Проблемы и направления реформирования камеральной налоговой проверки в области налогового администрирования — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Проблемы и направления реформирования камеральной налоговой проверки в области налогового администрирования

2020-04-01 112
Проблемы и направления реформирования камеральной налоговой проверки в области налогового администрирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Успешное осуществление общенациональной программы совершенствования налогового процесса в России, требует колоссальных усилий и предполагает осуществление тщательной предварительной подготовки и планирования действий. Такая программа охватывает практически все аспекты налогового администрирования:

· совершенствование организационной структуры налоговых органов,

·   использование новых технологий налоговой работы,

·   новые подходы к оказанию услуг и предоставлению консультаций налогоплательщикам,

·   информационно-технологическое обеспечение,

·   повышение квалификации кадров,

·   разработка более профессиональных стандартов деятельности сотрудников налоговых органов,

·   укрепление материально-технической базы.

В этих целях в целом уже подготовлена и реализуется специальная целевая программа развития налоговых органов, в рамках которой предполагается выполнение и завершение следующих мероприятий:

• упрощение процедур заполнения и подачи деклараций и других документов в налоговые органы; переход на систему самоначисления и бесконтактный способ подачи налоговых деклараций;

• перевод основной работы по обработке налоговой отчетности граждан и предприятий в специализированные Центры обработки данных (ЦОГС);

• развитие системы досудебного разбирательства налоговых споров с целью сокращения числа обращений налогоплательщиков в судебные инстанции;

• внедрение в практику работы налоговых органов прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками.

В работе с налогоплательщиками ставится задача внедрения новых технологий информационной работы: переход на принцип «одного окна», развитие бесконтактных форм взаимодействия, распределение работы в налоговых инспекциях по операционному принципу и т.д. Администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется на федеральном уровне специализированными межрегиональными налоговыми инспекциями. Кроме того с 1 июля 2002 г. в ведение налоговых органов переданы учет и регистрация коммерческих юридических лиц (предприятий). В системе ФНС России ведется Единый государственный реестр юридических лиц. Особой проблемой в деятельности налоговых органов являются слабое научное и методическое обеспечение проведения комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, недостаточность (а в отдельных случаях и отсутствие) научно обоснованных методик определения фактической налогооблагаемой базы по косвенным данным, получаемым из различных источников. Для решения этой проблемы планируется осуществить целый ряд мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских работ по развитию законодательства о налогах и сборах, совершенствованию администрирования и оценки деятельности налоговых органов в части решения задач, поставленных Программой, а также анализа финансово-хозяйственного состояния налогоплательщиков, пресечения путей сокрытия доходов, занижения налогооблагаемой базы, «теневого» оборота товаров (работ, услуг) и денежных средств. Совершенствования научного подхода требуют такие проблемы, как создание методик автоматизированного проведения камеральных проверок и эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Особую значимость не только для налоговой системы, но и для экономического развития страны в целом имеют научно-исследовательские работы в части оценки потенциальной налогооблагаемой базы и прогнозов поступления налогов, а также последствий введения или отмены отдельных налогов и сборов, изменения их ставок или налогооблагаемой базы. Развитие и совершенствование научного обеспечения будут проводиться на базе комплексного подхода к проведению научных исследований и использованию их результатов в практической деятельности налоговых органов. Для обеспечения эффективной работы местного и регионального уровней налоговых органов необходимо расширить объем взаимодействия между соответствующими подразделениями федерального казначейства, другими государственными органами, министерствами и ведомствами в части обмена информацией в электронном виде. В первую очередь это касается приема сведений о платежах от подразделений Федерального казначейства. Оперативный обмен этой информацией позволит существенно сократить непроизводительный труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность наложения санкций на налогоплательщиков за просрочку платежей. Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти, министерствами и ведомствами позволит оперативно получать и использовать в аналитической работе налоговых органов косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимые для контроля налогооблагаемой базы. В настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, и у налоговых органов не хватает ресурсов для ее перевода в электронную форму с целью дальнейшего использования в автоматизированном режиме. Важным элементом информационного взаимодействия является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость путем нарушения законодательства о налогах и сборах при осуществлении экспортно-импортных операций. Для обеспечения эффективного контроля за правильностью начисления и полнотой уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) как одного из основных бюджетообразующих налогов (до 43% налоговых доходов федерального бюджета), а также комплексной оценки экономических отношений между предприятиями предусматривается введение электронной обработки счетов-фактур. Это позволит существенно уменьшить возможности ухода от уплаты данного налога за счет занижения налогооблагаемой базы и необоснованного требования вычетов и возмещения сумм налога, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг), а также обеспечит эффективность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и позволит выявить налоговые правонарушения, связанные с другими налогами, уплачиваемыми от выручки. Развитие налоговой системы, планируемые изменения в налоговом администрировании невозможны без дальнейшего совершенствования информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания и управления информационными технологиями в центральных и региональных налоговых органах. В основе этой работы централизация обработки данных на региональном и федеральном уровнях за счет создания центров обработки данных. В плане совершенствования налогового администрирования предполагается создание Центров определения доходов (ЦОД), на которые ляжет основное бремя задач по вводу, обработке, хранению и использованию большого объема информации налоговых органов всех уровней. ЦОД регионального уровня создаются как специализированные налоговые инспекции, в зону деятельности которых будут входить как региональные управления ФНС России, так и подчиненные им налоговые инспекции. Создание ЦОДов и перенос в них наиболее трудоемких функций с учетом выполнения их автоматизированным способом позволит высвободить персонал территориальных налоговых инспекций для непосредственной работы с налогоплательщиками, увеличить оперативность решения возникающих разногласий, обеспечить своевременное и более полное информирование налогоплательщика. Кроме функций централизованной обработки информации налогоплательщиков и контроля за уплатой налогов и сборов на ЦОД возлагаются функции обработки и накопления данных из внешних источников, создания электронного и бумажного архивов, формирования, печати и рассылки документов налогоплательщикам и организациям, подготовки аналитических материалов и статистических данных, ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. В рамках создаваемой общенациональной информационной системы совокупность территориальных центров обработки данных объединяется в единую иерархическую систему, на верхнем уровне которой находится Федеральный центр обработки данных. Федеральный центр обработки данных призван обеспечить интеграцию информационных ресурсов налоговых органов с целью их аналитической и статистической обработки. Это позволит увеличить оперативность и достоверность получения информации о функционировании налоговых органов, финансово-экономическом состоянии налогоплательщиков, повысить эффективность управления со стороны федерального центра. С целью осуществления эффективного контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов предусматривается развитие и широкомасштабное внедрение системы автоматизированной камеральной проверки. При ее проведении необходимо осуществлять отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, а также оценку потенциальных сумм доначислений на основе анализа деятельности налогоплательщиков и информации, имеющейся в налоговых органах. Необходимость развития системы камерального контроля, расширения аналитических функций налоговых органов, переход на новые ресурсосберегающие технологии представления налогоплательщиками деклараций и другой отчетности требует расширения информационного обмена Министерства РФ по налогам и сборам с налогоплательщиками и сторонними организациями на основе использования новых информационных технологий. Организация на новом, качественно более высоком уровне информационного обмена налоговых органов с налогоплательщиками и внешними организациями, в том числе Федеральным казначейством, таможенными органами, органами государственной статистики, банками, а также с другими министерствами и ведомствами требует решения вопросов правового, организационного и технического характера. Мероприятия по организации такого взаимодействия предусматривают изменение законодательства о налогах и сборах, решение вопросов легитимности и защиты передаваемой информации, организационной, технической и ресурсной поддержки проектируемых технологий. Дальнейшее развитие налоговой системы и эффективное ее функционирование зависят не только от развития системы налогового администрирования и законодательной базы, но и от добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания всех законодательных актов и некорректного их толкования, большой трудоемкости в подготовке необходимой налоговой отчетности и других видов взаимодействия с налоговыми органами. Для решения этих проблем предусматривается осуществить целый комплекс мероприятий, в том числе разработку концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации, внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, разработку концепции оказания консультационных услуг налогоплательщикам. Результативность деятельности налоговых органов в значительной степени определяется уровнем профессиональной компетентности и грамотности налоговых работников. Для создания комплексной многоуровневой системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающей непрерывность, мобильность и системность в подготовке кадров налоговых органов различных категорий на территории Российской Федерации, необходимы значительные финансовые вложения. Открытие центров подготовки персонала, институтов налоговой службы, а также внедрение новых информационных и образовательных технологий в образовательный процесс позволит в кратчайшие сроки привлечь к профильному обучению руководителей и специалистов всех структурных подразделений налоговых органов и значительно сократить расходы на оплату командировочных расходов. Развитие материальной и методической базы, а также научной деятельности Всероссийской государственной налоговой академии позволит обеспечить образовательные учреждения, реализующие программы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, научно-методологическими и методическими разработками для качественного обучения кадров в соответствии с требованиями времени. Открытие Центра дистанционного обучения на базе Всероссийской государственной налоговой академии предоставит возможность прямого и равного доступа специалистам налоговых органов и налогоплательщикам к законодательной и нормативной правовой базе, регулирующей налоговую политику, обеспечит обучение по специальности «Налоги и налогообложение», ускорит реформирование учебных программ и повысит качество преподавания дисциплин по налоговой тематике. Достижение результатов в проекте такого масштаба возможно только при реализации широкой сбалансированной программы реформ, которая должна затронуть все элементы существующей системы. Законодательство, культура организации, технологические процессы и процедуры - все это в совокупности создает налоговую систему. Эти компоненты взаимосвязаны, и изменение одного без соответствующего изменения остальных взаимосвязанных компонентов не принесет желаемого эффекта. Изменение существующих процессов налогового администрирования в значительной степени устранят причины, порождающие коррупцию, и процедуры, создающие условия для нарушения профессиональной этики. Создание эффективно функционирующей налоговой системы, базирующейся на высоком потенциале управления со стороны федерального центра, а также типовых налоговых структурах и технологиях низовых звеньев системы, современных информационных платформах и развитой системе гарантий государственных служащих позволят выполнять возложенные на налоговые органы функции на более высоком уровне.

 


Заключение

В настоящее время в системе налогового контроля камеральные проверки занимают лидирующие позиции, это обусловлено рядом факторов:

)   меньшая трудоемкость по сравнению с проведением выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;

)   полный (100%) охват налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчетность в налоговые органы;

)   возможность анализа уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверки отчетных показателе на предмет сопоставления с данными внещних источников.

Таким образом, в результате исследования, проведенного в данной работе установлено, что законодательная база относительно правового регулирования камеральной проверки недостаточно определена, что в условиях роста значения этого вида налогового контроля служит предметом судебных разбирательств и снижает ее эффективность. Прежде всего необходимо законодательно закрепить перечень материалов, которые налоговые органы вправе истребовать для проведения камеральной проверки. Важную роль при проведении камеральной проверки играет процесс автоматизации заполнения или формирования налоговой отчетности. Таким образом, все поставленные цели достигнуты, а задачи выполнены.

 


Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2000, № 32, ст. 3340.

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесение изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3672.

.   Приказ МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/ 705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

4. Полтева А.М. Правовые аспекты камеральных налоговых проверок: проблемы и перспективы // Гражданин и право. 2008, №6.

5. Лермонтов Ю.М. Камеральная проверка как форма налогового контроля // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2009, №17.

6. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право - М, Центр, Налоговое право и финансы, 2009.

7. Налоги и налогообложение / Под ред. Д.Г. Черника, Л.П. Павловой - М.: Инфра-М, 2010.

8. Титова С.И. Камеральная налоговая проверка // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2010, №9.

9. Мезенцев А. Сюрпризы «Камералки» // Расчет. 2009, №4.

.   Саркисов К.К., Зрелов А.П., Краснов М.В. Налогоплательщик: защита, контроль и привлечение к ответственности / Под ред. К.К. Саркисова. - М.: Статус-Кво, 2009.

11. Шорников С.А. Об объекте и предмете налоговой проверки и их соотношении // Бизнес в законе. 2009, №2.

.   Михайлов И.А. Обзор судебной практики «Камеральная проверка в свете новейшей арбитражной практики» // Арбитражное правосудие в России. 2011, №8

.   Практическая энциклопедия бухгалтера. Налоговый учет и отчетность. - М.: Инфра-М, 2012.

.   Яковенко Н. «Камералка»: отсекаем лишние требования // Практическая бухгалтерия. 2009, №9.

.   Сычева Т.А. Золотые правила камеральной проверки // Нормативные акты для бухгалтера. 2010, №4.

16. ФНС России. Эффективность работы ФНС России. Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn73/about_fts/fts/activities_fts/#t2 <http://www.nalog.ru/rn73/about_fts/fts/activities_fts/> (Дата обращения 28.04.2014г.)

.   ФНС России. Основные направления и результаты деятельности ФНС России за 2011-2013г. Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn73/about_fts/fts/activities_fts/#t1 <http://www.nalog.ru/rn73/about_fts/fts/activities_fts/> (Дата обращения 29.04.2014г.)


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.