяется слово "побежали".

Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?

Погнались, понеслись, направились, пустились.

Каким из слов, названных вами, заменим слово "побежали" в предложении "За ними побежала стая волков".

Погналась.

Какое слово употребим вместо "побежали" в предложении "Лоси побежали к сторожке"

Пустились.

Запишите в тетрадях исправленный текст.

"Лосиха с лосенком побежали. За ними погнались стая волков. Лоси пустились сторожке".

3. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. 5. Ирина радовалась. 6. Девушка плакала, умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. 9. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

4. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жилище, краткий, ловкий, много, новый, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм,.

5. Найдите и устраните повторы в предложениях

Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

.   Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.

-  В библиотеке дети читают книги

-  Во дворе много маленьких малышей.

-  На улице хорошая погода.

7. Составьте из двух предложений одно.

-  Я не пошел гулять. Была плохая погода.

-  Весна - время года. Распускаются почки.

.   Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

-  Особенно очень сильно кричали вороны.

-  По дорожке бежал молодой щенок.

Введение

 

Прежде чем углубиться в развитие темы данной курсовой работы, хотелось бы обосновать ее актуальность в условиях развития современной системы образования и общества, а также показать необходимость проведения подобных исследований.

Развитие речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития.

Слово - основной элемент речи, оно служит целям выражения мыслей о явлениях жизни и предметах, оно содействует и оформлению самих мыслей в нашем сознании. Без понимания значения слов нельзя понять и правильно выразить мысль Правильное употребление слова и по содержанию и по форме определяет его верное значение, Усвоение же родного языка обеспечивается при неуклонном внимании не только к грамматике, орфографии, но и к лексике.

Обучение русскому языку в школе сильно изменилось. Все более четкими становятся коммуникативно-речевая направленность языкового образования, реализация речевого и литературного развития младших школьников.

Актуальность проблемы речевого развития детей младшего школьного возраста привлекает ученых, исследователей, методистов на протяжении многих десятилетий. Причем оно становится объектом изучения с разных сторон. Среди ученых, которые занимались и занимаются исследованиями речи учащихся, можно назвать: К. Д. Ушинского, В. И. Вахтерова, И. А. Рыбникова, А. Э. Гоэра, М. Р. Львова и др. Анализ методической литературы позволяет сделать вывод, что все ученые, занимающиеся проблемой развития речи детей младшего школьного возраста, отмечают, что общая сформированность речи зависит от того на сколько учащиеся владеют словом: могут толковать его значение, использовать в речевой практике.

В требованиях ФГОС НОО говорится, что в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку и родной речи, учащиеся должны:

1) овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

) овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач[10].

К сожалению, дети в наше время стали очень мало читать, тем самым не происходит как такового развития речи и словарный запас их становится очень бедным и пассивным. Примером этого могут служить односложные ответы детей на вопросы учителя, непонимание значения слов, которые довольно часто используются в повседневной жизни, отсутствие в речи слов и выражений, которые делают ее наиболее выразительной и эмоциональной и т.д.

Следовательно, в наше время процесс развития речи у детей младшего школьного возраста очень актуален, именно поэтому темой курсовой работы является "Работа над лексическими ошибками в начальной школе".

Цель курсовой работы - выявить типичные лексические ошибки младших школьников и разработать специальный комплекс заданий для их устранения.

В курсовой работе были определены следующие задачи:

.   Изучить и проанализировать лингвистическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

.   Проанализировать существующие классификации лексических ошибок.

.   Выявить типичные ошибки младших школьников.

.   Разработать специальный комплекс заданий для исправления лексических ошибок.

.   Проверить экспериментально эффективность созданного комплекса.

Объект исследования - процесс формирования и развития речи младших школьников.

Предмет исследования - лексические ошибки младших школьников.

Гипотеза. Мы предполагаем, что работа над лексическими ошибками младших школьников будет эффективной, если использовать комплекс специальных упражнений, способствующий устранению лексических ошибок младших школьников, следующих типов: устранение повтора слов; замена слов синонимами; составление из нескольких предложений одного.

В данной курсовой работе применялись следующие методы исследования: на теоретическом уровне, анализ работ учеников, сравнение, анализ литературы, анализ школьной документации; на практическом уровне - констатирующий срез, экспериментальное обучение, опрос, наблюдение за учебным процессом, статистическая обработка данных.

Структура работы: введение, две главы, заключение, приложение.

 


Глава 1. Теоретические основы работы над лексическими ошибками в начальной школе


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.