Глава 1. Библиотека в современном обществе — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 1. Библиотека в современном обществе

2020-04-01 171
Глава 1. Библиотека в современном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Библиотека в современном обществе

§ 1.1 Значение публичных библиотек

§ 1.2 Публичные библиотеки в жизни местного сообщества

§ 1.3 Услуги публичных библиотек

Глава 2. Пожилые граждане как посетители библиотеки

§ 2.1 Социальный статус человека в старости

§ 2.2 Роль библиотеки в жизни пожилых граждан

§ 2.3 Основные проблемы библиотечного обслуживания пожилых граждан и их решение

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

 

Долголетие - одно из великих достижений XX века, и тем не менее старость и старение входят в число наиболее сложных проблем современности, требующую незамедлительного решения. В последние три-четыре года тема старения населения России, социальных проблем пожилых людей довольно четко обозначена официальными структурами, научными кругами, общественностью и прессой. В то же время современное отношение к старости и политика XXI века, выражающая отношение к пожилым людям как к многочисленной социально-демографической группе населения, способной активно влиять на ход социально-экономического развития, еще не сформировались.

Старость - самый тяжелый период жизни человека, а демографическое постарение требует от общества все больших финансовых затрат и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом защиты и социального обеспечения пожилых людей. Социальная политика по отношению к этой возрастной категории населения отражает сущность любого общества и государства независимо от политического строя.

В настоящее время пожилые и старые люди стали третьей по значимости возрастной категорией населения, что породило очень серьезные экономические, социальные, медицинские проблемы, о возможности существования которых в прошлом человечество не могло даже предполагать. В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания. Перед органами здравоохранения и социального обеспечения многих индустриально развитых стран уже к концу 1940-х годов встало множество проблем, к встрече с которыми они оказались неподготовленными и которые требовали незамедлительного решения. Все же на первое место выдвинулись экономические проблемы.

Создание новых возможностей для участия пожилых людей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни, учет их особых интересов могли бы найти большее отражение в новых направлениях социальной политики в отношении пожилых. Соответствующие структуры и службы немало делают для того, чтобы обеспечить нуждающимся пожилым гражданам уход. Сами пожилые, включаясь в общественную жизнь, становятся влиятельной общественно-политической силой, демонстрируют стремление активно участвовать в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики.

К сожалению, работа библиотек со старыми людьми лишь в последние годы стала особенно актуальной для нашего государства. Это направление на современном этапе своего становления в России нуждается:

1) в солидной теоретической систематизации, которая позволила бы осмыслить феномен старения во всех его аспектах;

2) в обучении профессионалов, способных разрабатывать и выполнять государственные программы в отношении населения пожилого и старческого возраста, а также формировать политику адаптации лиц этой возрастной категории, проводить социальные эксперименты с целью создания банка данных для улучшения жизненных условий старых людей.

 


Глава 1. Библиотека в современном обществе

Услуги публичных библиотек

 

Престиж, привлекательность и востребованность библиотеки находятся в прямой зависимости от набора и качества ее услуг, комфортности пользования ими. Так же как сама библиотека, ее услуги должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей.

Публичная библиотека осуществляет обслуживание всех категорий граждан, предоставляет комплекс библиотечно-информационных и сервисных услуг индивидуальным пользователям (физическим лицам) и организациям (юридическим лицам) в локальном и удаленном режимах.

Местные жители могут пользоваться библиотечными услугами, приходя в библиотеку или находясь вне библиотеки (дома, на рабочем месте, на отдыхе и т.д.), а также по телефону (заказывая литературу, получая справку или консультацию).

Каждая библиотека самостоятельно определяет перечень услуг, которые отражают потребности и интересы пользователей, ценностные ориентиры и приоритеты, а также условия и возможности предоставления.

Взимание платы за библиотечные услуги неизбежно ограничивает доступ граждан к информации, знаниям, культуре, противоречит традициям отечественных общедоступных библиотек и духу Манифеста ЮНЕСКО о публичной библиотеке. В этой связи библиотека предоставляет пользователям бесплатно комплекс основных услуг, включая:

- информацию о наличии в библиотечном фонде конкретных документов;

- любой документ из библиотечного фонда во временное пользование в читальном зале библиотеки или на дом в соответствии с правилами пользования этой библиотеки;

- справочную и консультационную помощь в поиске, выборе и грамотном использовании источников информации, включая Интернет;

- возможность знакомства с документами из фонда библиотеки (и фондов других библиотек) на выставках новых поступлений и тематических выставках;

- информацию о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек по имеющимся каналам межбиблиотечного взаимодействия (ВСО, МБА, ЭДД, Интернет);

- места для работы в библиотеке, в том числе оснащенные специальным оборудованием (компьютером, аудио-, видеоплеером, аппаратом для чтения микрофильмов и др.), помещения для участия в просветительских и досуговых мероприятиях, а также мобильные средства (библиобус) для внестационарного обслуживания.

Публичная библиотека обязана предоставить гражданам наиболее полный в ее условиях набор услуг, стремиться к существенному повышению качества библиотечного сервиса, развивать проблемно-ориентированное обслуживание с учетом потребностей пользователей, оказывать помощь представителям местного сообщества в преодолении информационной неграмотности и повышении информационной культуры.

Библиотека должна предоставить специализированный доступ к электронным ресурсам для разных возрастных и социальных групп, в том числе для детей и подростков, людей с физическими и сенсорными недостатками, пожилых людей.

Услуги в любой доступной форме библиотека оказывает тем, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме: инвалидам, пациентам больниц и специальных лечебных заведений, детям, содержащимся в детских домах, престарелым, беженцам, заключенным. Для этого используется специальное оборудование, помощь специально подготовленного персонала, привлекаются волонтеры, материальная помощь из всех возможных источников.

Информационные технологии позволяют библиотеке обеспечивать любому пользователю вне зависимости от места нахождения свободный доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам, создавать индивидуализированные системы обслуживания.

Новые технологии обусловливают создание Web-сайта публичной библиотеки - современного канала доступа к разнообразным библиотечным услугам и информационным ресурсам.

Web-сайт (одна или более взаимосвязанных web-страниц под общим владением, управлением или темой) содержит основную контактную информацию о библиотеке: часы работы, адрес, номера телефонов, адреса электронной почты сотрудников библиотеки и др.

Непременным элементом Web-сайта является информация о миссии библиотеки, ее истории, отделах и услугах, новостях, выставках, коллекциях. Через Web-сайт библиотека должна выразить собственную неповторимость и уникальность. Для этого следует стремиться организовать содержание Web-сайта и навигацию по нему с максимальным удобством для пользователя, его структуру должны определять функциональность, информативность, стабильность и поисковые возможности.

Web-сайт публичной библиотеки позволяет предоставлять новые и более комфортные библиотечные услуги: справочное обслуживание по электронной почте, онлайновые формы МБА, просмотр файлов с зарегистрированными на имя пользователя книгами, электронное продление сроков их пользования и электронный заказ на книги, временно находящиеся на руках у других читателей.

Пользователи могут также вносить свои предложения по приобретению в фонды библиотек книг и других документов.

Web-сайт библиотеки может использоваться и как средство доступа к разнообразным онлайновым обучающим программам, к тестам на определение уровня информационной грамотности, онлайновым экскурсиям и др.

Общая оценка качества и результативности библиотечных услуг осуществляется библиотекой на всех этапах их реализации (планирования, разработки, рекламирования, предложения, востребования) и включает следующие их характеристики:

- полезность и соответствие спросу;

- своевременность и оперативность выполнения;

- информативность и содержательность;

- современные методы и способы исполнения и предоставления услуг.

Систематически библиотека выявляет и учитывает претензии в свой адрес, предложения и замечания пользователей, информирует их о результатах работы с неудовлетворенными запросами, объясняет причины отказов.

Для более полной оценки деятельности библиотеки и предоставляемых услуг выявляются новые потребности не только ее пользователей, но и местных жителей, каждый из которых может стать пользователем библиотеки.

Их учет должен быть основой для аргументированной стратегии развития и инвестиционной политики публичной библиотеки.


Заключение

 

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям.

В последнее время местом предоставления таких услуг все чаще становятся библиотеки. На их базе и с использованием их архивных фондов организуются всевозможные клубы по интересам.

Значение таких клубов огромно. Посещая библиотеку, люди пожилого возраста приходят туда не только за книгой или электронным носителем информации. Библиотека для них была и до сих пор является местом, которое олицетворяет культуру на любом уровне, дает возможность человеку оторваться, отойти от того, что его гнетет: от политических противоречий, финансовых проблем, элементарного одиночества. Пенсионерам нужны малые островки духовности в море сегодняшнего безразличия и равнодушия. Они помогают жить. И не случайно, если в библиотеку читатель пришел в детстве, то он не расстается с ней до самой старости, а вслед за ним идут его дети и внуки.


Список использованной литературы

 

1. Альперович В.Д. Если вам за 60 … // Ростов-на-Дону. 1999.

2. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. Лекции. М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2003. — 48с.

3. Кузьмичева Л.Н. Социальная адаптация пожилых людей в современном российском обществе: Ростов-на-Дону. 2002.

4. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга // Социс. - 2000. - №4.

5. Холостова Е.И. Социальная работа // Учебное пособие. - Москва. 2005 г.

6. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. - М., 2005.

7. Шиммон Р. Роль и предназначение библиотек // Библиотечная столица. – 2004. – № 12 (26). – С.3-4


Приложение

МУК Североморская ЦБС

У Татьяны

Идея создания читательского клуба для пенсионеров возникла у Татьяны Владимировны Чистяковой, заведующей абонементом, в 1995году. За 8лет её работы в ЦГБ сложился круг читателей, с которыми было интересно работать. Эти люди приходили в библиотеку не только за книгой, но и пообщаться, поговорить о новинках литературы, своих литературных пристрастиях.

И вот, 27 января 1996 года возник городской клуб любителей книги. Многолетнее активное посещение библиотеки стало непременным условием для членства в нём. А один из участников предложил назвать клуб именем главного вдохновителя и организатора – Татьяны Чистяковой, поскольку именно ей он был обязан своим появлением.

Деятельность читательского клуба «У Татьяны» регламентируется Уставом, имеется паспорт клуба, план работы. В Уставе оговорены цели и задачи, вопросы членства, права и обязанности.

Это содружество людей различных профессий, возраст которых колеблется от 50 до 75лет, объединённых любовью к книге и решивших содержательно и интересно проводить своё свободное время. По традиции читатели собираются «У Татьяны» последнюю субботу каждого месяца, чтобы провести вместе несколько часов: поговорить на заранее предложенную тему, обменяться книжными новинками, просто пообщаться друг с другом за чашкой чая. Не случайно девизом клуба читатели выбрали слова Конфуция «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно».


Отдел искусств

Приобщиться к светлому и прекрасному миру Вам поможет Отдел искусств.

Отдел искусств откроет для Вас многогранность культурного наследия.

Мы предлагаем вашему вниманию все собрание нашего фонда:

Более 9000 книг о музыке, нотных сборников, грампластинок, компактдисков

Более 5000 книг, альбомов и журналов по:

истории искусств

технике живописи

театру и кинематографу

архитектуре и скульптуре

Монографии о творчестве великих, мемуары выдающихся актеров и режиссеров, композиторов и исполнителей

Великолепно изданные альбомы и CD-ROM о всемирноизвестных музеях «Эрмитаж», «Art Gallary»

В отделе искусств проходят интереснейшие беседы о творчестве отечественных и зарубежных композиторов, поэтов, художников, музыкантов и артистов, а также о самых разнообразных течениях в искусстве.

С удовольствием предлагаем Вам, искушенные читатели, воспользоваться мультимедийной информацией на CD-ROM: Вы не только раскроете многие удивительные тайны, но и расширите географию собственных знаний и образов...

Сотрудники отдела по праву гордятся регулярно проводимыми выставками, посетив которые Вы сможете побаловать свой изысканный вкус!

Каждый месяц члены клуба «Вдохновение» черпают его в стенах Отдела искусств. И так же один раз в месяц мы приглашаем Вас литературно-музыкальную гостиную. Наши вечера отдыха — это изящество манер, тонкий художественный вкус, умение понимать и ценить ПРЕКРАСНОЕ.

 

ЦБ имени Бориса Ручьёва

КЛУБ ЛИТЕРАТУРНЫХ ВСТРЕЧ

Читательское назначение – широкий круг пользователей.

Целевое назначение – знакомство с новинками литературной жизни города, региона, страны, расширение общекультурного кругозора.

Дата основания – 1982 год

Формы и методы работы – презентация новых книг с участием авторов, обсуждение новых публикаций в литературно-художественных журналах, обзоры литературных новинок, встречи с интересными людьми города Магнитогорска, литературно-музыкальные композиции, выступления специалистов.

Периодичность занятий – 1 раз в месяц, 20-го числа.

Руководители: Гаврилова Наталья Владимировна - главный библиотекарь ЦБ, Бычкова Татьяна Федоровна – президент, сотрудник библиотеки МаГУ.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Библиотека в современном обществе

§ 1.1 Значение публичных библиотек

§ 1.2 Публичные библиотеки в жизни местного сообщества

§ 1.3 Услуги публичных библиотек

Глава 2. Пожилые граждане как посетители библиотеки

§ 2.1 Социальный статус человека в старости

§ 2.2 Роль библиотеки в жизни пожилых граждан

§ 2.3 Основные проблемы библиотечного обслуживания пожилых граждан и их решение

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

 

Долголетие - одно из великих достижений XX века, и тем не менее старость и старение входят в число наиболее сложных проблем современности, требующую незамедлительного решения. В последние три-четыре года тема старения населения России, социальных проблем пожилых людей довольно четко обозначена официальными структурами, научными кругами, общественностью и прессой. В то же время современное отношение к старости и политика XXI века, выражающая отношение к пожилым людям как к многочисленной социально-демографической группе населения, способной активно влиять на ход социально-экономического развития, еще не сформировались.

Старость - самый тяжелый период жизни человека, а демографическое постарение требует от общества все больших финансовых затрат и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом защиты и социального обеспечения пожилых людей. Социальная политика по отношению к этой возрастной категории населения отражает сущность любого общества и государства независимо от политического строя.

В настоящее время пожилые и старые люди стали третьей по значимости возрастной категорией населения, что породило очень серьезные экономические, социальные, медицинские проблемы, о возможности существования которых в прошлом человечество не могло даже предполагать. В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания. Перед органами здравоохранения и социального обеспечения многих индустриально развитых стран уже к концу 1940-х годов встало множество проблем, к встрече с которыми они оказались неподготовленными и которые требовали незамедлительного решения. Все же на первое место выдвинулись экономические проблемы.

Создание новых возможностей для участия пожилых людей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни, учет их особых интересов могли бы найти большее отражение в новых направлениях социальной политики в отношении пожилых. Соответствующие структуры и службы немало делают для того, чтобы обеспечить нуждающимся пожилым гражданам уход. Сами пожилые, включаясь в общественную жизнь, становятся влиятельной общественно-политической силой, демонстрируют стремление активно участвовать в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики.

К сожалению, работа библиотек со старыми людьми лишь в последние годы стала особенно актуальной для нашего государства. Это направление на современном этапе своего становления в России нуждается:

1) в солидной теоретической систематизации, которая позволила бы осмыслить феномен старения во всех его аспектах;

2) в обучении профессионалов, способных разрабатывать и выполнять государственные программы в отношении населения пожилого и старческого возраста, а также формировать политику адаптации лиц этой возрастной категории, проводить социальные эксперименты с целью создания банка данных для улучшения жизненных условий старых людей.

 


Глава 1. Библиотека в современном обществе


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.