Журналистское творчество в радиопередачах в жанре интервью — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Журналистское творчество в радиопередачах в жанре интервью

2020-04-01 143
Журналистское творчество в радиопередачах в жанре интервью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Каждый человек имеет право на получение актуальной и надежной информации. При этом количество источников информации, к которой граждане имеют доступ, не менее важно, чем ее надежность и актуальность. СМИ берут на себя не просто функцию неких фиксаторов и трансляторов происходящего или происходившего. СМИ создают образную картину мира. Каждый человек должен обладать способностью получать информацию и приобретать знания, которые важны для него лично. Общественное телерадиовещание, а также средства печати были созданы, чтобы служить этим целям. Их главной задачей было обеспечивать граждан информацией, независимой от государственного и экономического контроля.

Воспитание гражданской позиции также представляет собой задачу, стоящую перед информационным обществом. Границы стираются, роль государства меняется, многие процессы становятся глобальными, а ситуация - более сложной. Объединяющийся и становящийся все более глобальным мир, где принятие решений часто обезличено, ставит особую задачу перед СМИ. Чтобы в полной мере воспользоваться своим гражданством в информационном обществе, человек должен иметь возможность получать информацию по вопросам, касающимся лично его, и чувствовать, что он может влиять на их решение. Эта ситуация полностью отличается от той, когда мы говорим о возможностях потребителя получать необходимые ему услуги связи.

Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ (своеобразный “триумвират” средств массовой информации): печать, радио и телевидение. Каждая из подсистем состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Кроме того, каждая из них выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

Дело в том, что сегодня, в век "восстания масс", все широко известные нам средства массовой коммуникации образуют в громадной и всепланетарной своей совокупности новую глобальную версию искусства - искусства подачи информации. Появление этого явления во многом зависело от творческого проявления журналистов. Выявление особенностей журналистского творчества в одной из подсистем СМИ, а именно в радиопередачах - будет целью нашей курсовой работы.

Предпочтение радиовещание как объект исследования обуславливается тем, что люди старшего возраста больше доверяют радио, потому что ранее, при коммунистическом режиме, по радио давались какие-либо определенные факты. Общество привыкло к тому, что эта информация не может быть неправдивой, поскольку идет сверху, от институтов власти.

Отметим так же, что выявлять такие особенности мы будем в особом жанре получения информации - интервью, более того мы выбрали один из видов интервью - диалог (в дальнейшем мы будем называть его «классическое интервью»). Диалог строится по стандартной схеме «вопрос-ответ», естественно журналист не должен выступать в роли механического поставщика вопросов и регистратора ответов, но и для творческого проявления у него не так много места. Установив границы исследуемой нами области, тем самым усложнили достижение поставленной цели.

Мы установили задачи, последовательное решение которых позволит провести анализ нашей работы:

.   дать определение понятию журналистское творчество;

.   установить возможные виды творческого проявления журналиста в интервью;

.   проанализировать творческие проявления журналиста в радио интервью;

.   выявить особенности журналистского творчества в различных СМИ.

Беседы с известными журналистами о технике профессионального мастерства, а также о специфике проявления творчества изредка появляются на страницах журналов и газет, тем более в работах аналитического характера. Посвятив именно этой теме курсовую работу, мы определили ее актуальность. В качестве объекта исследования нами были выбраны интервью одной из передач радио ИрГТРК. Проявления журналистского мастерства на радио с последующим выявлением их особенностей и будет предметом нашего исследования.

 


Журналистское творчество

 

Творческая индивидуальность журналиста обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автора… Журналистская специализация признак значи-тельной авторской индивидуальности. У настоя-щего автора всегда есть обогащенная длитель-ными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая...

Горохов В.М.

Ежедневно общество сталкивается со средствами массовой информации (газеты, журналы, радио ТВ, Интернет), каждое из них формирует то или иное мнение. Несмотря на все различия, они объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса.

Творческое решение в журналистике предполагает не только владение имеющимися знаниями, методами и формами, но и открытие новых, соответствующих требованиям аудитории. «Творчество есть общественно целесообразное и субъективно значимое открытие нового в сфере науки, техники, искусства, журналистики и т.д.» В журналистике специфика творчества обусловлена, своеобразием общественно исторических предпосылок, движением социально политических отношений, а так же особенностями личности, которая эти предпосылки осознает.

Конечно знание, навыки и умение журналиста - важные признаки творческой индивидуальности. Однако творчество рождается, когда работа по уже отработанным методам не удовлетворяет общественным и личностным потребностям и требует продуктивного и новаторского решения.

Научный деятель Горохов В.М. разделяет работу над созданием творческого материала на этапы:

Первый этап (сознательная работа) - подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

Второй этап (бессознательная работа) - созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.

Третий этап (переход бессознательного в сознание) - вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде).

Четвертый этап (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов и т.д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы: формирование концепции, намерения; расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса); постановка цели; восприятие известной ситуации в совершенно новом свете и др.

Все эти этапы и фазы в той или иной степени сопутствуют решению различных познавательных задач, с которыми журналисты сталкиваются в своей практической деятельности.

Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего, проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.

Как отмечал М. Горький, важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов», то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и “злоба дня”, и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением».

 

Искусственные шумы

 

К первой группе, стабильной, не подверженной количественным изменениям, относится тот исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист - это четыре элемента: слово (речь), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.

Рассмотрим на примере: интервью бралось на улице города, при этом постоянно наблюдались помехи, что вовсе не допустимо для радиовещания.

- Шум движущихся автомобилей, ветер дает отзвуки в микрофон.

ГОЛОС ЖУРНАЛИСТА: Холодное утро сегодня в нашем городе. Снежно. Ну, а те, кто спешит по делам или на работу через Сквер Кирова на минуточку замедляют шаг, почему потому что здесь работают телекамеры, потому что здесь идут съемки программы «Следствие вели»…

Записью интервью велась в сложных условиях: постоянные шумы перекрывали голос журналиста и его собеседника. В звуковой студии запись очищают, голоса собеседников усиливают и монтируют дополнительные звуки - в данном случае это звуки большого города и непогоды. Наложение четких звуков: шаги прохожих и голоса, проезжающие машины, гул в микрофон - создали нужный эффект - присутствие на улице в разгар рабочего дня, холод и ветер. Это в свою очередь может быть сигналом для слушателей: журналист, стремясь выполнить свой долг, способен работать в любых условиях, а собеседник для просвещения масс готов ненадолго прерваться от работы.

Таким образом, правильно найденный звук даже без речевого комментария может стать абсолютно самостоятельной передачей, обладающей огромным информационным зарядом.

Это утверждение принято за основу самостоятельным и очень интересным направлением в радиожурналистике и радиоискусстве, получившим название «арт-акустика». Это сюжетные передачи с использованием всевозможных шумов, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни или которые ассоциативно восстанавливают определенные исторические обстоятельства. На протяжении такой передачи нет ни одного комментирующего или объясняющего слова.

 

Заключение

 

Радио - одно из важнейших средств получения информации. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами.

Как составляющая сложной системы жанров СМИ, одну из самых высоких позиций по частоте и технике исполнения занимает интервью. В современном мире журналистика направлена на передачу информации, каких-либо фактов больше, нежели их глубокий анализ. Получаемый людьми поток информации слишком быстр, и поэтому все большей популярностью среди журналистов пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью), которые служат только для передачи определенной информации ее потребителям, но все меньше содержат творческой индивидуальности.

В нашей работе мы доказали, что журналистское творчество, как духовно-практическая деятельность человека, прежде всего, проявляет себя в процессе создания информационного продукта. Несомненно, знание, навыки и умение журналиста - важные составляющие. Только творческая индивидуальность обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автора. Особенно это касается журналистской деятельности, специализация которой требует значительной отдачи авторской индивидуальности.

Творческое проявление журналиста предполагает знание уже существующих норм и правил, навыки их уместного использования и способность в самообучении превзойти их или создать новые, субъективно значимые.

Проявление журналистского творчества на радио в классических жанрах составляют некоторую сложность - в идеальном случае интервью создается в тот самый момент, когда его получает слушатель. Содержание интервью в газете отвечает на вопрос, что сказал интервьюируемый, а радиоинтервью - на вопрос, что и как он сказал. Журналист-газетчик обрабатывает и готовит материал интервью после того, как состоится его разговор с интервьюируемым; радиожурналист, напротив, тщательно готовится к самому процессу, акту взятия интервью, то есть значительная часть его творческих усилий связана с подготовкой к интервью. Возможен, конечно, монтаж сделанной записи, при этом допускается перестановка вопросов, деление интервью на части, которые перемежаются комментариями журналиста, автора материала. Но тогда правильнее говорить, не о радиоинтервью, а о рассказе корреспондента из студии с использованием предварительно записанных фрагментов интервью.

Уместно будет заметить, что наравне с интервью радиожурналисты пользуются таким публицистическим жанром как беседа. Возможность использования изобразительного материала в этом жанре часто привлекается и дает свободу в проявлении авторской индивидуальности. К тому же на радио огромную роль играет персонификация информации: психологическое восприятие беседы зависит в немалой степени от голоса, стиля речи, а так же интонации и манер журналиста, не говоря уже о характере вопросов и реакции на ответы.

Быть профессионалом в этой области - значит контролировать ход беседы и владеть достаточным количеством приемов, способных стимулировать общение: закалка личности, коммуникабельность, обученность и др.

Умение задать собеседнику вопросы, которые были бы одинаково интересны и отвечающему и зрителю, - это проявление высшего мастерства интервьюера. Здесь значительную роль играет образование.

Речь радиожурналиста выполняет функцию распространителя норм русского языка, поддерживая уровень грамотности населения. С течением времени речь в эфире претерпела фонетические изменения: повысился темп речи, усилилась звуковая редукция, то есть количественное и качественное изменение безударных звуков, появились такие фонетические явления, которые ранее характеризовали только те или иные диалекты, а не публичную, не литературную речь.

Складывающаяся картина не совсем похожа на то, что ранее академическая грамматика русского языка называла полным стилем.

Причина этих явлений в том, что на радио все больше приходят люди, не получившие специальной подготовки в области устной русской речи. Языковая подготовка журналистов начинается в школе, где ученики занимаются русским языком, читают русскую литературу, однако все больше молодежь черпает из уличного жаргона, чем из общения с учителями.

Правильно поставленная речь дает возможность располагать к себе, а умение пользоваться выразительными средствами языка - размывать границы классических жанров.

Совершенствование мира технологий также открывает новые просторы для творчества. Обыденным в радиопередачах стало применение звуковых спецэффектов, гармоничное использование которых помогает реализовать идею.

Еще один из существенных аспектов телерадиовещания - сближения радио и Интернет. Это означает не только интеграцию распространения (т.е. распространение услуг Интернет на радио и наоборот), но и поиск новых выразительных средств. Как только появится этот новый общий язык для больших коммуникационных групп, появятся и новые интерпретации и значения.

Общественное телерадиовещание должно обеспечить миру новые перспективы и дать новые определения таким понятиям, как общество, культура, политика и окружающий мир. Именно поэтому оно должно взять на себя задачу распространения новых мультимедийных средств, новых языков и новых интерпретаций.

Успех проявления творческой индивидуальности радиожурналиста свидетельствует о том, что они удовлетворяют истинную потребность современного общества в подаче информации. Таким образом, в ближайшие годы новые формы общения станут неотъемлемой частью радиовещания.

Введение

 

Каждый человек имеет право на получение актуальной и надежной информации. При этом количество источников информации, к которой граждане имеют доступ, не менее важно, чем ее надежность и актуальность. СМИ берут на себя не просто функцию неких фиксаторов и трансляторов происходящего или происходившего. СМИ создают образную картину мира. Каждый человек должен обладать способностью получать информацию и приобретать знания, которые важны для него лично. Общественное телерадиовещание, а также средства печати были созданы, чтобы служить этим целям. Их главной задачей было обеспечивать граждан информацией, независимой от государственного и экономического контроля.

Воспитание гражданской позиции также представляет собой задачу, стоящую перед информационным обществом. Границы стираются, роль государства меняется, многие процессы становятся глобальными, а ситуация - более сложной. Объединяющийся и становящийся все более глобальным мир, где принятие решений часто обезличено, ставит особую задачу перед СМИ. Чтобы в полной мере воспользоваться своим гражданством в информационном обществе, человек должен иметь возможность получать информацию по вопросам, касающимся лично его, и чувствовать, что он может влиять на их решение. Эта ситуация полностью отличается от той, когда мы говорим о возможностях потребителя получать необходимые ему услуги связи.

Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ (своеобразный “триумвират” средств массовой информации): печать, радио и телевидение. Каждая из подсистем состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Кроме того, каждая из них выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

Дело в том, что сегодня, в век "восстания масс", все широко известные нам средства массовой коммуникации образуют в громадной и всепланетарной своей совокупности новую глобальную версию искусства - искусства подачи информации. Появление этого явления во многом зависело от творческого проявления журналистов. Выявление особенностей журналистского творчества в одной из подсистем СМИ, а именно в радиопередачах - будет целью нашей курсовой работы.

Предпочтение радиовещание как объект исследования обуславливается тем, что люди старшего возраста больше доверяют радио, потому что ранее, при коммунистическом режиме, по радио давались какие-либо определенные факты. Общество привыкло к тому, что эта информация не может быть неправдивой, поскольку идет сверху, от институтов власти.

Отметим так же, что выявлять такие особенности мы будем в особом жанре получения информации - интервью, более того мы выбрали один из видов интервью - диалог (в дальнейшем мы будем называть его «классическое интервью»). Диалог строится по стандартной схеме «вопрос-ответ», естественно журналист не должен выступать в роли механического поставщика вопросов и регистратора ответов, но и для творческого проявления у него не так много места. Установив границы исследуемой нами области, тем самым усложнили достижение поставленной цели.

Мы установили задачи, последовательное решение которых позволит провести анализ нашей работы:

.   дать определение понятию журналистское творчество;

.   установить возможные виды творческого проявления журналиста в интервью;

.   проанализировать творческие проявления журналиста в радио интервью;

.   выявить особенности журналистского творчества в различных СМИ.

Беседы с известными журналистами о технике профессионального мастерства, а также о специфике проявления творчества изредка появляются на страницах журналов и газет, тем более в работах аналитического характера. Посвятив именно этой теме курсовую работу, мы определили ее актуальность. В качестве объекта исследования нами были выбраны интервью одной из передач радио ИрГТРК. Проявления журналистского мастерства на радио с последующим выявлением их особенностей и будет предметом нашего исследования.

 


Журналистское творчество в радиопередачах в жанре интервью


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.