Методы проведения камеральной налоговой проверки — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Методы проведения камеральной налоговой проверки

2020-04-01 110
Методы проведения камеральной налоговой проверки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Организация камеральной проверки опирается на использование различных методов ее проведения. При исследовании отдельного документа могут применяться:

·   формальная,

·   арифметическая,

·   нормативная форма проверки.

Формальная форма предполагает проведение внешнего осмотра документов, в ходе которой проверяется наличие в них всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок.

При арифметической форме контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали. Этот метод позволяет проверить правильность подсчета стоимости продукции путем умножения цены на сумму начисленной заработной платы путем умножения расценки на количество произведенного товара. При проверке расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т.п. В формах расчетов обычно указывается порядок подсчета показателей.

Нормативная форма - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т.п.

С помощью названных приемов при исследовании каждого отдельного документа можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и в расчетах сумм налога.

К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. НК РФ предоставляет налоговым органам право проведения встречных проверок. В соответствии со ст. 87 НК РФ в том случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Такая проверка применяется при исследовании документов, оформленных в нескольких экземплярах (накладные, счета-фактуры и т.п.). Экземпляры документа находятся либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и тоже содержание. Несовпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров может свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения.

Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах. Одновременно осуществляется проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов. В результате проведения таких мероприятий выявляются не подтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции. В организациях, ведущих лишь суммовой учет реализации товаров, одним из эффективных приемов выявления признаков укрытия доходов от налогообложения является контрольное сличение остатков. С помощью этого приема в ряде случаев можно документально выявить поступление неучтенных товаров. Для его применения сотруднику налоговой инспекции необходимо иметь по проверяемому объекту инвентаризационные описи на начало и конец периода и документы на оприходование и отпуск товаров.

Методика проведения камеральной налоговой проверки является важнейшим и необходимым элементом системы деятельности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и представляет собой определенный набор правил, приемов, технологических средств и способов процессуального достижения результатов проверки в соответствии с заданной целью налогообложения. Подобная методика предусматривает регламентацию оформления ее результатов и включает:

формирование документов о выявленных в ходе камеральной проверки нарушениях законодательства о налогах и сборах; регистрацию случаев привлечения к административной ответственности; ведение журналов их учета;

формирование реестров начислений по результатам камеральной проверки и передачу их для отражения в лицевых счетах налогоплательщика;

формирование сводных сведений по результатам камеральных проверок;

формирование требований о представлении дополнительных сведений в связи с проведением камеральной проверки в соответствии с Регламентом проведения камеральных проверок;

формирование налоговых уведомлений на уплату налогов;

учет направления материалов в правоохранительные органы;

учет реестров счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками-покупателями, совершающими различные операции, в том числе с нефтепродуктами.

Анализ камеральных показателей налоговых деклараций по видам налогов, других платежей в бюджет основаны на применение следующих методов отбора:

расчетов соотношений и сравнений (эффективен при автоматизированной обработке имеющейся информации и баз данных, сформированных на основании сведений, полученных из внутренних и внешних источников);

критериев отбора налогоплательщиков на основе камерального анализа налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль;

в случае отклонения объема выручки от реализации (передачи) товаров, работ, услуг в значительных объемах (более чем на 40%);

при обнаружении несоответствия дохода от реализации работ, полученного от источников за пределами Российской Федерации, в декларациях по НДС, аналогичного доходам, указанным в декларации по налогу на прибыль;

в случае неодинакового отражения доходов от долевого участия в других организациях в декларации по налогу на прибыль по сравнению с данными, отраженными в декларации по НДС;

при неадекватном увеличении удельного веса суммы начисленной амортизации в общей сумме расходов в декларации по налогу на прибыль при наличии данных в п. 3 декларации по НДС (выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления) при одновременном отсутствии роста основных средств расчета среднегодовой стоимости имущества.

Таким образом, в декларациях, представленных организациями-плательщиками, должна содержаться информация об осуществленных организацией финансово-хозяйственных операциях, логически связанных с налоговой отчетностью по другим видам налога, а именно: сведения об объемах выручки от реализации (передачи) товаров, работ, услуг и о внереализационных доходах, полученных организацией, в том числе по товарообменным (бартерным) операциям, по договорам поручения, комиссии либо по агентским договорам, на безвозмездной основе и т.д.

Продолжительность камеральной проверки - три месяца со дня представления отчетности.

В течение этого времени налоговики проверяют:

·   полноту представленной отчетности;

·   своевременность ее представления;

·   правильность оформления отчетности;

·   правильность расчета налоговой базы;

·   обоснованность применяемых налогоплательщиком ставок налогов и льгот;

·   правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов.

На практике инспекторы часто ограничиваются проверкой арифметики и взаимоувязки различных форм, на анализ у них просто не остается времени.

Проверяя отчетность, налоговики не вправе требовать у фирмы дополнительные документы (углубленная камеральная проверка). Но из этого правила есть исключения.

Например, если налогоплательщик просит возместить налог на добавленную стоимость, инспекторы могут потребовать от него дополнительные бумаги, подтверждающие право на налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ). Также налоговики вправе запросить документы, которые подтверждают правильность применения вычетов по НДС и в том случае, если речи о возмещении налога не идет. Фирмы, пользующиеся налоговыми льготами, должны представить бумаги, подтверждающие право на эти льготы. А компаниям, которые платят налоги, связанные с использованием природных ресурсов, нужно подать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты этих налогов. В остальных случаях требование дополнительных документов незаконно.

Согласно статье 88 Налогового кодекса при проведении камеральной проверки инспекция может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие:

·   право на применение налоговых льгот;

·   правомерность применения вычетов при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;

·   правильность исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Если в ходе проверки в отчетности выявлены ошибки или противоречия, налоговая инспекция должна сообщить налогоплательщику об этом и потребовать внести исправления в установленный срок.

После чего в течение пяти рабочих дней предприятие должно представить необходимые пояснения и документы или внести исправления в декларацию. Если пояснения не убедят налоговиков, они должны будут установить, повлекла ошибка недоплату налога или нет. Также инспекторы поступят, если фирма, сдавшая ошибочную декларацию или неверный расчет, вообще не представила никаких пояснений.

Если в результате камеральной проверки выявлены нарушения, то проверяющие в течение 10 рабочих дней после ее окончания обязаны составить акт.

Акт подписывают проверяющие и законный представитель фирмы.

В акте указывают:

·   дату подписания документа инспекторами;

·   полное и сокращенное наименования фирмы;

·   фамилии, имена и отчества проверяющих и название налоговой инспекции;

·   дату представления налоговой декларации и иных документов;

·   перечень документов, которые фирма представила в ходе камеральной проверки;

·   период, за который проведена проверка;

·   наименование налога, в отношении которого проводили проверку;

·   дату начала и окончания проверки;

·   адрес фирмы;

·   сведения о мероприятиях налогового контроля, которые ревизоры провели при проверке;

·   какие именно нарушения налогового законодательства были выявлены в ходе проверки;

·   выводы и предложения проверяющих.

Акт камеральной проверки вручают под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, контролеры сделают в нем соответствующую отметку и отправят его заказным письмом. В этом случае документ будет считаться полученным на шестой день после отправки.

Если предприятие не согласно с выводами, сделанными в акте камеральной проверки, можно представить в инспекцию письменные возражения по документу в целом или по его отдельным положениям. Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней с момента получения акта. К письму можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Если нарушений не выявлено, никаких документов при завершении камеральной проверки инспекторы не составляют.

По правилам, составив акт проверки, контролеры должны выставить требование об уплате налогов, пеней и штрафов. После того как закончится срок добровольной уплаты, установленный в требовании, контролеры могут в течение двух месяцев принять решение о принудительном взыскании. Пропустив этот срок, инспекторы вправе обратиться в суд. Исковое заявление они могут подать в течение шести месяцев с момента, когда закончится срок для добровольной уплаты налогов, пеней и штрафов. Так сказано в пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса.

По итогам камеральной проверки налоговики могут оштрафовать фирму или предпринимателя за то, что те не представили:

·   налоговые декларации. Штраф назначается по статье 119 Налогового кодекса. А именно: по 5% в месяц от суммы налога, которая указана в декларации. Однако общий размер штрафа не может превышать 30% от суммы налога, но и не должен быть меньше 100 рублей. Если же предприятие не подает декларацию достаточно долго (больше 180 дней по истечении срока сдачи), то наказание строже. Во-первых, «возьмут» 30% от суммы налога. Во-вторых - еще по 10% от этой суммы налогоплательщик должен будет заплатить за каждый просроченный месяц, начиная со 181-го дня;

·   другие документы (прежде всего бухгалтерскую отчетность). Штраф назначается по статье 126 Налогового кодекса - провинившаяся фирма заплатит по 50 рублей за каждый несданный документ.

Кроме того, налоговики могут выписать на руководителя или главного бухгалтера фирмы протокол об административном нарушении. Рассматривает его районный или мировой судья. Штраф назначается по статье 15.5 КоАП РФ и составляет от 300 до 500 рублей.

Если фирма просрочит подачу налоговых деклараций на 10 рабочих дней, инспекция вправе приостановить операции по ее счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Проверив отчетность и обнаружив в ней ошибки, инспекторы могут оштрафовать фирму или предпринимателя за неуплату или недоплату налогов (ст. 122 НК РФ). Штраф составит 20% от суммы недоимки. А если налоговики выяснят, что данные ошибки совершены намеренно, то штраф составит 40% от суммы недоимки.

Таким образом, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Налоговая декларация является основой проведения камеральной налоговой проверки. При сдаче отчетности и предоставлении документов по требованию налогового органа существует очень много тонкостей, которые необходимо учитывать налогоплательщику, так как они играют немаловажное значение, и в конкретных случаях помогут избежать налогового правонарушения, а также начисления штрафных санкций.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.