Стилеобразующие выразительные средства — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Стилеобразующие выразительные средства

2020-04-01 139
Стилеобразующие выразительные средства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вторая группа, напротив, мобильна, ибо находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики мы называем техническими, или стилеобразующими. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

Радиожурналистика призвана активно использовать неисчерпаемые лирические резервы голосовой коммуникации. Радиороду присуща особая откровенность, чувствительность, доверительность: мы не видим, но слышим - угадываем говорящего, и речь его обретает чрезвычайную эмоционально-экспрессивную и укрупненно-смысловую наполненность.

По мере развития радиотехники и изменений в технологии производства радиосообщений, а также в зависимости от творческой фантазии авторов радиосообщений число стилеобразующих выразительных средств, безусловно, будет изменяться: увеличиваться (благодаря техническому прогрессу) или уменьшаться (в соответствии с реальными функциональными потребностями вещания конкретной станции или личными вкусами автора). Рассмотрим более подробно каждое.

Одна из основных форм устной речи - диалог, т.е. разговор двух или нескольких лиц, обменивающихся информацией или занятых коллективными поисками решения какой-либо проблемы. Диалогичность свойственна многим материалам радио, она вытекает из его акустической природы, хотя и имеет некоторые особенности. Ее своеобразие определяется тем, что собеседники разделены пространством, между говорящим и слушающим, как правило, отсутствует непосредственная связь. Однако журналист у микрофона всегда обращается к слушателю, предполагая в нем собеседника, активного участника двустороннего контакта, как бы предугадывая его реакции, ход мысли, возможные вопросы, строя систему информации и логических доводов, таким образом, как он делал бы это в условиях беседы. Пример:

ГОЛОС ЖУРНАЛИСТА: - Я думаю, со мной сейчас согласятся все те, кто нас слушают, что это невероятно… Мы успехов желаем тебе сегодня и надеемся, что мечты твои сбудутся…

Слово (человеческая речь). В работе со словом перед журналистом возникают сразу три задачи: слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу; найти наиболее точную интонацию; поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений) - умение говорящего пользоваться чередованием интонаций, ударений и пауз.

Кроме этого существуют стилистические приемы внесения элементов диалогичности в радиопередачу - это прямое и косвенное обращение к аудитории с использованием соответствующих речевых оборотов, риторических вопросов; интонация, приближенная к разговорной; «неправильный» (свойственный живому разговору) порядок слов; естественное использование пауз, возникающих в речи человека, когда он задумывается, ищет нужное слово.

ГОЛОС ЖУРНАЛИСТА: Сегодня у нас в студии участник и призер Московской Научно-практической конференции 2008 года - Алексей… (Ввод в курс дела, знакомство с собеседником, определение темы беседы, спокойный ритм общения) Я в руках держу сертификат, который выдан автору работы и называется она очень сложно: «Программно-аппаратный комплекс цифрового фотографирования с автоматическим определением пространственно-временных параметров на основе спутниковой системы глобального позиционирования». Расскажи что это такое и для чего главное? (Выражение журналистом экспрессии - заинтересованность, интонация повышается, оповещая о последующем вопросе. Выдержанная пауза, давшая собеседнику подготовиться к ответу.) ПАУЗА.

СОБЕСЕДНИК: Это комплекс из программных аппаратных средств. Он состоит из навигационного оборудования GPRS… С помощью специализированных программ обработки мы сможем получать определенные данные для мониторинга.

ЖУРНАЛИСТ: Леша, я думаю, как и мне, радиослушателям очень интересно с чего же такое исследование началось и что послужило поводом? (Неформальное обращение в данном случае создает обстановку неофициальности, таким образом журналист пытается убрать преграды и напряженность. После адаптации собеседника можно перейти к основной части разговора, выстроенной из логически-выстроенных вопросов, ответы на которые будут содержать важную информацию.)

Какую пользу твоя исследовательская работа принесет нашему краю?

Что это дает?

С чего началась исследовательская работа? Почему вдруг именно этот комплекс, почему именно эти исследования? Возможно, какими-то другими занимаешься?

Перечисленные приемы сами по себе еще не решают проблемы, они станут органичными лишь при условии диалогичности способа мышления самого радиожурналиста. Диалог присущ демократическим формам общения, в которых мысль движется и развивается.

ЖУРНАЛИСТ: Сегодня день удивительный - в Иркутске и не только в Иркутске празднуют день рождения Леонида Гайдая и конечно интерес к человеку, творчество, детство и юность которого прошли в нашем городе, велик. Хотелось бы, чтобы вы вспомнили о своих съемках в фильме «Бриллиантовая рука».

СОБЕСЕДНИК: Я помню у нас был забавный эпизод. В сцене возле аптеки Леонид Георгиевич говорит: «Давайте все в костюмах посмотрим!» Я надел свой костюм, одел и ужаснулся - он на мне не то, что не сидел, не лежал, ну ужас. И Леонид Георгиевич так: «Знаешь, что? Давай сними пиджак, что-нибудь другое попробуем». Я снял пиджак, снял рубаху, остался в брючках и говорю: «Леонид Георгиевич, а может быть так, в конце концов, гангстер». Он мне: «Ух, классно! Кто сшил этот костюм?» (смех собеседников)

ЖУРНАЛИСТ: Личное производство!

СОБЕСЕДНИК: И все, так и оставили… Он[Л.Г. Гайдай]был замечательный дядька, совершенно. Я думаю, что он один такой комедиограф, который был и есть. Не знаю, сейчас есть ли ему подобные, но когда несколько картин его переходят в пословицы и поговорки…

ЖУРНАЛИСТ: Знаменитые фразы живут десятилетиями!

СОБЕСЕДНИК: Это говорит о том, что он был великий режиссер и замечательный человек.

Общение журналиста служит средством получения необходимой информации. Однако успех человека у микрофона зависит не только от того, как логично, умно и аналитично он выстраивает вопросы, но в равной степени и от того, насколько эмоциональным будет его беседа, в какой степени затронет он и разум, и чувства слушателя. Основная задача беседы интервью - поддержать разговор в нужном русле. В этом случае важно умение использовать интонацию и экспрессию как приемы лексического общения. Оттачивая мастерство общения с людьми, профессионалы знают, что вне интонации любое слово просто не имеет смысла. Слово, устное или письменное, если оно несет значительный смысл, может (с учетом особенностей и приемов использования того и другого) эффективно воздействовать на воображение человека в понятийной форме, минуя зрительные ассоциации, т.е. не нуждаясь в «подкреплении» визуальным рядом. Большая часть материала радиожурналистики, особенно в информационной сфере, доходит до аудитории именно таким образом.

Эффект вовлеченности слушателей в передачу опытные журналисты создают, приближая ее к естественному речевому общению людей. Найти нужный тон для передачи этой атмосферы - грустный или веселый, быстрый или, напротив, замедленный, значительный, при котором каждое слово, как удар молотом или капля падающей росы, - все это творческая задача, которую помогает решить точно найденный голосовой грим.

Работая со словом (особенно в том случае, когда журналист не импровизирует непосредственно в эфир, а готовит текст заранее для записи) необходимо помнить, что, оставаясь, как правило, наиболее распространенным звуковым элементом передачи, оно не является единственным носителем идейного и художественного смысла. Более того, часто для эффективного воздействия на аудиторию важным оказывается не только прямое значение слова, но и его способность к контакту с музыкой.

Много лет потратила отечественная радиожурналистика на то, чтобы освоить широкую палитру возможностей музыки в радиопередаче. Недооценка роли музыки, ее способности самостоятельно выражать смысл, атмосферу и сюжетные линии аудиоповествования - явление не новое. Время от времени и в практике вещания, и в теоретических работах утверждался взгляд на музыку лишь как на дополнение к слову.

Здесь правомерно говорить о взаимном влиянии радиожурналистики и радиоискусства. Поиск звуковой выразительности, который вели радиожурналисты, оказывал большое влияние на мастеров, приходивших к режиссерскому пульту в радиостудию из театра и из кинематографа. В свою очередь их художественные эксперименты и находки входили в число приемов наиболее опытных и творчески активных репортеров и радиопублицистов.

Что касается классического жанра интервью, то даже на сегодняшний день, когда общество находится на пике прогрессивного мышления, музыка и диалог - остаются несовместимыми компонентами.


Заключение

 

Радио - одно из важнейших средств получения информации. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами.

Как составляющая сложной системы жанров СМИ, одну из самых высоких позиций по частоте и технике исполнения занимает интервью. В современном мире журналистика направлена на передачу информации, каких-либо фактов больше, нежели их глубокий анализ. Получаемый людьми поток информации слишком быстр, и поэтому все большей популярностью среди журналистов пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью), которые служат только для передачи определенной информации ее потребителям, но все меньше содержат творческой индивидуальности.

В нашей работе мы доказали, что журналистское творчество, как духовно-практическая деятельность человека, прежде всего, проявляет себя в процессе создания информационного продукта. Несомненно, знание, навыки и умение журналиста - важные составляющие. Только творческая индивидуальность обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автора. Особенно это касается журналистской деятельности, специализация которой требует значительной отдачи авторской индивидуальности.

Творческое проявление журналиста предполагает знание уже существующих норм и правил, навыки их уместного использования и способность в самообучении превзойти их или создать новые, субъективно значимые.

Проявление журналистского творчества на радио в классических жанрах составляют некоторую сложность - в идеальном случае интервью создается в тот самый момент, когда его получает слушатель. Содержание интервью в газете отвечает на вопрос, что сказал интервьюируемый, а радиоинтервью - на вопрос, что и как он сказал. Журналист-газетчик обрабатывает и готовит материал интервью после того, как состоится его разговор с интервьюируемым; радиожурналист, напротив, тщательно готовится к самому процессу, акту взятия интервью, то есть значительная часть его творческих усилий связана с подготовкой к интервью. Возможен, конечно, монтаж сделанной записи, при этом допускается перестановка вопросов, деление интервью на части, которые перемежаются комментариями журналиста, автора материала. Но тогда правильнее говорить, не о радиоинтервью, а о рассказе корреспондента из студии с использованием предварительно записанных фрагментов интервью.

Уместно будет заметить, что наравне с интервью радиожурналисты пользуются таким публицистическим жанром как беседа. Возможность использования изобразительного материала в этом жанре часто привлекается и дает свободу в проявлении авторской индивидуальности. К тому же на радио огромную роль играет персонификация информации: психологическое восприятие беседы зависит в немалой степени от голоса, стиля речи, а так же интонации и манер журналиста, не говоря уже о характере вопросов и реакции на ответы.

Быть профессионалом в этой области - значит контролировать ход беседы и владеть достаточным количеством приемов, способных стимулировать общение: закалка личности, коммуникабельность, обученность и др.

Умение задать собеседнику вопросы, которые были бы одинаково интересны и отвечающему и зрителю, - это проявление высшего мастерства интервьюера. Здесь значительную роль играет образование.

Речь радиожурналиста выполняет функцию распространителя норм русского языка, поддерживая уровень грамотности населения. С течением времени речь в эфире претерпела фонетические изменения: повысился темп речи, усилилась звуковая редукция, то есть количественное и качественное изменение безударных звуков, появились такие фонетические явления, которые ранее характеризовали только те или иные диалекты, а не публичную, не литературную речь.

Складывающаяся картина не совсем похожа на то, что ранее академическая грамматика русского языка называла полным стилем.

Причина этих явлений в том, что на радио все больше приходят люди, не получившие специальной подготовки в области устной русской речи. Языковая подготовка журналистов начинается в школе, где ученики занимаются русским языком, читают русскую литературу, однако все больше молодежь черпает из уличного жаргона, чем из общения с учителями.

Правильно поставленная речь дает возможность располагать к себе, а умение пользоваться выразительными средствами языка - размывать границы классических жанров.

Совершенствование мира технологий также открывает новые просторы для творчества. Обыденным в радиопередачах стало применение звуковых спецэффектов, гармоничное использование которых помогает реализовать идею.

Еще один из существенных аспектов телерадиовещания - сближения радио и Интернет. Это означает не только интеграцию распространения (т.е. распространение услуг Интернет на радио и наоборот), но и поиск новых выразительных средств. Как только появится этот новый общий язык для больших коммуникационных групп, появятся и новые интерпретации и значения.

Общественное телерадиовещание должно обеспечить миру новые перспективы и дать новые определения таким понятиям, как общество, культура, политика и окружающий мир. Именно поэтому оно должно взять на себя задачу распространения новых мультимедийных средств, новых языков и новых интерпретаций.

Успех проявления творческой индивидуальности радиожурналиста свидетельствует о том, что они удовлетворяют истинную потребность современного общества в подаче информации. Таким образом, в ближайшие годы новые формы общения станут неотъемлемой частью радиовещания.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.