Глава 1. Общая характеристика социального партнерства — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 1. Общая характеристика социального партнерства

2020-04-01 110
Глава 1. Общая характеристика социального партнерства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Политической основой отношений между работниками и работодателями должно быть социальное партнерство. В течение многих лет наше общество исходило из принципа непримиримости противоречий между трудом и капиталом, из революционного пути преобразования общества, поскольку мирным путем обычно власть не отдается.

Однако большинство стран, в том числе промышленно - развитых, передовых, ориентируется не на классовую борьбу, а на признание социального партнерства в обществе между трудящимися и работодателями. Это не означает веры в гармоничную социальную утопию, но признание различных интересов у этих групп людей не должно снимать стремления к социальному равновесию. Социальное партнерство должно строиться на обоюдной заинтересованности в развитии производства, экономическом прогрессе.

Как показывает зарубежный опыт, многие вопросы общественной жизни решаются легче, если страны изначально ориентируются на сотрудничество, а не на конфронтацию. Отказ от взаимных уступок лишает общество перспективы позитивных перемен, и другого способа достичь согласия нет. Поэтому и не стоит пренебрегать опытом промышленно развитых стран. Это подтверждено и Конвенцией МОТ № 154 о содействии коллективным переговорам, принятой в 1981 г.

Ее признание нашей страной повлекло за собой принятие соответствующих нормативных актов, основным из которых является Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях».

Принципиально новой для нашего общества была легализация именно соглашений, заключаемых на разных уровнях. Прежде российскому законодательству был известен лишь институт коллективного договора, который в условиях административно - командной системы носил своеобразный характер - коллективные договоры содержали в основном не нормативные условия, а конкретные обязательства сторон, и главным образом предприятия, т.е. в строгом смысле слова они источниками права не являлись.

Теперь, как уже отмечалось, не только изменилось их содержание, но и появились соглашения иного рода. Оценивая правовое значение этих актов, нужно сказать, что все они (в том числе и коллективный договор) представляют собой важный источник права, порожденный не законодателем, а путем принятия соглашения заинтересованными в решении разного рода профессиональных, производственных и социально- экономических вопросов сторонами, что придает этому источнику большую гибкость, возможность учета конкретных обстоятельств и своевременного внесения соответствующих изменений.

При этом важно отметить, что содействие Закона о коллективных договорах распространяется на работодателей независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и численности работников. Таким образом, он выходит за рамки действующего трудового законодательства1.

В последние годы в юридической литературе уделяется значительное внимание вопросам правового регулирования правовых актов социального партнерства. В работе использованы труды: Сыроватской Л.А., Акоповой В.М., Соболева С.А., Вихарева А., Власова В.И., Нуртдиновой А.Ф., Коршуновой Т., Лушниковой А.М., Лушникова М.В. и многие др. Для достижения данной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

· дать понятие, рассмотреть принципы и стороны социального партнерства;

· проанализировать содержание коллективных договоров и соглашений;

· рассмотреть систему, органы социального партнерства и правовые акты социального партнерства.

Объект работы - отношения социальногопартнерства.

Предмет работы - правовые акты социального партнерства.

Методы исследования: теоретический анализ, синтез, логический метод, сравнительный анализ.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что в работе использован не только теоретический материал, но и анализ материалов практики. Это позволяет проанализировать вопросы, связанные с заключением коллективных договоров и соглашений в сфере социального партнерства.

социальный партнерство договор соглашение


Глава 1. Общая характеристика социального партнерства

Глава 2. Понятие и виды правовых актов социального партнерства

Виды социально-партнерских актов

Коллективный договор

Согласно действующему законодательству под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 ТК РФ). Что следует понимать под неоднозначным термином «правовой акт», определяющим природу коллективного договора? Может быть, это акт, содержащий нормы права, в том числе локальные? А может быть, это акт реализации прав и обязанностей сторон в форме договора? Ведь в том и др. случае речь идет о правовом акте.

В зависимости от характера ответов на поставленные вопросы в теории трудового права обоснованы две концепции, определяющие юридическую природу коллективного договора. В первом случае имеется в виду концепция публично-правовой природы коллективного договора, имеющего силу закона. Страны, взявшие за основу указанную концепцию, на уровне законодательства придают коллективным договорам принудительную силу. Коллективные договоры могут быть исполнены через судебные, административные органы и обеспечены различными формами ответственности за их выполнение (США, Канада, Греция, Швеция, Испания, Бельгия, Нидерланды, Португалия). Во втором случае речь идет о договорной концепции, в соответствии с которой коллективный договор есть соглашение сторон. Поэтому в законодательстве ряда стран колдоговоры рассматриваются как обычные цивилистические сделки, реализуемые гражданско-правовыми методами (ФРГ, Дания, Норвегия, Швейцария).

В теории советского трудового права не прижилась ни та ни другая концепция, а сложилось единодушное в целом суждение о смешанной природе коллективного договора. Согласно названной дуалистической концепции колдоговор - это источник трудового права, акт совместного правотворчества заключивших его лиц. При этом подчеркивается сложная природа коллективного договора, включающего нормативные условия и обязательства. С учетом современного российского трудового законодательства в литературе и сегодня отмечается, что «коллективный договор все более явственно приобретает черты локально-правового нормативного акта…нормативные положения по сравнению с обязательственно-правовыми становятся доминирующими в его содержании»1. Иными словами, констатируется факт усиления публично-правовых начал в смешанной природе коллективного договора.

Полагаем, что указанный подход УК юридической природе коллективного договора связан с концепцией локального нормотворчества в трудовом праве и во многом продиктован ею. Так, в советской науке трудового права ряд авторов разграничивал акты, принимаемые в локальном порядке, на два вида: собственно локальные нормативные акты, принимаемые администрацией предприятия совместно или по согласованию с профсоюзами, и нормативные соглашения (коллективные договоры), заключаемые на предприятиях трудовым коллективом и администрацией. Нормативные соглашения отличают особый порядок их принятия и значительная диспозитивность по сравнению с нормативными актами.

В условиях единства и господства социалистической государственной собственности можно и должно было согласиться с тем, что колдоговор - это особый локальный нормативный акт, либо придерживаться более мягкой формулировки о том, что «коллективный договор содержит нормативные положения(локальные нормы) наряду с обязательственными». Причем последняя формулировка, учитывающая сложную природу коллективного договора, привела в дальнейшем к появлению в научном обороте некоего гибрида-договора, который называют нормативным соглашением или нормативно-договорным соглашением.

Таким образом, азбучной стала трактовка коллективного договора как нормативного акта, имеющего договорную природу. При этом в настоящее время некоторые авторы особо акцентируют внимание на публично-правовой природе коллективного договора. Так, Н.И. Дивеева пишет, что «коллективный договор, заключая в себе конституционные признаки договора как средства согласованной организации общественных отношений, является нормативным соглашением локального характера, имеющим публично-правовую природу».

Именно договорные его начала и предопределяют содержание коллективного договора. В соответствии с Законом о коллективных договорах и ТК РФ содержание и структура договора определяются соглашением сторон. При этом ТК РФ содержит весьма некорректную классификацию условий коллективного договора. К нормативным положения он относит только те положения, которые появляются в коллективном договоре при прямом предписании в действующем законодательстве об обязательности их закрепления в коллективном договоре. А все остальные условия договора (перечень открытый) причисляются к взаимным обязательствам сторон. Такой подход нельзя признать плодотворным, т.к. имеет место смешение нормативных и обязательственных условий, ограничивается сфера локального нормотворчества в коллективном договоре.

Действительно, коллективный договор включает условия нормативные и обязательственные. Нормативные условия содержат локальные нормы права. В отличие от нормативных обязательственные условия предусматривают конкретные обязательства сторон с указанием срока их исполнения и ответственного лица. К нормативным условиям коллективного договора также предъявляется ряд требований. Локальное нормотворчество в колдоговоре осуществляется в пределах, установленных законом. Это означает, что, во-первых, локальной нормой не могут регулироваться условия, которые регламентируются императивными нормами российского законодательства.

Во-вторых, стороны обязаны, включить в колдоговор нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

В-третьих, в колдоговор включаются соглашением сторон любые иные локальные нормы, не противоречащие действующему законодательству и не ухудшающие положения работника по сравнению с действующим законодательством1.

В соответствии со ст. 37 ТК РФ2 в коллективном договоре могут решаться вопросы оплаты труда, (формы, системы и размеры оплаты труда, выплата пособий, компенсаций); занятости (в том числе условия и порядок переобучения работников); рабочего времени и времени отдыха (в частности, в коллективном договоре может быть определен режим рабочего времени, введен суммированный учет времени, установлена продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, определен дополнительный отпуск за счет средств организации).

Один из разделов коллективного договора обычно посвящен улучшению условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи. В нем могут найти отражение вопросы соблюдения интересов работников при приватизации организации, предоставлении или сохранении за уволенными работниками ведомственного жилья; экологической безопасности.

Коллективный договор может вводить дополнительные по сравнению с законодательством гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; проведением мероприятий по оздоровлению и организации отдыха работников и членов их семей.

Наряду с указанными выше положениями колдоговор, как правило, содержит положения, устанавливающие порядок взаимодействия социальных партнеров, т.е. регулирует коллективные трудовые отношения. Например, закрепляет порядок и периодичность осуществления контроля за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников. Он может закреплять и обязанность работников отказаться от проведения забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора1.

Рассмотрим, что касается юридической силы коллективного договора. Традиционно в международной практике юридическая сила колдоговора определяется по основным трем категориям:

) взаимодействие коллективного договора и индивидуального трудового договора;

) действие коллективного договора в отношении нечленов профсоюза;

)возможность реализации положений коллективного договора через судебные органы.

Соотношение индивидуального трудового договора с колдоговором. Международная практика пришла почти к единому знаменателю по данному критерию. Согласно Рекомендации МОТ № 163 о содействии коллективным переговорам (1981г.) названное соотношение сводится к следующим правилам:

) Колдоговор связывает подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен, и в таком случае индивидуальные договоры не должны включать условия, противоречащие положениям колдоговора.

) Если условия индивидуальных договоров противоречат колдоговору, ухудшая положения работника, они должны считаться недействительными и замещаться на соответствующие положения колдоговора.

Однако если эти условия индивидуального более благоприятные для трудящихся, чем положения колдоговора, они сохраняют силу.

Близкая по содержанию норма закреплена и в (ст.3) Законе РФ о коллективных договорах и соглашениях и (ст.9) ТК РФ.

Вместе с тем, в некоторых странах с учетом социально-экономического положения законодатель допускает исключение из принципа in favorem (договоры о труде могут только улучшать, но не ухудшать положение работников по сравнению с законодательством). Так, в Польше разрешено включать в колдоговоры нормы, ухудшающие условия труда работников по сравнению с законодательством, если это оправдано необходимостью предотвращения или ограничения безработицы. Ради названых и в коллективные заводские договоры разрешено включать нормы, ухудшающие положения работников по сравнению с отраслевыми и региональными соглашениями1.

Рассмотрим следующий критерий: действие колдоговра в отношении работников, не являющихся членами профсоюза. По действующему российскому законодательству интересы работников при заключении колдоговора могут представлять, как правило, профсоюзные органы и иные представители работников. Работники, не являющиеся членами профсоюза, вправе уполномочить орган первичного профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров и заключения колдоговора (ст.2 Закона о коллективных договорах, ст.30 ТК РФ). Но если они не уполномочат профсоюз на представительство своих интересов, не означает ли это, что на таких работников колдоговор не распространяется. Из ТК РФ следует отрицательный ответ. Согласно ст. 43 ТК РФ действие колдоговора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

В большинстве стран колдоговоры также распространяются на всех занятых у работодателя лиц независимо от их профсоюзного членства (Венгрия, Германия, США и др.). Исключением из этого правила встречаются довольно редко. Например, в Болгарии действие колдоговора распространено на рабочих и служащих, которые являются членами профсоюзной организации-стороны договора. Рабочие и служащие, не входящие в состав профсоюзной организации, заключившей договор, могут к нему присоединиться, подав письменное заявление об этом работодателю профсоюзной организации.1

Несколько слов скажем о возможности реализации колдоговора через судебные органы. В большинстве стран колдоговры являются юридически обязательными для сторон актами. Это означает, что работодатель или работники вправе обратиться в судебные органы за принудительным исполнением условий колдоговора. В ряде стран такими полномочиями обладают специальные трудовые суды (В Германии, Дании, Франции и др.), в других странах суды общей юрисдикции (например, в США). Таким образом, в большинстве стран надлежащее исполнение коллективного трудового спора обеспечивается судебной исковой формой защиты.

В соответствии с Законом РФ о коллективных договорах и ТК РФ в содержание колдоговора включаются взаимные обязательства сторон: работодателя и работников. Между тем при внимательном прочтении закона обнаруживается односторонний характер этих обязательств. Односторонний договор порождает у одной стороны только обязанности, а у другой - права. И хотя при этом он остается договором, требующим соглашения сторон, юр. обязанности по колдоговору несет только одна сторона - работодатель. Именно обязанности работодателя обеспечиваются санкцией административной и дисциплинарной ответственностью представителя работодателя, виновного в нарушении или невыполнении колдоговора.

Из действующего законодательства следует, что принудить работодателя выполнить условия колдоговора является забастовка. Работники вправе реализовать свое право на забастовку при соблюдении установленных примирительных процедур в любое время, как в период коллективных переговоров по поводу заключения колдоговора, так и после его подписания. Сохраняется право на забастовку, даже если в колдоговре закреплено обязательство отказа коллектива работников от забастовок по условиям, включенным в данный колдоговор, при своевременном и полном их выполнении работодателем. Об этом свидетельствует данный в законе о коллективных трудовых спорах и ТК РФ исчерпывающий перечень оснований признания забастовки незаконной, где такого основания, как нарушение обязательства об отказе от забастовок, не предусматривается.

Таким образом, названное обязательство носит декларативный характер и не обеспечено санкциями на случай его нарушения. Это вновь подтверждает тезис об одностороннем характере колдоговора.

В качестве примера можно привести «Коллективный договор на 2003-2005 годы ОАО «Саянал». Сторонами настоящего колдоговора являются: Открытое акционерное общество «Саянал», именуемое далее «Работодатель» в лице Управляющего директора и работники Предприятия в лице Председателя профсоюзного комитета. Колдоговор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения на Предприятии.

Проанализировав данный коллективный договор, сделала следующий вывод: в содержание коллективного договора ОАО «Саянал» в соответствии со ТК РФ включены следующие разделы: общие положения; взаимные обязательства сторон; оплата труда; рабочее время и время отдыха; обеспечение занятости; охрана труда и окружающей среды; гарантии прав профсоюзной организации, комиссии по трудовым спорам; контроль за выполнением договора и ответственность сторон.

Работодатель дополнительно к гарантиям и компенсациям, оговоренным в ТК РФ, при наличии собственных средств на предприятии ежегодно разрабатывает и реализовывает программу льгот и социальных выплат работникам. Программа льгот и социальных выплат оформляется в виде плана по социальной программ и сметы затрат на социальную программу, согласованных с профсоюзным комитетом.

Рассмотрим ряд льгот и социальных выплат, включенных в данный коллективный договор:

При увольнении после назначения пенсии по старости или инвалидности в течении трех месяцев работнику выплачивается единовременное вознаграждение в зависимости от стажа работы (от 6 до 8 лет - один среднемесячный заработок; от 8 до 10 лет два среднемесячных заработка; от 10 лет и свыше три среднемесячных заработка).

В стаж работы, дающий право на вознаграждение, включается время работы в СП «Саянал», ООО «СП «Саянал», ОАО «СаАЗ», ОАО «ОКСА» и на предприятиях, входящих в Компанию «РУСАЛ».

Работодатель предоставляет работнику по его заявлению дополнительный краткосрочный оплачиваемый отпуск до 3-х календарных дней в случаях: собственной свадьбы; рождение ребенка; смерти членов семьи (супруги (а), детей, родителей).

Работник в течение 10 рабочих дней после краткосрочного отпуска предоставляет копию подтверждающего документа. В остальных случаях отпуск предоставляется в соответствии с ТК РФ.

В случае гибели работника в результате несчастного случая на производстве, связь с производственной деятельностью которого подтверждена материалами Акта специального расследования, его семья получает сверх установленных законодательством сумм, в качестве возмещения морального вреда, единовременное пособие в размере 12-кратного среднего заработка на супруга (супругу), а также на каждого нетрудоспособного члена семьи, в месячный срок со дня смерти кормильца.

Работодатель выплачивает единовременное вознаграждение работникам в размере 1000 рублей (или ценный подарок) в связи с их знаменательными датами (при рождении ребенка; юбилейными днями рождениями).

В городе Саяногорске в ДСЗН - Отдел по охране труда и социальным гарантиям, регулирует заключение коллективных договоров, проверят правильность их содержания и соответствия трудовому законодательству РФ.

 

Генеральное соглашение

Если коллективные договоры заключаются на низком уровне социального партнерства, то коллективные соглашения, это правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли (отраслей). Определяя юридическую природу этих правовых актов, О.В. Смирнов считает, что в юридической иерархии источников трудового права соглашения стоят между законодательными (централизованными) и локальными нормативными актами, т.е. занимают промежуточное положение. Однако само по себе указание на промежуточный характер коллективных соглашений не раскрывает их юридической природы.

Согласно ст. 45 ТК РФ, соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Систематическое толкование Закона о коллективных договорах и соглашениях, ТК РФ и практики заключения вытекают различные подходы к определению их юридической природы в зависимости от вида соглашений.

В отличие от коллективного договора при заключении соглашения участвует третья сторона, заинтересованная в социальном партнерстве- органы государственной власти и (или) местного самоуправления.

Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица работодателей принимают на себя обязательства по обеспечению установленных им полномочий, в противном случае может возникнуть вопрос о действительности заключенного соглашения.

Итак, содержание соглашения определяется сторонами и может состоять из положений (условий) по различным трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащим законодательству: об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха; о механизме регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством; о содействии занятости, переобучении работников; об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве; о спец. мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о соблюдении интересов работников при приватизации предприятий; о льготах работодателям при создании дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи; о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействию заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины1.

Видовое различие соглашений по Закону связано со сферой регулируемых ими отношений. Статьей 18 ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях» определены пять основных видов соглашений: генеральное соглашение; региональное соглашение; отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение; профессиональное тарифное соглашение; территориальное соглашение2.

Соглашения могут быть двусторонними - заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними - заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей.

Особое внимание законодатель уделяет согласованию государственных интересов с интересами социальных партнеров. Это проявляется в установлении сроков заключения соглашений, предусматривающих бюджетное финансирование. Такие соглашения нередко заключаются между работниками и работодателями в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, транспорта, связи, энергетики, других отраслей.

При финансировании из федерального бюджета соглашения должны заключаться, как правило, до внесения проекта федерального бюджета в Федеральное Собрание Российской федерации. При финансировании из регионального или территориального бюджетов соглашения должны заключаться, как правило, до принятия соответствующих бюджетов.

Соглашение должно быть подписано представителями сторон.

Соглашение является актом срочного действия, оно по усмотрению сторон может заключаться на любой срок, не превышающий трех лет. Дата вступления соглашения в силу определяется сторонами и не зависит от каких бы то ни было обстоятельств (например, от проведения уведомительной регистрации) за исключением волеизъявления сторон. Как правило, соглашение вступает в силу с момента его подписания в соответствии с ТК РФ.

Действие соглашения по кругу лиц определяется в зависимости от участия представителей сторон в его заключении: соглашение распространяется только на тех работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на участие в коллективных переговоров по заключению данного соглашения.

Это означает, что члены соответствующего объединения работодателей выполняют заключенное соглашение в силу своего членства в объединении. Работодатели, которых могут представлять органы исполнительной власти или органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ), выполняют заключенное соглашение, если они уполномочили указанные органы на представительство своих интересов или если в соответствии с законодательством эти органы признаются их представителями в системе социального партнерства1.

Общие правила подготовки, порядка и сроков разработки и заключения коллективных соглашений регламентируется Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (ст.7 и ст. 20), а также Положением о порядке подготовки и заключения Генерального заключения и отраслевых (тарифных) соглашений от 12.06.1993 г.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяет образованная сторонами на паритетной основе комиссия. Стороны вправе проводить совместные и раздельные заседания с целью разработки, обсуждения проекта соглашения, его доработки и принятия.

Решение комиссии принимается по соглашению сторон и считается принятым, если за него проголосовали все три стороны (при заключении двухстороннего соглашения две стороны). Порядок голосования, а также порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом Комиссии, который утверждается на ее заседании.

Соглашения подписывается представителями сторон, имеет для них обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением. Если по отдельным вопросам согласие не достигнуто, то оформляется протокол разногласий и позиции сторон, их намерение продолжить согласование интересов путем проведения примирительных процедур. В протоколе необходимо также указать сроки возобновления переговоров.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Ст. 48 ТК определяет сферу действия соглашения. Работодатель вправе по своей инициативе в любое время присоединиться к соглашению, действующему на определенном уровне. С этой целью он направляет каждой стороне письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.

Право присоединиться к действующему положению предоставляется и работникам. При этом действие соглашения распространяется с момента принятия решения соответствующим представительным органом стороны социального партнерства.

Соглашение любого вида изменяется и дополняется в процессе проведения коллективных переговоров. Дополнительные правила внесения изменений и дополнений могут быть определены сторонами в соглашении. Коллективный договор, соглашение должны быть зарегистрированы в Министерстве труда и социального развития РФ, территориальных органах министерства не позднее семи календарных дней со дня их подписания. Обязанность по регистрации коллективных договоров, соглашений возлагается на работодателей.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в содержание социально-партнерского акта, а также в случае присоединения работодателя к действующему соглашению.

В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условий соглашений1.

Таким образом, для заключения соглашения того или иного уровня, как и для заключения коллективного договора, необходимы последовательные стадии: создание комиссии; проведение коллективных переговоров; подготовка проекта соглашения; заключение соглашения (подписание соглашения); уведомительная регистрация.

Рассмотрим генеральное соглашение как правовой акт социального партнерства.

Генеральное соглашение - это разновидность соглашений, заключаемых социальными партнерами, правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения между работниками и работодателями.

Однако в отличие от других соглашений, например от отраслевых тарифных, получивших широкое распространение, генеральное соглашение устанавливает не условия труда, а общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. В соответствии с этим, генеральное соглашение занимает особое место в механизме регулирования социально-партнерских отношений. В нем нет регулятивных норм, и оно не оказывает непосредственного влияния на содержание трудовых отношений. Значение этого соглашения в том, что оно определяет согласованные направления осуществления социально - экономической политики и регулирования трудовых отношений.

Генеральные соглашения заключаются в России с 1992 года. Задача, поставленная указом Президента РФ от 15.11.91г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)1» состояла в определении обязательств сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий граждан, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских социально-экономических программ. Принимаемый социальными партнерами акт был, таким образом, направлен на создание системы взаимных обязанностей объединений работодателей, профессиональных союзов и Правительства. Выполнение регулятивной функции не предполагалось изначально.

На основании Указа от 15.11.91 г. было заключено единственное соглашение - Генеральное соглашение между Правительством РФ, российскими объединениями профсоюзов и объединениями предпринимателей (работодателей) на 1992 г. Оно представляло собой перечень обязательств «в области экономики и проведения реформ, содействия занятости, регулирования уровня жизни и обеспечения социальных гарантий, условий и охраны труда, обеспечения экологической безопасности, правового обеспечения трудовых отношений и социального партнерства». Эти меры должны были реализовываться Правительством либо Российской трехсторонней комиссией, никаких конкретных обязательств на работодателей не возлагалось, хотя стороны и обязались сотрудничать в обеспечении выполнения включенных в соглашение мероприятий.

Принятый в марте 1992 года Закон о коллективных договорах и соглашениях несколько изменил цели генерального соглашения. В соответствии со ст. 18 в первоначальной редакции генеральное соглашение устанавливает общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики (а не обязательства, как было предусмотрено указом Президента РФ от 15.11.92 г.)

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Советом Министров - Правительством РФ на 1993 год было заключено уже «О согласованных позициях, обязательствах и действиях сторон по основным вопросам проведения социально-экономической политики и регулирования трудовых отношений, обеспечения социальных гарантий гражданского мира и согласия в обществе».

Содержание генерального соглашения на 1993 г., тем не менее, не отличалась от обязательства 1992 года. По существу это план, по подготовке предложений для законодательных решений и разработке проектов нормативных актов.

Таким образом, попытка законодателя придать генеральному соглашению более общий вид, сконцентрировать усилия социальных партнеров на определении принципов социально-экономической политики не удалась. Генеральное соглашение осталось своеобразной программой законопроектной деятельности Правительства и РОК. Принятые в последующие годы (1994-1997) генеральные соглашения продолжили эту традицию.

В 1995 г. ФЗ от 24.11.95 № 176-ФЗ «О внесении и дополнении в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» изменил редакцию статьи 18 Закона от 11.03.1992 г. Теперь согласно части второй ст.18 на генеральное соглашение возложена вполне конкретная и не такая широкомасштабная, как раньше, задача: устанавливать общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Основная цель генерального соглашения в соответствии с этим положением - направление и координация коллективно-договорного регулирования, осуществляемого на федеральном уровне отраслевыми и межотраслевыми соглашениями.

Генеральное соглашение на 1998-1999 г.г., заключенное после вступления в силу Закона от 24.11.95 г., несмотря на предпринятые законодателем усилия, сохраняет привычную структуру и содержание.

В итоге имеем складывающуюся на протяжении ряда лет тенденцию ограничения содержания генерального соглашения, придания ему большей конкретности и увязки исключительно с правовым регулированием трудовых отношений, а не с осуществлением социально-экономической политики в целом. Это явно прослеживающееся стремление законодателя.

В какой-то мере реализация Генерального соглашения проявляется в деятельности представителя государства - Правительства РФ. Например, Правительство РФ по действовавшему Генеральному соглашению приняло специальное Постановление № 543 от 30.05.1998 г. «О реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 1998-1999 годы», которым утверждался план мероприятий Правительства по осуществлению указанного соглашения и на министерство труда РФ возлагались контроль за реализацией названного плана и предоставление ежеквартальной информации о ходе его выполнения в Российскую трехстороннюю комиссию1. Но тем не менее это не опровергает тезис, закрепленный законодателем, о том, что Генеральное и региональное соглаше


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.