Анализ экспериментальной работы над лексическими ошибками — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Анализ экспериментальной работы над лексическими ошибками

2020-04-01 118
Анализ экспериментальной работы над лексическими ошибками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проведенное в третьем классе исследование показало, что наиболее типичные ошибки, допускаемые в классе - это неоправданный повтор слов и тавтология.

В таблице 1 показан процент учащихся, совершающих ошибки и уровень речевой грамотности детей в данном классе до проведения констатирующего эксперимента. (Приложение 1)

В результате обработки сочинений учащихся на тему "Весна" оказалось, что такую лексическую ошибку, как повтор слов, допускают 54% (15 человек) учащихся 3 "Д" класса, из них 36% (10 человек) допускают 1-3 ошибки и оставшиеся 18% (5 человек) - 4 и более ошибок; тавтология - 61% (17 человек) учащихся, из них 54% (15 человек) допускают 1-3 ошибки, 7% (2 человека) - 4 и более ошибок.

 


 

Таким образом, мы составили комплекс упражнений направленный на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании.

После формирующего этапа, на котором дети под руководством учителя выполняли задания, представленные выше, я провела контрольное исследование. На этом этапе детям вновь было предложено написать сочинение на тему "Мое домашнее животное", которое помогло выявить эффективность данных заданий.

В таблице 2 показан процент учащихся, допускающих ошибки и уровень речевой грамотности детей после проведенного эксперимента.

Как показано во второй таблице, количество учащихся, допускающих ошибки: повтор слов - 36% (10 человек), из них 29% (8 человек) - среднего уровня, 7% (2 человек) - низкого уровня; тавтология - 36% (10 человек), из них 32% (9 человек) - среднего уровня и 4% (1 человек) - низкого уровня.

 


 

Если сравнить процентные соотношения из таблицы 1 и таблицы 2, можно увидеть, что общий процент (по обеим ошибкам) уменьшился: дети, совершающие ошибки лексического повтора - на 18%, тавтологии - на 26%.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что данные упражнения способствуют уменьшению количества лексических ошибок в устной и письменной речи детей.

Практическая работа доказала, что лексическая работа или работа со словом на уроках в начальной школе играет большую роль в обогащении, активизации и уточнении словарного запаса детей, а так же влияет на развитие связной устной и письменной речи, на общее развитие учеников младших классов.

Следовательно, цель работы достигнута; гипотеза - работа над лексическими ошибками младших школьников будет эффективной, если использовать комплекс специальных упражнений, способствующий устранению лексических ошибок младших школьников, была подтверждена экспериментально.

 


Заключение

 

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка, усваивает его нормы, правила, основные требования, к которым относятся: правильность, логичность, содержательность, владение механизмами языка, выразительность, точность. Для того, чтобы речь была грамотной, эмоциональной, нужно начинать ее развитие с раннего периода, а именно в начальной школе. Поэтому главной задачей учитель младших классов в этот период является создать благоприятную речевую среду, условия для получения наилучшего результата. Немаловажна и работа в системе, наличие разнообразных упражнений, и в процессе чтения, и в процессе беседы, и в игре на любом уроке в начальной школе.

Доказано, что фундаментом речевого развития ребенка является его словарный запас. Лексическая работа с детьми младшего школьного возраста осуществляется по пяти направлениям:

.   Формирование словаря.

2. Лексико-семантическая коррекция словарного запаса.

3. Уточнение словаря.

4. Обогащение словаря

5. Активизация словаря

Необходимо отметить, что огромную роль в обогащении словарного запаса учащихся начальных классов играет работа с антонимами, синонимами, многозначными словами, фразеологизмами и другими средствами выразительности.

Большая роль в этом играет учебная литература. Читая учебники, произведения различных авторов, разнообразных по жанру, дети учатся анализировать слова и обороты речи, систематизировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять, тем самым развивать, активизировать, обогащать свою речь, свой словарный запас.

Данный вывод можно сделать, проанализировав учебную литературу для начальной школы, изучение опыта учителей - практиков подтвердило мысль о том, что планомерная работа со словом влияет на речевое развитие обучаемых, на активизацию их мыслительной деятельности, проявление творчества, на общее развитие детей младшего школьного возраста.

Данное исследование было посвящено теме: "Работа над лексическими ошибками в начальной школе".

В этой работе была проанализирована методическая и лингвистическая литература, труды выдающихся языковедов, детские работы.

Анализ методической и лингвистической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, дифференциации, выявления и исправления лексических ошибок актуальна в начальной школе. Именно в этот период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Констатирующий срез позволил выявить типичные лексические ошибки учащихся в письменных творческих работах, на основе которых был составлен комплекс упражнений, способствующий устранению лексических ошибок младших школьников. Были использованы упражнения следующих типов: устранение повтора слов; замена слов синонимами; составление из нескольких предложений одного.

Контрольный этап показал, что после применения комплекса упражнений, ориентирующих на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании, общий процент учащихся, делающих ошибки уменьшился.

В заключение можно сделать вывод о том, что необходимо осуществлять постоянный контроль над развитием речи и мышления школьника путем систематической диагностики, т.е. изучая его творческие работы, исправлять ошибки по стилистике и орфографии. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.

Цель исследования достигнута; гипотеза ─ работа над лексическими ошибками младших школьников будет эффективной, если использовать комплекс специальных упражнений, способствующий устранению лексических ошибок младших школьников, была подтверждена.

 



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.